Расчет эксплуатационных затрат земснаряда и обслуживающего его флота
Автор: Луженкова Ольга Сергеевна
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Актуальные вопросы экономических наук» (Уфа, октябрь 2011)
Статья просмотрена: 4441 раз
Библиографическое описание:
Луженкова, О. С. Расчет эксплуатационных затрат земснаряда и обслуживающего его флота / О. С. Луженкова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 38-41. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/11/1030/ (дата обращения: 19.12.2024).
В последнее время ведется интенсивный поиск путей развития внутреннего водного транспорта России и преодоления возникших в его функционировании кризисных явлений. Одним из основных направлений повышения эффективности внутреннего водного транспорта можно признать совершенствование технологии путевого хозяйства и в частности землечерпательных работ.
Для российского путевого хозяйства характерно многообразие землечерпательного флота и систем его функционирования, причем ни одну из них нельзя однозначно считать оптимальной.
Работа земснаряда и обслуживающего флота зависит от многих факторов, в том числе от природно-производственных условий, от наличия и квалификации персонала, от уровня организации труда, от требований охраны природы, но в решающей степени – от производительности земснаряда и уровня затрат на его содержание. Как правило, содержание земкараванов требуют больших затрат. Поэтому расчет затрат на их эксплуатацию является одним из ключевых элементов работы и определения эффективности различных видов земснарядов.
Среди природно-производственных факторов, влияющих на работу земснаряда и обслуживающего его флота, следует отметить в первую очередь эксплуатационные характеристики участка работ и почвенно-грунтовые условия. В частности, к эксплуатационным характеристикам участка работ относятся размеры прорези (длина, ширина, глубина), место положения участка, площадь и объем извлекаемого грунта, условия транспортировки грунта. Почвенно-грунтовые условия непосредственно влияют на выбор типа земснаряда. Так, скальные и валунные грунты, тяжелые глины, сильно засоренные грунты разрабатываются одночерпаковыми штанговыми снарядами, галечные и гравелистые грунты – многочерпаковыми снарядами, несвязные грунты – землесосными с гидрорыхлителями.
В землечерпательные работы входят: углубление, расширение, спрямление и подчитка существующих, а также создание новых судовых ходов; углубление и расширение существующих, а также устройство новых подходов и акваторий заводов, портов, затонов и пристаней; устройство котлованов для гидротехнических сооружений и траншей для кабелей и трубопроводов [1].
Производственный процесс землечерпательных работ состоит из основного производственного процесса (непосредственная работа земснаряда по извлечению и удалению грунта) и процесса по обеспечению и обслуживанию производственного процесса (переходы на другое место работы, вспомогательные операции: установка на месте работ, сборка по окончанию работ, перестройка снаряда с одного места работы на другое, перекладка рабочих якорей, перевод плавучего или берегового пульпопровода, переход с одной траншеи на другую, смена шаланд, прием топлива, сдача подсланевых и хозяйственных вод и т.д., навигационный ремонт, пропуск судов и плотов).
Производственный процесс независимо от объема и места выполнения работы описывается в наряд-задании, который составляет прораб путевых работ в двух экземплярах. В наряд-задании [2] указываются размеры прорези (длину, ширину, глубину), объем выемки или намываемого сооружения, расчетную производительность земснаряда, планируемое рабочее время, плановые остановки, суммарное (валовое) время на выполнение работ. Обязательными приложениями к наряду-заданию являются план участка работ с указанными на нем границами прорези и таблицей подсчета объема работ.
Эксплуатационные затраты [3] земснаряда и обслуживающего его флота делятся на прямые и накладные.
К прямым затратам относятся следующие виды:
Затраты на оплату труда;
Начисления на заработную плату;
Рацион коллективного питания;
Топливо и энергия;
Материалы;
Ремонты;
Зимний отстой;
Амортизация основных фондов;
Прочие расходы.
Накладные затраты включают в себя:
Затраты на содержание вспомогательных и обслуживающих производств;
Затраты, связанные с управлением и общеэксплуатационные затраты;
Затраты по внутренним операциям.
В статью «Затраты на оплату труда» включается основная и дополнительная заработная плата:
должностные оклады;
персональный повышающий коэффициент к окладу;
повышающих коэффициент к окладу за выслугу лет;
доплата за работу в ночное время;
доплата за работу в выходные и нерабочие праздничные дни;
доплата за совмещение профессий (должностей), за расширение зон обслуживания, за увеличение объема работы или исполнение обязанностей временно отсутствующего работника без освобождения от работы;
надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;
оплата за работу сверх нормальной продолжительности рабочего времени;
доплата за работу в районах с неблагоприятными природными климатическими условиями (районные коэффициенты) и надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям;
доплата за авральные работы;
доплаты работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными условиями труда;
доплаты за работу в опасных для здоровья и тяжелых условиях труда;
доплата за разрывность рабочего дня;
доплата членам экипажей судов, совмещающих должности устанавливается членам экипажей судов совмещающих должности;
доплата за недостающего работника плавсостава;
персональные надбавки в денежном выражении;
другие доплаты и надбавки, установленные Законодательством и Постановлением Правительства Российской Федерации.
Общая сумма затрат на оплату труда земснаряда и обслуживающего его флота с учетом выше перечисленных условий может определяться по формуле:
ЗОТ = ЗДО * КДОП, руб.
где ЗОТ – затраты на оплату труда;
ЗДО – затраты по заработной плате по должностным окладам;
КДОП – коэффициент, учитывающий все виды доплат.
В статью «Начисления на заработную плату» включаются обязательные отчисления органам государственного социального страхования, ПФ и медицинского страхования по установленным законодательством нормам от затрат на оплату труда:
ЗСВ = ЗОТ * Ставка страховых взносов, руб.
Стоимость рациона коллективного питания определяется исходя их численности экипажа земснаряда и обслуживающего его флота, продолжительности навигации и установленных норм расхода средств на питание одного члена и определяется по формуле:
ЗРП = r * НРП * t, руб.
где ЗРП – затраты на рацион коллективного питания;
r – число членов экипажа;
НРП – норма расхода средств на питание на одного члена экипажа, руб.;
t – продолжительность навигации, сут.
В статью «Топливо и энергия» включаются затраты на приобретение:
дизельное топливо, расходуемое судами;
смазочные масла, расходуемые судами;
все виды энергии (электрической, тепловой и других видов), расходуемой судами в производственном процессе.
Стоимость расхода топлива и энергии определяется на основе установленных норм расходов топлива и энергии в натуральных показателях и существующих ценах на топливо/энергию (без НДС).
ЗТЭ = ЗДТ + ЗСМ + ЗЭ, руб.
где ЗТЭ – затраты на топливо и энергию;
ЗДТ – затраты на дизельное топливо;
ЗСМ – затраты на смазочное масло;
ЗЭ – затраты энергию.
Величина затрат на дизельное топливо связана с объемом потребления топлива в зависимости от условий эксплуатации (на стоянке, в работе) и определяется по следующим формулам:
ЗДТ = ЗДТх + ЗДТст, руб.
ЗДТх = (НДТх * tх)/1 000 * СтДТ, руб.
или
ЗДТст = (НДТст * tст)/1 000 * СтДТ, руб.,
где НДТх – норма расхода дизельного топлива на ходу, кг/час;
tх – время затраченное на ход, час;
СтДТ – стоимость одной тонны дизельного топлива, руб.;
НДТст – норма расхода дизельного топлива на стоянке, кг/час;
Tст – время затраченное на стоянке, час
Величина затрат на смазочное масло зависит от объем потребления смазочного масла и определяется по формуле:
ЗСМ = (НСМ * t)/1 000 * СтСМ, руб.
где НСМ – норма расхода смазочного масла, кг/час;
t – время эксплуатации земснаряда, час;
СтСМ – стоимость одной тонны смазочного масла, руб.
Нормы расхода дизельного топлива и смазочного масла на каждую навигацию устанавливаются приказами предприятия путевого хозяйства.
Величина затрат на энергию зависит от объема потребления энергии и определяется по формуле:
ЗЭ = W * СтЭ, руб.
где W – расход энергии в навигационный период, единицы изм.;
СтЭ – тариф на энергию, руб.
В статью «Материалы» включаются затраты на приобретение материалов (смазочных, обтирочных, изоляционных, набивочных и др.), покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, а также материалы, необходимые для проведения межнавигационных ремонтов.
ЗМ = ЗМнаМР + ЗМтек, руб.,
где ЗМ – затраты на материалы, руб.
ЗМнаМР – затраты на заготовку материалов и изготовление сменно-запасных частей, руб.;
ЗМтек – затраты на материалы на текущую навигацию, руб.
Размер затрат на заготовку материалов и изготовление сменно-запасных частей определяется в 15-20% от стоимости работ. При этом стоимость данных материалов равномерно распределяется от одного срока межнавигационного ремонта до другого:
ЗМнаМР = (15-20% * СтМР) * (1/5), руб.
Стоимость материалов на текущую навигацию принимается в размере 5% от стоимости расходов на топливо и определяется по формуле:
ЗМтек = 5% * ЗДТ, руб.
В статье «Затраты на ремонт» отражаются расходы предприятия на проведение всех видов ремонта. При этом стоимость межнавигационного ремонта производится по графику и лимитам, установленным ремонтной службой предприятия. Стоимость межнавигационного ремонта должна быть равномерно распределена до следующего срока ремонта (в среднем на 5 лет). Затраты на навигационный ремонт укрупнено принимаются в размере 25-30% от суммы расходов на межнавигационный ремонт. При условии осуществления крупных (незапланированных) ремонтных работ в течение навигационного периода следует в последующем их учитывать также как стоимость межнавигационного ремонта.
ЗР = ЗМР + ЗНР, руб.
ЗМР = СтМР * (1/5), руб.
ЗНР = 25-30% * СтМР, руб.
где ЗР – затраты на все виды ремонта, руб.;
ЗМР – затраты на межнавигационный ремонт, руб.;
ЗНР – затраты на навигационный ремонт, руб.;
СтМР – стоимость межнавигационного ремонта по лимитам ССХ, руб.
В статью «Зимний отстой» включается расходы по содержанию работников, занятых на работах по отстою судов в период от постановки их в ремонтные пункты после закрытия навигации текущего года и приведения их в эксплуатационную готовность к началу новой навигации: командного состава, наблюдающего за ремонтом и сохранностью судов и других работников, оставляемых для обслуживания и охраны судов, поставленных на отстой, а также прочие затраты по отстою. При этом затраты на оплату труда составляют 85-90% всех затрат по отстою судов в межнавигационный период. Остальные 10-15% приходятся на прочие расходы по отстою.
Затраты на зимний отстой укрупнено принимаются в размере 3-5% от суммы расходов на межнавигационный ремонт:
ЗЗО = 3-5% * СтМР, руб.
Статья «Амортизационные отчисления» определяется исходя из балансовой стоимости судна и утвержденных в установленном порядке норм амортизации.
Для упрощения расчетов размер амортизационных отчислений можно принять по факту прошлого отчетного периода, используя бухгалтерские данные.
В статью «Амортизационные отчисления» можно также включить стоимость износа малоценного инвентаря в размере 0,2% от балансовой стоимости судна.
В статье «Прочие расходы» учитываются затраты по следующим видам работ и услуг:
осмотр судов органами регистрации, услуги СЭС по выпуску флота в эксплуатацию;
аренда судов, принадлежащих другим предприятиям;
затраты на командировки;
обязательные страховки;
услуги на связь;
отчисления на природоохранные мероприятия и др.
Суммы прочих затрат укрупнено принимаются в размере 1% от всех затрат:
ЗПР = (ЗОТ + ЗСВ + ЗРП + ЗТЭ + ЗМ + ЗР + ЗЗО +ЗАО) * 1%, руб.
Затраты на содержание вспомогательных и обслуживающих производств включают затраты по содержанию следующих видов деятельности (подразделений):
обстановочные работы;
выправительные работы;
дноочищение;
траление;
прочие путевые;
обслуживающий флот;
обслуживающие подразделения.
Данные затраты распределяются по видам судов в порядке, определенном предприятием. При этом состав затрат на содержание вспомогательных и обслуживающих подразделений может быть аналогичным прямым затратам по дноуглубительному флоту.
Затраты, связанные с управлением и общеэксплуатационные затраты, включают оплату труда работников аппарата управления филиала, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности, содержание помещений и оборудования, командировки, связанные с производственной деятельностью и другие расходы, связанные с управлением.
Данные затраты распределяются по видам судов в порядке, определенном предприятием.
В ходе работы при наличии структурных предприятий или филиалов у предприятия могут возникнуть затраты по внутренним операциям, учитывающим сумму затрат головного предприятия или его филиалов по оказанию различных услуг, распределяемые по видам судов в порядке, определенном предприятием.
Главная идея эффективной работы землечерпательного флота – это определение затрат на эксплуатацию земснаряда и выражение их в параметрах времени и производительности (рис. 1). Целью является получение достоверных показателей затрат в год, час (сутки) или на м3.
Рис. 1. Выражение затрат в параметрах времени и производительности
Таким образом, можно определить величину расходов на выполненные земснарядом работы в различных ситуациях и рассчитать уровень использования судна и соответствующих затрат, при котором работа была бы рентабельна.
В данной публикации представлены общие принципы и методика расчета эксплуатационных затрат земснаряда и обслуживающего его флота, которые могут быть использованы в работе государственных бассейновых управлений водных путей и судоходства, дноуглубительных предприятий.
Литература:
Инструкция по землечерпательным работам/ Минречфлот РСФР. – М.: Транспорт, 1989.
Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ: http: // www.koap.ru/htm/r/18/index.htm
Отраслевая инструкция по составу затрат и калькуляции себестоимости работ и услуг предприятий основной деятельности речного транспорта: http: // www. allbusiness.ru/ BPravo/DocumShow_DocumID_2861.html
С.Я. Зернов. Учебное пособие по дисциплине «Управление на водном транспорте» для студентов гидротехнического факультета очной и заочной форм обучения. - Новосибирск: Новосибирская государственная академия водного транспорта, 2007.