Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Маклашина, Л. Р. Деловой туризм – инструмент продвижения индустрии туризма / Л. Р. Маклашина. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 122-125. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/11/1114/ (дата обращения: 16.11.2024).

Современная туристская индустрия является одной из крупнейших, высокодоходных и наиболее динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства. Туризм, как сфера услуг выступает значительным инструментом перераспределения национального дохода внутри страны, оказывает мультипликативный эффект на развитие многих отраслей экономики.

Тенденции мирового социально-экономического развития показывают, что в настоящее время в мире в сфере услуг производится более половины валового внутреннего продукта. Свыше 40% размещенных в мировой экономике прямых инвестиций приходится на торговлю, банковские и финансовые услуги, страхование и туризм. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче, переработке нефти и газа. По данным Всемирной туристской организации туристский бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервисного рынка, на его долю приходится 7% общего объема инвестиций и 5% всех налоговых поступлений.

Российская Федерация, несмотря на свой высокий туристский потенциал, занимает незначительное место на мировом туристском рынке. На ее долю приходится около 1% мирового туристического потока. По оценкам ВТО, потенциальные возможности России позволяют при соответствующем уровне развития туристской индустрии принимать до 40 млн. иностранных туристов в год. [2]. Однако по данным Росстата количество приезжающих в Россию иностранных гостей в 2010 году составляет 22,281 млн. человек, в том числе туристов 2,13 млн. человек, по служебным целям 4,43 млн. человек.[3]

По оценкам Всемирного совета путешествий и туризма (World Travel and Tourism Council,WTTC), за 2010 год объем деловых поездок во всем мире составил 819 млрд. дол. США. Это на 1,8% меньше, чем годом ранее, к 2020 году WTTC прогнозирует цифру в 1,589 трлн. дол. США, что делает ежегодный рост на 4,3% . Этот же источник оценивает рынок частных путешествий в этом году в 3,111трлн. дол. США, прогноз на 2020 год 5,793 трлн. дол. США с ежегодным ростом на 4,1%. По оценкам WTTC объем российского рынка деловых поездок в 2010 году сократился на 5% и составил 6,5 млрд. дол. США, прогноз на 2020 год 18,4 млрд. дол. США при ежегодном росте на 5,9%. Объем частных поездок оценивается в 50,5 млрд. дол. США. Это на 5,8% меньше, чем годом ранее. Прогноз на 2020 год 122,8 млрд. дол. США при ежегодном росте на 4,3%. По оценке международных экспертов общий объем российского рынка, включая деловые поездки и индустрию встреч MICE, должны составлять 13 млн. дол. США.[4]

Исторически деловой туризм и объем мировой торговли были всегда очень тесно взаимосвязаны. Сегодня рост мировой торговли составляет 9% в год, тот же уровень роста ожидается для расходов на мировой деловой туризм в 2011 году. [5]

На индустрию делового туризма приходится 60% всего мирового туризма, 55-60% мест в отелях заполняется за счет деловых поездок. Этот сектор туризма активно развивается в 150 странах, и крупные бизнес - мероприятия проходят не в столицах, а в регионах. [7]

По прогнозам совокупный годовой рост расходов на деловой туризм в Бразилии, России, Индии и Китае будет идти в два-три раза быстрее, чем в развитых странах, таких как США, Франция, Германии и Великобритания. Быстрый рост делового туризма развивающихся стран спровоцирован трудностями в области долговых обязательств, секторе недвижимости и сокращением потребительского спроса в развитых странах.

Поэтому произошли относительные изменения в формировании новых маршрутов и инновации в области индустрии начали формировать новый мировой заказ в плане форм, объемов и регионального распределения мирового делового туризма. (Таблица 1.) [5]

Таблица 1

Прогнозируемый общий годовой рост делового туризма на 2011-2015 гг.

Развивающиеся страны

% роста

Развитые страны

% роста

Китай

11,2

Великобритания

5,4

Индия

10,8

США

3,8

Россия

7,1

Франция

3,3

Бразилия

7,0

Германия

2,9


Проблема увеличения Российского туристского экспорта на сегодняшний день является одной из важнейших в современной России. И решением является развитие делового туризма. С каждым годом деловые, культурные и научные связи между регионами и странами становятся все более тесными. Развитие национальной экономики и интеграция ее в мировой рынок также немыслимы без развития сферы делового туризма. Деловая коммуникация, обмен технологиями и информацией, поиск новых рынков, поиск партнеров для инвестиций и совместных проектов, продвижение компаний через PR-акции, обучение персонала и внедрение корпоративной культуры - все это деловой туризм, как неожиданно бы это не звучало. Деловой туризм является одним из ресурсов интеграции и развития компаний посредствам участия в выставках и конгрессах, через бизнес-образование.

Деловой туризм играет важнейшую роль в развитии национальной экономики - содействует ее интеграции в мировой экономический рынок. Современный бизнес невозможен без активного обмена информацией, овладения новыми технологиями, участия в международных конгрессах, семинарах, выставках, без повышения квалификации на всех уровнях делового образования. Все это входит в сферу делового туризма. Благодаря этой отрасли туризма происходит приток новых инновационных идей в экономику, завоевываются новые рынки, разрабатываются инновационные продукты.

Ежедневные расходы совершающего деловую поездку бизнесмена в среднем в три раза превышают затраты обычного туриста, следовательно, при увеличении свободного времени участников за счет оптимальной организации, возможно комбинировать деловую часть поездки с различными туристскими программами и дополнительными услугами. И при этом, как показывают маркетинговые исследования, в отличие от других туристских поездок, в периоды любых экономических спадов и кризисов сфера делового туризма страдает менее всего, а порой даже увеличивает свои объемы.

Бизнес-туризм на сегодняшний день представляет собой высокоразвитую индустрию по обслуживанию бизнес - поездок, которые, в свою очередь, делятся на несколько видов. В свою очередь индивидуальные и групповые деловые поездки для участия в мероприятиях, проводимых промышленными и торговыми корпорациями, составляют около 68% от общего объёма деловых поездок. Посещение промышленных выставок, ярмарок и участия в их работе - 12%, участие в конференциях и семинарах под эгидой политических, экономических, научных, культурных, религиозных и других организаций составляют около 14%, конгресс - поездки - 3%, инсентив - туризм - 3%. Это деление относительно условное, поскольку все виды деловых поездок могут переплетаться между собой. Особенностью современного делового туризма является устойчивый спрос на комбинированные программы, сочетающие 3-4 дня работы (деловые переговоры, установление контактов, приобретение или продажа продукции, поиск новых технологий или оборудования и т.д.) и 1-3 дня отдыха (экскурсии, активный отдых, развлекательные программы, культурные мероприятия и т.д.). [6]

На западе деловой туризм существует с 1841 года, в то время как в России он появился только в 1990-х годах. В создании инфраструктуры туризма, и прежде всего делового, в последние годы наметился определенных прогресс – в Москве и некоторых областных центрах строятся многочисленные бизнес - отели и бизнес – центры с применением инновационных форм управления, создаются конгресс бюро и выставочные организации, расширяется календарь форумов и иных деловых мероприятий.

Эта тенденция легко объяснима - за последние годы бизнес туризм превращается в одну из самых высокодоходных отраслей мировой туристской индустрии. В то время как на российском рынке деловой туризм вошел в двадцатку самых крупных отраслей экономики страны, в регионах деловой туризм развит слабо. Однако, спрос на проведение конференций, выставок и встреч неуклонно растет, а игроков работающих на рынке делового туризма, которые целенаправленно продвигали этот продукт крайне мало. Компании, которые занимаются элементами делового туризма, как правило, не подозревают об этом, а те, кто считают себя участниками данного рынка, зачастую ими не являются. Между компаниями индустрии туризма, работающих в сфере делового туризма почти не существует партнерских связей, поэтому цепочка между гостиницами, туристскими фирмами и компаниями, занимающимися организацией событий в регионах не выстроена. Объединение компаний в один цикл для полного удовлетворения потребителей рынка делового туризма, а так же создания нового конкурентоспособного продукта в сфере делового туризма очередная задача, которую можно решить с помощью создания стратегических альянсов туристских структур, государственно - частных партнерств. Это становится общепринятой мировой практикой, позволяющей быстрее реагировать на изменения рынка. Успех коммерческой деятельности на рынке туристских услуг, том числе и делового туризма, определяется, в первую очередь, привлекательным туристским продуктом.

Деловой туризм - основной сектор туристской отрасли Нижегородского региона, локомотив всей региональной туристской индустрии. В настоящее время более половины туристских прибытий в Нижегородскую область связано с деловыми целями. Деловая привлекательность Нижнего Новгорода и региона определяется транспортно-географическим положением, промышленным и научным потенциалом, а так же историко-культурным наследием.

Нижегородская область расположена в центре европейской части России, территория около 80 тыс. кв. км, население 3,6 млн. чел., уровень урбанизации 78%, по плотности населения регион входит в десятку наиболее густонаселенных регионов России. Административный центр Нижний Новгород (с 2000 года – столица Приволжского федерального округа РФ), расположен на слиянии Волги и Оки, в 400 км от г. Москвы, основан в 1221 г., входит в число 100 городов мира, включенных ЮНЕСКО в список городов, представляющих историческую и культурную ценность. Нижегородский регион известен своими историка–архитектурными ансамблями ХIIIII веков.

Нижегородская область входит в европейский проект развития транспортных коридоров. Плотность сети автомобильных дорог в 5 раз превышает средне российские показатели, железных дорог - в 3 раза. Нижний Новгород располагает международным аэропортом, речным портом, обслуживающим суда река-море, который имеет выход ко всем морям, омывающим Европейскую часть России.

В структуре экономики области сектор услуг в настоящее время составляет около 50% валового регионального продукта, более 40% ВРП приходится на производство товаров и здесь лидирующее положение занимает промышленность 38,4% и производство сельскохозяйственной продукции около 7 %. По объему промышленного производства регион занимает 12 место среди 89 регионов России. Особенностью промышленного потенциала региона является развитый машиностроительный промышленный комплекс (45% в общем объеме выпускаемой продукции) и уникальные технологии предприятий оборонно–промышленного комплекса. Научно – технический потенциал региона – это более 100 различных научных организаций от академических и отраслевых научно – исследовательских институтов до заводских конструкторских бюро. Система высшего и среднего профессионального образования Нижегородской области обеспечивает ежегодное обучение около 200 тысяч студентов.

В качестве основного сегмента развития регионального туризма правительство области рассматривает деловой туризм и в качестве основного ресурса - выставочно-ярмарочная и конгрессная деятельность ряда организаций, в том числе Нижегородской ярмарки. В рамках программы «Развитие въездного и внутреннего туризма в Нижегородской области в 2007 — 2011 годах» предлагается сочетать деловой туризм с событийным и культурно познавательным. Планируется проведение костюмированных балов и фестивалей таких как, «Мастеров народных братств» в городе Городце, «Золотой хохломы» в городе Семенове, Пушкинского фестиваля в селе Большое Болдино и других. Для реализации данной программы правительство области намерено аккумулировать, средства из разных источников. До конца 2011 года на программу планируется потратить: 991,2 млн. руб.- из областного бюджета, 609 млн. руб.- из федерального бюджета и 296,9 - млн. руб. из местных бюджетов. Кроме того, предполагается, что 1,7 млрд. руб. поступит от частных инвесторов. По прогнозам чиновников, в результате реализации программы до конца 2011 года поток иностранных туристов увеличится до 100 тыс. человек в год, российских – до 1,4 млн. человек. Кроме того, доля Нижегородской области на рынке въездного и внутреннего туризма в Приволжском федеральном округе должна вырасти до 20% на рынке России - до 5%.

Однако, анализ развития международного туризма в регионе показал, что дальнейшее развитие индустрии туризма сдерживается рядом факторов: неудовлетворительным состоянием инфраструктуры туризма, особенно наличием высокой степени износа гостиничной базы (лишь 22% гостиниц туристского класса соответствуют мировым стандартам, то есть могут претендовать на размещение туристов из дальнего зарубежья, отсутствием конгресс – отелей, отсутствием помещений для проведения конференций и семинаров вместимостью 500 человек и выше), неудовлетворительное состояние объектов историка - культурного и природного наследия, плохое состояние дорог и придорожного сервиса. На нижегородском рынке почти нет компаний, специализирующихся на деловом туризме. Предоставлением таких услуг занимаются и туристские фирмы, и гостиницы, и немногочисленные event- компании. Даже при наличии заказчика они редко стремятся объединить свои усилия. Объединившись компании, работающие в сфере индустрии туризма, используя инновационные продукты в сфере управления бизнесом, получат конкурентное преимущество в создании нового конкурентоспособного продукта удовлетворяющего потребности делового туриста и возможность быстрее реагировать на изменения внешней и внутренней среды туристского рынка, тем самым привлекая в регион новых инвесторов.

Таким образом, перед российскими туристскими регионами и отраслью встает проблема поиска таких инновационных методов построения эффективной системы управления, которые позволили бы укрепить рыночные позиции региональной индустрии туризма в отдельности и способствовать тем самым дальнейшему развитию туристской территории в целом.


Литература:

1 Сайт Администрации Нижегородской области www. government.nnov.ru

2.Сайт Торгово-Промышленной палаты Нижегородской области [электронный ресурс] Режим доступа: http:// tpprf.rbc/ru/ru/main/committee/komtur/turkonc/

3.Сайт Федерального агентства по туризму РФ www.russiatourism.ru

4. http://ru.wikipedia.org

5. http://www.tourprom.ru/news/14171/

6.Брыляков К. Что иностранцу хорошо в России?//Журнал National Business, Май 2008г., стр18.

7.Зайцева Г. Чем привлечь делового туриста? //Нижегородский деловой журнал Деловая неделя – “Экстра-Н “, март № 5 (104) 2007г., стр.35

Основные термины (генерируются автоматически): деловой туризм, США, WTTC, Нижегородская область, ежегодный рост, Россия, дол, нижний Новгород, российский рынок, туристская индустрия.