Роль интрапренерства в развитии инновационной активности российских предприятий | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бышок, А. С. Роль интрапренерства в развитии инновационной активности российских предприятий / А. С. Бышок, А. В. Дорофеева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономических наук : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Уфа, октябрь 2011 г.). — Уфа : Лето, 2011. — С. 16-18. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/11/864/ (дата обращения: 16.11.2024).

Становление и развитие рыночной экономики в нашей стране объективно требует ускоренного создания и внедрения принципиально новых форм и методов управления на всех ее уровнях и, в первую очередь, на уровне основных производственных звеньев-предприятий (фирм). Эти формы и методы управления должны быть адекватными главным принципам функционирования рыночной экономики, обладать высокой степенью "реакции" на изменения внешней среды, базироваться на рыночной философии хозяйствования (маркетинге) и прогрессивных направлениях организации предпринимательской деятельности [1, с.15].

В 80-е годы появился ряд работ по теории и практике предпринимательства, в которых в качестве нового направления выделяется так называемое интрапренерство [2].

Под интрапренерством понимается инициативная, новаторская деятельность по производству и реализации товаров и услуг на основе интеграции предпринимательских возможностей предприятия и предпринимателя в целях эффективного использования ресурсов предприятия и его динамического развития на основе нововведений. Интрапренерство развивается на действующем предприятии на основе создания духовных, организационных и экономических условий для возникновения предпринимательских идей и их реализации в интересах автора и предприятия.

Целью интрапренерства является повышение эффективности предприятия за счет:

- активизации и использования творческого потенциала сотрудников;

- повышения эффективности использования ресурсов предприятия;

- быстрой реакции на изменения потребностей рынка;

- быстрой реализации всевозможных нововведений (технических, организационных и т.п.);

- создания основы для дальнейшего развития производства.

Для того, чтобы более четко понимать особенности интрапренерства, введены два базовых понятия:

1. Традиционное предприятие (фирма, организация), которое работает в устойчивом режиме, в установившихся управленческих и организационно-производственных структурах и консервативно относится ко всем возможным изменениям.

2. Предприятие предпринимательского типа, которое работает на принципах интрапренерства, то есть активно идет на реализацию всех возможных предпринимательских идей.

Принципиальным отличием традиционного предприятия от предприятия предпринимательского типа является:

- отношение к новым идеям и возможностям;

- организационные возможности для реализации возникающих предпринимательских идей;

- наличие воли и целеустремленности для участия в реализации предпринимательских идей [3, с.125-129].

Возникновение интрапренерства было обусловлено объективными тенденциями социально-экономического развития общества. Соответствующие предпосылки показаны на рисунке 1 [4].

Врезка1


Врезка3Врезка4Врезка2


Врезка8Врезка5Врезка7Врезка6Врезка9





Рисунок 1 – Предпосылки развития интрапренерства


Одной из причин интереса к интрапренерству стала тенденция ускорения научно-технического прогресса, появление новых технологий. Чтобы получить конкурентные преимущества на перспективу, надо их быстро внедрять, но это часто вступает в противоречие с текущими задачами, решаемыми на предприятии.

В крупных организациях (фирмах, предприятиях), работающих достаточно стабильно и успешно, развивается консерватизм, сдерживается новаторство, блокируются нововведения, игнорируются инициативы, особенно не связанные непосредственно с основной деятельностью.

Интрапренерство, или внутренне предпринимательство предприятия вступает в определенное противоречие с классическими определениями предпринимательства как инициативной деятельности граждан, направленной на получение прибыли, действующих на свой страх и риск под свою имущественную ответственность, определенную организационно-правовой формой предприятия [5].

Экономическая сущность предпринимательской деятельности заключается в поиске и реализации новых комбинаций факторов производства (обновление продукции, технологии, организационных подходов) с целью удовлетворения явного или потенциального спроса. Субъектом новаторской творческой экономической деятельности может быть как индивидуальный предприниматель, так и группа людей, действующих в рамках производственно-хозяйственной структуры. Субъектом новаторской деятельности является человек, выдвигающий новые идеи, который выступает с инициативой выпуска нового товара, с инициативой по реализации новых решений, новых подходов и т.п.

Новаторство возможно тогда, когда люди имеют возможности для творчества и реализации своих идей и планов. Работа в рамках традиционного предприятия требует от людей, независимо от их должности, выполнения определенного круга обязанностей, связанных с выпуском традиционной продукции. Очевидно, что в этих условиях возможности для творческого труда, новаторства и инициативы ограничены.

С позиции управления предпринимательство заключается в деятельности по подбору и интеграции всех видов ресурсов, по координации всех усилий по созданию организационных, производственных структур, необходимых для успешной реализации выдвинутой предпринимательской идеи.

Очевидно, что осуществление функции управления в предпринимательстве возможно тогда, когда субъект предпринимательства сможет самостоятельно распоряжаться всеми необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, человеческими). Оптимально, когда ресурсы являются собственностью предпринимателя. Очевидно, что так же имеется возможность осуществления предпринимателем функции управления с некоторым ограничением, при передаче ему ресурсов в хозяйственное ведение на определенных условиях (что и происходит при внутреннем предпринимательстве).

Организационной основой развития предпринимательства является:

- гибкая производственная и управленческая структура предприятия, легко трансформирующаяся с учетом новых задач и подходов;

- кадровая политика, политика направленная на формирование персонала предприятия, обладающего большим творческим потенциалом;

- система мотивации, направленная на стимулирование новаторства, творчества.

На предприятиях предпринимательского типа пропагандируют, поощряют выдвижение идей, предложений, поиск новых решений, экспериментирование, независимо от основной сферы деятельности. Создается атмосфера поиска, готовности принятия на себя ответственности и возможности превращения человека, выдвинувшего предпринимательскую идею, в совладельца компании, партнера по бизнеса. Горизонтальная гибкая разветвленная структура фирмы позволяет разрабатывать общие целевые установки, сплачивающие людей, позволяющие им сочетать свои интересы с интересами фирмы.

Традиционные крупные предприятия России отличаются низкой эффективностью, которая вызвана их большой фондоемкостью, устаревшей техникой, технологическим и организационным консерватизмом, раздробленностью собственности, снижающейся заинтересованностью и ответственностью менеджеров. Но в последние годы наблюдаются положительные тенденции. По данным Госкомстата число организаций, осуществляющих инновационную деятельность с 3285 в 2008 году увеличилось до 3414 в 2009. Орловская область следует общероссийской динамике – инновационных предприятий становится больше. В 2008 году их насчитывалось 36, а уже в 2009 году 40.[6] Развитие и поддержание интрапренерства в Орловской области стимулирует повышение качества производимой на предприятиях области продукции и повышает ее инновационный статус.

Одним из вариантов повышения эффективности народного хозяйства России может быть выделение особых производств - предприятий-интрапренеров — предприятий, способных производить инновационную, конкурентоспособную продукцию. Однако на уровне высших менеджеров все еще нет понимания выгодности для предприятия и для общества интрапренерского ресурса, так как это требует скрупулезного отслеживания обратных материальных и информационных потоков на различных организационных уровнях, позволяет сделать прозрачными, легализовать многие неформальные и теневые связи, что явно не выгодно для многих руководителей предприятий в России. Наблюдается тенденция того, что чем выше властный уровень российского управленческого звена, тем больше непонимание выгодности внедряемого интрапренерского ресурса.

Актуальность решения этой проблемы состоит в том, что крайне инерционная технико-технологическая система производства оказывает сопротивление радикальным путям развития и интенсивным способам внедрения нововведений и оказывается не в состоянии соперничать с инновационными механизмами развития предприятий. На предприятиях России преобладает принцип технического совершенствования, когда в рамках технологии улучшается, прежде всего, техника, но сохраняется прежняя организация труда. При этом не соблюдается ключевое условие согласованности главных компонентов производственного процесса, ориентированного на рынок, таких как структура, стратегия, синергия, организация и культура предприятия. Представляется, что именно с точки зрения перспективы интрапренерства целесообразно рассматривать все изменения в культуре, структуре и стратегии предприятий, организации производства и управления.

В крупных российских концернах и корпорациях необходимость многочисленных согласований, бюрократическая волокита являются существенными препятствиями на пути разработки и внедрения новой продукции, услуг, технологических процессов. На таких предприятиях делаются лишь отдельные попытки устранить стоящие на пути ускорения технического прогресса организационные препятствия, но они не носят кардинального характера и инициатива интрапренеров пока не получает серьезной поддержки. Для развития российской экономики в условиях острой мировой конкуренции необходимо, чтобы в каждой отрасли было предоставлено достаточное количество предприятий, способных по технологическим и иным характеристикам обеспечить закрепление и развитие технологических новшеств [7, с.27-34].

Сохранить и укрепить свои конкурентные позиции предприятия могут лишь в случае, если они оптимизируют собственные системообразующие параметры конкурентных преимуществ на внешних рынках, используя многочисленные факторы внутрифирменного предпринимательства.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что существует объективная потребность в понимании и изучении сущности, роли интрапренерства для российской экономики с целью применения его в практической деятельности отечественных предприятий. Поэтому в настоящее время в теоретических и прикладных исследованиях уделяется внимание не только предпринимательству, как одному из эффективных способов ведения дел на самостоятельной независимой основе, но и предпринимательству в единстве со стратегией интрапренерства или внутрифирменному предпринимательству как одному из возможных способов управления с целью успешного ведения дел в одном или нескольких структурных подразделениях предприятия.


Литература:
  1. Кабаков, В.С. Стратегия предпринимательства / В.С.Кабаков. СПб.: СПбГИЭА, 1996.

  2. Хизрич, М. Предпринимательство / М.Хизрич. М.: Прогресс-Университет, 1991.

  3. Анисимов, Ю.П. Управление устойчивым развитием предприятия на основе инноваций и интрапренерства / Ю.П. Анисимов, Ю.В. Журавлев, Г.Д. Черткова, А.В. Соломка. — Воронеж: Воронеж, гос. техн. акад., 2006. — 403 с.

  4. Миллер, А.Е. Интрапренерство как инновационный процесс// Экономика и инновационная деятельность. 2001. - №2. – С.84-89.

  5. Пригожий, А.И. Нововведения: стимулы и препятствия (социальные проблемы инноватики). &#;М., 1999.

  6. Динамика инновационной активности организаций по субъектам Российской Федерации [электронный ресурс].- Режим доступа: www.gks.ru

  7. Бессонова, А.А. Предпринимательство — важнейший аспект бизнеса в условиях кризиса // Российский аналитический журнал «Люди дела». 2009. - №3. С.103
Основные термины (генерируются автоматически): предприятие, предпринимательский тип, традиционное предприятие, внутрифирменное предпринимательство, метод управления, новаторская деятельность, Орловская область, предпринимательская деятельность, российская экономика, рыночная экономика.

Похожие статьи

Роль бизнес-инкубаторов в развитии инновационного бизнеса

Концепция маркетинга в формировании инновационных образовательных и производственных кластеров

Формирование маркетинговой деятельности предприятия в области управления персоналом как фактор стабильности организации

Профессиональная мобильность будущего экономиста и ее роль в инновационном развитии региона

Роль компетентностного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры

Ведущая роль информационно-коммуникационных технологий в речевом развитии ребенка

Роль инклюзивного образования в практике социальной работы

Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой образовательной парадигме

Использование инновационного ресурсного потенциала в системе стратегии развития и управления нефтяными компаниями

Значение деловых игр при формировании профессиональных компетенций бухгалтера

Похожие статьи

Роль бизнес-инкубаторов в развитии инновационного бизнеса

Концепция маркетинга в формировании инновационных образовательных и производственных кластеров

Формирование маркетинговой деятельности предприятия в области управления персоналом как фактор стабильности организации

Профессиональная мобильность будущего экономиста и ее роль в инновационном развитии региона

Роль компетентностного подхода в процессе воспитания музыкальной культуры

Ведущая роль информационно-коммуникационных технологий в речевом развитии ребенка

Роль инклюзивного образования в практике социальной работы

Актуализация роли внеаудиторной деятельности в новой образовательной парадигме

Использование инновационного ресурсного потенциала в системе стратегии развития и управления нефтяными компаниями

Значение деловых игр при формировании профессиональных компетенций бухгалтера