Кооперация как форма экономической деятельности
Автор: Горелова Наталья Сергеевна
Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 23872 раза
Библиографическое описание:
Горелова, Н. С. Кооперация как форма экономической деятельности / Н. С. Горелова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1213/ (дата обращения: 20.12.2024).
Кооперация на нынешнем этапе является именно тем перспективным направлением, которое позволит обеспечить конкурентоспособность крестьянских (фермерских) хозяйств. Опыт работы крестьянских (фермерских) хозяйств показывает, что при слабой материально-технической базе, недостатке финансовых средств, монопольных действиях со стороны перерабатывающих, обслуживающих и ресурсообеспечивающих предприятий, без кооперирования не представляется возможным создать высокодоходное производство, повысить устойчивость их функционирования. Кооперация в современных условиях экономической реформы – это объективная необходимость объединения крестьянских (фермерских) хозяйств в кооперативные структуры с целью повышения эффективности единоличной деятельности.
Кооперация – это некое конкретное добровольное объединение (или совокупность объединений) людей – мелких производителей, крестьян (фермеров), собственников для достижения определенных общих целей в различных областях деятельности. В целях координации предпринимательской деятельности, защиты общих имущественных интересов крестьянские (фермерские) хозяйства могут по договору создавать объединения в форме кооперативов, ассоциаций или союзов по территориальному и отраслевому признакам. Кооперация, как правило, основывается на паевом участии. При этом деятельность кооператива должна быть основана на личном трудовом участии его членов и объединении их имущественных паевых взносов, при этом земельные участки не предаются в паевой фонд и остаются в собственности крестьянских (фермерских) хозяйств.
Кооперативы способны гибко реагировать на изменяющийся спрос, полнее использовать местные условия, предприимчивость сельских товаропроизводителей. При кооперации крестьянские (фермерские) хозяйства объединяются, прежде всего, для защиты своих интересов от монополистов, от посредников и торговцев, которые присваивают большую часть дохода сельскохозяйственных товаропроизводителей. В развитых зарубежных странах сельские товаропроизводители за свою продукцию получают от 65 до 75 % розничной цены. В Казахстане эта доля составляет 25-30 %, остальное присваивают посредники. Улучшения ситуации можно добиться только с помощью кооперации.
Для повышения эффективности и конкурентоспособности крестьянских (фермерских) хозяйств важно развивать между ними и другими хозяйственными единицами различные формы кооперации. Это позволит всем участникам объединения рациональнее использовать имеющиеся ресурсы.
Развитие кооперации в аграрном секторе требует сегодня новых подходов, обеспечивающих стабилизацию экономики крестьянских (фермерских) хозяйств. Прежде всего, необходима разработка обоснованного механизма регулирования экономических отношений между партнерами на добровольной основе. Этот механизм должен учитывать условия рынка, выбор той или иной формы сотрудничества, имеющей вариантные решения, а также существующий правовой характер, основанный на местном и государственном регулировании.
Успешное объединение мелких товаропроизводителей возможно только при активном участии республиканских и местных органов власти, осуществляющих разработку законодательной базы, разъяснительную работу и оказывающих финансовую, организационную, производственную помощь.
С точки зрения права сельскохозяйственная кооперация – это комплексная многоотраслевая структура, регулируемая нормами, относящимися к различным отраслям экономического законодательства. В Республике Казахстан создана обширная правовая база для развития кооперации крестьянских (фермерских) хозяйств, которая осуществляется в форме обслуживающих кооперативов (Приложение М). Законодательной базой развития обслуживающих кооперативов в РК являются Законы «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)» [1] и «О сельской потребительской кооперации в РК» [2], «О сельском кооперативе водопользователей» [3].
Определяющей правовой основой развития сельскохозяйственной кооперации являются статьи Конституции Республики Казахстан, предоставляющие гражданам право на объединение и осуществление различных видов совместной деятельности. Создание и развитие сельскохозяйственных кооперативов, их отношения с другими экономическими контрагентами в законодательной практике стран с рыночной экономикой традиционно регулируются нормами гражданского права. К ним применяются также нормы административного, финансового, налогового, земельного, трудового законодательства. Ни одна из названных отраслей права не может осуществить всестороннее регулирование деятельности сельскохозяйственных кооперативов. Во-первых, должна быть учтена специфика кооперативной формы организации производства.
Во-вторых, эта форма функционирует в весьма сложной системе межотраслевых хозяйственных связей. Исходя из этого и учитывая специфику сельского хозяйства как отрасли, связанной с биологическими и природно-климатическими процессами, обуславливающими повышенный производственный риск, необходимо принять особый комплексный законодательный акт, в котором нормы различных отраслей права применяются через отношения членства и учет отраслевой специфики кооперативной деятельности в аграрной сфере, что требует более гибкого и дифференцированного подхода к правовому регулированию отдельных видов кооперативов. Сельским потребительским кооперативом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства для удовлетворения материальных и иных потребностей своих членов, осуществляемое путем объединения его членами имущественных взносов. Сельские потребительские кооперативы относятся к некоммерческим организациям.
Сельскохозяйственные товарищества имеют только терминологическое сходство с такими видами коммерческой деятельности как хозяйственное товарищество, т.е. деятельность сельскохозяйственных товариществ направлена не на извлечение прибыли, а предоставление различных услуг своим членам по себестоимости. Главные отличия сельскохозяйственных товариществ от сельских потребительских кооперативов заключаются в цели создания: сельскохозяйственное товарищество «создается для обеспечения прибыли самих сельскохозяйственных товаропроизводителей при функционировании товариществ на бесприбыльной основе», а сельские потребительские кооперативы – «для удовлетворения материальных и иных потребностей не только своих членов, но и других граждан, проживающих в сельской местности».
Кроме этого данные формы кооперации отличаются по составу участников: в сельскохозяйственном товариществе это сельскохозяйственные товаропроизводители, занимающиеся товарным производством, в сельском потребительском кооперативе это граждане и юридические лица, занимающиеся закупом и сбытом продукции, произведенной сельскими жителями, в основном излишков продукции личных подсобных хозяйств.
Сельскохозяйственное товарищество отличается от сельского потребительского кооператива также процессом формирования уставного фонда: в сельском потребительском кооперативе формируются паевой, резервный и неделимый фонд, а в сельскохозяйственных товариществах отсутствует неделимый фонд. Соответственно и имущество, находящееся в собственности сельского потребительского кооператива делится на пай его членов и неделимый фонд. В сельскохозяйственном товариществе имущество делится в денежном выражении на пай его членов, размер которых определяется общим собранием.
За последние годы государство начало уделять внимание развитию сельскохозяйственной кооперации в республике. Так, согласно Приказу Министерства сельского хозяйства №690 от 08.12.05 разработан План мероприятий по развитию заготовительно-сбытовых кооперативов (товариществ) [4]. В рамках реализации Программы первоочередных мер на 2006-2008 гг. по реализации Концепции устойчивого развития АПК РК на 2006-2010 гг. предусмотрено создание объединений сельхозтоваропроизводителей, деятельность которых будет заключаться в заготовке, первичной и частично глубокой переработке сырья, хранении, транспортировке и сбыте сельхозпродукции [5].
Для решения проблем сбыта производимой продукции на селе и загрузки перерабатывающих производств предлагается создание сети заготовительных пунктов. Решение данной проблемы должно основываться на заинтересованности предприятий переработки в создании заготовительно-сырьевой базы в кооперации с сельхозтоваропроизводителями (при наличии рынков сбыта переработанной продукции). На эти цели из республиканского бюджета выделены средства в размере 3,5 млрд. тенге в 2006 г., 2,6 млрд. в 2007 г., 1,7 млрд. в 2008 г., 700 млн. тенге в 2009 г.
В целях доступа сельскохозяйственных товаропроизводителей к льготным кредитным ресурсам в 2001 г. была создана АО «Аграрная кредитная корпорация». Постановление Правительства РК от 7 июня 2006 г. №645 «О некоторых вопросах поддержки АПК с участием специализированных организаций» АО «Аграрная кредитная корпорация» осуществляет кредитование сельских потребительских кооперативов по ставке вознаграждения до 5 % годовых на срок 5-7 лет [6].
На 01.01.2010 год в Костанайской области зарегистрировано 4 сельских потребительских кооператива, в том числе 1 – по переработке молока, 1- по заготовке мяса, 1– по переработке мяса и 1 – по переработке зерновых культур. Все это свидетельствует о том, что процесс создания сельских потребительских кооперативов с участием крестьянских (фермерских) хозяйств не получил должного развития, несмотря на принятые со стороны государства меры.
Это связано в первую очередь с тем, что кредитная поддержка сельских потребительских кооперативов тормозится из-за отсутствия у сельскохозяйственных товаропроизводителей собственного залогового обеспечения. Исходя из перечня документов, предоставляемых в «Аграрную кредитную корпорацию» с целью получения льготного кредита необходим залог на сумму не менее 110 % от суммы займа в виде залога, кроме этого дополнительный залог приобретаемого оборудования с производственным помещением, в котором оно будет установлено и прилегающим земельным участком.
Одним из требований при создании сельского потребительского кооператива является наличие достаточной материально-технической базы для реализации проекта, устойчивое финансовое положение учредителей, наличие квалифицированных специалистов и многое другое. Следует отметить, что сельскохозяйственные товаропроизводители зачастую не имеют собственной материально-технической базы, которая позволила бы им осуществить полноценную деятельность, квалифицированных кадров и в большей части финансово не состоятельны.
Сюда можно отнести недоверие сельского населения к создаваемым новым структурам, несогласованность интересов участников кооперации, а также недостаточность выделяемых АО «Аграрная Кредитная Корпорация» финансовых средств для создания СПК. Вместе с тем реализация данного направления является значительным позитивным сдвигом в развитии АПК региона и повышении конкурентоспособности крестьянских (фермерских) хозяйств. Исходя из анализа мирового и отечественного опыта развития сельскохозяйственной кооперации, сложившихся проблем, сдерживающих ее развитие, рекомендуются следующие меры государственного регулирования и поддержки развития сельскохозяйственной кооперации:
– с целью расширения сфер развития сельскохозяйственной кооперации и доступности льготного налогообложения всем формам сельскохозяйственной кооперации рекомендуется внести изменения в «Правила поддержки АПК с участием специальных организаций», утвержденное Постановлением Правительства РК № 645, в пункт 32 о том, чтобы АО «Аграрная Кредитная Корпорация» осуществляла кредитование по ставке вознаграждения до 5 % годовых на срок 5-7 лет не только сельских потребительских кооперативов, но и других форм сельскохозяйственных кооперативов – сельскохозяйственных товариществ. Реализация данного мероприятия даст возможность развивать различные виды сельскохозяйственной кооперации – сбытовой, сервисной, перерабатывающей, страховой, кредитной и другим;
– увеличить объемы выделяемых финансовых средств АО «Аграрная Кредитная Корпорация» на кредитование сельскохозяйственных кооперативов;
– упростить процесс предоставления льготного кредита сельхозкооперативам путем упрощения процесса залога имущества, ее оценки, проведения экспертной комиссии, что повысит доступность кредитования большему количеству сельхозпроизводителей и увеличит количество созданных кооперативов;
– изменение срока предоставления льготного кредита до 7-10 лет, с целью привлечения большего количества товаропроизводителей в процессе кооперирования;
– предоставление льготных кредитов сельскохозяйственным кооперативам не только путем выкупа нового оборудования или строительства нового перерабатывающего предприятия, но и путем модернизации действующего или имеющегося перерабатывающего, хранилищного предприятия, что сократит затраты сельхозтоваропроизводителей на их установку;
– для совершенствования законодательной базы и скорейшей ее реализации в практический деятельности требуется принятие единого Закона РК «О сельскохозяйственной кооперации», который бы четко определил правовые разграничение производственных и обслуживающих кооперативов, паевые отношения, обязательные положения устава кооператива, особенностей функционирования кооператива, отличающих его от других форм хозяйствование, распространения антимонопольного, налогового законодательства, льготного кредитования и вопросы функционирования сельскохозяйственных кооперативов;
– с целью осуществления комплексного развития создания правовых, экономических и организационных условий эффективного функционирования сельскохозяйственных кооперативов в республике рекомендуется разработать и принять Государственную программу развития сельскохозяйственной кооперации, основной целью которой является обеспечение устойчивого развития кооперативного сектора, повышение ее роли в стабилизации АПК, защита экономических интересов сельскохозяйственных товаропроизводителей;
– с учетом наличия специфических особенностей каждого региона рекомендуется разработать Региональную программу развития сельскохозяйственных кооперативов, которая будет включать разъяснительную работу, оказывать финансовую, организационную, производственную, пропагандистскую, консультационную, информационную, практическую помощь созданным кооперативам.
- Литература:
Закон РК «О сельскохозяйственных товариществах и их ассоциациях (союзах)» // globo-arhiv.ucoz.kz
Закон РК «О сельской потребительской кооперации»//www.meatunion.kz/kz/zakon.html/
Закон РК «О сельском кооперативе водопользователей»//globo-arhiv.ucoz.kz/