Инструментарий мониторинга процессов менеджмента качества промышленного предприятия
Автор: Водолажский Артур Рафикович
Рубрика: 12. Стандартизация, метрология и сертификация
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 2970 раз
Библиографическое описание:
Водолажский, А. Р. Инструментарий мониторинга процессов менеджмента качества промышленного предприятия / А. Р. Водолажский. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 107-109. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1335/ (дата обращения: 19.12.2024).
Стабильное и эффективное функционирование систем менеджмента качества напрямую зависит от успешной реализации мониторинга процессов менеджмента качества, реализующего прямую и обратную связь. Мониторинг являясь, как методом, так и средством управления, обеспечивает динамическое отслеживание хода процессов менеджмента качества по установленным показателям и их взаимодействие в цепочке процессов промышленного предприятия. Необходимость использования мониторинга показана и в реализуемых стандартах качества (система менеджмента качества (СМК), стандарт экологической безопасности, стандарт безопасности труда) как процедуры измерения, анализа и улучшения. То есть мониторинг включает в себя:
установление показателей процессов менеджмента качества;
определение средств и методов измерения показателей процессов менеджмента качества;
проверку значений показателей на предмет установления критических норм;
анализ критических значений показателей процессов менеджмента качества с целью определения причин их появления.
Изначально необходимо выделить объекты мониторинга процессов менеджмента качества, демонстрирующие результативность процессов. Идентификация процессов менеджмента качества относится к актуальному вопросу теории менеджмента, широко обсуждаемой в специальной литературе. Существует значительное число подходов к решению названной задачи и способу детализации процессов:
разработка иерархичной структуры процессов (градация по уровням и степени детализации);
определение дерева процессов (согласно схеме процесса в стандарте ИСО 9000);
спектр процессов, детально описывающий действия каждого сотрудника;
определение процессов согласно этапам жизненного цикла (ЖЦ) продукта.
На взгляд автора, последний вариант наиболее приемлем именно для предприятий промышленности с четко установленной номенклатурой изделий. Основываясь на ЖЦ изделия и учитывая рекомендации стандарта ISO 9001:2008 определим процессы и их последовательность в системе менеджмента качества промышленного предприятия:
процесс Маркетинг;
процесс Проектирование;
процесс Снабжение;
процесс Производство;
процесс Сбыт;
процесс Измерение и анализ;
процесс Общий менеджмент.
Очевидно, что выход одного процесса, является входом следующего в общей цепочке производства готового продукта с заранее установленным уровнем качества. Показатели каждого из процессов устанавливаются в зависимости от степени их влияния на результативность (достижение запланированных результатов) и эффективность (соотношение «затраты результат»), а также обязательным учетом рисков процесса.
Рассматривая мониторинг, как аспект управления, реализующий функции наблюдения, контроля, диагностики, анализа и прогнозирования поведения объекта определим необходимые показатели для процесса «Производство» промышленного предприятия.
К таким показателям на взгляд автора можно отнести:
группы показателей качества продукта;
показатели технологических процессов;
показатели производственных процессов (управление, финансы, кадровая политика и др.)
Основная причина исследования любых процессов – обеспечение их устойчивости (управление вариабельностью). Процесс находится в управляемом состоянии, если на него существенно не влияют «специальные причины», под которыми согласно Э. Демингу [1] понимается временный, потенциально устраняемый фактор.
Рассматривая процесс «Производство» с точки зрения качества, необходимо сделать акцент на обязательных компонентах любого производства: технологическом процессе производства и качестве выпускаемой продукции. Для каждого предприятия производящего продукцию, существуют технологические процессы, существенно влияющие на качество [2]. Технологические процессы необходимо подвергать контролю и анализу их стабильности, а следовательно, необходимо установить и их характеристики (точность изготовления и поля допуска) для обнаружения критических факторов процесса.
Качество продукта обеспечивается совокупностью качественных характеристик на всех этапах его жизненного цикла: качество на этапе проектирования, производства, готового продукта, эксплуатации. Таким образом, этапы мониторинга технологических процессов и контроля качества продукции можно описать следующей схемой (рис.1):
Рис.1 Этапы мониторинга процесса «Производства» как процесса менеджмента качества
При установлении критериев качества продукции и технологических процессов необходимо опираться на номенклатуру и специфику выпускаемой продукции, установленные ГОСТы, технические требования и условия. Данный аспект связан с разработкой моделей качества – эталонов, сравнивая с которыми оцениваемые критерии, можно дать характеристику процесса.
Рассматривая технологический процесс, эталоном (моделью) качества может быть соблюдение требований стабильности процесса, под которой понимается свойство, «обусловливающее постоянство распределений вероятности его параметров в течение некоторого интервала времени без вмешательства извне» [3], другими словами контролируемая устойчивость и надежность процесса в течение некоторого временного промежутка.
В разработке модели качества продукции желательно совместно с другими методами применять имитационные методы моделирования, позволяющие получить статистические данные о поведении элементов моделируемого объекта на разных уровнях детализации, что позволяет в дальнейшем исследовать подробно его качественные и количественные характеристики.
При измерении показателей процессов менеджмента качества для объективизации оценок необходимо использовать мультивариантный (многомерный) статистический контроль процессов (MSPC), основанный на применении методов математического моделирования и математической статистики для анализа, накопления, моделирования и прогнозирования факторов, существенно влияющих на рассматриваемый процесс менеджмента качества.
Для анализа реализации технологического процесса необходимо выявить факторы, оказавшие значимое влияние на его отклонения и подвергнуть их корректировке, здесь может быть использован корреляционный анализ и построение регрессионных моделей позволяющих осуществить теоретические прогнозы поведения процесса при изменении выявленных факторов.
В качестве методик оценки качества продукта на различных стадиях его ЖЦ существует целый спектр методов оценки:
1. Контрольные карты (Шухарта, накопленных сумм, средних и т.д.);
2. Методика выборочного контроля;
3. Методика последовательного контроля;
Однако контроль единичных показателей без анализа взаимовлияния факторов не может в полной мере обеспечить объективную оценку процесса. Комплекс методов, используемый в совокупности в автоматизированной форме, во-первых, решит проблему сложности и трудоемкости расчетов, а во вторых обеспечит более точный анализ измерений посредством многомерного анализа. Использование инструментария математической статистики, в частности методы 3 сигм (6 сигм), моменты высших порядков и корреляционный анализ обеспечит выявление и контроль управляемых параметров процессов.
Кроме того, необходимо учитывать и возможности моделирования процессов с целью прогнозирования их поведения и снижения неопределенности знаний о процессе. Разработка моделей позволит осуществить имитацию принятых управленческих решений, в частности проследить результат изменения показателей процесса.
Результат диагностики качества технологического процесса и продукта, как составляющих процесса «Производство»,а также результаты моделирования необходимо использовать в процессе общего менеджмента, как основание для принятия управленческих решений и установления временных интервалов мониторинга, отслеживающего параметры процессов менеджмента качества.
Применение многомерного статистического анализа, как инструментария мониторинга, позволит математически, а следовательно более точно и объективно определить реальное состояние процессов менеджмента качества.
Литература:
1. Деминг, У.Э., Выход из кризиса: Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / У. Эдвард Деминг — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
2. Ивахненко А.М. Автоматизация системы контроля качества при производстве асфальтобетонных смесей // Вестник МАДИ (ГТУ) вып.2(13) МАДИ(ГТУ).-М., 2008. -С.70-73.
3. Горячев В.В., Херсонский Н.С. К вопросу оценки точности технологических процессов // Методы менеджмента качества. – 2010. – № 7. С.56-58.