Инновационное развитие индустрии туризма
Автор: Маклашина Лариса Рудольфовна
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, декабрь 2011)
Статья просмотрена: 7885 раз
Библиографическое описание:
Маклашина, Л. Р. Инновационное развитие индустрии туризма / Л. Р. Маклашина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, декабрь 2011 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2011. — С. 178-179. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/12/1451/ (дата обращения: 16.11.2024).
Важнейшей чертой современного этапа развития экономики является повышение роли инноваций как основы экономического роста государств, а также стремление развитых стран конкурировать за счет высоких технологий и нестандартных нематериальных активов.
Широкое внедрение в хозяйственный оборот инновационных продуктов и технологий стало ключевым фактором экономического развития и улучшения качества жизни населения.
В российском законодательстве под инновацией понимается: ” конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности” [1, c. 28].
В утвержденных президентом РФ Основах политики Российской Федерации и области развития науки и технологии на период до 2010 года и дальнейшую перспективу в качестве неотъемлемой части экономической политики государства определено формирование национальной инновационной системы (НИС): ”Национальная инновационная система должна обеспечить объединение усилий государственных органов управления всех уровней, организаций и научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижений науки и технологий в целях реализации стратегических национальных приоритетов страны.” [3].
Основные направления формирования национальной инновационной системы предусмотрены в основах политики Российской Федерации:
создание благоприятной экономической и правовой среды (создание благоприятного инвестиционного климата);
построение инновационной инфраструктуры;
совершенствование организационно-экономических механизмов государственного содействия коммерциализации результатов научно исследовательских и экспериментальных разработок.
В настоящее время, слабым звеном организационно - экономического механизма управления национальной экономикой, является механизм управления инновациями. В условиях рыночной экономики инновации должны способствовать интенсивному развитию экономики, обеспечивать ускорение внедрение последних достижений науки и техники в производство, полнее удовлетворять потребителей в разнообразных высококачественных и конкурентоспособных продуктах и услугах.
Особенно важную роль призваны сыграть инновации в сфере туризма. Мировая практика свидетельствует, что туристская индустрия по доходности и динамичности развития уступает лишь добыче переработке нефти и газа.
По данным Всемирной туристской организации туристский бизнес обеспечивает 10% оборота производственно-сервистного рынка, на его долю приходится 7% общего объема мировых инвестиций и 5% всех налоговых поступлений [6].
Анализ роли и места России в международной торговле услугами показал, что сфере услуг, в том числе и туристских, находится в стадии становления и ее роль в мировой экономике незначительна – около 1% [7, c.124].
Невысокий процент прибытий иностранных граждан объясняется влиянием многих сдерживающих факторов, к которым относятся: политическая и экономическая нестабильность, обострение криминогенной обстановки, террористические угрозы и наряду с этим – разрушенная и неразвитая база индустрии туризма, разрушение единого туристского пространства и т.д.
Для сравнения можно отметить, что доля Франции в мировом потоке прибытий составляет 10,7%, Испании - 7,2%, США - 6,4%, КНР – 5,5%. Туризм – одна из важнейших отраслей экономики любой развитой страны. Во многих государствах он входит в число основных источников дохода. Въездной туризм в России развит слабо, хотя он является неиссякаемым источником валютных поступлений в экономику страны.
Поэтому и в России необходимо больше внимания уделять индустрии туризма, содействовать совершенствованию инновационных процессов в сфере туризма, способствовать созданию новых продуктов и услуг, новых технологий управления в туристском бизнесе. Причем развитие инноваций необходимо проводить как на уровне государства, так и на уровне самих туристских организаций. Именно инновационный рост ведет к созданию и реализации конкурентоспособного продукта и услуги, оздоровлению экономического состояния не только предприятия, но и всего туристического направления.
Туристские организации в условиях рыночной экономики все более осознают необходимость разработки новых продуктов и услуг и связанную с этим экономическую выгоду. Благодаря своему уникальному природному и культурному потенциалу, а также огромному интересу туристов из дальнего и ближнего зарубежья как к новому неохваченному направлению, Россия имеет все основания для инновационного развития туристской отрасли.
Рычагами влияния государства на инновационную деятельность туристских организаций являются: предоставление налоговых льгот инновационно активным организациям, осуществление специальных научно-технической, налоговой и кредитно-финансовой политик, создание благоприятных условий для привлечения отечественных и иностранных инвестиций в туристскую отрасль, совершенствование амортизационной политики, установление приоритетных направлений развития науки.
Инновации в индустрии туризма главным образом направлены на формирование нового туристского продукта, новых подходов в маркетинговой деятельности, а также на применении новых методов управления с использованием IT- технологий. Внедрение инноваций позволит повысить конкурентоспособность туристских предприятий. Создание новых и развитие перспективных видов туризма увеличивают рост потребительского спроса на рынке туристских услуг.
Следует выделить следующие факторы, определяющие степень инновационного развития туризма:
рыночная конъюктура рынка и конкуренция (как на внутреннем, так и на внешнем рынках);
внешняя среда (уровень развитие науки и техники, совершенствование законодательной и юридической базы, политическая и экономическая стабильность);
кадры (ученые, специалисты, предприниматели, менеджеры, политические деятели, государственные служащие);
ресурсы (природные, производственные, финансовые, научно-технические, технологические, инфраструктура) [2, с. 24].
В туризме нововведения в технике, технологии, экономике, управлении и социальной сфере взаимосвязаны, и чтобы внедрить новшество, надо осуществить изменения и в других сферах. Например, чтобы отказаться от старой привычки бронирования тура по факсу и перейти на систему «on-line бронирования», позволяющего получать мгновенно подтверждение тура, компания должна обучить сотрудников, установить компьютеры с соответствующим программным обеспечением, внести изменения в условия договора между оператором и клиентом и т.д. При этом туроператор экономит время по обработке заявки, ускоряет процесс оформления тура, своей оперативностью привлекает новых клиентов.
Для формирования инновационной стратегии предприятий туриндустрии и дальнейшей реализации инновационных идей в сфере туризма (автоматизация, разработка программного обеспечения, разработка новых видов туризма и новых туристских маршрутов, новизны в услугах в сфере гостеприимства и т.д.) необходима система управления инновациями, отвечающая требованиям отрасли и рынка. Эффективность создания нового туристского продукта, темпы его развития определяются инновационной активностью в производстве нового продукта, который либо удовлетворяет совершенно новую потребность, либо позволяет расширить рынок потребителей. Инновационная активность проявляется через инновационный процесс и является необходимым условием экономического роста и повышения качества жизни.
Таким образом, инновационное развитие индустрии туризма – сложный процесс, в котором задействованы, как граждане потребители услуг, так и государственные органы управления, а также туристские фирмы и предприятия туристской индустрии, деятельность которых регламентируется нормативно-правовыми актами в области туристской и инновационной деятельности. Для построения эффективной методики инновационного развития туризма, необходимо: оценить весь спектр показателей, относящихся к сфере услуг, учитывая исторические и местные условия развития конкретного туристического направления, провести комплексный анализ состояния туристских ресурсов, дать классификацию инноваций в туризме.
Инновационное развитие индустрии туризма – это разработка и создание новых туристских маршрутов, продуктов, услуг и т.д. с применением достижений науки, техники, IT- технологий, а также передового опыта в области управления и маркетинга, внедрение которых позволит повысить занятость населения, обеспечить рост его доходов, повысить социально – экономическое развитие и туристскую привлекательность страны и регионов.
Требования динамики развития туристского рынка обуславливает необходимость постоянного совершенствования законодательных актов в области государственной поддержки туризма, а также межотраслевого законодательства, влияющего на состояние туристской индустрии.
В целом, туризм имеет все необходимые условия для инновационного развития туристской отрасли.
Литература:
Письмо президента Российской Федерации № Пр-576 от 30.03.2002г.
- Новиков В.С. Инновации в туризме. Учебное пособие//М, Издательский цент Академия, 2007г., 208с.
- Гершман М.А. Инновационный менеджмент. Учебное пособие //М, Маркет ДС, 2008г., 200с.
Национальные инновационные системы в России и ЕС// М: ЦИПРАН РАН 2006г., 170с.
Осеевский М.Э. Модернизация экономики Санкт-Петербурга инновационное развитие и структурные преобразования.// Журнал Инновации №5 (139) 2010г., Специальный выпуск.
Сайт Всемирной туристской организации www. unwto.org.en
- Материалы Всесоюзной научно-практической конференции “ Актуальные аспекты экономики, менеджмента и инноваций”// НГТУ им. Р.Е.Алексеева, Нижний Новгород 2010г., с.124.