Кураторство — одна из важнейших форм воспитательной работы по формированию коммуникативной компетентности будущего экономиста | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 3. Общие вопросы экономических наук

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 14.08.2014

Статья просмотрена: 371 раз

Библиографическое описание:

Бадмаева, В. В. Кураторство — одна из важнейших форм воспитательной работы по формированию коммуникативной компетентности будущего экономиста / В. В. Бадмаева. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Т. 0. — Казань : Бук, 2014. — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6070/ (дата обращения: 20.12.2024).

Для усиления воспитательного процесса в учебных заведениях введены должности кураторов или классных руководителей, которые проводят организационно-воспитательную работу, направленную на помощь в управлении студенческой жизнью вверенной ему группы, на формирование позитивного отношения к учебе, привлечение студентов к научной и общественной работе, на содействие созданию в группе атмосферы психологического комфорта. Куратор наблюдает за учебной деятельностью студентов и при необходимости оказывает им посильную помощь и ведет воспитательную работу в течение обучения в учебном заведении. Организационно — воспитательная функция куратора академической группы связана с насущными проблемами воспитания личности будущего специалиста, гражданина, семьянина.

В данной теме воспитательная работа Калмыцкого филиала МЭСИ рассматривается как неотъемлемая часть профессионального и личностного становления будущих экономистов и ставится цель: обобщить опыт организации кураторской работы по формированию коммуникативной компетентности студентов в прикрепленной академической группе. Современный экономист, наряду со знаниями экономических, финансовых процессов, современных тенденций и направлений экономики, активно взаимодействует с людьми (поставщиками, потребителями, коллегами), планирует деятельность персонала организации. Следовательно, потребность в овладении коммуникативной компетентностью налицо, ибо отсутствие таковой затрудняет профессиональную деятельность, карьерный рост. Формирование коммуникативной компетенции является одним из приоритетов российского образования. Отсюда содержание воспитательной работы куратора — это создание благоприятных условий для дальнейшего развития духовно-нравственной, образовательной, культурной личности, способной реализовать себя в будущей профессиональной деятельности и стать конкурентно — способной на рынке труда. Не для кого сегодня секрет, что в СПО сегодня приходят далеко не самые сильные ученики, которые выросли и сформировалисьв постсоветский период, когда школы стали мало заниматься воспитанием учащихся, роль семьи упала, а общественное воспитание практически исчезло. Зачастую это подростки, обделенные вниманием родителей и школьных учителей, так как они не выдали «результата», менее способные, чаще всего с ослабленным здоровьем и с клубком психологических проблем.

Преподавателями Калмыцкого филиала МЭСИ, закрепленными за студенческими группами, накоплен многолетний опыт кураторской работы. Кураторы понимают, что вести воспитательную работу с современной студенческой молодежью очень непросто. И одна из самых важных и первоочередных задач куратора — настраивать студента на серьезное и ответственное отношение к учебе и убедить студента, что на сегодняшний день самое главное для него — учеба, так как многие из них с легкостью пропускают лекции и даже практические занятия. И эту работу кураторы проводят ежедневно, понимая, что только систематическая работа со студентами может дать положительный результат. Кураторы полагают, что только целеустремленный, уверенный, самоорганизованный студент способен успешно овладеть прочной системой научных знаний, развить в себе познавательные способности и творчески применить профессиональные навыки и умения на практике.

Кураторы Калмыцкого филиала МЭСИ в течение учебного года организуют следующие мероприятия, направленные на воспитание свободной личности, умеющей отстаивать свои интересы, свободно и грамотно выражать свои мысли и чувства, самовыражаться, брать на себя ответственность, как того требует современное общество:

-          посещение культурных мест нашего города: театров, выставок, музея;

-          мероприятия ЗОЖ и спортивные, походы, поездки в другие города;

-          мероприятия, посвященные празднованию памятных дат, государственных и профессиональных праздников;

-          встречи и круглые столы, дискуссионные клубы: решение интересующих студентов вопросов, молодежных проблем, обсуждение актуальных вопросов современной жизни;

-          проведение деловых игр на коллективное взаимодействие, на сплочение и развитие доверия студентов друг к другу, индивидуальные беседы со студентами об их посещаемости занятий, проблемах, возникающих с учебой.

В них прослеживается работа куратора по формированию у студентов коммуникативной компетенции по двум направлениям: развитие речи и этикет общения. Диспуты позволяют сформировать умение слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения, развивать креативность мышления, толерантное отношение к позиции других. Встреча с народным поэтом Калмыкии Г. Г. Кукарека заставила студентов по-новому взглянуть на поэзию, они узнали о том, как рождаются стихи. На встрече студенты с удовольствием приняли участие в конкурсе чтецов и мастер — классепо приготовлению с известным поэтом Григорием Кукарекой целебного чая из степных трав.

Описание: http://cs620423.vk.me/v620423080/bd11/XnYxi0N3tXM.jpg

Рис. 1. Мастер-класс народного поэта Калмыкии Г. Г. Кукареки по приготовлению целебного чая из степных трав

Важную функцию в работе куратора выполняют классные часы — форма групповой работы — это один из лучших способов, дающий возможность студентам строить отношения на основе толерантности. При работе в группах они вынуждены считаться с мнением каждого, отстаивать свою точку зрения, выдавать результат совместной деятельности. Тематика классных часов по плану воспитательной работы в моей группе специальности «Банковское дело» разработана в рамках ФГОС 3-го поколения, которые выполняют студенты вместе с куратором и направлена на всемерное повышение информированности студента о специфике их будущей профессии. У большинства из них сомнения порождает недостаток неосведомленности о своей будущей профессии, что, в свою очередь, меняет их установки, вызывает потерю интереса к учебе, снижение успеваемости. Особенное внимание уделяю второму направлению формирования коммуникативной компетенции — это этикет общения. Современное общество демонстрирует достаточно жёсткие нормы поведения, формулы общения между людьми. Классный час «Основные правила делового общения» направлен на формирование нравственной культуры в профессиональной деятельности. Студенты выступили со своими творческими работами о правилах делового общения, в которых единодушно отметили, что важным условием делового общения экономиста на современном этапе является пунктуальность. Приведу содержание классного часа «Можете ли вы подружиться с деньгами», проведенного в группе Ф1012 специальности «Банковское дело». Студенты к классному часу подготовили небольшие сообщения. В одном из выступлений прозвучало, что в старину поговаривали, что деньги изобрел дьявол. В конце выступления были вопросы и ответы и их вывод: вот такой парадокс: с одной стороны, деньги — великое изобретение человечества, без которого невозможен был прогресс, а с другой стороны, это зло, от которого нужно избавиться. Одно из сообщений студента было посвящено анализу пьесы А. С. Пушкина «Скупой рыцарь»: поэт показывает главную тему произведения: скупость, жадность, страсть главного героя барона к накопительству и нежеланию потратить ни копейки, отказывая в своих прихотях и себе и бедному сыну. Барон — скупой рыцарь постепенно сходит с ума. Поэт во всей красе показывает ужасную власть и силу коварного металла над человеческими душами. В своих выступлениях студенты отметили, что сегодня распространено мнение, что деньги — самое главное в жизни, что за деньги можно купить все. Они указали, что само понятие экономии у многих людей искажено до обычного отказа себе в самом необходимом за неимением денег. На самом же деле экономия означает разумное, бережливое расходование чего-нибудь. Экономить надо не тогда, когда денег мало, а постоянно, если хотите добиться финансового благополучия и процветания. А при больших доходах экономить надо ещё тщательнее и продуманнее. На слайде презентации были приведены пословицы и поговорки. Они были придуманы в разные времена, при разных обстоятельствах и ситуациях и выражали мнение народа и их отношение к деньгам. На следующем этапе мероприятия объявлен аукцион пословиц: студенты выбирают и раскрывают смысл пословицы. Жюри присуждает баллы. Выставлена на аукцион пословица «Алтыном воюют, алтыном торгуют, а без алтына горюют». Студенты раскрывают значение слова «Алтын». В переводе с «татарского» означает золото. В древней Руси это была и монета, и единица счёта, равная 6-ти московским деньгам или 3-м новгородским копейкам. Не велика денежка, а из пословицы ясно, что без этой малости дела не сделаешь. Смысл пословицы: есть деньги — и жизнь кипит, а нет — только и остаётся, что горевать. Аукцион пословицы «Без копейки рубль щербатый. Без копейки рубля нет» — приводит студента к мысли о бережливом отношении к деньгам. Пословицу «Без счёта и денег нет» студенты восприняли как что — то им близкое, так как их мамы часто ругают, что они не знают, сколько денег у них в кошельке и не могут вспомнить, куда девались деньги. На пословицу «Бедность не порок, а вдвое хуже», студенты отмечают, что людям порою стыдно признаваться, что у них нет денег. Аукцион пословицы «Денежка не бог, а бережет. Денежка не солжет: в беде да в нужде выручит. Денежка рубль бережет, а рубль голову стережет» привел студентов к мысли, что когда есть деньги в кармане, чувствуешь себя спокойным и защищённым, а как только опустел карман, какая-то тревога на душе появляется. Смысл поговорки «Денежки — что голуби: где обживутся, там и поведутся» — привел их к мысли: умение правильно распоряжаться деньгами. Привели пример: французский писатель, философ Стендаль Анри-Мари-Бейль (1783–1842 гг.) прикидывал, сколько ему требуется на содержание дома, сколько — на путешествия и даже сколько — на любимую женщину. Следующая поговорка «Денежки — что голуби: где обживутся, там и поведутся» как бы раскрывает тему нашего кураторского часа «Можете ли вы подружиться с деньгами» — без хозяйского подхода к финансам мы не сможем подружиться с деньгами.

По завершении аукциона куратор делает вывод, что в этих пословицах выражена человеческая мудрость, мысль и опыт, накапливаемые веками. В обыденном смысле для большинства людей деньги означают известные им предметы в виде монет или бумажных купюр, находящиеся в кармане, в сейфе, в банке. Когда же мы начинаем размышлять над тем, что означает иметь деньги не в обыденном понимании, а в философском плане, то сразу же попадаем в лабиринт затруднений и парадоксов. Далеко не все покупается за деньги, прислушайтесь к мнению писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобретают его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого».

На одну из злободневных тем современности проведен классный час «Кредит — жизнь в долг или способ удовлетворения потребностей», на котором рассмотрели вопрос «Жизнь в кредит — это хорошо или плохо?». Студенты провели анализ причин спроса на кредиты среди населения Элисты в банках города.

Подготовка кадров для инновационной экономики — одна из самых важных задач отечественного образования. Важная роль в подготовке молодежи, — отмечается в основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы, — принадлежит средним специальным учебным заведениям. Можно констатировать, что при обучении студентов Калмыцкого филиала МЭСИ воспитательная деятельность рассматривается как составная часть профессиональной подготовки будущих экономистов. Абитуриенты выбрали профессию, поступили в Калмыцкий филиал МЭСИ, а насколько стойким окажется интерес к профессии зависит во многом от куратора. Кураторство — одна из важнейших форм воспитательной работы по формированию коммуникативной компетентности будущего экономиста. И, надо отметить, что в педагогической науке понятие «воспитание» имеет три основных смысла: воспитание как социокультурное явление; как педагогический процесс; как профессиональная деятельность. И как сказал известный философ И.Кант «Два человеческих изобретения можно считать самыми трудными: искусство управлять и искусство воспитывать».

Литература.

  1. Педагогическое мастерство. Сборник Международной заочной научной конференции. М.. 2012. 2.Суханов М. С. Деньги, кредит, банки. М., 2005.
Основные термины (генерируются автоматически): студент, Деньга, воспитательная работа, Калмыцкий филиал МЭСИ, классный час, коммуникативная компетенция, куратор, профессиональная деятельность, будущая профессия, деловое общение.

Похожие статьи

Партисипативный подход как одна из составляющих теоретико-методического инструментария формирования медиакомпетенции студентов вузов

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций

Похожие статьи

Партисипативный подход как одна из составляющих теоретико-методического инструментария формирования медиакомпетенции студентов вузов

Педагогическая работа по развитию мелкой моторики руки как один из путей осуществления социального взаимодействия между учащимися в инклюзивном образовательном пространстве

Нетрадиционные уроки по обществознанию — один из путей воспитания и развития самостоятельно думающей и действующей личности

Формирование ценностно-ориентационного единства коллектива, как средство повышения профессиональной активности педагогов

Система взаимодействия «воспитатель — родитель» как неотъемлемая часть образовательного процесса на этапе становления классного коллектива в условиях кадетского училища

Личностно ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе — ключевое направление всех прогрессивных педагогических технологий

Учебно-педагогические способы взаимодействия — путь к осознанному профессиональному самоопределению учащегося

Формирование социально-психологической компетентности будущих психологов в педагогическом вузе как необходимый и обязательный компонент профессионализма в работе с депривированными детьми

Целенаправленность, систематичность и последовательность как одно из условий формирования музыкальной культуры младших школьников на основе применения методов музыкального обучения на уроках музыки

Проведение реконструкции исторических событий на уроках истории как эффективный способ формирования у учащихся коммуникативных компетенций