Принципы построения системы мониторинга земель на примере г. Калачинска
Автор: Капранова Елена Михайловна
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 07.10.2014
Статья просмотрена: 2290 раз
Библиографическое описание:
Капранова, Е. М. Принципы построения системы мониторинга земель на примере г. Калачинска / Е. М. Капранова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 32-34. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6174/ (дата обращения: 15.11.2024).
Мониторинг земель — это система наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.
Рис.1 Классификация системы мониторинга земель
Применительно к территории г. Калачинска актуальны следующие виды мониторинга:
Локальный — ведется на территориальном уровне, в границах административных районов, населенных пунктов, отдельных землепользований, на которых наблюдение за состоянием и использованием земель разных форм собственности необходимы для регулирования землепользования и земельных отношений.
Импактный — наблюдение за состоянием земель в месте непосредственного воздействия антропогенных факторов. Специально уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы разрабатывают и реализуют федеральные, региональные и местные целевые программы государственного мониторинга земель.
Состав работ государственного мониторинга земель на локальном уровне:
1. систематизация и анализ сведений об использовании и состоянии земель муниципального образования;
2. информационное обеспечение государственного земельного кадастра, землеустройства, государственной кадастровой оценки и иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами;
3. подготовка отчетов о ведении мониторинга земель;
4. изучение состояния земель на локальных полигонах ГМЗ;
5. информационное обеспечение граждан и юридических лиц сведениями о состоянии и использовании земель;
Объектами мониторинга земель на локальном уровне являются:
- полигоны;
- стационарные пункты;
- опорные разрезы;
- биостанции;
- природно-территориальные комплексы;
- угодья;
- категории земель;
- производственные объекты [1];
Важной частью полевых обследований является работа на «ключевых» участках. Их выбор, планирование на них видов и объемов работ проводится на подготовительном этапе. Обусловлено это тем, что проводить детальное изучение больших, особенно однородных территорий, испытывающих однотипные антропогенные (или природные) воздействия неразумно и невыгодно экономически. Таким образом, основная цель работы на ключевом участке — его максимально детальное обследование для последующей экстраполяции полученных сведений на другую, менее детально обследуемую территорию. Ключевые участки должны быть информативны, типичны, репрезентативны. Очевидно, что при использовании материалов аэро- и космических съемок количество ключевых участков сокращается.
Одним из существенных показателей состояния земель и связанного с ним использования является загрязнение земель. Территории подвергшиеся загрязнению, а так же размеры (величины) загрязнения определяются службами соответствующих министерств и ведомств. Задача, которая стоит перед мониторингом использования земель состоит в том, чтобы установить насколько фактическое использование загрязненных земель соответствует установленному соответствующими нормативными актами. В этих целях осуществляются специальные землеустроительные обследования использования земель, подвергшихся радиоактивному, химическому или биологическому загрязнению, в состав работ которых входит:
- отображение на картах использования и состояния земель ареала распространения явления по зонам в соответствии со степенью воздействия загрязнения и т. д.;
- выявление наличия решений администраций о необходимости дезактивации и рекультивации загрязненных земель, установления особого режима использования земель;
- оценка с установленной периодичностью соблюдений решений администрации о проведении дезактивации и рекультивации земель, а так же соответствия фактического использования земель установленному;
- получение данных об ареалах загрязнения и характеристиках загрязнения от организаций, осуществляющих сбор сведений о землях, подвергшихся загрязнению.
В целях выявления неиспользуемых, нерационально используемых, используемых не по целевому назначению и не в соответствии с разрешенным использованием земельных участков проводится инвентаризация земель.
В состав работ входит:
- создание административной комиссии по инвентаризации земель;
- сбор, изучение и анализ материалов;
- подготовка рабочего инвентаризационного плана;
- обследование на местности;
- составление инвентаризационного плана и вычисление площадей земельных участков;
- систематизация материалов и данных обследования, составление ведомостей, списков и отчета;
- оформление материалов инвентаризации и их утверждение на комиссии;
- учет материалов.
В составе работ по инвентаризации земель не предусматривается обновление картографической основы, съемочные, геодезические работы (в том числе вычислительные), работы по межеванию земель, установление, восстановление или уточнение границ землепользований и черты поселений, вынос и закрепление их в натуре; мероприятия по сбору данных для регистрации прав на недвижимое имущество.
При инвентаризации земель осуществляется так же и мониторинг объектов капитального строительства. Если данные объекты являются режимообразующими (промышленные предприятия, ЛЭП и пр.), то мониторинг загрязнения территории осуществляется при проведении других работ. По окончанию работ результаты инвентаризации земель фиксируются на Плане инвентаризации земель.
По результатам инвентаризации устанавливают условия:
- использования земель крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, сельскохозяйственными предприятиями, кооперативными и иными юридическими лицами, физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, садоводства, огородничества, личного подсобного и дачного хозяйства, а так же разрешенного использования земель в других целях;
- образование новых и упорядочение существующих земельных участков, а так же перераспределения земель;
- планирование и организация рационального использования земель и их охраны;
- восстановление нарушенных и деградированных земель;
- передачи неиспользуемых земель в состав земель запаса;
- обмена в установленном порядке пригодных для сельскохозяйственного использования, но не используемых в этих целях земель промышленности, транспорта, связи, обороны, лесного фонда и иного несельскохозяйственного назначения на менее продуктивные или с нарушенным почвенным покровом земли сельскохозяйственного назначения [3].
При проведении почвенного мониторинга должны выполняться следующие виды работ:
- разработка методов контроля за наиболее уязвимыми свойствами почв, изменение которых может вызвать потерю плодородия, ухудшение качества растительной продукции, деградацию почвенного покрова;
- постоянный контроль над важнейшими показателями почвенного плодородия;
- ранняя диагностика негативных изменений почвенных свойств;
- разработка методов контроля над сезонной динамикой почвенных процессов, с целью прогноза ожидаемых урожаев и оперативного регулирования развития сельскохозяйственных культур.
Чтобы почвенный мониторинг был эффективным, его нужно реализовывать в трех направлениях: мониторинг состояния почвенного покрова, мониторинг состояния почв, мониторинг загрязнения почв. Карты почв издаются ограниченными тиражами или остаются в съемочном виде.
Подготовка отчетов о ведении мониторинга земель включает:
- систематизацию сведений о сети наблюдения (местоположение, вид пункта, площадь, характеристика объекта)
- систематизацию данных о состоянии и использовании земель [2].
В целях соблюдения требований экологической безопасности землепользования в соответствии с требованиями федерального закона «Об охране окружающей среды» № 7 ФЗ от 10 января 2002 г. были рассмотрены вопросы оценки экологического состояния земель города Калачинска.
Территория города была поделена на оценочные участки и в их пределах проводилась экологическая оценка и оценка ландшафтной структуры. В результате можно сказать, что:
1) ландшафты города находятся в переходной стадии формирования (характеризуется мягким протеканием ландшафтообразующих процессов, но все еще проявляются природные негативные процессы в средней или сильной степени, почвы пригодны для сельскохозяйственного использования, ландшафты с выразительной пейзажностью.)
2) город сильно урбанизирован, средостабилизирующие показатели слишком низкие, а негативное воздействие слишком велико, что позволяет сделать вывод, что на территории города необходимо проведение природоохранных мероприятий.
3) в целом экологическое состояние на территории города относительно благоприятное, хотя наблюдаются и неблагоприятные условия, это обусловлено высокой концентрацией промышленных объектов и минимальным количеством средостабилизирующих составляющих (лесистость, рекреация, сельскохозяйственное использование, природоохранные территории), а так же высокой концентрацией населения и недостаточным озеленением административного центра города.
Результаты анализа и прогноза состояния и использования земель применяются в процессе подготовки и принятия решений при рассмотрении вопросов экономической, продовольственной и экологической безопасности Российской Федерации.
При построении прогнозов учитывается необходимость сохранения лесов с их водоохранными, почвозащитными и иным защитным назначением, а так же болот, являющихся аккумуляторами влаги и источниками питания рек.
Литература:
1. Земельный кодекс Российской Федерации. — М.: ИНФРА-М, 2014.
2. Орлов Д. С. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении /Д. С. Орлов.- Портал научно-технической информации ЭБ Нефть и газ, 2007.
3. Федеральный закон от 18 июня 2001г. № 78-ФЗ «О Землеустройстве»