Оценка экспортного потенциала цементной промышленности Узбекистана
Авторы: Хаирова Динара Римовна, Сайфуллаева Мадина Исматовна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 06.10.2014
Статья просмотрена: 604 раза
Библиографическое описание:
Хаирова, Д. Р. Оценка экспортного потенциала цементной промышленности Узбекистана / Д. Р. Хаирова, М. И. Сайфуллаева. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 206-208. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6228/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье изучается состояние современной цементной промышленности Узбекистана, а также проведен краткий анализ перспективных внешних рынков для экспорта цемента из Узбекистана.
Уверенные шаги Узбекистана по пути рыночных преобразований, построения современного демократического общества, улучшения уровня жизни населения влекут за собой насущную необходимость в реформировании основополагающих отраслей экономики страны. В этих условиях жилищное строительство и сопутствующая ему инфраструктура — коммунальный и социальный сектор, транспортные и коммуникационные сети, производство современных строительных материалов и конструкций — становится тем направлением, которое может и должно служить в качестве одной из самых восприимчивых и эффективных сфер приложения капитала и инвестиций. Исторический опыт многих стран подтверждает тот факт, что выбор сферы жилищного строительства и инфраструктуры в качестве приоритетов развития явился ключевым инструментом восстановления национальной экономики.
Президент И. Каримов в своем докладе на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год отметил: «Начиная с 2009 года по типовым проектам в 159 сельских районах страны создано более 900 новых сельских жилых массивов, возведено свыше 33,5 тысячи индивидуальных жилых домов площадью 4,5 миллиона квадратных метров. Построено 732 километров асфальтированных автомобильных дорог, более тысячи объектов социальной и рыночной инфраструктуры. В 2013 году на 353 массивах в сельской местности построено 10 тысяч комфортных домов жилой площадью свыше 1,5 миллиона квадратных метров, или с ростом против предыдущего года на 17 процентов. На эти цели было направлено в эквиваленте около 650 миллионов долларов, из которых 106 миллионов долларов — заемные средства Азиатского банка развития» [2].
В свете этих мероприятий особая роль отводилась промышленности строительных материалов, которая является сферой определяющей потенциал строительный отрасли в целом. Данная область формирует 55–70 % стоимости строительно-монтажных работ, осваивающих более половины всех инвестиционных вложений в экономику.
На основе постановления Президента И. Каримова от 15 декабря 2010 года № 1442 «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011–2015 годах» приняты и уже реализуются государственные отраслевых программы по модернизации, техническому и технологическому обновлению производств в структуре промышленности. Согласно которым запланировано было направить только на развитие отрасли строительных материалов свыше 436 млн. долларов иностранных и внутренних инвестиций [1]. Все большее место занимают обрабатывающие отрасли, производящие конкурентоспособную продукцию с высокой добавленной стоимостью. Уже сегодня эти отрасли производят более 78 процентов промышленной продукции страны, при этом прирост объемов производства строительных материалов в 2013 году составил 113,6 процента [2].
Рост потребностей внутреннего рынка, богатые природные ресурсы и перспективы расширения экспортного потенциала формируют условия дальнейшего развития цементных производств. После проведения всех модернизаций и перевооружений Узбекистан будет располагать цементной индустрией мощностью 16 млн. тонн уже к 2016 году, что безусловно определяется наличием потребности в подобном объеме строительной продукции.
В настоящее время Узбекистан располагает мощной цементной промышленностью, которая производит около половины всего цемента в Центральноазиатском регионе. В Узбекистане в настоящее время действуют шесть крупных цементных заводов общей установленной мощностью около 7 млн. тонн. Наиболее крупными заводами — производителями цемента являются ОАО «Кызылкумцемент» (3,1 млн тонн), ОАО «Ахангаранцемент» (1,74 млн тонн) и ОАО «Кувасайцемент» (920 тыс. тонн). На долю предприятий цементной промышленности приходится 72 % от общего объема товарной продукции в строительной отрасли в Узбекистане. Как показывают расчеты, к 2015 году потребности только в базовых строительных материалах составят 6831 млрд. сумов и вырастут по сравнению с 2010 годом 2 раза. В то же время потребление цемента в Средней Азии к 2015 году достигнет 34 млн. тонн. При дальнейшем сохранении прогнозных тенденций развития экономики, в 2016–2020 гг. среднегодовой спрос на них будет находиться на уровне 7,5 трлн. сумов [4].
Как было отмечено на международной конференции «Современное жилищное строительство как локомотив комплексного развития и преобразования села, улучшения качества жизни населения» в рамках реализуемых специальных программ по жилищному строительству только по типовым проектам в сельской местности в 2012 году на строительные работы было израсходовано более 410 тысяч тонн цемента [3]. Кроме того, согласно данным Госкомстата РУз, в январе-марте 2013 года предприятиями отрасли промышленности строительных материалов Узбекистана произведено продукции на 708,4 млрд. сумов, что на 44 % больше, чем в январе-марте 2012 года. Интенсивные темпы строительства стимулируют развитие отечественной индустрии строительных материалов. Именно поэтому, сегодня строительная отрасль признается одной из самых перспективных и динамично развивающихся отраслей экономики, и ее укрепление — часть стратегии индустриального развития Узбекистана.
Главной производственной продукцией является производство цемента, который также является основным экспортным товаром отрасли. На долю предприятий цементной промышленности приходится более 70 % от общего объема товарной продукции в строительной отрасли в Узбекистане и свыше 75 % от общего объема экспорта стройматериалов.
Специфика рынка цемента заключается в его преимущественно региональном характере, так как на цену товара ввиду его значительного удельного веса и крупнотоннажных потребностях большое влияние оказывает транспортная составляющая. При проектировке и строительстве новых цементных заводов ведущие компании ориентируются на то обстоятельство, что транспортировка цемента на расстояние более 200 км является экономически нецелесообразной. Следовательно, необходимо учитывать ёмкий рынок строительных материалов соседних с Узбекистаном стран (страны Центральной Азии, Афганистан, Китай).
Благодаря высоким конкурентным качествам цемент отечественного производства пользуется большим спросом на внешнем рынке. Полностью удовлетворяя потребности внутри страны, долгое время цемент из Узбекистана экспортировался в Таджикистан, Казахстан, Туркменистан, Афганистан, Кыргызстан, а также в незначительных объемах в Иран и другие страны.
Несмотря на рост объема импорта общестроительных материалах ближними странами уже сейчас отмечается некое снижение экспортных поставок в эти страны по некоторым видам продукции. К примеру, цемент, хотя и остается высоколиквидным товаром, постепенно теряет привлекательность на зарубежных рынках, поскольку национальные программы реформирования промышленности строительных материалов соседних стран основаны, в первую очередь, на вводе в действие новых заводов по выпуску цемента.
Казахстан долгое время являлся потребителем наших стройматериалов, однако была принята и уже осуществляется «Программа по развитию строительной индустрии материалов на 2010–2014 годы», что может привести к снижении объемов импорта. К примеру, если объем импорта в 2007 году составлял 3,5 млн. долл. США, то к 2009 году этот показатель уже снизился до 1,3 млн. долл. США.
До недавнего времени в Таджикистане имелся один завод по выпуску цемента — Душанбинский цементный завод, построенный в 50-х гг. прошлого века. Проектная мощность завода составляла 1 млн. т цемента в год по мокрому способу производства, в результате износа оборудования завод работал на 20–25 % проектной мощности. В дальнейшем в результате реализации правительством планов по строительству Рогунской ГЭС и ряда других объектов производственного значения возникла немалая потребность в строительной продукции. Долгое время Таджикистан потреблял более 30 % экспортируемого цемента из Узбекистана, однако сегодня закупает цемент из Пакистана (Пакистан входит в пятёрку лидеров-экспортёров цемента в мире и поставляет цементом 27 страны мира). Ежегодное поступление цемента из Пакистана в Таджикистан составляет порядка 1,7 млн. тонн, что составляет от 75 % до 80 % доли цементного рынка в стране.
Хотя и объемы импорта Киргизией строительных материалов сравнительно невысоки, отсутствие масштабных проектов по развитию индустрии стройматериалов в Киргизстане и ограниченный объем инвестиций в отрасль еще долго не позволят стране отказаться от импорта широкого ассортимента строительных материалов. Из года в год увеличиваются объемы ввоза в республику цемента, сухих смесей, лакокрасочной продукции, санитарного фаянса, пластиковых и пластмассовых труб, листового стекла, гипсокартонных листов.
После затяжного периода междоусобных конфликтов, Афганистан вынужден заниматься восстановлением жилого и производственного фонда, транспортной инфраструктуры и, следовательно, нуждается в большом количестве строительных материалов. Несмотря на слабость экономики, страна тратит значительные валютные средства на импорт основных строительных материалов. Только в 2009 году импорт Афганистаном строительных материалов, изделий и конструкций составил 188,7 млн. долл. США, из которых 149,4 млн. долл. США (более 79 %) были затрачены на приобретение цемента. По мере укрепления экономики Афганистана ему будут требоваться все более возрастающие количества строительных материалов. И это делает страну весьма привлекательным и перспективным партнером в плане поставок строительной продукции.
Рынок Китая в настоящее время является крупнейшим рынком цемента в мире, на его долю приходится четверть суммарного объема продаж, также является одним из крупных экспортеров природного камня, стекловолокнистой пряжи, листового стекла, цемента. При этом Китай — четвертый в мире потребитель строительных материалов. Однако в перспективе собирается снижать объемы экспорта товаров с низкой добавленной стоимостью и увеличивать торговлю продукцией с высокой добавленной стоимостью.
Таким образом, рост потребностей внутреннего рынка, богатые природные ресурсы и перспективы расширения экспортного потенциала формируют условия для развития цементного производства. Специфика рынка цемента заключается в его преимущественно региональном характере, так как на цену товара ввиду его значительного удельного веса и крупнотоннажных потребностях большое влияние оказывает транспортная составляющая, следовательно, эффективность торговли цементом напрямую будет зависить от расстояния до потребителей. И в тех случаях, когда существующие импортеры узбекистанского цемента и других стройматериалов сохранят свои потребности в импорте подобных материалов, имеет смысл бороться за их предпочтения в условиях ожесточающейся конкуренции и необходимо повышать конкурентоспособность отечественной промышленности строительных материалов.
Литература:
1. Постановление Президента Республики Узбекистан «О приоритетах развития промышленности Республики Узбекистан в 2011–2015 годах» от 15 декабря 2010 года, № 1442.
2. 2014 год станет годом развития страны высокими темпами, мобилизации всех возможностей, последовательного продолжения оправдавшей себя стратегии реформ. Доклад Президента Республики Узбекистан И. Каримова на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития в 2013 году и важнейшим приоритетным направлениям экономической программы на 2014 год // Народное слово.-Ташкент, 18 января 2014 года.- № 13(5913).- С.1–2.
3. Современное жилищное строительство как локомотив комплексного развития и преобразования села, улучшения качества жизни населения. Выступление Президента Республики Узбекистан И. Каримова на открытии международной конференции от 17.04.2013г.// Народное слово.- 18 апреля 2013 года.
4. Проблемы и перспективы развития промышленности строительных материалов Республики Узбекистан //Маркетинговое исследование агентства ООО «IndexInfo», Ташкент-2011г. — http://www.indexinfo.uz/.
Похожие статьи
Основные направления развития автотранспортного комплекса Китая
В данной статье будут изучены основные направления развития автотранспортного комплекса Китая, в сравнении предприятий, а также усовершенствование производственного процесса предприятий и услуг.
Развитие транспортной инфраструктуры в Узбекистане как фактор повышения конкурентоспособности экономики страны
В статье рассматривается как развитие транспортной инфраструктуры влияет на повышение конкурентоспособности экономики Узбекистана. Проводится детальный анализ текущего состояния транспортной инфраструктуры в стране. Выявляются возможности улучшения и...
Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре
В статье рассматриваются принципы и функции диагностики результатов обучения мировой художественной культуре, а также проводится анализ диагностических заданий, используемых на уроках.
Международный маркетинг как основа глобализационных процессов
В данной статье рассматриваются понятие глобализации и проблемы развития современного международного маркетинга, также внимание авторов уделено глобализации современной мировой экономики.
Финансовая поддержка фермерских хозяйств в условиях либерализация экономики в Узбекистане
В статье изложены механизмы кредитования и финансовой поддержки фермерских хозяйств в Республике Узбекистан. А также, формированы научные предложения и практические рекомендации по улучшению финансового состояния фермерских хозяйств.
Развитие рынка электроприборов на основе компании Wu’an Yupegn Power Co., Ltd
В данной статье проводится комплексный рыночный и экономический анализ компании, представителя рынка электроприборов в Китае. Оценивается рыночная доля участников рынка, перспективы развития рынка и возможные стратегические направления в условиях осу...
Проблемы разработки и стандартизации дидактических тестов
В статье обсуждаются проблемы разработки, анализ данных апробации, подходы к стандартизации дидактических тестов, используемых в учебном процессе.
Понятие и сущность акта международного терроризма
В статье рассматриваются вопросы определения понятия акта международного терроризма. В настоящее время данный вопрос становится актуальным в связи с расширением сферы международного взаимодействия. При этом до настоящего времени не сформировалось еди...
Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе
В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.
Педагогический аспект определения эффективности формирования педагогического мастерства
В данной статье проводятся исследования по оценке эффективности формирования педагогического мастерства студентов факультетов профессионального образования.
Похожие статьи
Основные направления развития автотранспортного комплекса Китая
В данной статье будут изучены основные направления развития автотранспортного комплекса Китая, в сравнении предприятий, а также усовершенствование производственного процесса предприятий и услуг.
Развитие транспортной инфраструктуры в Узбекистане как фактор повышения конкурентоспособности экономики страны
В статье рассматривается как развитие транспортной инфраструктуры влияет на повышение конкурентоспособности экономики Узбекистана. Проводится детальный анализ текущего состояния транспортной инфраструктуры в стране. Выявляются возможности улучшения и...
Диагностика результатов обучения мировой художественной культуре
В статье рассматриваются принципы и функции диагностики результатов обучения мировой художественной культуре, а также проводится анализ диагностических заданий, используемых на уроках.
Международный маркетинг как основа глобализационных процессов
В данной статье рассматриваются понятие глобализации и проблемы развития современного международного маркетинга, также внимание авторов уделено глобализации современной мировой экономики.
Финансовая поддержка фермерских хозяйств в условиях либерализация экономики в Узбекистане
В статье изложены механизмы кредитования и финансовой поддержки фермерских хозяйств в Республике Узбекистан. А также, формированы научные предложения и практические рекомендации по улучшению финансового состояния фермерских хозяйств.
Развитие рынка электроприборов на основе компании Wu’an Yupegn Power Co., Ltd
В данной статье проводится комплексный рыночный и экономический анализ компании, представителя рынка электроприборов в Китае. Оценивается рыночная доля участников рынка, перспективы развития рынка и возможные стратегические направления в условиях осу...
Проблемы разработки и стандартизации дидактических тестов
В статье обсуждаются проблемы разработки, анализ данных апробации, подходы к стандартизации дидактических тестов, используемых в учебном процессе.
Понятие и сущность акта международного терроризма
В статье рассматриваются вопросы определения понятия акта международного терроризма. В настоящее время данный вопрос становится актуальным в связи с расширением сферы международного взаимодействия. При этом до настоящего времени не сформировалось еди...
Методы контроля и оценки результатов обучения в учебном процессе
В статье рассматривается проблемы преимущества и недостатки традиционных и новых методов контроля оценки результатов обучения в учебном процессе.
Педагогический аспект определения эффективности формирования педагогического мастерства
В данной статье проводятся исследования по оценке эффективности формирования педагогического мастерства студентов факультетов профессионального образования.