Денежно-кредитная политика Азербайджана в период современного кризиса
Автор: Гулиев Орхан Фахраддин оглы
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)
Дата публикации: 30.09.2014
Статья просмотрена: 1219 раз
Библиографическое описание:
Гулиев, О. Ф. Денежно-кредитная политика Азербайджана в период современного кризиса / О. Ф. Гулиев. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6252/ (дата обращения: 16.11.2024).
В данной статье будет рассмотрена денежно-кредитная политика Азербайджана. Меры и инструменты принятые центральным банком Азербайджана во время кризиса 2008 года и в посткризисные годы (все изменения в процентах относительно данных за прошлые года).
В 2007 году национальный банк Азербайджана провел политику, поддерживающую защиту национальной валюты и финансовой стабильности, так же проводил политику инвестирования бюджета. Экономические процессы как внутри страны, так и за рубежом повлияли на выполнение обязательств денежно-кредитной политики.
Инфляция в 2007 году вызвана традиционными факторами. В коммунальном секторе страны проводились структурные реформы, импорт некоторых продуктов (сахар, пшеница) и рост цен на мировом рынке. Уровень инфляции в конце 2007 года был на уровне 16,7 %, рост цен на продовольственные товары был порядка 16,2 %, непродовольственные товары 10,5 %, услуги 25,3 %. Цена на нефть на мировых рынках в 2007 году росла, и развитие других отраслей экономики позволила сбалансировать внешнеторговый баланс страны. Внешнеторговый оборот составил 10461.3 млн. долл.(данные за ноябрь 2007 года ЦБ Азербайджана).
Курс доллара в 2007 году снизился на 11,7 % относительно евро, 7,3 % относительно рубля. Процентная ставка европейского центрального банка была увеличена с 3 % до 4,5 %.
Говоря о совершенствовании регулирования денежно-кредитной политики в Азербайджане до кризиса 2008 года, следует отметить ряд моментов. В связи с высокими темпами экономического роста в условиях увеличения спроса на деньги в 2007 году, Национальный банк Азербайджана определил такие цели как защита стабильности валюты, удовлетворение потребностей экономики в деньгах, защита стабильности банковской и финансовой систем. Важнейшим приоритетом Национального банка в 2007 году являлось предотвращение негативного влияния высокого роста нефтяных доходов на валютный рынок страны, финансовую систему страны и национальную валюту. Придерживаясь данной политики, ЦБ Азербайджана в 2007 году стабилизировал курс маната, контролировал избыток валюты полученной в виде доходов от продажи нефти с целью контроля валютного, межбанковского рынков. Реальный эффективный курс маната (в том числе в нефтяном секторе) увеличится на 6,8 %(относительно прошлых лет) при товарообороте, соотношении импорта и экспорта. Изменения иностранных курсов валют снизило влияние, но все же имеет существенное значение. Реальный эффективный обменный курс на брутто-обороте торговле не нефтяного сектора увеличился на 5,4 %, в то время как экспорт увеличился на 5,9 % и импорт на 2,7 % в сентябре 2007 года. Эффективные показатели курса национальной валюты также необходимы для оценки конкуренции в долгосрочном периоде. Просмотрев динамику изменения курса валюты с 2000 года. Влияние обменного курса на валовой товарооборот нефтяного сектора снизился на 4,9 %, в то время как влияние экспорта снизилось на 3,4 % и импорта 6,8 % в декабре 2007 года. Так же ясно, что влияние на устойчивый национальный курс валюты оказывает рост инфляции в странах основных партнерах по торговому обороту с Азербайджаном. В период с 200- по 2007 год стоимость маната незначительно дешевела, что увеличивала привлекательность ведения торговых дел с Азербайджаном.
Объем валютных резервов находящихся в распоряжении Национального банка Азербайджана в 2007 году выросли в 2 раза (1967,3 миллионов долл. в начале 2007, 4015,3 миллиона долл. в конце 2007 года). В условиях повышающегося экономического роста происходит увеличение спроса на деньги. К концу года широкая денежная масса (M2) увеличилась на 4405 млн. манатов. Коэффициент монетизации уровня денежной массы не нефтяной экономики достиг 13,2 %. Мультипликатор вырос на 2,2 % и достиг 1.37 по сравнению с прошлым годом. Быстрое развитие банковской инфраструктуры в Азербайджане и особенно внедрение передовых платежных систем, расширение электронных межбанковских операций, расширение использования пластиковых карт, установка POS-терминалов послужили дополнительными стимулами повышения увеличения способности создавать деньги банковской системе. Удельный вес наличных денег, в широкой денежной массе, составил 61,6 % в прошлом году. Высокая макроэкономическая динамика и быстрое развитие банковской системы актуализировали и позволили выдвинуть на первый план совершенствование финансовой устойчивости. Денежно-кредитная и валютная политика национального банка Азербайджана направлена на оценку стабильности, принятие мер по укреплению финансовой стабильности в стране. В целях усиления финансовой стабильности Национальный банк Азербайджана провел ряд мер по капитализации, совершенствовал административную систему управления. Качество банковских активов улучшилось, увеличился капитал на покрытие рисков, возросло доверие граждан.
Рассмотрим инструменты денежно-кредитной политики Национального банка Азербайджана в докризисный период. Для достижения основных целей Национальным банком были использованы следующие инструменты: операции на открытом рынке, установка ставки рефинансирования, формирование обязательных форм резервов. На краткосрочной основе контроль денежной массы, с целью управления инфляцией. Было проведено 52 аукциона по локализации облигаций. Объем операций РЕПО в рамках отчетного периода составил 2440,8 млн. AZN, для обеспечения ликвидных средств банков, выполнение исполнения обязательств банков-корреспондентов во времени. Так же для проведения более жесткой денежно-кредитной политики ставка рефинансирования была увеличена с 9,5 % до 13 %, ставка репо 5 %, non-REPO 19 %.
Рассмотрим финансовые рынки. Объем кредитования по состоянию на конец сентября 2007 года выросли на 97,4 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и его удельный вес в ВВП (по ВВП не нефтяного сектора) был увеличен на 46 % и составил 4323,1 млн. манатов. В целом рынок кредитования по всем видам кредитов очень вырос за 2007 год. Объем вкладов и сбережений в 2007 году увеличились на 58 % и достиг 3400 млн. манатов по сравнению с предыдущим периодом прошлого года. Увеличился объем депозитов физических лиц на 79,2 % и составил 1468,4 AZN. К концу 2007 года 65,4 %, полученных депозитов приходилось на долю частных банков. Следует отметить, что рост депозитов от не резидентов так же вырос в 2007 году в 2,6 раза. Анализ структуры депозитов по валютам подтверждает увеличение доверия домашних хозяйств к манату. Так что, по сравнению с тем же периодом предыдущего года, домашние хозяйства открывали депозиты в иностранной валюте, объем которых увеличились на 39,2 %, однако депозиты в манатах выросла в 2,7 раза. Этот фактор улучшает структуру денежной массы и создает благоприятные условия для усиления роли маната в хозяйственном обороте. Объем межбанковских кредитов в 2007 году составил 35,8 млн. манатов.
Подводя итоги денежно-кредитной политики Азербайджана в до кризисный период следует отметить, что политика Национального банка положительно влияла на спрос денег в экономики страны в целом, на финансовую стабильность страны.
Рассмотрим меры и действия Национального банка Азербайджана в 2008 году. Исследуя хронологию реализованных превентивных мер НБА для стабильности банковской системы страны, можно выделить два основных периода: 1) период антиинфляционной политики; 2) период сдерживания инфляции и поддерживания ликвидности в глобальном управлении финансовой ликвидности.
Говоря о периоде антиинфляционной политики, отметим следующие меры денежно-кредитной политики (начало 2008 года):
1) Режим обменного курса перешел от привязки к доллару к привязке бивалютной корзины (долл., евро).
2) Учетная ставка была увеличена с 13 % до 14 %. В последствии увеличена до 15 %.
3) Норма обязательных резервов увеличилась с 10 % до 12 %. Для банков с участием иностранного капитала норма обязательных резервов установилась на уровне 5 %.
4) Отток капитала стал абсолютно либеральным (актуально на конец 2008 года).
Говоря о периоде сдерживания инфляции и поддерживании ликвидности, отметим ряд мер денежно-кредитной политики НБА (конец 2008 года):
1) Учетная ставка была снижена с 15 % до 12 %, впоследствии до 10 %, наконец 2008 года составила 8 %.
2) Норма обязательных резервов снизилась до 9 %, в последствии до 6 % (Общий эффект ликвидности 130 млн. манатов).
3) Для банков с участием иностранного капитала норма обязательных резервов была исключена.
Общий эффект ликвидности 220 млн. манатов.
Также был принят ряд пруденциальных мер регулирования, результатом которых стало увеличение резервов в банковском секторе.
1) Классификация уровня активов с точки зрения рисков была ужесточена: в результате обеспечение резервов были увеличены:
- активы ниже стандартов — с 6 % до 10 %;
- недействующие активы — с 25 % до 30 %;
- безнадежные активы: с 50 % до 60 %
2) Необходимый минимум соотношения в процентах между основной суммой кредита и оценочной стоимостью актива, предоставленного в его обеспечение, была увеличена с 120 % до 150 %.
3) Доля в субординированном кредите от общей суммы была лимитирована (максимальная доля субординированного кредита была лимитирована на уровне 50 % капитала первого уровня).
4) Соотношение в процентах между основной суммой кредита и оценочной стоимостью актива, предоставленного, в его обеспечение в ипотечном кредитовании была увеличена с 50 % до 100 %.
5) Прибыль банков и страховых компаний была освобождена от налогов.
Был укреплен риск-менеджмент в банках. С этой целью была подготовлена новая методология оценки эффективности управления рисками банков. Были введены рейтинги, для увеличения эффективности оценки рисков. Стратегия развития каждого банка была оценена в контексте управленческого потенциала.
В посткризисный период экономика Азербайджана сопровождалась ростом совокупного спроса и совокупного предложения. Улучшение экспортных позиций и притока иностранного капитала положительно повлияло на рост экономики страны. За счет роста цен на нефть по данным государственного статистического комитета Азербайджана в ноябре 2010 года внешнеторговый оборот был 25,1 млрд. долларов США, из которых экспорт 19,4 млрд. и импорт 5,7 миллиарда.
В 2011 году ЦБ Азербайджана проводил денежно-кредитную политику в условиях нестабильности в мировой экономики. Высокие цены на нефть выставляли в хорошем свете положение страны. Стратегические валютные резервы продолжали расти. В 2011 году ЦБ Азербайджана проводил туже политику, как и в предыдущие годы. В условиях высоких мировых цен на сырьевые товары и расширения совокупного спроса, ЦБ провел антиинфляционную монетарную политику и поддерживал инфляцию на одном уровне. Курс маната — главный фактор макроэкономической стабильности, оставался стабильным. Банковский сектор был укреплен и доступ к финансовым ресурсам расширен. Кредитование экономики в 2011 году усиливается. В результате всех мер, кредитный рейтинг страны повышен.
В 2011 году внешнеторговый оборот Азербайджана составил 33,1 млрд долл. Валютные резервы страны увеличились на 36 % и составили 40 млрд. долл. Инвестиции в экономику из всех источников в 2011 году составил $ 12,8 млрд., увеличившись на 27,3 %, что составило 25,5 % ВВП. 50 % от ВВП составила в 2011 году доля ненефтяного сектора, что составило 4.2 % от общего экономического роста.
В 2011 году инфляция составила 7.9 %. Если анализировать инфляцию за 2011 год, то очевидно, что цены в основном повысились из-за роста цен на пищевые продукты. В целом, среднегодовая инфляция за последние 3 года в Азербайджане составила ниже инфляции в странах СНГ и экспортеров нефти.
Рассмотрим денежно-кредитную политику Азербайджана в посткризисные годы. Основными приоритетами политики ЦБ Азербайджана на 2010–2011 годы были: поддержание уровня инфляции, сохранение курсовой устойчивости, поддержание стабильности финансовой и банковской систем, адекватный рост денежной массы, в соответствии со спросом. В общем ЦБ Азербайджана удалось выполнить поставленные цели. В 2011 году ЦБ проводил курсовую политику с новым операционным механизмом и с привлечением более крупных источников на мировом валютном рынке. Был установлен двухсторонний обменный курс USD/AZN. Данная мера планировалась ЦБ впоследствии для перехода на плавающий валютный курс. Увеличение источников связано с положительным платежным балансом. Результатом данных мер стало укрепление маната к доллару(1,4 %), стабильность национальной валюты, что в свою очередь хорошо повлияло на стабильность финансового сектора страны.
В 2012 году курсовая политика была направлена на поиск баланса между спросом и предложением на валютном рынке и стабилизацию обменного курса маната по отношению к доллару. Параметры курса были установлены с учетом позиции платежного баланса, целью которых было поддержание финансовой стабильности в банковском секторе и конкурентоспособности ненефтяного сектора. В течение 2012 года курс маната укрепился по отношению к курсу Украины, Японии, США.
Инструменты денежно-кредитной политики Азербайджана. В 2010 году инструменты денежно-кредитной политики были выбраны те же, что и в предыдущий год. Для поддержания уровня инфляции ставка рефинансирования была смещена с 2 % до 3 %. Выбор инструментов осуществлялся посредством анализа 30 важнейших макроэкономических параметров. Сальдо по ликвидным операциям ЦБ Азербайджана были сдвинуты с 1454 млн. манатов до 1949 млн.манатов к концу года. Это стабилизировало баланс между денежной массой и спросом на денежные средства в экономике. Также были выпущены облигации на сумму 311 млн. манатов, 86 % которых были успешно реализованы. Общий объем операций репо составил 812 млн. манатов.
Из-за спада экономической активности появились определенные риски в второй половине 2011 года и стимулирующей денежно-кредитной политики не проводилось. ЦБ Азербайджана решил перенести ставку рефинансирования с 3 % до 5 %. Данное решение параллельно было направлено на удержание избыточной денежной массы посредством соответствующих условий на финансовых рынках. В 2011 году ЦБ Азербайджана увеличил нормы резервов на потери для банков с 0.5 % до 3 %. Так же были выпущены облигации, доходность которых составила 2.77 %, что больше чем в начале года 2.2 %. На 1 января 2012 года, объем средств в обращении составил 50,1 миллиона манатов. Выполненные сделки РЕПО подскочили в 6 раз по сравнению с предыдущим годом и составил 40,9 миллиона манатов.
В 2012 году ЦБ Азербайджана реализовывал курсовую политику установив коридор бивалютного обменного курса USD / AZN. На фоне огромного избытка в платежном балансе на валютном рынке предложение превысило спрос. ЦБ Аербайджана на этом фоне проводил интервенции.
Рис. 1 Интервенции ЦБ Азербайджана, USD млн.
Источник: ЦБ Азербайджана
В результате манат укрепился по отношению к долл. США. Стабильность валютного курса положительно повлияло на макроэкономическую среду и стабильность финансового сектора в стране.
Говоря об инструментах осуществления политики ЦБ Азербайджана в 2012 году, следует отметить о трансмиссионом механизме денежно-кредитной политики позволяющем экономике динамично развиваться. В 2012 году основной целью денежно-кредитной политики было обеспечение контроля инфляии и регулирование инфляционных процессов. Уделяя внимание экономическому росту ненефтяного сектора экономики, ЦБ Азербайджана установил ставку рефинансирования на уровне 5 %. Для регулирования темпов роста денежной массы и уровня ликвидности в банковской системе ЦБ активно использовал операции на открытом рынке.
Рассмотрим денежное обращение в стране с 2010 по 2011 года.
В 2010 денежная масса соответствует спросу экономики на деньги. Денежная база увеличилась на 31.6 % и достиг 6397,1 млн. манатов. Рост денежного мультипликатора показывает, что способность банковского сектора получать деньги за счет безналичной и наличной деятельности увеличилась.
С учетом сезонных колебаний денежная база увеличилась на 20.4 % в течение года. Высоким был рост сбережений и депозитов, что показывало доверие экономических субъектов банковскому сектору. Этот рост был в основном из депозитов физических лиц. Таким образом, депозиты физических лиц увеличились на 30 % процентов в течение года, объем которых составил 3029,8 млн. манатов по состоянию на конец года. Уровень долларизации снизился в течение года из-за стабильного курса маната. Таким образом, доля депозитов в иностранной валюте в M3 денежного агрегата снизился на 6 %, а доля в общем объеме депозитов снизилась на 10 %. Доля депозитов населения в иностранной валюте снизилась с 58.6 % в начале года до 53.5 % на конец года. В 2010 широкая денежная масса (М3) увеличилась на 24.3 %, составила 10527,5 млн. манатов, (М2) широкой денежной массы увеличился на 34.5 % и составил 8297,5 млн. манатов по состоянию на конец 2010 года. Увеличение денежной массы сопровождалось снижением процентных ставок. Таким образом, средние процентные ставки по кредитам в манатах снизились, и средние процентные ставки по депозитам в манатах снизились на 12 % по отношению к предыдущему году.
В 2011 темпы роста денежной массы еще более ускорились к концу года.
Денежная база увеличилась на 29.3 % в течение года. (М3) увеличилась на 32.1 % и составил 13903.2 млн. манатов, (M2) вырос на 32.5 % составил 10997.2 млн. манатов. Как и наличные денежные средства, так и безналичные способствовали росту денежной массы. Доля наличных денег от денежной массы составило 65 % по состоянию на конец года. Укрепление обменного курса маната и роста денежной массы смягчили влияния на состояние валютного рынка. В 2011 году Центральный банк продолжал совершенствовать макроэкономическое управление и развитие институциональной базы денежно-кредитной политики. Центральный банк сохранил механизм денежно-кредитной политики с учетом международных стандартов в посткризисные годы. Проводились исследования для формирования антициклического, макропруденциального управления в Азербайджане. Центральный банк оценили методы эмпирического исследования микро- и макроэкономической среды, курсовой и финансовой устойчивости в 2011 году. Управление рисками стали главными приоритетами для повышения потенциала в области оценки и управления финансовой стабильности.
В 2012 денежная масса продолжает увеличиваться. Широкая денежная масса в манатах выросла на 25.5 % в 2012 году. За год денежная база выросла на 27.1 %. По состоянию на 01.01.2013 M3 вырос на 20,7 % и достиг 16775 млн. манатов. Рост денежной массы произошел за счет увеличения как наличных денежных средств, так и безналичных. За год безналичная денежная масса выросла на 11.5 %, в результате стимулирования безналичных платежей.
В 2012 году ЦБ Азербайджана продолжил целевую деятельность по развитию макроэкономики и институциональной базы денежно-кредитной политики. Банк последовал международным рекомендациям с целью повышения эффективности денежно-кредитной политики. Особое внимание уделялось анализу рисков. Был внесен законопроект улучшающий работу платежной системы.
Рис. 2. Изменение денежной массы в Азербайджане в 2010–2012 гг.
Источник: ЦБ Азербайджана
Рис. 3. Денежные агрегаты, млн. AZN
Источник: ЦБ Азербайджана
Литература:
1. Summary on the implementation of the monetary policy on results of 2007 Azerbaijan
2. Chronology of implemented preventive measures for Azerbaijan banking system in 2008
3. Monetary policy review for 2010 Azerbaijan
4. Monetary policy review, January-December 2011 Azerbaijan
5. Monetary policy review, January — December 2012 Azerbaijan