Инновационное управление сотрудниками малого предприятия | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 13. Экономика труда

Опубликовано в

международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2014)

Дата публикации: 03.10.2014

Статья просмотрена: 565 раз

Библиографическое описание:

Шляпникова, Е. В. Инновационное управление сотрудниками малого предприятия / Е. В. Шляпникова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань : Бук, 2014. — С. 122-124. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/130/6307/ (дата обращения: 17.10.2024).

В статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредством управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.

Ключевые слова:инновационный бизнес, инновация, малое инновационное предприятие, экономика труда, управление творческими сотрудниками.

Управление сотрудниками является важным звеном в экономике труда, как в малом предприятии, так и в крупном предприятии. Без сотрудников нет предприятия, а без творческих сотрудников не состоится инновационное предприятие. Без творческих сотрудников ни одно предприятие не сможет достичь своих инновационных целей и нововведений. Творческий сотрудник является важнейшим звеном в процессе создания и распространения нововведений на предприятии. А если инновационное предприятие относится к малому бизнесу?

Малый бизнес сопровождает незначительный запас устойчивости и значительна конкуренция, а инновационный процесс, как и в крупном предприятии, включает в себя всю технологию создания новых продуктов и услуг. Малое предприятие быстро реагирует на изменение ситуации на рынке и быстро доводит измененные задачи до сотрудников. Реакция творческих сотрудников сопровождается моментальным принятием решения и изменениями в работе. Следовательно, и управление инновационным малым предприятием отличается от методов управления сотрудниками в крупном предприятии.

В малом бизнесе имеет место тесное взаимодействие руководителя с сотрудниками и чаще всего, руководитель является инициатором нововведений и возглавляет процесс управления нововведениями. В данном процессе большое значение имеет командная работы и нацеленность на инновационный результат. Успешные руководители в управлении творческими сотрудниками — это не просто технологически мыслящие автократы и не обычные составители деловых соглашений и сделок. Они не находятся вне инновационной деятельности, а создают условия, которые позволяют творческим работникам внедрять нововведения.

Управление творческими сотрудниками является непременной составляющей управления и развития малого инновационного предприятия. Для эффективного функционирования любого предприятия в управление персоналом всегда использовались принципы научной организации труда. А управленческие инновации необходимо рассматривать как методику, существенно отличающиеся от НОТ и впервые используемые на данном предприятии. Особенностью инноваций в управлении персоналом является ориентир на инновационные цели малого предприятия, сопровождаемые неопределенностью результатов и возникающим конфликтом между существующими достижениями и нововведением. Модель инновационного управления творческими сотрудниками малого предприятия должна учитывать то, что инновационный процесс может быть очень сложным. Инновационный процесс включает в себя много различных шагов, этапов, фаз. Инновационные проекты более уникальны, они не повторяются. А в начале инновационного процесса появляется идея, из которой моделируются нововведения. И основная цель инновационного управления творческими сотрудниками малого предприятия — постоянно поддерживать корзину идей полной до краев богатыми нововведениями. Эти идеи должны приходить от всех творческих сотрудников, университетских исследовательских центров и фундаментальной науки. Для повышения эффективности развития инновационного малого предприятия необходимо разработать модель управления творческими работниками выдвигать на первый план инновации как ключевой компонент стратегии малого предприятия, как основной источник его развития. Модель управления творческими работниками основана на создании платформ для развития инновационного малого предприятия.

В основу платформы инновационного управления сотрудниками необходимо заложить возрастающую роль личности творческого сотрудника. Установлено, что инновационные изменения в малом бизнесе одновременно несут как большие возможности, так и серьёзные угрозы для творческого сотрудника, вносят значительную степень неопределенности в жизнь практически каждого сотрудника.

С целью устранения возникших неопределенностей необходимо исследовать мотивационные установки каждого творческого сотрудника и научится их формировать и направлять в соответствии с задачами, стоящими перед малым инновационным предприятием.

Инновационное управление творческими сотрудниками должно предусматривать разработку индивидуальной кадровой стратегии в непрерывном режиме. Руководящий состав малого предприятия для повышения эффективности инновационной деятельности творческих работников должен управлять процессами создания и распространения нововведений, создавать организационные структуры, позволяющие развивать необходимые знания, компетенции, поддерживать постоянный процесс обучения в малом предприятии.

Особое место в инновационном управлении творческими сотрудниками занимает процесс создания платформы развития малого предприятия на базе интеграции технологий и компетенций с целью поддерживать и развивать определенные «корзины» инноваций. Такие платформы технологий и компетенций ориентированы на стимулирование инновационной деятельности творческих сотрудников, являющейся ключевым фактором в развитии малого предприятия.

С целью активизации творческой, интеллектуальной деятельности сотрудников, процессов создания и распространения нововведений, модель инновационного управления творческими сотрудниками предполагает системный подход к разработке стратегии и структуры платформы управления.

Изложенные выше предложения можно представить в виде схемы.

Рис. 1. Схема инновационного управления творческими сотрудниками малого предприятия

Инновационное управление творческими сотрудниками малого предприятия обеспечивает поиск идей среди большего разнообразия источников, постольку это увеличивает вероятность нахождения эффективных идей, методов производства новых продуктов и услуг. Конечная стадия инновационного процесса способствует коммерциализации процесса.

Представленная структура управления использует инновационную трактовку ресурсов малого предприятия.

Ресурсы инновационного малого предприятия — это не просто его затраты согласно бухгалтерской отчетности и не просто основные средства (лаборатории, офисные помещения, оборудование).

Ресурсы также включают финансовую поддержку, и конечно сотрудников, партнеров, потребителей и конкурентов. К этому еще надо добавить знания, компетенции, технологии, которые использует малое предприятие. Важная проблема и возможность повышения эффективности развития малого предприятия заключается в том, чтобы управлять нематериальными ресурсами так же эффективно, как и материальными ресурсами. В ресурсы инновационного малого предприятия включаются также творческие работники. Команды творческих работников являются неотъемлемым структурным элементом инновационной системы управления малым предприятием.

Важными ресурсами инновационного малого предприятия являются ее партнеры (научные организации Российской академии наук, научно-исследовательские институты (НИИ) при высших учебных заведениях, конструкторские, проектные и проектно-изыскательские организации).

Эффективные партнеры демонстрируют желание работать с малыми предприятиями на равных в ходе получения выгод от инноваций. Это означает совместное использование информации и опыта. И возникает необходимость партнерские отношения включать в структуру инновационного управления творческими работниками малого предприятия.

Ключевыми ресурсами малого инновационного предприятия являются творческие работники и их компетенции. Творческие сотрудники помимо их ежедневных заданий постоянно привлекаются для участия в специальных инновационных проектах, где требуются их особые опыт и навыки. Это повышает эффективность развития малого инновационного предприятия.

В соответствии с выбранной платформой инновационного управления творческими сотрудниками малого предприятия можно утверждать, что ресурсы инновационного малого предприятия — это активы, которыми необходимо систематически управлять для повышения эффективности их использования.

Структура инновационного управления основаны на взаимном признании возможностей и вкладов каждого творческого сотрудника и не замещают существующую организационную структуру малого предприятия.

Инновационное управление творческими сотрудниками предполагает обширную неформальную коммуникацию в ходе постоянных встреч, обменов посланиями по электронной почте, какими-то мыслями соображениями. В процессе неформальных коммуникаций должен выделиться инициатор коммуникации, который при необходимости подводит итоги обсуждений и предлагает новые их направления. В инновационной системе управления эту роль выполняет неформальный лидер, а не по должности и формальному статусу.

Ключевой персонал инновационного предприятия — научные сотрудники, деятельность которых и обеспечивает «инновационность» малого предприятия. Управление этой категорией персонала имеет серьезные специфические особенности, как в организации труда, так и в мотивации.

Литература:

1.      Блинов А. О. Малое предпринимательство. Организационные и правовые основы деятельности / А. О. Блинов. — М.: Ось–89, 2003.

2.      Веснин В. Р. Управление персоналом. Теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. — М.: Проспект, 2008. — 412 с.

3.      Догиль Л. Ф. Семенов Б. Д. Предпринимательство и малый бизнес: учебное пособие / Л. Ф. Догиль, Б. Д. Семенов. — М.: Высшая школа, 1999. — 266 с.

4.      Дорошева М. В. Нужны ли Вам такие сотрудники? / М. В. Дорошева. — М.: Интел-Синтез, 2002. — 48 с.

5.      Евсеева О. А. Проблемы и перспективы развития предприятий малого и среднего бизнеса в условиях информационной экономики / О. А. Евсеева // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — № 1. — 2011. — С. 74–78.

6.      Кибанов А. Я. Управление персоналом организации: учебник / А. Я. Кибанов. — М.: ИНФРА, 2006. — 436 с.

7.      Малый бизнес: зарубежный опыт / Официальный сайт национального института системных исследований проблем предпринимательства. URL: http://www.nisse.ru/business/article/article_1141.html (дата обращения: 12.09.2014).

8.      Управление персоналом: учебник / Т. Ю. Базаров. — М.: Банки и биржи, 2007. — 350 с.

9.      Столярова Т. В. Управление персоналом: учебное пособие / Т. В. Столярова. — Волгоград: НОУ ВПО ВИБ, 2007. — 208 с.

10.  Тихомирова Е. В. Человеческие ресурсы, основные понятия / Е. В. Тихомирова // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. — № 1. — 2010. — С. 72–76.

Основные термины (генерируются автоматически): малое предприятие, инновационное управление, инновационное малое предприятие, сотрудник, инновационный процесс, малое инновационное предприятие, творческий сотрудник, творческий сотрудник малого предприятия, инновационное предприятие, малый бизнес.

Ключевые слова

инновация, малое инновационное предприятие, инновационный бизнес, экономика труда, управление творческими сотрудниками

Похожие статьи

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное развитие. Автор проводит сравнение государственной политики в сфере инноваций в странах СНГ и в ПМР.

Инновационная модель управления предприятием как основа повышения конкурентоспособности

В статье рассматривается модель инновационного развития предприятия. Модель представлена набором из ключевых систем управления. К ним относятся: системы управления маркетингом, системы управления производственными процессами, системы управления персо...

Геймификация как способ стимулирования персонала

В статье рассмотрен метод геймификации, как способ стимулирования персонала, обозначены способы его внедрения в рабочую среду, примеры геймификации, ее позитивные и негативные стороны.

Особенности кластерного развития экономики

В данной статье проанализированы особенности кластерного развития национальной экономики, управления активами компаний, роль НИОКР в развитии современных компаний и повышении их конкурентоспособности. Также изучено роль кластера как основа стимулиров...

Роль инноваций в туризме и сервисе, практические примеры

В статье рассматриваются практические примеры инноваций в туризме, оценивается их роль и влияние.

Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса

Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Развитие инновационного строительства

В статье автор исследует инновационное развитие строительства в Пермском крае и в России в целом.

Похожие статьи

Роль инновационных изменений в организации

В данной статье рассмотрены проблемы управления инновационным процессом на предприятии. Выявлена классификация инноваций, рассмотрены этапы управления инновациям, а также рассмотрена роль инновации в развитии предприятий.

Инновационный маркетинг в странах Азии

В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.

Инновационная инфраструктура: проблемы и тенденции развития

В статье рассматривается необходимость создания инновационной инфраструктуры, выявляются факторы, тормозящие инновационное развитие. Автор проводит сравнение государственной политики в сфере инноваций в странах СНГ и в ПМР.

Инновационная модель управления предприятием как основа повышения конкурентоспособности

В статье рассматривается модель инновационного развития предприятия. Модель представлена набором из ключевых систем управления. К ним относятся: системы управления маркетингом, системы управления производственными процессами, системы управления персо...

Геймификация как способ стимулирования персонала

В статье рассмотрен метод геймификации, как способ стимулирования персонала, обозначены способы его внедрения в рабочую среду, примеры геймификации, ее позитивные и негативные стороны.

Особенности кластерного развития экономики

В данной статье проанализированы особенности кластерного развития национальной экономики, управления активами компаний, роль НИОКР в развитии современных компаний и повышении их конкурентоспособности. Также изучено роль кластера как основа стимулиров...

Роль инноваций в туризме и сервисе, практические примеры

В статье рассматриваются практические примеры инноваций в туризме, оценивается их роль и влияние.

Трансформация инвестиционной, финансовой и инновационной деятельности предприятия в условиях кризиса

Статья посвящена проблеме трансформации деятельности предприятия в условиях кризиса. Выделяются и описываются характерные особенности инвестиционного, инновационного и финансового компонентов. В статье рассматриваются пути успешного преодоления кризи...

Стратегии управления финансовыми инновациями в банках

В данной статье рассмотрены стратегии управления финансовыми инновациями в банках, функции инновационных стратегий, Модель формирования стратегического инновационного управления кредитной организацией, типы инновационных стратегий их влияние на деяте...

Развитие инновационного строительства

В статье автор исследует инновационное развитие строительства в Пермском крае и в России в целом.