Развитие малого бизнеса в России
Авторы: Васюхин Олег Валентинович, Ван Кайцзюнь
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
Дата публикации: 05.11.2014
Статья просмотрена: 1142 раза
Библиографическое описание:
Васюхин, О. В. Развитие малого бизнеса в России / О. В. Васюхин, Кайцзюнь Ван. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6622/ (дата обращения: 15.11.2024).
Даннаую тему я считаю актуальной для России на сегодняшний день. Переход к рыночным отношениям в отечественной экономике определяет необходимость организационно-экономических новаций во всех областях хозяйственной деятельности. Опыт ведущих стран современного мира со всей очевидностью доказывает необходимость наличия в любой национальной экономике высокоразвитого и эффективного малого предпринимательского сектора. Поэтому возрождение России невозможно осуществить без соответствующего этому развитию данного сектора экономики, так как именно он является тем локомотивом, который буквально тащит за собой экономическое и социальное развитие.
1. Особенности развития малого бизнеса современной в России
Малый бизнес в России обладает некоторыми отличающими его от малого бизнеса большинства зарубежных стран особенностями.
К ним относятся:
- совмещение в рамках одного малого предприятия нескольких видов деятельности;
- отсутствие четкой специализации, стремление к максимальной самостоятельности;
- низкий технический уровень и низкая технологическая оснащенность в сочетании со значительным инновационным потенциалом;
- относительно высокий уровень квалификации кадров и низкий уровень менеджмента, высокая приспособляемость к сложной экономической обстановке;
- неразвитость инфраструктуры поддержки малых предприятий, препятствующая стремлению успешно функционирующих малых предприятий выйти на международные рынки, отсутствие полной и достоверной информации о состоянии и конъюнктуре рынка, неразвитость системы информационных, консультационных услуг
Важным экономическим условием становления малого бизнеса, которое во многом зависит от эффективности методов государственного управления, регулирования и контроля, является наличие и степень развитости рынков факторов производства, таких как рынок капитала, рынок труда, рынок инвестиционных товаров, включая землю и иные объекты недвижимости.
При этом подразумевается не просто существование в России этих рынков и наличие соответствующей инфраструктуры, обеспечивающей их эффективную работу, но и возможность доступа на них малых предприятий, повышения их роли в формировании спроса, а также полной и достоверной информации о состоянии рынков, причем в национальном масштабе.
Большим недостатком я считаю, что экономика России продолжает оставаться высокомонополизированной: 4 % промышленных компаний с числом работников более тысячи человек реализовали около ѕ всей промышленной продукции24.
2. Проблемы малого бизнеса
Многие характерные особенности становления малого предпринимательства в России напрямую связаны с основными проблемами, мешающими развитию нормальных рыночных отношений и частного предпринимательства в целом. Для оценки уровня значимости этих проблем можно использовать данные социологических опросов (таблица 1).
Таблица 1
Августовский кризис в России показал, что в нашей стране средний класс, класс собственников, существует как реальность. И наша беда, что мы поняли это такой ценой.
Наличие прослойки, пусть очень маленькой, собственников-предпринимателей обозначило и их проблемы.
Так, в Резолюции I Всероссийского съезда предпринимателей малых предприятий были выделены следующие проблемы:
- Медленно идет процесс создания инфраструктуры малого бизнеса;
- Низкими темпами происходит увеличение числа малых предприятий, особенно в производственной сфере;
- Не во многих регионах разработаны и приняты органами власти нормативные акты, региональные программы развития малого предпринимательства, а там где они приняты, реализация их происходит далеко не в полной мере;
- Недостаточно налажено взаимодействие регионов, как в плане обмена информацией и опытом по развитию малого предпринимательства, так и в организации практического хозяйственного взаимодействия предпринимателей различных регионов между собой.
Если затронуть проблему финансирования, то до октября 1995 года проблемой финансирования малого бизнеса никто официально не занимался. Многие банки, не проявляя особого желания вкладывать инвестиции в малые предприятия, объясняют это тем, что количество затрачиваемого времени и усилий на оформление кредита размером 100 тыс. долл. и 10 млн долл. одинаково, а получаемый доход разнится во много раз.
Кстати, здесь наши проблемы не отличаются от западных, и там финансовые структуры неохотно занимаются этим родом деятельности.
Большинство кредитных организаций, имеющих связи с малым бизнесом, находятся в регионах и не имеют достаточного оборотного капитала.
В первую очередь кредиты получают те производства, продукция которых пользуется наибольшим спросом: переработка продуктов питания, деревообработка, разлив напитков, складские и транспортные услуги, легкая промышленность. И очень немногие занимаются финансированием инновационного бизнеса — новых наукоемких технологий, которые определяют будущее технологического прогресса.
Перейдем от общих проблем к более частным, которые непосредственно затрагивают предпринимателей и являются причиной развала предприятия.
Многие малые предприятия угасают уже в самом начале своей деятельности. Например, из 600 тысяч новых предприятий, ежегодно возникающих в США, только половина дотягивает до 18 месяцев и только одно из пяти доживает до 10 лет.
Возможно, главной причиной является легкость создания предприятия. Но ведь свобода выбора означает не только свободу успеха, но и свободу неудач.
Сами же руководители малых предприятий выделяют следующие причины:
44 % опрошенных главной причиной называют некомпетентность;
17 % — отсутствие управленческого опыта;
16 % — несбалансированный опыт: недостаток опыта в маркетинге, финансах, снабжении и производстве;
15 % — отсутствие опыта работы в отрасли;
1 % — небрежность в ведении дел;
1 % — мошенничество или бедствие;
6 % — иные причины, с которыми сталкиваются руководители малых фирм.
Стоит также отметить, что лишь 20 % руководителей предприятий имеют соответствующее образование.
Конечно, основной проблемой из всех выше названных является проблема, главным образом представляющая отношения малого бизнеса и государства.
3. Структура поддержки малого бизнеса
Может быть, нет в нашей стране структур, поддерживающих малый бизнес и вообще предпринимательство? Напротив, их не так уж мало. За годы реформ номинально сложилась достаточно разветвленная система государственной и общественной поддержки малого бизнеса.
Прежде всего, речь идет о следующих структурах:
- структуры бизнес-образования;
- структуры обучения кадров для малого бизнеса;
- агентствах поддержки малого предпринимательства (юридические, маркетинговые, бухгалтерские, консалтинговые услуги);
- фондах поддержки предпринимательства (кредитование, залогово-гарантийная поддержка);
- лизинговые фонды;
- технологических парках (форма кооперации высокотехнологичных малых фирм с ВУЗами и крупными предприятиями) и др.;
- предусмотрена для малого бизнеса и весомая юридическая правовая поддержка;
- можно отнести сюда же весь перечень банковских кредитных продуктов, предоставляемых малому бизнесу.
В своей работе я постаралась охарактеризовать малое предпринимательство в России в настоящее время, выделить особенности малого предпринимательства и обозначить основные и наиболее острые его проблемы. Необходимо отметить, что малый бизнес в России уже имеет довольно широкую правовую основу, но она недостаточна. Проблема состоит в том, что она однобока и принятые правовые аспекты не реализуются, что делает абсурдным принятие каких-либо новых нормативно-правовых актов.
Литература:
1. http://www.fbd.spb.ru/cdcnew/root/iss_home.html %20<br>
2. http://www.kreditbusiness.ru/struktura.html
3. Жэньминь жибао