Борьба с коррупцией в таможенных органах: исторический опыт и современность
Авторы: Каськов Илья Владимирович, Цыганков Анатолий Николаевич, Штанько Марина Александровна
Рубрика: 5. Общественно-экономическая структура
Опубликовано в
Дата публикации: 19.11.2014
Статья просмотрена: 5256 раз
Библиографическое описание:
Каськов, И. В. Борьба с коррупцией в таможенных органах: исторический опыт и современность / И. В. Каськов, А. Н. Цыганков, М. А. Штанько. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 49-51. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6626/ (дата обращения: 15.11.2024).
Коррупция является одной из наиболее серьезных проблем глобального характера, которая угрожает социально-экономическому и политическому развитию государств. Подрывает демократические и моральные устои общества. Цель данной статьи кратко рассмотреть методы борьбы с коррупцией в таможенных органах в традиционной и современной России, оценить эффективность и сформулировать свои предложения по совершенствованию данного института.
Коррупция — сложное, опасное социальное явление, которое не является новым ни для одной страны мира. В «Российской криминологической энциклопедии» коррупция определяется как «подкуп, продажность государственных, иных служащих и на этой основе корыстное использование в личных либо узкогрупповых, корпоративных интересах официальных служебных полномочий подкупаемых лиц, связанных с ними авторитета и возможностей, а равно получение каких-либо ненадлежащих преимуществ субъектами подкупа»[3].
Борьба с коррупционными проявлениями ведется на протяжении всей истории российского государства. Но, как свидетельствуют исторические источники, в период с 907 по 1653 гг., взяточничество во всех сферах, в том числе и в области таможенного дела, носило специфический узаконенный характер. В России разница между взяткой и оплатой труда была всегда довольно условной. Вплоть до XVIII века государственные чиновники жили благодаря «кормлениям», то есть подношениям от тех, чьими проблемами они занимались. В языке юристов XVII века было несколько названий для тех вещей, которые мы сейчас называем взятками. При этом если «почести» (предварительные подарки должностному лицу, «решавшему вопрос») и «поминки» (так называли подарок «по итогам») считались вполне законными вещами, то за «посулы», то есть за нарушение закона за плату, полагались телесные наказания. Церковь всегда была против взяток и пыталась воздействовать на князей, чтобы убрать из русской жизни коррупционную составляющую. В 1243 году митрополит Кирилл выступил перед народом со специальной речью, в которой осудил мздоимство наряду с пьянством и колдовством. Он предлагал карать за это смертной казнью. А попытки хотя бы ограничить произвол чиновничьего аппарата предпринимались всеми великими князьями киевскими. Упоминания о правовых или административных мерах против коррупции я нашел у всех правителей, начиная от Святополка и заканчивая Александром Невским. Но каждый раз антикоррупционная кампания сдувалась, едва начавшись (как, например, у Всеволода Большое гнездо), либо приводила к росту взяток (как при Ярославе Мудром).
Однако все эти многочисленные законы и меры государственного принуждения не имели системного эффекта. Повинуясь какому-то негласному общественному договору, они просто не исполнялись, либо исполнялись очень выборочно.
Первым эффективным борцом с коррупцией на Руси можно считать Ивана IV Грозного. Летописи фиксировали, что при нем многие слуги государевы «от своего стяжания лишились живота и вотчин». Кстати, одной из главных причин введения на Руси опричнины, по признанию самого самодержца, была попытка справиться с тотальной коррупцией госаппарата. А в судебнике 1550 года появилось и наказание за взяточничество — смертная казнь. За время правления Грозного, впервые, уровень коррупции в стране резко сократился. В 1558 году французский дипломат Арнольд Шемо писал в Париж: «Московию не узнать — страх смерти изменил эту страну так, что наши купцы теперь не знают, как дела вести. Даже местные княжны подарков не берут, ибо каждый день мздоимцев прилюдно разрубают на куски прямо на городской площади». В архивах сохранилось множество свидетельств реального антикоррупционного оздоровления общества, в том числе переписка «государевых людей» тех лет, в которых они резко отвергают всякую возможность получения «податей» и различных «угощений» от люда мирского. После Ивана IV все вернулось на круги своя. Дошло до того, что в 1648 г. в Москве случился народный антикоррупционный бунт, который закончился пожарами и гибелью мирных жителей. Для усмирения волнений царем Алексеем Михайловичем были казнены два высокопоставленных коррупционера — глава Земского приказа Плещеев и глава Пушкарского приказа Траханиотов.
На сегодняшний день проблема борьбы с коррупцией в нашем государстве стоит на одном из первых мест. И в связи с этим руководство страны принимает следующие меры:
1) Изменения, ужесточающие уголовную ответственность.
2) Чиновникам-бюрократам различного уровня, государство создает дополнительные трудности.
3) В настоящее время внесены изменения в законодательство по статусу гос. служащих. У них появилось обязательство заполнять декларации о своих доходах и о доходах членов семьи.
4) Для активизации борьбы с коррупцией внесены изменения в законодательные акты.
Принимаемые руководством страны вышеперечисленные меры, создали условия для правильного взаимоотношения граждан и чиновников, исключающие моменты коррупции. Кроме того, пропаганда правильного образа поведения будет постоянно увеличиваться и применяться в сферах образования и культуры, взаимодействуя со СМИ. Что, в конечном итоге, несомненно, принесет свои положительные результаты в сфере борьбы с коррупцией.
В рамках профилактики коррупционных преступлений проводится следующее:
Должностным лицам:
1. Представлять сведения о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера
2. Уведомлять начальника таможенного органа, обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц с целью склонения его к совершению коррупционных правонарушений (в соответствии с приказом Управления 04.09.2009 № 435);
3. Соблюдать Кодекс этики и служебного поведения должностных лиц таможенных органов.
Начальникам структурных подразделений, таможенных постов:
4. Контролировать своевременное представление подчиненными должностными лицами сведений о доходах, имуществе, обязательствах имущественного характера,
5. Формировать в структурном подразделении (таможенном посте) нетерпимость к коррупционному поведению должностных лиц (в ходе повседневной деятельности, профессиональной подготовки), в этих целях:
- вести индивидуальную работу с лицами, которые допустили или допускают нарушения служебной дисциплины или со склонными к этому служащими (индивидуальные беседы, заслушивание на собрании коллектива, выдвижение на поощрение, снижение денежного поощрения);
- в целях повышения уровня правовых знаний у должностных лиц в течение года в планы профессиональной учебы всех учебных групп включать и проводить занятия по профилактике коррупционных проявлений в таможенных органах (не реже одного раза в полугодие) [2].
Таким образом, вышеизложенный перечень мер, проводимых в таможенных управлениях с целью повышения эффективности деятельности, позволяет говорить о широком спектре охвата.
Предметно говорить о результатах вышеизложенных мер на сегодняшний день рано. Считаю, что планируемый в 2014 году мониторинг коррупционных правонарушений в таможенных органах позволит объективно оценить внедренные меры борьбы, а также степень влияния такого фактора, как коррупция на эффективность деятельности в таможенных органах.
На мой взгляд, коррупция — это определенно отрицательное явление. Во-первых, оно разъедает общество, неправильно воспитывает молодое поколение, которое, видя все это происходящее, приспосабливается к данным условиям и развивает это явление дальше. Во-вторых, коррупция ухудшает ''деловой климат'' в стране. Энергичные люди, предприниматели, сталкиваясь с правовым беспределом правоохранительных органов, чиновников, судей, либо заканчивают заниматься предпринимательской деятельностью, либо переносят бизнес в другую страну, а зарубежные инвесторы боятся, в свою очередь, инвестировать свои средства в нашу страну. Эти все факторы приводят к ослаблению экономики страны, катастрофическому уменьшению рабочих мест, что создает дополнительную социальную напряженность в обществе.
Улучшение законодательства в таможенной сфере должно происходить в направлении установления в нем положений, которые бы обеспечивали конкуренцию и ограничение монополий таможенных перевозчиков, таможенных брокеров, участников внешнеэкономической деятельности и других участников таможенных правоотношений. Конкуренция вне закона, монополистическое место определенных субъектов на рынке таможенных услуг и внешней торговли — отличный повод для таможенных преступлений, взяточничества и других должностных преступлений.
Проводя улучшение законодательства которое регламентирует борьбу с таможенными преступлениями важно понимать правильное соотношение защиты прав участников внешнеэкономической деятельности и общественных интересов, в основе которого -положения ст.55 Конституции РФ. «Перекосы» в обе стороны, которые имеются и в практике, и в законодательстве могут быть чреваты тем, что создастся обстановка настоящей угрозы соблюдению прав граждан и экономической безопасности страны.
Необходимо усовершенствование регламентации порядка производства по делам о НТП: конкретизация полномочий должностных лиц таможенных органов, а также других участников таможенных правоотношений в процессе административного производства, уменьшение «ножниц» в административных санкциях за нарушения таможенных правил, которые применяются таможенными органами.
Необходимо убрать недостатки в системе выявления таможенными органами таможенных преступлений. Данные недостатки объясняются отсутствием необходимой материально-технической базы, которая обеспечивает контроль на таможне; усложнение работы, из-за увеличения нагрузки; сложность, противоречивость, нестабильность таможенного законодательства; несовершенство организации контроля; отставание от насущных потребностей его методического, научного обеспечения; недостаточно высоким профессиональным уровнем подготовки работников в ряде таможен; недостатками в работе служб собственной безопасности и оперативно-розыскных подразделений; неиспользованием возможностей оперативной деятельности других правоохранительных органон, прежде всего органов внутренних дел.
Нужно создать применение методов, которые позволяют в полной мере, а самое главное своевременно выявлять преступления в таможенной сфере и правонарушения.
Но даже при выявлении таможенных преступлений и правонарушений они не доводятся до сведения должностных лиц, которые уполномочены на решение данных вопросов, по поводу начала возбуждения уголовного производства. Очень часто эти важные сведения лежат в таможенных отделах. Если бы должностные лица реагировали на все эти факты, то это однозначно бы усилило борьбу с коррупцией.
Нужно усилить вневедомственный контроль в таможенной сфере, прежде всего финансовый. Необходимо сохранить специализацию в надзоре прокуроров за тем, как исполняются законы таможенными органами т. е. нужно сохранить специализированные транспортные прокуратуры. Для судей, занимающихся рассмотрением дел о таможенных преступлениях и споров, связанных с применением таможенного законодательства также должна быть обеспечена специализация. Имеется необходимость в нацеливании судов на принятие мер, направленных на защиту интересов государства.
Литература:
1. Кисловский Ю. Г. История таможенного дела и таможенной политики России. — 3-е изд.,доп./ Под общ. ред. А. Е. Жерихова. — М.:РУСИНА-ПРЕСС, 2004. — 592 с. + илл.
2. Куделько И. А. Коррупция как основной фактор снижения эффективности деятельности таможенных органов (на примере Уральского таможенного управления) [Текст] / И. А. Куделько // Экономика, государство, общество. — 2010. — № 2.
3. Лепа Т. П. Основные направления организационно-профилактических мер противодействия коррупционным проявлениям в таможенных органах [Текст] / Т. П. Лепа // Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы: сб. науч. тр. / Байкальский государственный университет экономики и права. — Иркутск.: БГУЭП, 2013. — С. 133–139.
4. Павлов А. П. Таможенный союз: проблемы борьбы с коррупцией [Текст] / А. П. Павлов // Вестник Тюменского государственного университета. — 2010. — № 2. — С. 64–69.
5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 29 декабря 2012 г.) «О противодействии коррупции» // Парламентская газета. — 2008. — № 90.