Механизм правового регулирования имущественного налогообложения физических лиц на примере России и Германии
Авторы: Кобзева Екатерина Александровна, Панченко Алина Евгеньевна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
Дата публикации: 10.11.2014
Статья просмотрена: 564 раза
Библиографическое описание:
Кобзева, Е. А. Механизм правового регулирования имущественного налогообложения физических лиц на примере России и Германии / Е. А. Кобзева, А. Е. Панченко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 29-31. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6647/ (дата обращения: 15.11.2024).
Известно, что в странах Западной Европы, а именно в Федеративной Республике Германии имеющаяся система налогообложения наиболее действенна в части фискальной политики в отличие от Российской Федерации. При этом высокий уровень структуры правового регулирования системы налогообложения в Германии препятствует возникновению и развитию теневого сектора, постоянного поиска способов уклонения от уплаты налогов.
В Германии осуществлена крупная реформа налоговой системы, предусматривающая стремление государства инициировать частные инвестиции в жилищное строительство и модернизацию [1]. Другими словами, центр тяжести фискальной политики переносится на один из фиксированных налогов — налог на недвижимость.
Поскольку для российской системы налогообложения налог на недвижимость является нововведением и возникает ряд вопросов при его применении, следует исследовать механизм и элементы правового регулирования на примере системы налогообложения Германии.
В зависимости от форм государственного устройства имущественные налоги на недвижимость устанавливаются на федеральном, региональном и местном уровнях. При федеративной форме государственного устройства исследуемые налоги являются местными и поступают в местные бюджеты [2]. При этом, Федеративная Республика Германия, как и Российская Федерация, являясь государствами с федеративной формой государственного правления, отличаются по уровням установления налога на недвижимость. Так, в России — налог на имущество физических лиц является местным налогом, тогда как в Германии имущественные налоги взимаются как на региональном уровне (федеральные земли), так и на местном уровне (общины).
В действующем законодательстве существует три вида имущественных налогов, каждый из которых имеет свое регулирующее законодательство: налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог. Последние являются местными налоговыми доходами, однако часть земельного налога поступают в федеральный бюджет.
На сегодняшний день на основе рыночной стоимости указанные налоги не взимаются. В связи с этим налоги на имущество и доходы от них незначительны из-за заниженной оценки имущества и низких налоговых ставок, а также продолжающейся инфляции. Получение существенных социально-экономических и финансовых выгод от внедрения системы налогообложения жилой недвижимости по ее стоимости для финансирования деятельности муниципальных служб местных органов самоуправления РФ связано с тщательным анализом компонентов, которые необходимо включить в административно-правовую основу реализации налогообложения домов и квартир по рыночной стоимости.
Налогоплательщиками налога на недвижимость в России и Германии являются собственники недвижимого имущества, что способствует снижению фискальной нагрузки с арендаторов имущества.
С введением нового налога возникает вопрос, что понимать под дефиницией «недвижимость». Так, согласно ст. 130, ч. 1, Гражданского кодекса РФ к недвижимости «относятся земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, т. е. объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства» [3]. Кроме этого существует Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним, который ведет Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии Российской Федерации.
В Германии исследуемое определение не встречается, но определяется через сопоставление противоположных понятий «движимые вещи» и «земельные участки». То есть в Германском гражданском уложении закреплен единый объект права, который представляется как строение на поверхности земли в виде составных необоротоспособных частей земельного участка [4]. При этом к земельному участку относится часть земной поверхности, которая в соответствии с данными земельного кадастра обозначена как земельный участок на отдельном листе поземельной книги или под особым номером на общем листе поземельной книги.
Налог на недвижимость в Германии взимается с облагаемых объектов недвижимого имущества независимо от целей их использования. Обязанность по уплате данного налога возникает в отношении конкретного объекта недвижимости как при его использовании в личных целях, например для целей проживания, так и в случае эксплуатации объекта недвижимости в предпринимательской деятельности. Из этого следует, что под обложение налогом на недвижимость подпадают не только объекты жилой недвижимости, но и относящиеся к недвижимому имуществу производственные активы.
Таким образом, отличия в определении «недвижимость» в исследуемых странах представляются в виде концепций «земельный участок с принадлежностями» и «множественность видов недвижимости».
Следует отметить, что налоговая база по налогу на недвижимость в Российской Федерации представляется в виде капитальной стоимости на основе инвентаризационной (восстановительной) стоимости недвижимости, рассчитанной по сборникам укрупненных показателей восстановительной стоимости и приведенной к текущим ценам, за вычетом физического износа, который зависит от нормативного срока службы, дифференцированного по группам капитальности. Переоценка стоимости недвижимости состоит, как правило, в применении индексов роста цен и перерасчете физического износа. Таким образом, прибегая к сложной системе инвентаризационной оценки объектов недвижимости, можно сделать вывод, что инвентаризационная стоимость значительно ниже рыночной стоимости объектов. То есть в России, как и в Германии устанавливается рыночный критерий оценки объектов недвижимости.
Однако с точки зрения фискальной политики государства, с введением налога на недвижимость в Российской Федерации следует применять в качестве налоговой базы реальное состояние, выраженной в его рыночной стоимости на данный момент времени. Таким образом, увеличивая налоговую нагрузку на налогоплательщика, государство увеличивает налоговые доходы бюджета, что с экономической точки зрения наиболее эффективно.
При этом для налогоплательщика важным остается налоговая ставка. В России и Германии ставки устанавливаются на местном уровне, но в границах, определяемых на федеральном уровне.
Величина ставки в России, которая является целесообразной как экономической, так и фискальной точки зрения составляет: от менее чем 0,1 % от суммарной стоимости объектов налогообложения при их стоимости менее 300 тыс. руб. до 2,0 % при стоимости свыше 500 тыс. руб. В Германии ставки варьируются в размере от 3,5 % до 5,5 % в зависимости от состояния почвы.
При этом в Германии выделяются особенности ставок налога по видам использования недвижимости: недвижимость в лесном и сельском хозяйстве, одноквартирные жилые дома, двухквартирные жилые дома, иные объекты недвижимости. В отношении данной недвижимости базовая часть налоговой ставки, которая устанавливается на федеральном уровне, может дифференцироваться.
Кроме этого, налоговые ставки могут быть пропорциональными (с увеличением стоимости объекта налогообложения ставка налога остается неизменной) и прогрессивными (с ростом стоимости объекта налогообложения растут и ставки налога).
Дифференциация эффективных налоговых ставок для разных категорий объектов жилья может быть осуществлена следующими способами:
- установлением различных ставок в налоговом законодательстве;
- варьированием коэффициентов налоговой оценки;
- применением системы скидок и исключений при расчете стоимости.
Необходимость использования дифференцированных ставок обусловлена обеспечением социальной справедливости, максимизации налоговых поступлений или повышением эффективности налогообложения [5]. Такой подход позволит получить желаемые результаты, если достигнута организованная работа системы налогообложения в целом, когда налогооблагаемая база правильно определена, расчет стоимости объектов жилой недвижимости проводится достаточно точно, а механизмы принуждения к уплате налога эффективны.
Пропорциональная система налогообложения, которая активно применяется в России, является простой, но при этом фискально малоэффективной. Данный подход обусловлен на минимизацию отчислений со стороны налогоплательщика, то есть на удовлетворение общественных потребностей. В фискальном отношении физические лица с недвижимостью небольшой стоимости несут налоговое бремя в большем размере, чем физические лица с недвижимостью высокой стоимости.
Министерство экономического развития РФ внесло предложение по установлению в системе налога на недвижимость двух видов налоговых вычетов:
1. Натуральные налоговые вычеты в размере 55 кв. м в отношении жилого объекта и 600 кв. м в отношении земельного участка.
2. Денежный налоговый вычет в размере 3 млн. руб., предоставляемый, согласно позиции представителей Минэкономразвития России, многодетным семьям, инвалидам и пенсионерам, причем, как предлагают представители названного Министерства, на местном уровне перечень льготных категорий налогоплательщиков может быть расширен.
Несмотря на зарубежный опыт Германии, в России существует ряд трудностей, с которыми связано введение налога на недвижимость:
- неоправданно высокие рыночные цены на объекты недвижимости в России, несоотносимые с ценами на более качественную зарубежную недвижимость;
- отсутствие актуальных сведений об объектах недвижимости в Государственном кадастре недвижимости;
- отсутствие в законодательстве механизмов, препятствующих резкому повышению налоговой нагрузки, возлагаемой на налогоплательщика при уплате сегодня земельного налога, а в будущем — налога на недвижимость, в связи со значительным увеличением кадастровой стоимости, полученной в результате проведения очередной переоценки недвижимости.
Итак, согласно налоговой политики Российской Федерации, к настоящему времени на федеральном уровне сформировалась достаточно последовательная и во времени неизменная позиция относительно того, что в России новый налог на недвижимость должен входить в число местных налогов. С целью достижения целей фискальной политики Российской Федерации необходимо учесть механизм и элементы системы правового регулирования Федеративной Республики Германии.
В рамках анализа перспектив совершенствования налоговой системы следует исходить из предположения о том, что налог на недвижимость в России будет установлен в системе местных налогов, так как это отражает позицию Германии, где налог на недвижимость мобилизует в местные бюджеты наибольший объем налоговых доходов.
Главным вопросом остается применение в качестве налоговой базы рыночной стоимости объекта недвижимости, что влечет использование соответствующей прогрессивной ставки налогообложения, а не пропорциональной.
Таким образом, в России налог на недвижимость целесообразен в отношении жилой недвижимости, то есть как единый комплекс земельного участка и сооружений, построенных на нем, налоговой базой которого должна быть его рыночная стоимость, и не жилой недвижимости. При этом, рациональным считается применить концепцию «земельного участка с принадлежностями», так как планируется объединить земельный налог и налог на имущество физических лиц в единый налог на недвижимость, то есть предполагается совместное налогообложение земельного участка и строения, находящегося на нем. Кроме того, использование соответствующей прогрессивной ставки налогообложения позволит равномерно распределять налоговую нагрузку на налогоплательщиков с различным уровнем доходов. При этом необходимо введение стимулирующих коэффициентов, корректирующих размер налогооблагаемой базы.
Литература:
1. Максимова А. Г., Сравнительный анализ правового регулирования налогообложения недвижимости физических лиц в Российской Федерации и за рубежом [Текст] / А. Г. Максимова // Налоги и налоговое планирование. — 2013. — № 4. — С.25–44.
2. Ходов Л. Г., Налоги на недвижимость: зарубежный опыт, российские проблемы [Текст] / Л. Г. Ходов // Российский внешнеэкономический вестник. — 2014. — № 8. — С. 34–42.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: Части первая, вторая, третья и четвертая [Текст]: федер. 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 14.11.2013) // Справочная правовая система «КонсультантПлюс». Разд. «Законодательство».
4. Зорилэ Д. В. Развитие налогового законодательства ФРГ во второй половине XX века: Диccертация [Текст] / Д. В. Зорилэ. — М.: Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова, 2003. — 208 с.
5. Мишустин М. В., Администрирование имущественного налогообложения в России. Стратегия развития [Текст] / М. В. Мишустин. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. — 258с.