Особенности применения факторного анализа в оценке налогового потенциала
Автор: Дедусенко Марина Леонидовна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
Дата публикации: 26.11.2014
Статья просмотрена: 717 раз
Библиографическое описание:
Дедусенко, М. Л. Особенности применения факторного анализа в оценке налогового потенциала / М. Л. Дедусенко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 24-26. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6694/ (дата обращения: 15.11.2024).
Социально-экономическое развитие страны и ее регионов обусловлено множеством объективных факторов, влияющих на увеличение либо уменьшение дисбалансов в региональном развитии. Высокий уровень межрегиональных различий по душевым показателям ВРП, доходам населения, объемам инвестиций в основной капитал и по бюджетной обеспеченности сохранился до настоящего времени. Одним из основных факторов экономического развития является промышленное производство, в темпах роста которого наблюдается значительная дифференциация во всех регионах России. Капиталоемкость прироста производства зависит от разных факторов: наличия резервов производственных мощностей, обеспечивающих возможность увеличения объемов производства без нового строительства; отраслевой структуры производства и инвестиций в развитие инфраструктуры, необходимых для создания условий экономического роста. Все это, безусловно, оказывает влияние на уровень жизни населения и на финансовую устойчивость регионов.
Поскольку устойчивость развития территории зависит от ее бюджетной обеспеченности и объемов налоговых доходов, поступающих в консолидированный бюджет, то одной из важнейших задач территориального развития и укрепления региональных и местных бюджетов следует считать эффективность реализуемой налоговой политики и возможность роста налогового потенциала. Управление налоговым потенциалом конкретного региона тесно связано с качеством налогового администрирования, осуществляемого налоговыми органами. Качественная работа налоговых администраций в настоящее время направлена не только на улучшение налогового климата для реализации фискальных задач, но и на обеспечение налоговой культуры и налоговой дисциплины налогоплательщиков. Высокий уровень налоговой дисциплины является основой безрискового управления деятельностью налогоплательщика, стимулирует рост бизнеса.
Управление налоговым потенциалом региона зависит от возможности и своевременности его прогноза и контроля. Прогнозное значение дохода по конкретному налогу учитывает прогнозные и прошлые значения различных факторов. Для прогнозирования прироста налоговых поступлений Федеральной налоговой службой РФ разработаны собственные подходы, рассмотрим их.
Мотивируя тем, что большая часть индексов, которые приводит Росстат в своих информационных материалах, не содержит инфляционную составляющую, при сравнении темпов роста поступлений налогов и темпов роста индекса промышленного производства, в расчетах учитывается тот факт, что первый индекс приведен в номинальном выражении, а второй — в реальном. В этой связи прогнозы прироста налоговых поступлений в целом по России формируются ФНС РФ с учетом следующих основных факторов: роста цен на нефть и газ, инфляции, макроэкономических факторов, качества налогового администрирования. При этом ВВП принимается как базовый макроэкономический показатель, влияющий на динамику совокупных налоговых поступлений в бюджетную систему страны.
Методика расчета факторов, оказавших влияние на прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет, построенная на основе условных данных, приведена в качестве примера подхода Аналитического управления ФНС России (табл. 1).
Таблица 1
Расчет факторов, оказавших влияние на прирост налоговых поступлений в консолидированный бюджет в отчетном году (млрд. руб.)
Показатель |
Прошедший период |
Отчетный период |
Отклонение (прирост) |
Примечание |
Поступило в консолидированный бюджет |
7969,0 |
9720,0 |
2024 |
|
Нефтегазовые доходы (НДПИ) |
1406 |
2042 |
636 |
Прирост за счет НДПИ |
Поступило в консолидированный бюджет (без НДПИ) |
6290 |
7678 |
1388 |
|
Инфляция |
|
1,061 |
|
|
Прирост поступлений за счет инфляции |
|
|
384 |
Прирост за счет инфляции = 6290 х 106,1: 100–6290 |
ВВП |
|
1,043 |
1 |
|
Прирост поступлений за счет ВВП |
|
|
270 |
Прирост за счет роста ВВП = 6290 х 104,3: 100–6290 |
Налоговое администрирование и прочие факторы |
|
|
734 |
Как разница между общей суммы прироста и прироста за счет НДПИ, ИПЦ и ВВП |
В том числе: |
|
|
|
|
Прибыль от ценовой конъюнктуры (нефть, газ, металлургия) |
0 |
102 |
102 |
|
Справочно: |
|
|
|
|
Поступило по контрольной работе |
186 |
177 |
-9 |
|
Поступило в результате взыскания задолженности |
409 |
400 |
-9 |
|
Первый этап: расчет прироста поступлений в результате роста цены на углеводороды. Поскольку рост НДПИ в принципе зависит от цены на нефть и газ, и объемов их добычи, а последние практически не растут, то основным фактором, влияющим на рост поступлений НДПИ, является рост цены на нефть и газ. Важен прирост поступлений налога на добычу полезных ископаемых. По данным таблицы видно, что в отчетном году поступление НДПИ составило 2024 млрд. рублей, а в предшествующем году — 1406 млрд. рублей. Прирост составил 636 млрд. рублей. Это — влияние первого фактора.
Второй этап: расчет прироста поступлений под влиянием инфляции. Не все налоги зависят от этого фактора. Наиболее значимый — НДПИ, влияние которого уже учтено. Поэтому прежде чем приступить к расчету влияния инфляции на объем поступлений, следует исключить НДПИ из объема поступлений в консолидированный бюджет. Без поступлений НДПИ, поступления в отчетном году составили 7678 млрд. рублей (9720–2024), а в прошлом — 6290 млрд. рублей (7696–1406). Прирост поступлений за счет инфляции рассчитывается при условии, что влияние других факторов приравнивается к нулю. Поэтому поступления предыдущего периода (6290 млрд. рублей) умножаются на инфляцию (106,1 %) и делятся на 100. В результате получен объем поступлений под влиянием фактора инфляции примерно 6667 млрд. рублей. Вычитая из этой суммы поступления прошлого отчетного года — 6290 млрд. рублей, можно получить прирост поступлений за счет инфляции — 384 млрд. рублей (6674–6290=384).
Третий этап: расчет налоговых поступлений за счет роста ВВП. Учитывая, что фактор инфляции уже определен, рассчитаем влияние на рост поступлений налогов показателя ВВП. Предположим, что ВВП в отчетном году составил 104,3 %. Поступления за прошлый год в сумме 6290 384 млрд. рублей умножаем на 104,3 % и делим на 100. Получаем 6560 млрд. рублей. Таким образом, прирост поступлений за счет роста ВВП составил 270 млрд. рублей (6560–6290). Это влияние третьего фактора.
Далее из общей суммы прироста поступлений администрируемых доходов следует вычесть прирост поступлений за счет роста цен на нефть, инфляции, роста ВВП и получить прирост поступлений за счет улучшения налогового администрирования и других факторов, в целом. В этом случае получим 738 млрд. рублей.
Определив абсолютное выражение 4 факторов роста, приведем эти факторы по их удельному весу в общей сумме прироста:
- от роста цен на углеводородное сырье прирост составил 31 %;
- от инфляции — 19 %,
- от роста ВВП — 13 %,
- от качества налогового администрирования и других факторов — 37 %.
Рассматривая влияние вышеприведенных факторов, можно проводить их детализацию. В частности, рост цены на углеводороды оказывает влияние на поступления не только в части НДПИ, но и по налогу на прибыль.
Если рост налога на прибыль в целом по России составил, например, 128 %, то в отдельных Межрегиональных инспекциях по крупнейшим налогоплательщикам он может составить более 143 %. Уточнив расчеты, можно определить рост поступления налога на прибыль за счет конъюнктуры мировых цен.
Общее поступление налога на прибыль в отчетном году по России составило 1694 млрд. рублей, а в прошлом — 1359 млрд. рублей. Темп роста — 124,6 %. Это означает, что в обычных условиях прибыль бы выросла не на 28 %, а на 24,6 %. В обычных условиях поступления налога на прибыль в отчетном году составили бы: 414,8 х 124,6: 100 = 517 млрд. рублей при условии, что конъюнктура мировых цен была стабильной. Т. е. прирост поступлений налога на прибыль за счет этого фактора составит 517415 = 102 млрд. рублей или 5 % всего прироста.
Таким образом, сумма прироста поступлений в консолидированный бюджет в отчетном году за счет налогового администрирования и других факторов (таких как изменение ставок — акцизов, неформализованные факторы, погрешность расчета) составит 639 млрд. рублей, т. е. 32 % (741–102 = 639 млрд. рублей).
Непосредственное влияние результатов налогового администрирования на поступления это суммы, поступившие по результатам контрольной работы, в том числе в погашение задолженности. Результаты прогнозов говорят об увеличении поступления налогов в федеральный бюджет в отчетном году дополнительно 50 млрд. рублей, а в региональные бюджеты около 86 млрд. рублей.
Таким образом, пример приведенного расчета показывает, что наибольший вклад в значения приростов суммарных доходов вносят макроэкономические факторы (68 %), а именно ВВП, ценовая конъюнктура, инфляция. Остальные 32 % приходятся на факторы налогового администрирования и на прочие факторы (изменения налогового законодательства, в том числе роста ставок акцизов), факторы налогового администрирования, трудно поддающихся количественному определению (снижение количества жалоб и споров, рост доли налогоплательщиков, сдающих отчетность по ТКС; рост доли налогоплательщиков, удовлетворительно оценивающих качество работы налоговых органов).
Анализ налоговой емкости ВВП основан на официальных статистических данных. В нем не учтен ряд различных аспектов налоговых отношений, влияющих на увеличение объема налогового потенциала, которые рассчитать достаточно сложно. Например, теневой сектор экономики, суммы льгот, неправомерно использованные налогоплательщиками и подлежащие уплате в бюджет и другое. Увеличение налоговых доходов обеспечивается не только соблюдением платежной дисциплины. На величину налоговых поступлений влияет объем производства, дебиторская задолженность, недоимки в бюджет и другие факторы. Как подтверждено в исследовании, рост объемов производства обусловливает реальный рост ВВП и налоговых поступлений, инфляционные же процессы увеличивают номинальный объем налогов и ВВП. Безусловно, изменения и поправки в налоговом законодательстве также оказывают существенное влияние на рост и падение налоговых поступлений в бюджет.
Преимущества вышеизложенного подхода по факторному разложению налоговых поступлений состоит в том, что он позволяет выделить вклад реального сектора экономики (макроэкономических показателей) в поступления налогов и сборов. Кроме того, доступность методики заключается в простоте производимых расчетов на основе статистики налоговых органов. При проведении эконометрического оценивания используются модель множественной регрессии и аппарат панельного анализа. Панельный анализ позволяет использовать набор не только изменяющихся во времени данных (временной ряд), но и учитывать различия между наблюдаемыми объектами в рамках одного периода времени. Развитие аналитической и прогнозной работы налоговых органов позволяет судить о том, что методическое обеспечение оценки налогового потенциала развивается на новой научной базе и обусловлено ростом качества налогового администрирования.