Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма
Авторы: Клейменова Екатерина Олеговна, Чулакова Анастасия Олеговна
Рубрика: 18. Туризм
Опубликовано в
Дата публикации: 02.12.2014
Статья просмотрена: 1391 раз
Библиографическое описание:
Клейменова, Е. О. Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма / Е. О. Клейменова, А. О. Чулакова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 256-259. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6778/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматривается проблема привлекательности монопрофильных городов, возникшая в результате резкого падения спроса на товары российского производства. Бесспорно, в условиях современной экономической нестабильности, моноотраслевые города нуждаются в создании индивидуального имиджа, реализации собственного потенциала. Для решения данной проблемы была создана экономическая модель «Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма», поддерживающая уже существующую промышленную ориентацию. Модель макетирует устройство новых экономических отношений между промышленными предприятиями и туристскими организациями. В статье говорится о том, что теперь предприятия смогут осуществлять не только производственную деятельность, но и туристско-экскурсионную, принимая непосредственное участие в развитии туризма монопрофильных городов.
Несмотря на мнимую стабильность европейской экономики, говорить о полном отсутствии кризисных процессов рано. По словам ведущих политических деятелей, «стабилизационный механизм Европы» исправно работает, но последствия затяжного финансово-экономического кризиса окончательно не будут устранены еще длительное время. Без сомнения, экономика России зависит от европейских рынков. На сегодняшний день, Россия находится на стадии спада производственных нормативов. Весьма показательно, что в связи с недавно введенными экономическими санкциями, в депрессивном состоянии прибывает большинство отраслей, напрямую связанных с экспортным производством. В результате резкого ухудшения спроса на основные товары российского экспорта обострилась проблема привлекательности монопрофильных городов, занимающих более 30 % территории России, где промышленная деятельность градообразующих предприятий чаще всего направлена на экспорт. Моноотраслевые города, или как еще их называют моногорода — это неотъемлемая часть российской экономики, исторически пришедшая еще с эпохи индустриализации. Их природа обусловлена большим количеством неизученных районов, освоение которых в дальнейшем и привело к строительству крупной сети монофункциональных городов.
В настоящее время не существует общепризнанного понятия моногород. В советской практике данному термину близко значение «город-завод», что предполагает прямую зависимость городского населения от деятельности крупного промышленного предприятия, влияющего на основные стороны жизнедеятельности города. Из вышесказанного можно сделать вывод, что моногород — это населенный пункт, социально-экономическая деятельность которого тесно связанна с градообразующим предприятием, где трудоустроена основная часть работающего населения, в связи с чем оно оказывает влияние на занятость, воздействует на инфраструктуру и социально-экономическое состояние населенного пункта. [1, с.54]
Выделяется множество видов монофункциональных городов, среди которых: города легкой промышленности, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, нефтегазовой, угольной, пищевой промышленности и т. д. В России сформирован актуальный перечень моногородов по состоянию на 26 июля 2014 года. Из данного списка были исключены все моногорода Ханты-Мансийского автономного округа-Югры, в том числе и Нижневартовск, чья экономическая структура до сих пор является монофункциональной.
Наша концепция предлагает создание экономической модели «Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма», а также рассмотрение промышленного туризма как инновационного направления в экономике города. Основу экономики города Нижневартовска формируют два направления: нефтегазодобывающая промышленность, предприятия которой входят в состав крупнейшей нефтегазовой корпорации «Роснефть» и деятельность, направленная на удовлетворение нужд населения. Данная сфера представлена предприятиями материально-технического снабжения, пищевой промышленности, строительными компаниями, транспортными организациями и т. д. В городе созданы комфортные условия для ведения малого бизнеса. Нижневартовск занимает лидирующие позиции в рейтинге крупнейших промышленных центров России.
Несмотря на то, что город является промышленно ориентированным, Администрация делает ставку на развитие далеко непромышленной сферы — сферы туризма. Безусловно, эти несовместимые отрасли всегда мешали друг другу, но стремительность меняющегося мира доказывает, что положительный эффект надо искать как раз таки в совмещении несовместимого. Статистика показывает, что туристы редко выбирают Югру, а соответственно и Нижневартовск, в качестве объекта интереса. Чаще всего главной целью визитов является бизнес. На протяжении 5 лет власти округа, сотрудничая с муниципалитетами, ведут «сдержанную» политику в области развития туризма и к сожалению, ситуация на рынке туристских услуг остается на прежнем уровне. За территорией Нижневартовска закреплены такие виды туризма, как: событийный, этнографический и самодеятельный. Считается, что именно эти направления наиболее полно могут удовлетворить потребности туристов, но мы убеждены, если Нижневартовск — промышленный город, значит, и туризм должен быть специфическим — промышленным.
Промышленный туризм — это поездки на действующее или недействующее производство, сооружения промышленного назначения с целью исследования территории производства, изучения технологии создания той или иной продукции, ознакомление с историей промышленных предприятий. В России данный вид туризма получил свое распространение сравнительно недавно и в большей степени развит в Москве и Московской области, Санкт-Петербурге, а также в Ленинградской, Брянской, Смоленской, Тверской, Оренбургской и Ростовской областях.
В первую очередь, для формирования спроса на промышленные туры необходимо оценить заинтересованность потенциальных туристов в развитии данного направления. С этой целью был проведен опрос среди клиентов трех крупных туристских фирм города (Туристско-транспортная корпорация «Спутник», туристское агентство «Пегас Туристик» и туристское агентство «Натали-Турс») в мае 2014 года. Данные организации имеют значительный опыт работы на рынке туристских услуг города, обладают большой клиентской базой, что без сомнения говорит о достоверности, полноте и точности полученных результатов. В опросе приняли участие 4 целевые группы («Молодежь», «Работающее население среднего возраста», «Лица третьего возраста», «Бизнесмены») в количестве 400 респондентов в возрасте от 14 до 60 лет. Участникам опроса было предложено ответить на несколько вопросов. Варианты ответов основывались на принадлежности человека к определенной социальной и национально-этнической группе; его культурной направленности; условиях и образе жизни, интересах, а также на предшествующем рекреационном опыте. 300 человек захотели посетить промышленное предприятие с туристскими целями, 250 ответили, что готовы поучаствовать в процессе производства, а 165 человек изъявили желание приобрести промышленный сувенир. По результатам видно, что промышленный туризм в городе Нижневартовске имеет большие перспективы для развития. Поскольку условия туристского выбора совпадают практически у всех целевых групп, можно сделать вывод о том, что данный вид туризма будет востребован среди различных категорий путешественников.
Изучив более подробно вопрос организации промышленных туров необходимо сказать, что на территории города Нижневартовска существует достаточно обширная база производственных объектов показа, более 50. Большая часть промышленных предприятий — режимная, следовательно, для осуществления промышленных туров следует оформить ряд важных разрешительных документов, согласованных с руководством организаций.
На заключительном этапе исследования была создана экономическая модель «Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма», макетирующая устройство новых экономических отношений. Модель включает в себя 3 субъекта: промышленное предприятие, туристскую организацию и собственно самих туристов. Взаимодействие между ними строится на основе взаимного договора. Важно, что теперь предприятия осуществляют не только производственную деятельность, но и туристско-экскурсионную, что ни в коей мере не повредит производственному процессу. Модель предполагает прямое участие промышленных предприятий в развитии туризма города.
Рис. 1. Экономическая модель «Диверсификация экономики моногородов за счет развития промышленного туризма»
Субъекты экономической модели, осуществляющие туристско-экскурсионную деятельность, обладают рядом функций, без выполнения которых реализация промышленных туров будет невозможна. На долю промышленных предприятий возложена одна из самых важных — охранительная (защитная), куда входит: обеспечение безопасности туристов на производстве; оснащение туристов защитной спецодеждой, либо снаряжением; проведение экскурсий опытным гидом-экскурсоводом. Не менее значимой является презентационная функция, которая включает в себя: изготовление сувенирной продукции для туристов. У туристской организации также имеется ряд существенных обязанностей. Первостепенная задача — формирование и продвижение промышленных туров, посредством которой осуществляется организационная функция. Завершает классификационный ряд информационно-просветительская функция, отвечающая за распространение рекламы и информации о промышленных турах.
Для реализации туров производственным предприятиям и туристским фирмам следует провести ряд организационных мероприятий. В свою очередь, предприятиям необходимо: приобрести дополнительные комплекты защитной одежды и снаряжения; подготовить объекты к показу (уборка помещений, мелкие ремонтные работы, проверка систем безопасности и т.д); подготовить специалиста-гида (технолог, либо привлечение активных, уже отработавших на предприятии пенсионеров). Туристским организациям необходимо: организовать выпуск сувенирной продукции с символикой предприятия, сформировать и реализовать промышленные туры; обеспечить транспортом туристские группы; провести рекламные компании; подготовить туристскую документацию (заказ пропусков, памятка туриста).
Реализация промышленных туров будет значима для каждого субъекта экономической модели. Предприятие, получающее статус туристского объекта претерпевает значительные качественные изменения. Выходят на новый уровень отношения в трудовом коллективе, большое внимание обращают на чистоту, презентабельный вид оборудования, аккуратность униформы персонала. Как результат, предприятие получает эффективную поддержку собственной продукции. Не лишним будет упомянуть о том, что городской бюджет выигрывает от активизации продаж не только туристских услуг и товаров, но и смежных отраслей. Кроме этого, производственные экскурсии послужат дополнительной нагрузкой к другим туристским объектам города Нижневартовска. [2, с.1]
В рамках вопроса диверсификации экономики, стоит сказать о том, что даже при сокращении штата сотрудников градообразующего предприятия люди смогут трудоустроиться и применить свои профессиональные знания в сфере промышленного туризма. Перестройка экономики будет затрагивать не только экономическую сферу города, но также социальную и культурную, проявляя как внешнюю, так и внутреннюю рыночную направленность. Развитие промышленного туризма подразумевает высокую экономическую эффективность, легкую схему организации туров, отсутствие больших финансовых вложений, и самое важное — полное отсутствие конкуренции на туристском рынке. В более трудной ситуации будут предприятия, которые уже перестали функционировать. В этом случае необходимо преобразовывать их в музейные комплексы, при помощи организации инвестиционных проектов. Первым шагом в реализации промышленных туров будет объединение региональных и местных властей с городскими историками-краеведами, предпринимателями и соответственно, с туристскими организациями. Также следует упомянуть о большом интересе в развитии данного направления туризма образовательных учреждений города Нижневартовска, как одного из основных «поставщиков» экскурсионных групп. Помимо доступной экономической эффективности, реализация промышленных туров имеет важное практическое значение в социальной сфере — дополнительные рабочие места, профориентационная работа, а также несет в себе большую культурную ценность — сохранение понятий корпоративной философии, поднятие рабочего духа, рост культуры производства. Среди положительных аспектов также можно выделить: привлечение нового сегмента туристов; дальнейшее бурное развитие промышленного предприятия; инновация существующей продукции; подъем производительности на предприятии.
Проведенное исследование объективизирует представление о перспективах альтернативного развития моногородов. Подобное трехстороннее сотрудничество, сознательно формируя имидж территории, будет рентабельно при продвижении региона на рынке. Результаты и выработанные предложения послужат стимулом не только к экономическому росту промышленных монофункциональных городов, но и обеспечат стабильное развитие России.
Литература:
1. Санников, А. В. Рынок труда моногорода: российская модель функционирования / А. В. Санников // Вестник Омского университета. — 2014. — № 1. — С. 53–59.
2. Все о туризме: электронная туристическая библиотека. — URL: http://tourlib.net/statti_tourism/prom_tourism.htm (дата обращения:10.10.2014).
Похожие статьи
Ускоренная амортизация основных средств как условие повышения конкурентоспособности отечественной продукции
В условиях возрастающей конкуренции за сырьевые базы и рынки сбыта особенно актуальной становится необходимость ускоренной модернизации промышленности, которая позволит заложить основы долгосрочного устойчивого сбалансированного экономического развит...
Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики
В условиях цифровой экономики достижение конкурентных преимуществ смещается в нематериальную сферу — по мере того как все элементы социально-экономической деятельности связываются в формате единого цифрового пространства, ответом на глобальные вызовы...
Развитие свободных экономических зон в Казахстане
В данной статье рассматривается создание, развитие свободных экономических зон в Республике Казахстан, а также представлены особенности их развития в зарубежных странах. Целью данной статьи является выявление механизмов развития свободных экономическ...
Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации
В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...
Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)
В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...
Молодежное предпринимательство в рамках концепции социальной ответственности бизнеса
Актуальность концепции социальной ответственности бизнеса в современных условиях обусловлена, во-первых, тем, что крупный бизнес, в том числе финансовые корпорации, играет важную роль в росте экономики страны; во-вторых, тем, что избираемая бизнесом ...
Проблемы оценки инвестиционной привлекательности российских предприятий
Инвестор осуществляет вложения в предприятие с целью получения дохода. Для него важно, чтобы компания была стабильной и финансово устойчивой, то есть обладала инвестиционной привлекательностью. В статье определена сущность понятия «инвестиционная при...
Индексы условий торговли, покупательной способности экспорта и их значение для характеристики эффективности внешней торговли
Статья представляет исследование индексов условий торговли и их влияния на эффективность внешней торговли, а также анализирует покупательную способность экспорта. Индексы условий торговли отражают степень выгодности торговли для определенной страны в...
Актуальные вопросы молодежного предпринимательства в России
Активизация молодежного предпринимательства является одной из приоритетных задач экономической политики страны. С помощью данного сегмента предприятий имеется возможность развития инновационной активности в стране, которая необходима для повышения ур...
Методы повышения конкурентоспособности автомобильного грузового транспорта
На современном этапе развития экономики грузовой автомобильный транспорт для большинства развитых стран является ключевым видом транспорта и главным элементом транспортной системы. В результате осуществления рыночных реформ в России возникли принципи...
Похожие статьи
Ускоренная амортизация основных средств как условие повышения конкурентоспособности отечественной продукции
В условиях возрастающей конкуренции за сырьевые базы и рынки сбыта особенно актуальной становится необходимость ускоренной модернизации промышленности, которая позволит заложить основы долгосрочного устойчивого сбалансированного экономического развит...
Развитие человеческих ресурсов как ключевой фактор обеспечения экономической безопасности компании в условиях цифровой экономики
В условиях цифровой экономики достижение конкурентных преимуществ смещается в нематериальную сферу — по мере того как все элементы социально-экономической деятельности связываются в формате единого цифрового пространства, ответом на глобальные вызовы...
Развитие свободных экономических зон в Казахстане
В данной статье рассматривается создание, развитие свободных экономических зон в Республике Казахстан, а также представлены особенности их развития в зарубежных странах. Целью данной статьи является выявление механизмов развития свободных экономическ...
Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации
В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...
Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)
В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...
Молодежное предпринимательство в рамках концепции социальной ответственности бизнеса
Актуальность концепции социальной ответственности бизнеса в современных условиях обусловлена, во-первых, тем, что крупный бизнес, в том числе финансовые корпорации, играет важную роль в росте экономики страны; во-вторых, тем, что избираемая бизнесом ...
Проблемы оценки инвестиционной привлекательности российских предприятий
Инвестор осуществляет вложения в предприятие с целью получения дохода. Для него важно, чтобы компания была стабильной и финансово устойчивой, то есть обладала инвестиционной привлекательностью. В статье определена сущность понятия «инвестиционная при...
Индексы условий торговли, покупательной способности экспорта и их значение для характеристики эффективности внешней торговли
Статья представляет исследование индексов условий торговли и их влияния на эффективность внешней торговли, а также анализирует покупательную способность экспорта. Индексы условий торговли отражают степень выгодности торговли для определенной страны в...
Актуальные вопросы молодежного предпринимательства в России
Активизация молодежного предпринимательства является одной из приоритетных задач экономической политики страны. С помощью данного сегмента предприятий имеется возможность развития инновационной активности в стране, которая необходима для повышения ур...
Методы повышения конкурентоспособности автомобильного грузового транспорта
На современном этапе развития экономики грузовой автомобильный транспорт для большинства развитых стран является ключевым видом транспорта и главным элементом транспортной системы. В результате осуществления рыночных реформ в России возникли принципи...