Перспективы валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза
Автор: Мегуть Дмитрий Геннадьевич
Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит
Опубликовано в
Дата публикации: 03.12.2014
Статья просмотрена: 2030 раз
Библиографическое описание:
Мегуть, Д. Г. Перспективы валютно-финансовой интеграции в рамках Евразийского экономического союза / Д. Г. Мегуть. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 124-126. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6834/ (дата обращения: 15.11.2024).
Нарастающая нестабильность мировой финансовой системы определяет необходимость валютно-финансовой интеграции стран Евразии с перспективой создания ЕАЭС с единой денежно-кредитной и валютно-финансовой системой. Основными условиями для создания валютного союза евразийских стран являются:
- высокая степень взаимной открытости рынков;
- широкий масштаб взаимной торговли;
- высокая степень мобильности труда и капитала;
- близкий характер социально-экономических структур.
Для создания валютного союза необходима предварительная координация подходов к бюджетно-финансовой политике, определение оптимальной стратегии макроэкономической политики (в том числе, выбор антиинфляционных инструментов) инструментов, сближения показателей инфляции, величины дефицита бюджета и национального долга.
Одним из ключевых направлений развития валютно-экономической интеграции в регионе СНГ, включая ЕврАзЭС, является углубление валютно-финансового сотрудничества между странами. В начале 2000-х гг. в регионе СНГ/ЕврАзЭС был принят ряд концептуальных и нормативных правовых документов по развитию валютно-финансового сотрудничества.
В сфере валютно-финансового сотрудничества в рамках региона учрежден Межгосударственный валютный комитет СНГ. Все страны — члены СНГ присоединились к VIII статье устава МВФ, отменив валютные ограничения по текущим операциям платежного баланса. Множественность валютных курсов в странах — членах ЕврАзЭС заменена единым рыночным обменным курсом. Создан и введен в действие интегрированный валютный рынок в рамках Сообщества. В 2006 г. учрежден Евразийский банк развития (ЕАБР). В 2009 г. создан Антикризисный фонд ЕврАзЭС.
Однако на пути к созданию финансово-валютного союза возникают не декларативные проблемы, а экономические, такие как:
- ценовая нестабильность
- существенная разница в темпах инфляции
- нестабильность валютных курсов ряда стран
- различные уровни развития и структуры финансовых рынков
- отсутствие единой и эффективной платежно-расчетной системы в рамках ЕврАзЭС и ЕЭП;
- недостаточное развитие финансового сектора и использование внутренних источников инвестиций;
- отсутствие достаточно мощного и развитого по мировым меркам международного финансового центра в ЕЭП;
- отставание национальных валютных рынков с точки зрения емкости, глубины, стабильности, инфраструктуры, диверсификации инструментов и видов валютных операций
Также проблемами становления валютного союза являются и проблемы реального сектора экономики, такие как:
- сырьевая направленность экономик;
- высокая потребность в экспорте.
К 1 января 2015 году три государства Беларусь, Россия и Казахстан сформируют Евразийский экономический союз на основе ЕЭП и основная направленность данного союза будет заключаться в углублении сотрудничества в валютной сфере. [1] Но в силу существования вышеизложенных проблем создание эффективного валютного союза возможно только в долгосрочной перспективе.
Оценивается возможность создания валютного союза с применением теории оптимальных валютных зон, которая была использована российскими экономистами при оценке возможности функционирования эффективного валютного союза в рамках ЕАЭС. В модели оценки выделяются несколько показателей, а именно:
- стабильность обменного курса;
- уровень взаимной торговли;
- корреляция экономических циклов;
- степень диверсификации экспорта и импорта товаров;
- уровень развития финансового рынка
Несоответствие страны по какому-либо признаку характеризуется крупным отклонением от среднего значения данного показателя по всем рассматриваемым странам. (Таблица 1)
Таблица 1
Критерии оценки стран для создания оптимальной валютной зоны
|
Индекс ОВЗ |
Соотношение внешнеторгового оборота товаров и услуг с Россией и ВВП России |
Показатель корреляции экономических циклов |
Среднегодовой индекс концентрации экспорта и импорта товаров |
Соотношение объема финансового рынка и ВВП |
Беларусь |
0,17899^ |
0,03370 |
0,03178 |
0,28930 |
0,22077^ |
Казахстан |
0,02842 |
0,02163 |
0,03076 |
0,59719^ |
0,58026 |
Россия |
– |
– |
– |
0,36142 |
0,87226 |
Примечание — Источник: [Приложение А]
Так как существует крупное отклонение некоторых показателей, то для достижения их оптимального уровня необходим большой отрезок времени.
Поэтому на данном этапе развития функционирование эффективного валютного союза невозможно. Следовательно, создание валютного союза должно осуществляться постепенно. В этой связи следует выделить необходимые практические действия, которые следует совершить для построения валютного союза:
1. Проведение Россией (т. к. является ведущим звеном интеграционных процессов) и странами — участницами ЕЭП взвешенной денежно-кредитной, валютной, финансовой политики с целью обеспечения общей макроэкономической стабилизации, преодоления ценовой и валютной нестабильности, создания благоприятного макроэкономического фона для экономической и валютной интеграции. Для преодоления ценовой и валютной нестабильности необходимо принимать меры, направленные на снижение темпов инфляции и использование режима регулируемого плавания курсов валют стран-участниц. В связи с этим нецелесообразно вводить режим свободно плавающего курса, так как в настоящее время экономики объединяющихся стран не готовы к значительным курсовым колебаниям, потому что являются трансформационными.
2. Обеспечение разработки и принятия соглашения о создании интегрированного биржевого пространства в рамках ЕЭП, включающего следующие меры: связывание законодательства, регулирующего вопросы институтов номинального держания ценных бумаг на регулируемых рынках стран-членов,
- унификация лицензионных требований к профессиональным участникам рынков ценных бумаг стран, облегчение условий взаимного доступа профессиональных участников рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов;
- обеспечение возможности размещения и обращения ценных бумаг эмитентов стран на всей территории ЕЭП при условии регистрации эмиссии ценных бумаг регулирующим органом любой из стран-членов;
- унификация законодательства и правил организации торговли на регулируемых рынках;
- унификация технологий торговли, клиринга, расчетов, электронного документооборота и распространения информации, создание систем удаленного доступа к торгам на регулируемых рынках стран-членов;
- создание системы информационно-аналитического обеспечения интегрированного биржевого рынка стран ЕЭП.
3. Создание общей расчетно-платежной системы, системы раскрытия информации об участниках фондового рынка
4. В реальном секторе экономики — обновление фондов, развитие инноваций и их внедрение с целью ускорения темпов производства и роста деловой активности.
Таким образом, данные меры будут являться стимулирующим фактором создания единого экономического и валютного союза, задача которого поддерживать экономики стран-участниц и содействовать их качественному росту.
ПРИЛОЖЕНИЕ А
Важнейшие критерии и показатели оптимальности валютных зон для стран СНГ и ЕврАзЭС
Примечание — Источник: [3]
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
Показатели оптимальности валютных зон для ЕврАзЭС, рассчитанные за период 2000–2012 гг.
Примечание — Источник: [2]
Литература:
1. Договор о Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014, г. Астана;
2. Котляров Н. Н. Оценка перспектив евразийской валютно-экономической интеграции; Деньги и кредит, 6/2014
3. Дробышевский С. М., Полевой Д. И. Проблемы создания единой валютной системы в странах СНГ. М.: ИЭПП, 2004