Направление и особенности интеграции российских компаний в мировое хозяйство в современных условиях
Автор: Ядова Наталья Евгеньевна
Рубрика: 1. Экономическая теория
Опубликовано в
Дата публикации: 07.12.2014
Статья просмотрена: 1623 раза
Библиографическое описание:
Ядова, Н. Е. Направление и особенности интеграции российских компаний в мировое хозяйство в современных условиях / Н. Е. Ядова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 3-5. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6840/ (дата обращения: 20.12.2024).
В докладе дан анализ процесса интеграции российских компаний в мировую экономику. Рассмотрены основные направления и тенденции эволюции процесса интеграции. Дана характеристика его особенностей в современных условиях. Представлены статистические данные развития отдельных форм интеграции. M&A.
Ключевые слова:процесс интеграции, развитие, тенденции, приоритетные направления, поглощения, слияния, глобализация, стратегия.
Международное разделение труда является основой процесса экономической интеграции, объективными условиями осуществления оборота товарами, технологиями, услугами и т. п. между различными странами и компаниями, предпосылкой повышения научно-технического и производственно-экономического потенциала. Особое значение в современных условиях получает объективная характеристика закономерностей, особенностей, направлений и механизмов развития международной экономической интеграции как отдельных компаний и корпораций, так и отдельных стран и регионов. Международная экономическая интеграция — важнейшая особенность развития мировой экономики в современных условиях.
Международная экономическая интеграция является одним из основных составляющих элементов процесса глобализации. Стремление принять участие в интеграционном процессе на государственном уровне, отраслевом и региональном уровне и уровне отдельных компаний становится одним из важнейших факторов роста эффективности функционирования финансово-экономических механизмов за счет комплекса факторов, проявляющихся в ходе расширения и углубления международного разделения труда.
В современных условиях уровень развития национальной экономики, применительно к общемировым оценкам, определяется как показателями, характеризующими внутренний потенциал, так и степенью участия в международном разделении труда, динамикой развития инновационного процесса.
В истории функционирования мировой экономики определились различные виды, типы, формы интеграции компаний, которые, в свою очередь, определяются общими целями взаимодействия, характером правовых и экономических отношений участников интеграции. Следует отметить как наиболее развитые: корпорации, ассоциации, тресты, холдинги, картели, консорциумы, синдикаты, концерны, финансово-промышленные группы и некоторые другие. На базе научных исследований и мирового опыта продолжается расширение форм и способов интеграции, с учетом многообразных взаимосвязей интегрированных структур. При этом формирование и функционирование интеграционных структур осуществляется в условиях ускоряющихся процессов глобализации.
Одним из приоритетных направления развития российских компаний представляется их интеграция в международное бизнес сообщество в условиях глобализации мировой экономики. Это дает возможность:
- роста эффективности производства вследствие включения в интеграционные процессы;
- создание и развитие ориентированной на экспорт и замещение импортной продукции;
- стимулирование различного вида иностранных инвестиций;
- роста научно-технического и производственного уровня трудовых ресурсов;
- модернизации производственно-организационного аппарата и технологической структуры;
- повышения конкурентоспособности.
В современных условиях замедление темпов развития мировой экономики в целом, а также российской экономики, интеграции компаний путем слияний и поглощений является одним из основных направлений актуальной стратегии развития бизнеса. Основной целью слияния и поглощения является увеличение капитализации объединенной компании.
Основные предпосылки слияний и поглощений компаний:
- достижение системного синергетического эффекта;
- повышение уровня монополизации;
- диверсификация производства;
- возможность получения налоговых льгот и уменьшения налогов.
На современном этапе в условиях стагнации мировой экономики и затухания процессов слияния и поглощения на мировой и европейском рынках, суммы сделок в 2013 году по сравнению с 2012 годом упали на 3 % и 12 % соответственно. В 2013 году на российском рынке слияний и поглощений общая сумма всех 323 сделок составила 108,4 млрд. долларов США. Доля внутренних сделок слияний и поглощений достигла 80 % (86,9 млрд. долларов США) от суммы сделок, объявленных в 2013 году, тогда как в 2012 году этот показатель составлял 60 %(48,5 млрд. долларов США). [7]
По данным Thomson Reuter, общая стоимость объявленных слияний и поглощений (M&A) в мире за 2013 год составила около 3,2 трлн. долларов, количество сделок около 35 тысяч.
Важной особенностью и проблемой интеграции российских компаний в мировой бизнес является различие в корпоративных культурах. Корпоративная культура характеризуется как совокупность поддерживаемых и (или) создаваемых вновь норм, принципов, образцов поведения и ценностей. В более широком смысле корпоративная культура включает систему связей, отношений, взаимодействий, моделей менеджмента, маркетинга.
Понятие корпоративной культуры в российских компаниях появилось сравнительно недавно, примерно в середине 90-х. В период становления российского бизнеса, попыток выхода его на международный уровень, появления на российском рынке иностранных компаний так называемой «второй волны» возникла проблема коммуникаций между игроками рынка. Даже малый и средний бизнес вольно или невольно столкнулись с проблемами межнациональных деловых взаимоотношений.
А особенности ведения бизнеса и межнациональных коммуникаций непосредственно связаны с культурой страны. Несмотря на огромное разнообразие бизнес культур, существуют методы, позволяющие прогнозировать некоторые аспекты поведения представителя той или иной культуры.
Что выбрать и по какому пути пойти — вот главные вопросы, которые волнуют российский бизнес с давних пор. Проблема внутренних коммуникаций в компаниях отнюдь не исключение из правила. Что лучше, разработать собственную модель коммуникативной политики внутри организации или взять за пример зарубежную?
Один из возможных вариантов — обращение к опыту стран Запада, например, США или Японии, которые достигли в этой области существенных успехов.
США были и остаются наиболее мощной «управленческой державой», в которой изучение внутренних коммуникаций компаний сформировалось в отдельный подраздел public relations. Опыт Японии представляет для российских компаний интерес потому, что используемые в фирмах этой страны методы внутренней коммуникации, как показали практика и время, достаточно эффективны.
Принимая во внимание то, что Россия находится все еще в начале пути создания корпоративных ценностей, для нее не будет лишним изучить и проанализировать опыт других стран. Это вовсе не означает, что нужно копировать тот или иной подход. Что прижилось в одной стране, не обязательно найдет свое место в другой. Существующий опыт построения внутренних коммуникаций в зарубежных странах заслуживает внимания и изучения с целью дальнейшего использования в формировании собственных стандартов бизнеса. Система четко функционирующих внутренних связей, внутрифирменной субординации и отчетности, является основой для развития связей с внешними партнерами: клиентами, поставщиками, финансовыми организациями, в том числе и с международными. Именно это и требуется для успешной интеграции в мировое бизнес сообщество.
В процессе интеграции необходимо решение комплекса задач: сочетание корпоративной культуры отдельных компаний и формирование культуры объединенной компании, создание устойчивых коммуникаций с иностранными компаниями-партнерами.
Таким образом, международная экономическая интеграция представляет собой высшую форму интернационализации мировой экономики. В процесс экономической интеграции включается все большее количество государств, что проявляется в усилении взаимодействия хозяйствующих субъектов, экономических агентов, компаний и корпораций. Происходит концентрация и взаимопроникновение предпринимательского капитала, осуществляется реализация совместной экономической политики.
Наиболее развитая экономическая интеграция создается оптимальным сочетанием процесса институциональной и предпринимательской (на уровне экономических агентов, хозяйствующих субъектов, компаний и корпораций) интеграции.
Литература:
1. Либман А. М. Хейфец Б. А. Корпоративная интеграция. Альтернативы для постсоветского пространства. М.; ЛКИ 2008.
2. Орешкин В. А. Внешнеэкономический комплекс России в условиях интеграции в мировое хозяйство. М.; 2003.
3. Глазьев С. Фетисов Г. Стратегии устойчивого развития экономики России. Экономист. 2013 № 1.
4. Глазьев С. Ю. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции. Российский экономический журнал. 2007 № 1–2.
5. Либман А. М. Внутренняя и международная интеграция: взаимовлияние и взаимодействие. Общество и экономика. 2008, № 8.
6. Слияние и поглощение (Серия «Классика Harvard Business Review»). Альпина Бизнес Букс. 2007.
7. КПМГ. Рынок слияний и поглощений в России в 2013 году. Март 2014.
8. Moore Geoffrey A. Crossing the Chasm. Marketing and selling high-tech products to mainstream customers. — Collins, 2013.
Ключевые слова
развитие, стратегия, глобализация, приоритетные направления, слияния, поглощения, тенденции, процесс интеграцииПохожие статьи
Становление и развитие фармацевтического дела в России
В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...
Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций
Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...
Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия
Автор данной статьи рассмотрел основные аспекты процесса глобализации мирового экономического пространства на современном этапе. Был проведен обзор рейтинга уровня глобализации мировых стран за 2012–2017 гг. Также данная статья содержит возможные пос...
Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции
В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...
Слияния и поглощения: особенности применения цифровых технологий
Данная статья посвящена вопросам цифровизации сделок по слиянию и поглощению. Автор отмечает необходимость адаптации корпоративных организаций к современным условиям осуществления предпринимательской деятельности и новым технологиям управления, включ...
Поляризация инвестиционных процессов в Российской экономике
Рассмотрено теоретическое обоснование вложений, инвестиционного движения. Представлены этапы, тенденции и участники инвестиционного процесса.
Методологические причины и особенности политико-культурного подхода к формированию в России пенсионного рынка
В статье анализируются процессы пенсионного реформирования в России, происходящие в последние десятилетия. Автором предлагаются методологические подходы к изучению динамики процесса и его последствиям.
Моделирование в современном образовании под влиянием цифровизации общества
Автором рассмотрены образовательные модели, применяемые в современном образовании, указаны достоинства и пути развития новых технологий, внедренных в образование. Выявлены преимущества применения инновационной образовательной модели, ее взаимосвязь с...
Инновационный маркетинг в странах Азии
В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.
Анализ конкурентоспособных преимуществ ДФО с позиции иностранного инвестора
Статья посвящена анализу факторов изменений инвестиционного климата РФ, влияющих на конкурентоспособность ДФО для иностранных инвесторов. В исследовании были затронуты такие аспекты, как: государственная стратегия развития региона, структура иностран...
Похожие статьи
Становление и развитие фармацевтического дела в России
В статье рассмотрено формирование корпораций и их роль в развитии мировой фармацевтической промышленности. Проведен анализ структуры, состояния, динамики и тенденций развития мировой и российской фармацевтической сферы. Сформулированы преимущества, п...
Цифровая трансформация в современной практике управленческой деятельности организаций
Целью научной статьи выступает исследование характеристики концепции цифровой трансформации в современной практике управленческой деятельности организаций. Рассмотрены основные направления цифровой трансформации в будущем периоде. Проанализировано, к...
Глобализация мирового хозяйства: тенденции и противоречия
Автор данной статьи рассмотрел основные аспекты процесса глобализации мирового экономического пространства на современном этапе. Был проведен обзор рейтинга уровня глобализации мировых стран за 2012–2017 гг. Также данная статья содержит возможные пос...
Роль инновационного маркетинга в условиях конкуренции
В статье производится анализ роли инновационного маркетинга в условиях становления конкурентоспособности предприятий. Представлены этапы реализации новой стратегии. Целью исследования является поиск результатов значений инновационного развития и особ...
Слияния и поглощения: особенности применения цифровых технологий
Данная статья посвящена вопросам цифровизации сделок по слиянию и поглощению. Автор отмечает необходимость адаптации корпоративных организаций к современным условиям осуществления предпринимательской деятельности и новым технологиям управления, включ...
Поляризация инвестиционных процессов в Российской экономике
Рассмотрено теоретическое обоснование вложений, инвестиционного движения. Представлены этапы, тенденции и участники инвестиционного процесса.
Методологические причины и особенности политико-культурного подхода к формированию в России пенсионного рынка
В статье анализируются процессы пенсионного реформирования в России, происходящие в последние десятилетия. Автором предлагаются методологические подходы к изучению динамики процесса и его последствиям.
Моделирование в современном образовании под влиянием цифровизации общества
Автором рассмотрены образовательные модели, применяемые в современном образовании, указаны достоинства и пути развития новых технологий, внедренных в образование. Выявлены преимущества применения инновационной образовательной модели, ее взаимосвязь с...
Инновационный маркетинг в странах Азии
В статье рассмотрены тенденции развития инновационного маркетинга в странах Азии, сравнение азиатского маркетинга с российским. Выявлена специфика маркетинга азиатских стран, что является необходимым для деятельности предприятия в данных странах.
Анализ конкурентоспособных преимуществ ДФО с позиции иностранного инвестора
Статья посвящена анализу факторов изменений инвестиционного климата РФ, влияющих на конкурентоспособность ДФО для иностранных инвесторов. В исследовании были затронуты такие аспекты, как: государственная стратегия развития региона, структура иностран...