Анализ издержек обращения торговых организаций с применением статистического метода структурных средних | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Чернова, А. Г. Анализ издержек обращения торговых организаций с применением статистического метода структурных средних / А. Г. Чернова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 165-167. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6859/ (дата обращения: 15.11.2024).

Большое значение в рамках анализа издержек обращения торгового предприятия отводится изучению издержкоемкости.

Показатель издержкоёмкости — это отношение издержек обращения к товарообороту и определяется по формуле: ИЁ = ИО*100/ ТО, где ИЁ – издержкоёмкость; ИО — сумма издержек обращения; ТО — товарооборот.

Уровень издержек обращения (издержкоемкость реализации товаров) — это сумма затрат, приходящаяся на 100 руб. розничного товарооборота. На издержкоемкость оказывает влияние общая сумма издержек, которая находится в прямой зависимости от изменения объема товарооборота, структуры товарооборота, цены на реализуемые товары, издержек обращения по видам ресурсов и т. п. [1с.73]

Для анализа издержкоёмкости ряда предприятий можно использовать один из видов средних величин — структурные средние, который применяется для изучения внутреннего строения рядов распределения значений признака. [2 с.56]

Из структурных средних в основном используют показатели: моды — наиболее часто повторяющегося значения признака, а также медианы — величины признака, которая делит упорядоченную последовательность его значений на две равные части по численности. В частности у одной половины единиц совокупности значение признака не превышает медианного уровня.

В статистике модой является величина признака (варианта), которая наиболее часто встречается в данной совокупности. В вариационной последовательности это будет варианта, имеющая наибольшую частоту. Показатель «мода» применяется в тех случаях, когда нужно охарактеризовать наиболее часто появляющуюся величину признака.

Медианной называется варианта, располагающаяся в середине вариационного ряда. Этот показатель делит анализируемый ряд пополам, по обе стороны от нее находится одинаковое количество единиц совокупности.

Медиана показывает количественную границу, величину варьирующего признака, которую достигла половина членов совокупности.

Исходным моментом предлагаемой методики анализа издержек обращения является возможность формирования информации о величинах торговых затрат группы предприятий, а также данных об средних размерах издержкоёмкости. Эти данные могут использоваться для аналитических выводов и планирования.

Для анализа издержкоёмкости торговых предприятий были взяты данные 34 организаций.

Выполним статистическую группировку показателей 34 магазинов. Определим число групп по формуле Стерджесса: N = 1+3.322 lg N = 1+ 3.322 lg 34 = 5,

где N- численность совокупности торговых предприятий (34 организации).

Затем следует определение величины интервала по формуле:

h = (Xmax — Xmin)/5 = (1254–529)/ 5 = 725 / 5 = 145 руб.,

где Xmax и Xmin соответственно максимальное и минимальное значения издержкоёмкости предприятий.

Таблица 1

Расчёт данных для показателей медианы и моды

Группы по издержко- ёмкости, руб.

Число торговых предприятий, m

Центр интервала, Х

Хm

Накопленная частота, S

Хср =Хm/m

Х -Хср

529–674

18

602,5

10845,0

18+0 =18

 

-136

674–819

7

746,5

5225,5

18+7 = 25

 

8

819–964

4

891,5

3566,0

25+4 = 29

 

153

964–1109

3

1036,5

3109,5

29+3 = 32

 

298

1109- 1254

2

1181,5

2363,0

32+2 = 34

 

443

Итого

34

-

25108,5

-

738,5

-

 

С помощью интерполяции в медианном интервале находим значение медианы:

Ме = Хmin + h* ((∑m/2 — Sм) / m),

где Xmin–нижняя граница медианного интервала;

h–величина медианного интервала;

∑ m/2 — половина от общего числа наблюдений;

SM-1 — сумма наблюдений, накопленная до начала медианного интервала;

m — число наблюдений.

Используя данные таблицы 1, вычислим величину медианы:

Ме = 529 + 145*((34/2–0) / 18) = 665,94 руб.

Этот показатель свидетельствует о том, что у половины предприятий издержкоёмкость превышает 665,94 руб., половина всего товарооборота производится с учётом 666 руб. на единицу издержек, и 50 % общей суммы издержек обращения образуется при определённом показателе. Заметим также, что наблюдается положительная тенденция к снижению издержкоёмкости, так как Ме = 665,94 руб., а средний уровень равен 738,5 руб. Для интервального ряда с равными интервалами мода определяется по формуле:

Мо = Хmin + h* (mMo — mMo-1 / (mMo — mMo-1) + (mMo + mMo+1)),

где Хmin — нижнее значение модального интервала; h — величина модального интервала;

mMo — число наблюдений;

mMo-1 — число наблюдений для интервала, предшествующего модальному;

mMo+1 — число наблюдений для интервала, следующего за модальным.

По данным таблицы 1, вычислим величину моды:

Мо = 529 + 145* ((18–0)/ 18+(18–7) = 529 + 145*(18/29) = 619 руб.

Смысл этой формулы состоит в следующем: величину той части модального интервала, которую нужно прибавить к его минимальной границе, определяют в зависимости от величины частот предшествующего и последующего интервалов. В данном случае к минимальному значению данных 529 прибавляем 90, т. е. больше половины интервала (145/2), потому что частота предшествующего интервала меньше частоты последующего интервала. Таким образом, чаще всего встречаются предприятия с издержкоёмкостью 619 руб.

Соотношение моды, медианы и средней арифметической указывает на характер распределения и его асимметрию. Выполним сравнение показателей:

Хср > Ме > Мо = 738,5руб. > 665,94руб. > 619,00руб.

738,5–665,94 = 72,56 руб. и 665,94–619,00 = 46,94 руб.

Представленное распределение имеет правостороннюю асимметрию.

Таблица 2

Расчёт данных для показателей отклонений

Группы, руб.

Число, m

Хср = Хm/m

Х -Хср

(Х –Хср) 2

(Х –Хср)2 *m

529–674

18

 

-136

-136 2 = 18496

18496*18 = 332928

674–819

7

 

8

82 = 64

64*7 = 448

819–964

4

 

153

1532 = 23409

23409 * 4 = 93636

964–1109

3

 

298

2982 = 88804

88804 * 3 = 266412

1109–1254

2

 

443

4432 = 196249

196249 * 2 = 392498

Итого

34

738,5

-

 

1085922

 

Квадратическое отклонение: δ =  =  = 178,7руб.

На эту величину откланяются показатели издержкоёмкости анализируемых предприятий.

V = δ*100/ Хср = 178.7* 100/ 738,5 = 24,2 %.

Так как 33 % >24 %, то совокупность показателей однородная.

Асимметрия: А = (Хср — Мо)/ δ = (738,5–619) /178,7 = 0,668.

Определённый показатель значительный и правосторонний.

 На основе проведённого анализа можно оценить эффективность использования издержек обращения по сравнению с другими организациями и выполнить планирование.

 

Литература:

 

1.                 Экономика и организация деятельности торговых предприятий. Учебное пособие/Под общ. ред. А. Н. Соломатина. — М.: ИНФРА-М, 2000.- 295 с.

2.                 Чернова Т. В. Экономическая статистика. Учебное пособие. Таганрог: Изд-во ТРТУ, 1999.- 356 с.

Основные термины (генерируются автоматически): медианный интервал, число наблюдений, модальный интервал, показатель, величина, величина признака, данные, последующий интервал, предприятие, формула.

Похожие статьи

Применение экономико-статистических методов анализа и прогноза динамических рядов в исследовании социальных факторов населения

Математико-статистический подход к анализу финансовой устойчивости вертикально-интегрированных металлургических компаний

Решение проблем социально-экономической и финансовой сфер с применением метода имитационной модели

Математическая модель классификации состава выпускаемых изделий с использованием экспертных методов

Методологические аспекты исследования устойчивости корпоративных связей бизнес-организации

Применение регрессионного анализа для расчета прогнозных значений социально-экономических показателей региона на примере Алтайского края

Моделирование экономической устойчивости сельскохозяйственных предприятий Украины

Методологические основы анализа финансового состояния предприятий

Анализ методов и видов стимулирования труда на российских предприятиях

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг

Похожие статьи

Применение экономико-статистических методов анализа и прогноза динамических рядов в исследовании социальных факторов населения

Математико-статистический подход к анализу финансовой устойчивости вертикально-интегрированных металлургических компаний

Решение проблем социально-экономической и финансовой сфер с применением метода имитационной модели

Математическая модель классификации состава выпускаемых изделий с использованием экспертных методов

Методологические аспекты исследования устойчивости корпоративных связей бизнес-организации

Применение регрессионного анализа для расчета прогнозных значений социально-экономических показателей региона на примере Алтайского края

Моделирование экономической устойчивости сельскохозяйственных предприятий Украины

Методологические основы анализа финансового состояния предприятий

Анализ методов и видов стимулирования труда на российских предприятиях

Проблемные аспекты выбора методики анализа финансово-хозяйственной деятельности организаций малого и среднего предпринимательства в сфере услуг