Об обслуживании привлеченных средств заёмщиков за счет организации межбюджетной казначейской ссуды | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Сафаров, Ш. Ю. Об обслуживании привлеченных средств заёмщиков за счет организации межбюджетной казначейской ссуды / Ш. Ю. Сафаров. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 130-132. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6861/ (дата обращения: 15.11.2024).

На основании требований Бюджетного кодекса Республики Узбекистан [1], Законов Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете» [2] и «О внешних заимствованиях» [3], Постановления Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета» [4], Казначейством Министерства финансов Республики Узбекистан и его территориальными подразделениями успешно реализуется порядок осуществления казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан, в части расчетов по бюджетным ссудам, государственному внутреннему и внешнему долгу и исполнения гарантий Республики Узбекистан с применением преимуществ Единого казначейского счета (далее — ЕКС).

В финансовой структуре экономически развитых странах действует казначейское исполнение Государственного бюджета в сопровождении системы управления кредитными линиями и бюджетными ссудами. Наша страна имеет высокий рейтинг кредитоспособности и платежеспособности, все обязательства выполняются своевременно и в полном объеме.

Однако в условиях мирового финансового кризиса и для предотвращения возникновения случаев непогашения некоторыми заёмщиками (субзаёмщиками) кредитов или бюджетных ссуд, по которым поручителями выступали местные органы государственной власти, возникла необходимость в научной разработке методологии и механизма реализации межбюджетной казначейской ссуды (далее — МБКС). В связи с этим, перед финансовыми органами возникла задача по бюджетному учету средств МБКС, используемой заёмщиками (и/или субзаёмщиками) для своевременного и в полном объеме обслуживания кредитных линий.

Актуальность задачи состоит и в том, что бюджетными организациями и получателями бюджетных средств все шире привлекаются кредиты международных финансовых институтов, правительств и банков зарубежных стран, а также бюджетные ссуды. На финансирование этих операций в соответствии с Бюджетным кодексом направляются бюджетные средства из республиканского и местных бюджетов. Для учета поступления и расходования средств государственного бюджета, возникла необходимость в реализации программы по эффективному управлению МБКС в условиях казначейства.

В настоящей работе описаны аспекты научной разработки и механизм управления МБКС с использованием ЕКС. В статье 111 Бюджетного кодекса Республики Узбекистан предусмотрено, что «Единый казначейский счет является специальным банковским счетом, управляемым Министерством финансов Республики Узбекистан (МФ), на который зачисляются доходы и другие поступления и с которого оплачиваются расходы бюджетов бюджетной системы». Целью данной работы является изложение научной разработки, а также предоставления, освоения, погашения, учета и отчетности МБКС в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан.

При неравномерном или несвоевременном поступлении отдельных видов доходов в местные бюджеты или возникновении необходимости опережающего финансирования некоторых видов расходов из местных бюджетов в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан, появляется потребность в оперативном покрытии фактических краткосрочных кассовых расходов за счет средств, получаемых в виде бюджетных ссуд из вышестоящего бюджета.

Для более качественного выполнения требований вышеуказанных нормативно-правовых актов Республики Узбекистан, а также в целях оперативного и эффективного покрытия фактических краткосрочных кассовых расходов местных бюджетов, считаем целесообразным, выделить краткосрочные МБКС. Для реализации указанных целей в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан, предлагаем следующие основные понятия:

-        временный краткосрочный (оперативный) кассовый разрыв местных бюджетов, сообщаемый территориальными подразделениями казначейства по согласованию с территориальными финансовыми подразделениями вышестоящему подразделению казначейства — это временный, в течение очень короткого диапазона времени, недостаток денежных средств, необходимых для осуществления территориальными подразделениями казначейства в срочном порядке наступивших очередных расходов с соответствующего казначейского лицевого счета (далее — КЛС). При этом кассовый разрыв местных бюджетов возникает в связи с несовпадением сроков поступления денежных средств и их расходования с соответствующего RKC;

-        межбюджетная казначейская ссуда — внеплановая бюджетная ссуда, предоставляемая вышестоящим подразделением казначейства за счет временных свободных средств обслуживаемого бюджета нижестоящим казначейским подразделениям на основании положительного решения Рабочей группы или комиссии (далее — РК) вышестоящих финансовых органов по определению суммы и условий выделения МБКС;

-        Сроки выделения и возврата МБКС — периоды времени, определяемые РК вышестоящих финансовых органов для осуществления перечисления и возврата МБКС (сроки выделения и возврата могут занимать от одной недели до трех месяцев);

-        РК вышестоящих финансовых органов по предоставлению МБКС — Рабочая группа или комиссия, создаваемая на основании приказа соответствующих финансовых органов и принимающая соответствующее решение о целесообразности предоставления МБКС и подотчетная в своей деятельности руководителю соответствующего финансового органа.

При образовании фактического краткосрочного кассового разрыва бюджета Республики Каракалпакстан, бюджетов областей и города Ташкента, руководители управлений Казначейства по указанным регионам по согласованию с руководителями соответствующих финансовых органов, обращаются соответственно в Министерство финансов Республики Узбекистан с письменным запросом о предоставлении МБКС. В аналогичном порядке начальники отделений Казначейства по районам (городам) по согласованию с финансовыми отделами районов и городов обращаются с письменным запросом о предоставлении ссуды в управления Казначейства по Республике Каракалпакстан, областям и городу Ташкенту.

Основанием для обращения с запросом на предоставление МБКС может являться несвоевременное поступление доходов в местный бюджет или необходимость опережающего финансирования расходов местного бюджета, при условии, что принятые меры не обеспечивают сбалансированности доходов и расходов соответствующего местного бюджета.

К письменному запросу о предоставлении ссуды могут быть приложены:

-        подписанные руководством соответствующего территориального казначейского подразделения обоснованные расчеты потребности в МБКС;

-        проект договора о получении МБКС;

-        заявка на предоставление МБКС в двух экземплярах.

Прилагаемые расчеты должны содержать подробный анализ причин образования временного фактического кассового разрыва и, в частности, включать в себя:

— данные о фактическом исполнении местного бюджета с начала квартала текущего финансового года;

-        сумму первоочередных расходов, предусмотренных в местном бюджете на соответствующий период, по типам, объектам, подобъектам расходов;

-        сумма запрашиваемой МБКС и сроки ее погашения;

-        подробный анализ причин образования временного фактического кассового разрыва, обоснование запроса, а также план мероприятий, обеспечивающих своевременный возврат МБКС.

-        подписанные руководством соответствующего территориального казначейского подразделения обоснованные расчеты потребности в МБКС.

При необходимости вышестоящим финансовым органом, рассматривающим запрос и предоставляющим МБКС, может быть запрошена дополнительная информация и расчеты, необходимые для принятия решения.

Все расчеты подготавливаются соответствующим территориальным казначейским подразделением совместно с финансовым органом в двух экземплярах, один из которых хранится в территориальном казначейском подразделении, а второй представляется в вышестоящий финансовый орган.

Запросы о предоставлении МБКС, поступающие от нижестоящих подразделений казначейства в вышестоящие, рассматривают территориальные подразделения казначейства совместно с бюджетными отделами вышестоящих финансовых органов и вносят письменное заключение в территориальные РК по предоставлению МБКС соответствующих финансовых органов.

В положительном заключении РК указывается предлагаемый к предоставлению размер МБКС, ее целевое назначение и сроки ее погашения.

В отрицательном заключении указываются конкретные причины и основания, по которым МБКС не может быть предоставлена.

На основании положительного заключения с резолюцией руководителя комиссии финансового органа, протокола с резолюциями членов комиссии, оформляется договор о предоставлении МБКС, между вышестоящим казначейским подразделением — предоставляющим ссуду и нижестоящим казначейским подразделением — получателем ссуды. Договор может быть оформлен как в бумажном, так и в электронном виде, с использованием электронно-цифровых подписей.

Рассмотрение расчетов и обоснованных запросов на предоставление МБКС, а также принятие решений о выдаче или отказе в предоставлении МБКС осуществляется в течение периода, устанавливаемого руководителем соответствующего финансового органа.

МБКС предоставляется путем перечисления средств из соответствующего КЛС местного бюджета мемориальным ордером в сроки, определенные договором на предоставление ссуды. Возврат МБКС производится денежными средствами, строго в сроки, определенные договором о предоставлении ссуды.

Списание средств в погашение просроченной задолженности по МБКС, на основании инкассовых поручений, осуществляется после покрытия первоочередных расходов на выплату заработной платы работникам бюджетных организаций, начислений на заработную плату, выплату стипендий, пособий в целом по региону и т. д.

В целях принятия соответствующих мер по безусловному выполнению прогнозных показателей по доходной части местных бюджетов, как по всем основным видам налогов, сборов, других обязательных платежей, так и в разрезе каждого региона, а также для своевременного и в полном объеме погашения межбюджетных казначейских ссуд, Отделения казначейства по районам (городам) после получения каждой ссуды, письменно информируют местные органы государственной власти (хокимияты) районов и городов, а также соответствующие финансовые и налоговые органы.

Вышеизложенная научная разработка эффективного управления МБКС в условиях казначейского исполнения Государственного бюджета Республики Узбекистан апробирована с использованием ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4» с привлечением специалистов территориальных финансовых и казначейских подразделений.

На основании полученных научных результатов и апробаций по эффективному управлению МБКС, рекомендуются:

-        научные аспекты по организации управления средствами заимствований бюджетных организаций и получателей бюджетных средств в условиях функционирования казначейства;

-        научно обоснованный механизм открытия, ведения и закрытия КЛС в ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4» для отражения финансовых операций по освоению, целевому использованию и своевременному обслуживанию МБКС;

-        научная методика организации бухгалтерских операций и бухгалтерского учета в ПК «Казначейское исполнение Государственного бюджета-4»;

-        механизмы предоставления, учета, погашения и контроля привлеченных средств бюджетных организаций и хозяйствующих субъектов и другие.

Заключения и рекомендации нашего научного исследования могут быть широко внедрены в соответствующих финансовых и казначейских подразделениях при обслуживании бюджетных ссуд и кредитных линий. Успешная реализация нашей разработки позволит значительно усилить контроль над целевым использованием и качественным обслуживанием МБКС, обеспечить эффективное управление финансовыми ресурсами нашей страны.

 

Литература:

 

1.      Бюджетный Кодекс Республики Узбекистан. Утвержден Законом Республики Узбекистан от 26.12.2013г. № ЗРУ-360. // «Собрание законодательства Республики Узбекистан», 31 декабря 2013 года, № 52 (I).

2.      Закон Республики Узбекистан «О бухгалтерском учете». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 142.

3.      Закон Республики Узбекистан «О внешних заимствованиях». // Ведомости Олий Мажлиса Республики Узбекистан, 1996 г., № 9, ст. 126.

4.      Постановление Президента Республики Узбекистан от 28 февраля 2007 года № ПП-594 «О мерах по дальнейшему развитию системы казначейского исполнения Государственного бюджета». // Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2007 г., № 9–10, ст. 82.

Основные термины (генерируются автоматически): Казначейское исполнение, Узбекистан, местный бюджет, Государственный бюджет Республики, орган, предоставление, предоставление ссуды, эффективное управление, письменный запрос, соответствующее территориальное казначейское подразделение.

Похожие статьи

Организация внутреннего контроля дебиторской задолженности

Субординированный кредит как инструмент управления капиталом в практике российских банков

Подходы к формированию политики управления дебиторской задолженностью на предприятии

Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации

Рассмотрена роль межбюджетных трансфертов как инструмента регулирования межбюджетных отношений в бюджетной системе Российской Федерации.

Учет и контроль дебиторской задолженности

Формирование положений по экспортным операциям в учетной политике экономического субъекта

Эмиссия долговых обязательств как инструмент финансирования дефицита муниципальных бюджетов

Механизм принудительного взыскания налоговой задолженности с предприятий

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне

В данной работе освещена проблема собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне. Представлена авторская интерпретация значимости собственных доходов местных бюджетов, выделены группы доходов, по которым возможно повысить уровень собираемости....

Проблемы оптимизации и оценки дебиторской задолженности на предприятии

В практической деятельности коммерческих организаций порой возникают сложные вопросы оценки и оптимизации дебиторской задолженности. В статье исследованы основные методы оценки дебиторской задолженности и обоснована необходимость учета факторов, кото...

Похожие статьи

Организация внутреннего контроля дебиторской задолженности

Субординированный кредит как инструмент управления капиталом в практике российских банков

Подходы к формированию политики управления дебиторской задолженностью на предприятии

Роль межбюджетных трансфертов в бюджетной системе Российской Федерации

Рассмотрена роль межбюджетных трансфертов как инструмента регулирования межбюджетных отношений в бюджетной системе Российской Федерации.

Учет и контроль дебиторской задолженности

Формирование положений по экспортным операциям в учетной политике экономического субъекта

Эмиссия долговых обязательств как инструмент финансирования дефицита муниципальных бюджетов

Механизм принудительного взыскания налоговой задолженности с предприятий

Повышение собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне

В данной работе освещена проблема собираемости доходов бюджетов на муниципальном уровне. Представлена авторская интерпретация значимости собственных доходов местных бюджетов, выделены группы доходов, по которым возможно повысить уровень собираемости....

Проблемы оптимизации и оценки дебиторской задолженности на предприятии

В практической деятельности коммерческих организаций порой возникают сложные вопросы оценки и оптимизации дебиторской задолженности. В статье исследованы основные методы оценки дебиторской задолженности и обоснована необходимость учета факторов, кото...