Общие принципы парламентского контроля в Российской Федерации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

III международная научная конференция «Проблемы и перспективы экономики и управления» (Санкт-Петербург, декабрь 2014)

Дата публикации: 04.12.2014

Статья просмотрена: 5556 раз

Библиографическое описание:

Пешкова, К. А. Общие принципы парламентского контроля в Российской Федерации / К. А. Пешкова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 55-57. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6869/ (дата обращения: 19.12.2024).

Парламентский контроль представляет собой контроль парламента, выступающего в роли органа законодательной власти, за деятельностью исполнительной власти, в первую очередь, правительства.

По мнению ряда исследователей, проявление контрольных функций парламента может осуществляться непосредственно в его законотворческой деятельности: в ходе разработки и принятия законов, депутаты и комитеты обсуждают сложившееся положение, рассматривают существующие проблемы и оценивают работу ответственных органов государственной власти [1]. Однако в целях осуществления парламентского контроля законодательный орган, как правило, наделяется рядом особых полномочий и использует специальные процедуры. Обязанность отчитываться перед парламентом также может быть конституционно закреплена за правительством и иными государственными учреждениями.

На сегодняшний день основным нормативным документом, регулирующим осуществление органами законодательной власти парламентского контроля, является Федеральный закон «О парламентском контроле» (Федеральный закон № 330-ФЗ от 04.11.2014 г. «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О парламентском контроле»).

В соответствии с данным законом, предметом регулирования которого являются общественные отношения, связанные с осуществлением палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, парламентской комиссией по расследованию фактов и обстоятельств, послуживших основанием для проведения парламентского расследования, Счетной палатой Российской Федерации парламентского контроля на основе Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, данного Федерального закона, других федеральных законов, регламентов палат Федерального Собрания Российской Федерации.

В качестве основных целей парламентского контроля выделяются следующие:

-        парламентский контроль должен быть направлен на обеспечение соблюдения Конституции РФ, в том числе на защиту гарантированных ей прав и свобод человека;

-        в рамках парламентского контроля должно быть обеспечено исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, укрепление законности и правопорядка, а также противодействие коррупции;

-        должны быть выявлены ключевые проблемы в деятельности государственных органов РФ, а также должна увеличиться эффективность системы государственного управления и привлечено внимание к выявленным в ходе проведения данного парламентского контроля недостаткам с целью их дальнейшего устранения соответствующих государственных органов и должностных лиц;

-        изучение практики применения законодательства РФ, а также выработка рекомендаций, которые в дальнейшем могут помочь в совершенствовании законодательства РФ и повышении эффективности его исполнения

При осуществлении парламентского контроля основополагающими являются принципы законности, системности, гласности и принцип разделения властей, а также соблюдение прав и свобод человека и принцип самостоятельности и независимости субъектов парламентского контроля, в качестве которых может выступать как Счетная палата Российской Федерации, так и палаты Федерального Собрания Российской Федерации, комитеты и комиссии палат, парламентская комиссия по расследованию фактов и обстоятельств, которые могли послужить основанием для осуществления проведения парламентского расследования, члены Совета Федерации, депутаты Государственной Думы.

В то же время осуществление парламентского контроля не заменяет осуществление правосудия, которое должно быть выполнено в рамках действующего законодательства. В осуществление данного рода деятельности вмешательство субъектов парламентского контроля не допускается.

Также необходимо отметить, что информация о парламентском контроле должна быть общедоступной и открыта для общества и средств массовой информации. Исключение составляет только информация, доступ к которой по той или иной причине является ограниченным в соответствии с действующими федеральными законами.

Парламентский контроль может проводиться в следующих формах [2]:

-        вопрос о доверии Правительству Российской Федерации рассматривается Государственной Думой;

-        палатами Федерального Собрания Российской Федерации, комитетами палат Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палатой Российской Федерации проводятся мероприятия по проведению предварительного, текущего и последующего парламентского контроля в сфере бюджетных правоотношений;

-        Государственной Думой проводятся слушания ежегодных отчетов о результатах деятельности Правительства Российской Федерации (в том числе ответов на поставленные Государственной Думой вопросы перед ним);

-        Государственной Думой рассматриваются годовые отчеты Центрального Банка Российской Федерации (в том числе заслушивается доклад Председателя Центрального Банка Российской Федерации о деятельности Центрального Банка Российской Федерации) и выносятся соответствующие решения по ним, а также осуществление в отношении Центрального Банка парламентского контроля в других формах, в соответствии с действующим законодательством;

-        палатами Федерального Собрания Российской Федерации могут быть направлены соответствующие парламентские запросы, а членами Совета Федерации, депутатами Государственной Думы — запросы членов Совета Федерации и запросы депутатов Государственной Думы соответственно;

-        заслушивание на заседаниях палат Федерального Собрания Российской Федерации информации членов Правительства Российской Федерации, руководителей и должностных лиц федеральных органов исполнительной власти, иных федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, ответов указанных должностных лиц на вопросы членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы в рамках «правительственного часа», а также заслушивание информации указанных должностных лиц на заседаниях комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

-        заслушивание в целях получения информации по вопросам, носящим чрезвычайный характер, Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Центрального банка Российской Федерации, Председателя Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, иных должностных лиц;

-        назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты Российской Федерации, заместителя Председателя Счетной палаты Российской Федерации, аудиторов Счетной палаты Российской Федерации;

-        осуществление палатами Федерального Собрания Российской Федерации взаимодействия со Счетной палатой Российской Федерации в случаях и формах, предусмотренных Федеральным действующим законодательством;

-        осуществление Государственной Думой взаимодействия с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации;

-        заслушивание Советом Федерации ежегодных докладов Генерального прокурора Российской Федерации о состоянии законности и правопорядка в Российской Федерации и о проделанной работе по их укреплению;

-        направление представителей палат Федерального Собрания Российской Федерации в организации, создаваемые Российской Федерацией на основании федеральных законов, и их отзыв из данных организаций;

-        приглашение членов Правительства Российской Федерации и иных должностных лиц на заседания комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации;

-        проведение парламентских слушаний;

-        проведение парламентских расследований.

Также в Федеральном законе «О парламентском контроле» рассмотрены отдельные формы парламентского контроля и подробно описан процесс планирования и осуществления парламентского контроля.

Таким образом, учитывая вышеизложенную информацию, можно сказать следующее [3]:

1.                  Парламентский контроль проводят Совет Федерации и Госдума РФ, их комитеты и комиссии, члены и депутаты, Счетная палата РФ. Парламентская комиссия по расследованию соответствующих фактов и обстоятельств также является субъектом парламентского контроля.

2.                  Среди целей парламентского контроля наиболее значимой является обеспечение соблюдения Конституции РФ и действующего законодательства. Немаловажной целью является также противодействие коррупции, выявление ключевых проблем в деятельности государственных органов. Кроме того, рассматривается практика применения законодательства России и вырабатываются соответствующие рекомендации по совершенствованию действующей законодательной базы.

3.                  Подробно рассмотрены формы парламентского контроля. Так, Госдума рассматривает вопрос о доверии Правительству РФ, заслушивает его ежегодные отчеты и доклады Председателя ЦБ РФ о деятельности Банка России. Проводятся парламентские слушания и расследования. Направляются депутатские запросы. Представители ФС РФ могут привлекаться к работе правительственной комиссии по расследованию причин возникновения ЧС и ликвидации их последствий. Государственный и местный органы, организация или соответствующие должностные лица обязаны рассмотреть предложения палаты ФС РФ, подготовленные по итогам проведения парламентского контроля, и в определенный срок уведомить ее о принятых мерах. Правительство РФ должно ежеквартально информировать парламент страны о ходе разработки и предполагаемых сроках принятия нормативных правовых актов, предусмотренных федеральными законами.

4.                  Парламентский контроль осуществляется гласно. Информация о нем должна быть открытой для общества и СМИ, в т. ч. через Интернет.

5.                  Общее руководство организацией и проведением парламентского контроля возлагается на председателей палат ФС РФ и их заместителей.

 

Литература:

 

1.    Иванец Г. И., Калининский И. В., Червонюк В. И. Парламентский контроль // Конституционное право России: Энциклопедический словарь / Под общ. ред. проф. В. И. Червонюка. — М.: Юридическая литература, 2012.

2.    Электронный ресурс справочно-правовой системы КонсультантПлюс: http://www.consultant.ru

3.    Электронный ресурс информационно-правового портала Гарант: http://www.garant.ru

4.    Электронный ресурс — официальный сайт Правительства Российской Федерации: http://government.ru/

5.    Электронный ресурс — официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации: http://audit.gov.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, парламентский контроль, Федеральное Собрание, Государственная Дума, Счетная палата, Центральный банк, действующее законодательство, Генеральный прокурор, законодательная власть, исполнительная власть.