Особенности распределения накладных расходов в Казахстане
Автор: Ершаева Асель Канатовна
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
Дата публикации: 10.12.2014
Статья просмотрена: 2099 раз
Библиографическое описание:
Ершаева, А. К. Особенности распределения накладных расходов в Казахстане / А. К. Ершаева. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 158-160. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/131/6889/ (дата обращения: 15.11.2024).
Процессы усиления рыночной ориентации предопределяют возникновение ряда проблем, связанных с разработкой эффективных методик по совершенствованию калькуляционного дела. При этом одной из важных задач теории и практики отечественного бухгалтерского учета остается в настоящее время проблема учета и распределения накладных расходов.
Накладные расходы — это расходы по обслуживанию и управлению производством и предприятием: общепроизводственные и общехозяйственные, вызванные подготовкой и, организацией, обслуживанием и управлением. Распределение затрат — проблема, появление которой неизбежно почти для каждой организации, это прямое отнесение собранных затрат на определенный объект и распределение затрат между различными объектами.
Основными целями распределения затрат являются: обеспечение информацией для принятия управленческих решений, исчисление прибыли и активов организации при предоставлении финансовых отчетов внешним контрагентам, мотивация менеджеров и служащих организации, необходимость обоснования затрат или подсчет компенсаций. Различные способы распределения затрат служат различным целям организации.
Большинство решений относительно распределения затрат принимаются с учетом причинно-следственных связей и критерия выгоды. Существуют также и другие критерии, к которым относятся справедливость, возможность несения расходов.
В управленческом учете существуют два основных подхода к расчету себестоимости и распределению накладных расходов: традиционная система распределения накладных расходов и распределение накладных расходов по функциям (ABC). Традиционный метод — это метод распределения косвенных затрат, при котором все затраты общей суммой распределяются на единицу себестоимости пропорционально уровню деловой активности, характеризующему рассматриваемый вид бизнеса или продукцию. В качестве уровня деловой активности можно использовать объем выпуска продукции в натуральном или стоимостном выражении, человеко-часы или машино-часы, расход основных материалов, общую сумму прямых затрат. [1, с. 57].
Базовым принципом расчета себестоимости является разделение затрат на прямые и косвенные (накладные) и отнесение обоих видов затрат на готовую продукцию.
Как правило, на практике с распределением прямых затрат проблем не возникает, поскольку они могут быть напрямую отнесены на себестоимость конкретного объекта затрат.
С косвенными расходами сложнее. Традиционно они переносятся на объекты затрат пропорционально размеру трудовых затрат, машинному времени, объему производства, продаж и т. д. Если доля косвенных расходов в себестоимости выпускаемой продукции (работ, услуг) невелика, применение традиционного подхода к себестоимости оправдывает себя ввиду его простоты и незначительной погрешности результата. Однако в современных условиях при совершенствовании технологии производства, снижении его трудоемкости и материалоемкости, а также автоматизации процессов доля прямых издержек снижается, а доля косвенных расходов (на общее управление, маркетинг, финансовое управление, управление персоналом и т. п.) увеличивается. Более того, в некоторых отраслях экономики (например, в торговле, банковской сфере, страховании) доля прямых расходов в общем объеме затрат традиционно небольшая, поэтому общепринятые подходы к распределению косвенных затрат могут привести к принятию неверных управленческих решений. Продукты, потребляющие меньше всего ресурса, пропорционально которому распределяются косвенные расходы (например труда), при расчетах будут казаться более рентабельными по сравнению с продуктами, потребляющими больше ресурсов (например, с высокой трудоемкостью). Использование методики АВС для распределения накладных затрат позволяет избежать этих ошибок.
ABC-метод — это метод распределения косвенных затрат, основанный на распределении затрат по видам бизнеса или по единицам продукции пропорционально величинам носителей этих затрат.
Чтобы применить ABC-метод, организация сначала должна дать количественную оценку всем своим накладным расходам и определить и оценить основные причины, ведущие к возникновению затрат. Не существует стандартных правил относительно того, какими должны быть эти причины, в каждой организации они разные. Причины не обязательно должны быть сосредоточены в каком-то одном центре учета, они могут относиться и к разным центрам учета. В качестве примера операций (центров учета), потребляющих ресурсы, можно привести обработку заказов потребителей, снабжение, контроль качества продукции, подготовительные операции, хранение сырья и материалов на складе и т.д.
Он имеет преимущество перед традиционной системой калькуляции себестоимости, поскольку способ распределения накладных расходов в нем определяют факторы, влияющие на величину этих расходов [2, с. 122].
Преимуществам АВС метода следующее:
- первое и главное преимущество — это простота использования. Чем проще метод, тем он надёжней — это аксиома. Из-за простоты его легко приспособить к различным ситуациям. Обучение также не требует много времени.
- прозрачность — это преимущество вытекает из простоты. Чем проще, тем надёжней, но также и понятней. Любой этап анализа можно проследить и, если нужно, подкорректировать. Интерпретация расчётов не вызывает проблем. Сложные статистические методы таким преимуществом не обладают.
- еще одно важное преимущество — это почти полная универсальность. С помощью АВС-метода можно анализировать хоть товарооборот, хоть деньги, хоть урожай зерна, хоть что угодно, что можно разделить на составляющие элементы. Перед АВС-методом все равны.
- автоматизация — когда не было компьютеров, все расчеты делались на бумаге и в уме, в лучшем случае на калькуляторе. Поэтому проведение любого анализа было сопряжено с трудоемкостью расчётов. Сейчас эта проблема потеряла свою актуальность. Для АВС-метода это вообще не проблема, так как алгоритм достаточно строг. Расчёт в Excel можно сделать с помощью нескольких нажатий клавиш. Существует также множество специализированных программ, макросов и приложений, которые сокращают количество нажатий до одного. Короче, АВС-анализ нынче делается быстро. Умножать и делить столбиком уметь не обязательно, про логарифмические линейки и счёты, наконец, можно забыть.
- оптимизация ресурсов — это фактически назначение метода. Успешное использование АВС-метода позволяет сократить и высвободить огромное количество временных и трудовых ресурсов.
АВС-метод может быть использован в качестве эффективного инструмента пооперационного калькулирования затрат торговых и производственных предприятий. Его применение обеспечивает более точное описание затрат и отображает финансовое состояние организации лучше, чем традиционные методы бухгалтерского учета, принося наиболее объективные и реалистичные результаты. Это позволяет организации вырабатывать более точные и обоснованные решения. Затраты предприятия становятся более управляемыми, появляется возможность обнаружить наиболее действенные рычаги их снижения.
Заслуживает внимания для казахстанских компаний и японская система калькулирования «Just-in-Time» (JIT) «точно в срок», которая включает три основных подхода: управление «точно в срок»; организация бизнес-процесса «точно в срок»; калькулирование «точно в срок». В основе системы «точно в срок» лежит принцип ликвидации ненужной информации для управления. Заключается в том, что во время производственного процесса необходимые для сборки детали оказываются на производственной линии точно в тот момент, когда это нужно, и в строго необходимом количестве. Основные характеристики — иметь только необходимые запасы, когда это необходимо; улучшать качество до состояния «ноль дефектов»; уменьшать длительность цикла путем снижения времени оснащения, размер очереди и величину производственной партии; постепенно модифицировать сами операции; и выполнять эти виды деятельности с минимальными издержками. [3, с. 198].
Таким образом, сущность системы сводится к отказу от производства крупными партиями, а взамен создается непрерывно-поточное предметное производство. Система JIT предусматривает практическую ликвидацию незавершенного производства, сведение к минимуму объема товарно-материальных запасов и выполнение производственных заказов точно в запланированный срок.
Так, к преимуществам системы JIT можно отнести следующее:
- сокращение денежных средств, необходимых для управления запасами. Меньший объем запасов позволяет сократить количество финансовых ресурсов «замороженных» в запасах;
- возможность использовать для других нужд площади, ранее отводимые под запасы. Система Точно в срок сокращает объем запасов сырья, запасов в производстве, и запасов готовой продукции. В результате могут высвобождаться значительные площади, которые возможно использовать для других целей;
- сокращение объема нереализованного товара при сокращении спроса. Целью системы Точно в срок является производство такого количества продукции, которое необходимо потребителю. Поэтому, если резко снизится спрос на продукцию, то в системе JIT количество нереализованного товара будет минимальным;
- сокращение объема партий выпускаемой продукции. Это позволяет быстрее реагировать на изменение потребностей рынка. За счет малых партий в системе JIT есть возможность быстрее вводить изменения на основании потребностей клиентов;
- снижение количества дефектов, что приводит к сокращению брака и затрат на его исправление. Для эффективной работы системы Точно в срок количество дефектов выявляемых в производстве должно стремиться к нулю. Чтобы этого добиться прилагается много усилий по повышению качества работы.
Рекомендуется применять систему JIT во взаимосвязи с методом ABC, поскольку последний так же, как и JIТ, основывается на использовании нефинансовых измерителей. Метод ABC называют еще методом управления накладными расходами. Следовательно, все функциональные схемы учета и распределения накладных расходов по методу ABC могут быть внедрены в систему JIT. По нашему мнению, к основным проблемам распределения накладных расходов на казахстанских предприятиях является наибольшее предпочтение к использованию традиционной системы распределения накладных расходов [4, с.306].
К наиболее актуальным проблемам внедрения зарубежных систем распределения накладных расходов, такие как, системы АВС и JIT в Казахстане относятся:
1) затраты на использование метода — на крупных предприятиях может быть большое количество разнообразных статей затрат;
2) затраты на внедрение системы ABC могут быть значительными и могут стать помехой для предприятия, которое только что осуществило крупное капиталовложение в передовую производственную технологию.
3) для ABC-метода, как и для других методов распределения затрат, остается проблемой определение носителей затрат или подходящих основ для поглощения общих производственных накладных расходов единицами затрат.
4) низкий уровень маркетинга системы управления производством JIT в Казахстане — основным принципом системы JIT является производить продукцию, выполнять работы, услуги только тогда, когда в ней нуждаются, и только в том количестве, которое требуется заказчикам.
Литература:
1. Ивашкевич В.Б. «Бухгалтерский управленческий учет». М, 2003г. — 110 с.
2. Акчурина Е.В., Солодко Л.П.«Управленческий учет». 2004г. — 480 с.
3. Назарова В.Л., Фурсов Д.А., Фурсов С.Д. «Управленческий учет» Алматы, 2004г. — 308 с.
4. Керимов В.Э. « Управленческий учет», М. 2004г. — 460 с.