Слияния и поглощения как способ роста крупных корпораций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 8. Мировая экономика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 13.12.2014

Статья просмотрена: 4964 раза

Библиографическое описание:

Шалягина, А. В. Слияния и поглощения как способ роста крупных корпораций / А. В. Шалягина. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/6912/ (дата обращения: 19.12.2024).

В современных экономических условиях компаниям необходимо искать эффективные методы для развития, повышения конкурентоспособности, роста рентабельности и стоимости. На сегодняшний день одним из таких методов является стратегия слияния и поглощения. Слияния и поглощения компаний является одним из самых распространенных путей развития, к которому прибегают большинство даже самых успешных компаний. Слияния и поглощения являются неотъемлемыми процессами современных рыночных отношений. Сделками по слияниям и поглощениям называют сделки, которые сопровождаются переходом прав собственности и контроля над компанией от прежних акционеров к новым. Одним из отличительных признаков сделок по слиянию и поглощению является увеличение масштабов бизнеса нового собственника. В настоящее время возникает необходимость в процессах слияния и поглощения для обеспечения роста бизнеса, так как в последние годы резко возрос уровень конкуренции в большинстве сфер деятельности.

Слияния и поглощения компаний можно рассматривать в качестве одного из самого важного механизма обеспечения конкурентоспособности фирм. Владельцы частного бизнеса также признают тот факт, что в условиях постоянно меняющегося рынка, роста конкуренции хорошо продуманные и удачно осуществленные транзакции по международным слияниям и поглощениям могут значительно увеличить стоимость их бизнеса. Одним из мотивов слияний и поглощений компаний является стремление к получению дополнительных производственных и финансовых ресурсов, необходимых для расширения производства продукции и проникновения на новые рынки, а также доступ к новым технологиям. Наиболее обстоятельно исследована мотивация слияний и поглощений в работах Патрика А. Гохана. Самым основным мотивом слияний и поглощений он называет рост бизнеса. Рост — один из фундаментальных мотивов сделок слияний и поглощений. «Компании, стремящиеся к расширению, стоят перед выбором между внутренним ростом и ростом через слияния и поглощения». Внутренний рост компании занимает больше времени. Конкурентные факторы также могут приводить к его неэффективности: пока компания занята внутренним расширением, конкуренты могут увеличить свою долю рынка. Процесс слияний и поглощений способствует более эффективному распределению и использованию ресурсов. Благодаря процессам слияний и поглощений собственность оказывается в руках наиболее эффективных собственников. Конечно же, есть компании-покупатели, для которых целью является устранение конкурента через его покупку и последующее закрытие производства. Выявление мотивов слияний и поглощений очень важно, так как в них отражаются причины, по которым две или несколько компаний, объединившись, стоят дороже, чем по отдельности. Одной из форм поглощения может выступать присоединение поглощаемой компании к компании покупателю. В результате поглощаемая компания прекращает свое существование. Примером такой сделки является поглощение компанией Coca-Cola компании Мултон. Наиболее внятный мотив сделок по слиянию и поглощению со стороны компании-покупателя — это повышение стоимости компании за счет расширения бизнеса. При этом могут решаться самые разнообразные задачи: устранение конкурента, выход за счет поглощаемой компании на новые рынки, диверсификация бизнеса и уменьшение хозяйственных рисков, отмывание доходов, восстановление государственного контроля в отрасли. К числу причин проведения сделок по слиянию и поглощению относится также стремление компании — покупателя получить синергетический эффект.

Невзирая на оптимистические оценки, многочисленные исследования процессов слияний и поглощений свидетельствует о том, что большинство слияний и поглощений не достигает поставленных целей. Многие ученые, аналитики и консультанты сомневаются в целесообразности и эффективности слияний и поглощений. По данным аналитиков в 70 % случаев сделки по поглощению оцениваются как посредственные. Ожидаемый синергетический эффект наблюдается только в 23 % сделок. Первая причина заключается в том, что любая сделка по поглощению является достаточно затратным мероприятием, также причинами недостаточной синергии могут стать: разные стратегии компании; культурные и социальные различия компаний; плохо организованная интеграция компаний; некачественное предынвестиционное исследование; завышение реальной стоимости компании. Еще одной причиной низкой эффективности сделок по поглощению являются часто завышенные ожидания масштаба синергии. Примером подобной сделки считается приобретение компанией Sony киностудии Columbia Pictures. Сделка проводилась с целью увеличения объема продаж видеовоспроизводящей продукции фирмы Sony формата Betamax. Sony, выпустившая видеомагнитофон формата Betamax, столкнулась с плохим продвижением продукта на рынке в условиях жесткой конкуренции со стороны основного производителя видеомагнитофонов формата VNS — корпорации Matsushita. Sony видела решение проблемы с продвижением своего видеомагнитофона в выпуске продукции, воспроизводимой на этом оборудовании. Способом решения этой проблемы Sony избрала поглощение киностудии Columbia Pictures, которое обошлось ей в 1989 г. в 6 млрд. долл. Корпорация Sony не только не получила ожидаемой синергии от роста доходов, но к 1994 г. была вынуждена зафиксировать убытки в размере 3.2 млрд. долл..61 % всех слияний и поглощений компаний не окупает вложенных в них средств. А исследование 300 слияний, происшедших за последние 10 лет, показало, что 57 % компаний, образовавшихся в результате слияния или поглощения, отстают по показателям своего развития от других аналогичных представителей данного рынка и вынуждены вновь разделяться на самостоятельные корпоративные единицы. Эксперты обычно указываю три причины неудачи слияний и поглощений: неверная оценка поглощающей компанией привлекательности рынка или конкурентной позиции поглощаемой компании; недооценка размера инвестиций, необходимых для осуществления сделки по слиянию или поглощению компании; ошибки, допущенные в процессе реализации сделки по слиянию. Очень часто недооцениваются необходимые инвестиции для осуществления сделки по слиянию или поглощению. Ошибки в оценке стоимости будущей сделки могут быть очень внушительными. Так, например, при поглощении BMW компании Rover приблизительная стоимость последней составляла 800 млн. фунтов, а необходимые в последующие пять лет после слияния инвестиции — 3,5 млрд. Многие слияния, которые казались экономически обоснованными, потерпели неудачу из-за ошибок, допущенных в процессе их осуществления. Иногда менеджеры не могут справиться с трудностями, связанные с интегрированием двух компаний с различными особенностями производственного процесса, бухгалтерского учета, корпоративной культуры. Ценность многих компаний напрямую зависит от таких активов, как человеческие ресурсы, а именно профессионализм менеджеров, квалификация рабочих, инженеров, исследователей. Аналитические исследования показывают интересные результаты: оказывается выгоднее продавать компанию, чем приобретать чужую. В большинстве случаев акционеры компаний, которые выступали продавцами в сделках по слиянию или поглощению, получили весьма существенные выгоды, а акционеры поглощающей компании выигрывали гораздо меньше.

Для того чтобы добиться ожидаемого эффекта от проведения сделки по слиянию и поглощению, необходимо соблюдать определенные правила: проводить сделку следует только в том случае, если в результате компания покупатель улучшит свои рыночные позиции; полученные в результате сделки экономия на расходах и рост доходов должны превышать затраты сделки; избранная стратегия слияний и поглощений должна разрабатываться с учетом конкурентной стратегии корпорации. Также необходимо уметь предвидеть проблемы и результаты принимаемых решений. Автоматически эффект синергии не появляется никогда. Надо тщательно искать, подбирать и планировать источники синергии. Многие компании, планируя подобные сделки, не осознают, что необходимо прилагать дополнительные усилия для того, чтобы достичь эффекта синергии, и, чтобы суметь его сохранить. Для того чтобы слияние и поглощение прошло успешно, необходимо: правильно выбрать организационную форму сделки; обеспечить четкое соответствие сделки антимонопольному законодательству; иметь достаточно финансовых ресурсов для объединения; в случае слияния быстро и мирно решить вопрос «кто главный»; максимально быстро включить в процесс слияния не только высший, но и средний управленческий персонал.

Ведущие рейтинговые агентства отмечают, что в последнее время мировой рынок слияний и поглощений динамично развивается, объемы, и стоимость сделок растут. Важно отметить, что Россия является безоговорочным лидером по уровню и динамике интернациональных процессов среди стран Восточной и Центральной Европы в течение последних 5 лет. Для российских компаний характерен горизонтальный тип слияний. Объем рынка слияний и поглощений в России постоянно растет. Так в стоимостном выражении объем сделок за 2012 г. составил 130 млрд. долл., для сравнения в 2005 г. составлял 70 млрд. долл., однако уже в 2013 г составил 103 млрд. долл., здесь надо отметить, что 2012 г. был рекордным для российского рынка слияния и поглощения, благодаря приобретению Роснефтью компании ТНК-ВР за $56 млрд. Стоит отметить, что растет, не только объем сделок, но и их сложность. Практика показывает, что рост бизнеса за счет слияний и поглощений позволил многим компаниям превратиться в лидеров своих отраслей, дав возможность в большей мере использовать свои конкурентные преимущества. В нашей стране существуют отрасли, структура которых сформировалась в результате волн слияний и поглощений — нефтяная промышленность, металлургия, мобильные операторы, пивная индустрия и другие отрасли. Объединяясь с иностранным партнером, российские компании преследуют несколько целей. Прежде всего, это получение доступа к более дешевым источникам финансирования, которые необходимы для дальнейшего роста и развития бизнеса. Кроме того, иностранные компании обладают большим опытом управления и повышения эффективности бизнеса, что может быть полезно и интересно для российских предприятий. Слияния и поглощения являются эффективным внешним инструментом реструктуризации компании, благодаря которому компания обеспечивает соответствие своей деятельности выбранной концепции развития. Слияния и поглощения обладают целым рядом преимуществ по сравнению с внутренними методами корпоративного развития. Эффект от проведения слияний и поглощений носит, скорее долгосрочный характер, поэтому важным моментом является приоритет долгосрочных ориентиров развития над стремлением извлечения краткосрочных выгод, который должен соблюдаться руководством сливающихся компаний. Основной проблемой при проведении подобных процедур является достижение эффективности слияния и поглощения, имеющей место только при увеличении благосостояния акционеров и достижении конкурентных преимуществ.

Глобализация подталкивает компании к укрупнении. Глобализация, а также увеличение конкуренции являются факторами, которые вынуждают компании искать новые инвестиционные возможности, и максимально эффективно использовать все имеющиеся ресурсы, активно разрабатывая стратегии противодействия конкурентам. Зачастую слияния и поглощения являются одним из основных способов, позволяющих добиться данных целей. Также слияния и поглощения выступают важным инструментом вхождения российских компаний в мировое хозяйство. Иностранные компании приобретают целиком или частично действующие российские компании, привнося в них новый уровень менеджмента и технологий. Российские компании также все чаще используют слияния и поглощения для интеграции на зарубежные рынки.

Кроме того, в тех случаях, когда единственной реальной альтернативой для национальной компании является ее банкротство и закрытие, слияние или поглощение может сыграть роль «спасательного круга» и на начальном этапе реализации данной стратегии, способствовать сохранению рабочих мест. При этом следует учитывать и оценивать все связанные с этими решениями позитивные и негативные стороны, а именно, когда речь идет об эффективности, росте производства, распределении дохода, доступе к рынкам или о различных задачах неэкономического характера. Чаще всего очень сложно заранее оценить возможные изменения, вызванные слиянием или поглощением. Также результаты множества исследований по измерению чистого эффекта уже произведенных слияний и поглощений дают очень противоречивые, зачастую абсолютно противоположные, выводы. Выбор стратегии интеграции, форм и методов объединения и реструктуризации зависит от структуры рынка, инвестиционных целей участников сделок и многие другие обстоятельства. Чтобы обеспечить выгодность сделок слияния и поглощения, требуется тщательный анализ изменения конкурентной среды, технологий, последствий ответов конкурентов. Анализ выгодности должен основываться на доходности инвестиций, прогнозируемости бизнеса, и не поменять это целью достижения полного контроля.

Слияния и поглощения — весьма удобная форма инвестиций для компаний, желающих укрепить свои конкурентные позиции на мировом рынке путем приобретения тех бизнес-единиц, которые вписываются в их стратегические планы, соответствующие внутренним конкурентным потребностям каждой конкретной компании. Для подобных компаний владение активами, принадлежащими другой фирме, такими как техническая компетентность, известная марка, развитые сбытовая и снабженческая сеть, может означать немедленный и значительный рост прибылей, увеличение доли на рынке и, в конечном итоге упрочнение конкурентных преимуществ.

 

Литература:

 

1.                 Абрамова Л. Д. Слияния и поглощения как инвестиционная стратегия зарубежных и российских корпораций. — М.,2005.- 350 с.

2.                 Авхачев Ю. Международные слияния и поглощения компаний: новые возможности предприятий России по интеграции в мировое хозяйство. М.: ИНФРА-М, 2005. 120 с.

3.                 Владимирова И. Г. Слияния и поглощения компаний.// Менеджмент в России и за рубежлм.1999. — № 1. — с. 27–48.

4.                 Горячев Д. Ю. Корпоративные слияния и поглощения: анализ неопределенности и рисков в оценке компаний. — М.: МАКС Пресс,2000. — 44с.

5.                 Игнатишин Ю. В. Слияния и поглощения: стратегия и тактика, финансы. СПб., Питер, 2005. 208 с.

6.                 Лупашко С. В. Слияния и поглощения компаний на российском рынке. — М.: МАКС Пресс, 2007. — 114 с.

7.                 Мирина Н. В. Общие черты слияний и поглощений компаний по праву ЕС // Пробелы в Российском законодательстве. 2009. № 1. С. 129–131.

8.                 Савчук С. В. Анализ основных мотивов слияний и поглощений. Менеджмент в России и за рубежом.2002,№ 2.С.45–68.

9.                 Саркисянц А. Г. Слияния и поглощения в финансовом секторе: мировые тенденции // Аудитор. № 4.2009. С. 28–37.

Основные термины (генерируются автоматически): поглощение, компания, слияние, поглощаемая компания, поглощение компаний, сделка, процесс слияний, BMW, VNS, Россия.