Материально-техническое обеспечение ВС РФ сторонними специализированными организациями | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 18.12.2014

Статья просмотрена: 2230 раз

Библиографическое описание:

Уразбахтин, Ю. Г. Материально-техническое обеспечение ВС РФ сторонними специализированными организациями / Ю. Г. Уразбахтин, Ю. А. Базаров. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 26-29. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/6951/ (дата обращения: 15.11.2024).

С переходом ВС РФ на новый облик, перевода воинских частей на новые штаты назрела необходимость коренного изменения системы материально-технического обеспечения. Исходя из анализа зарубежного опыта одним из важнейших направлений повышения эффективности деятельности МТО является аутсорсинг.

Для организации всестороннего материально-технического обеспечения ВС на условиях аутсорсинга Постановлением Правительства было создано ОАО «Оборонсервис», учредителем которой являлась Российская Федерация, а права учредителя переданы Министерству Обороны.

Аутсорсинг представляет собой способ организации за счет сосредоточения на главном, ключевом направлении деятельности и передачи непрофильных функций внешним специализированным организациями или фирмам на договорной основе.

Анализ мирового опыта свидетельствует о том, что аутсорсинг позволяет повысить эффективность осуществления большей части обслуживающих процессов, более эффективно контролировать издержки деятельности, фокусировать внимание заказчиков на основных видах деятельности, повысить качество услуг, сократить капитальные затраты, оптимизировать численность административного и управленческого персонала, а в долгосрочной перспективе — обеспечить существенную экономию бюджетных средств.

После громких отставок Анатолия Сердюкова и Евгении Васильевой прошло достаточно времени, чтобы разобраться с деятельностью ОАО «Оборонсервис». Однако тяжба с этим обществом до сих пор висит бременем на Министерстве обороны. Созданная прежним главой военного ведомства структура оказалась не только громоздкой и малоэффективной, но еще и очень изобретательной в создании многочисленных посреднических фирм, механизмов для выкачивания бюджетных денег. Какие уроки следует извлечь из этой истории?

Открытое акционерное общество «Оборонсервис» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Указом Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», постановлениями Правительства Российской Федерации от 22 ноября 2008 г. № 875 «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис», от 29 декабря 2008 г. № 1053 «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом» и является коммерческой организацией.

Основные направления работы Общества — управление деятельностью открытых акционерных обществ «Авиаремонт», «Спецремонт», «Ремвооружение», «Оборонстрой», «Агропром», «Оборонэнерго», «Военторг», «Красная звезда», «Славянка» и координация их взаимодействия в интересах Вооруженных сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных.

ОАО «Оборонсервис» осуществляет свою деятельность в целях:

-          обеспечения безопасности и обороноспособности государства;

-          выработки и реализации общей стратегии развития сервисного обслуживания в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных;

-          формирования системы управления использования и развития ключевых активов акционерных обществ, включенных в вертикально-интегрированную структуру Общества;

-          сохранения и развития научно — производственного потенциала оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации;

-          формирования единой научно-технической политики и координации деятельности дочерних акционерных обществ для достижения научно-технического прогресса и повышения эффективности их деятельности;

-          привлечения, концентрации и централизованного управления интеллектуальными, производственными и финансовыми ресурсами в целях выполнения государственного оборонного заказа и реализации проектов в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных;

-          реализации программ повышения конкурентоспособности продукции (товаров, работ, услуг) дочерних акционерных обществ;

-          организации гарантийного и сервисного обслуживания, модернизации, ремонта и утилизации авиационной техники, вооружения и военной техники, техники гражданского назначения, а также внедрения новых технологий и разработок в данной области;

-          организации строительства и эксплуатации объектов в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных, а также внедрения новых технологий и разработок в данной области;

-          организации производства и поставок сельскохозяйственной продукции и продовольственных товаров в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных;

-          организации эксплуатации, обслуживания, ремонта, модернизации энергетических объектов в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков;

-          организации торгово-бытового обслуживания и питания в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков;

-          организации производства полиграфической продукции и осуществления деятельности в сфере культуры, кинематографии и средств массовой информации в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков;

-          организации предоставления гостиничных услуг в интересах Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных и иных заказчиков, включая иностранных;

-          получения прибыли. [4.,с.6]

На момент создания данное ОАО объединяло 341 организацию зарегистрирован уставный капитал в размере 10,5 миллиарда рублей. ОАО «Оборонсервис» подведомственно девять открытых акционерных обществ, в его распоряжении находится 100 % минус 1 акция.

В настоящее время ОАО «Оборонсервис» занимает значительную долю на рынке аутсорсинговых услуг для Минобороны РФ. [6, с. 3]. Какие факторы предопределили необходимость использования аутсорсинга в Вооруженных Силах? Сокращение численности ВС РФ мирного времени в целом и органов материально-технического обеспечения в частности, привело к возникновению противоречия между количеством возложенных на систему МТО функций и численностью задействованного при их выполнении персонала.

С внедрением аутсорсинга военная организация получает возможность высвобождения внутренних ресурсов для концентрации усилий на выполнении основных задач.

При передаче ряда функций специализированным организациям на аутсорсинг мы освобождаем военнослужащих от хозяйственных работ, что позволяет организовать полноценную боевую и специальную подготовку личного состава.

Использование аутсорсинга позволяет повысить качество предоставляемых услуг за счет современного специализированного оборудования, знаний, технологий, обладателем которых является аутсорсер.

Помимо этого, немаловажное значение имеет и тот факт, что срок службы военнослужащих по призыву сократился до 1 года. В этих условиях он должен по максимуму осваивать боевую специальность, а не заниматься различными хозяйственными работами. Следует также учитывать, что на оснащение Вооруженных Сил поступают сложные военно-технические комплексы, которые военнослужащий за срок призыва объективно не может изучить и освоить на требуемом уровне. В этом случае будет правильным привлечь к обслуживанию сложной техники квалифицированных гражданских специалистов.

В свою очередь экономическая неэффективность реализации отдельных специфических функций силами ведомственных обеспечивающих подразделений и необходимость совершенствования экономических форм хозяйствования при организации материально-технического обеспечения военных потребителей позволяют справедливо утверждать о целесообразности использования аутсорсинга в Вооруженных Силах в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Общий критерий эффективности внедрения аутсорсинга в Вооруженный Силах можно сформулировать как повышение боевой готовности войск за счет сосредоточения основных усилий на организации боевой подготовки и передачи обеспечивающих функций гражданскому сектору национальной экономики.

В целом аутсорсинг был правильным решением. Освободить армию от несвойственных функций, дать военнослужащим возможность заниматься только боевой подготовкой, а не хозяйственными работами логично и обоснованно. Практика применения в течение шести лет показывает в основном серьезные системные недостатки:

-        резкий рост финансовых расходов, которые ежегодно возрастали в среднем на 50 миллиардов рублей;

-        непрозрачность деятельности компаний, входящих в ОАО, и отсутствие реальной системы контроля;

-        низкое качество предоставляемых услуг, особенно в системе клининга;

-        появление огромного количества посредников (до пяти — восьми на отдельных направлениях);

-        рост кредиторско-дебиторской задолженности: по состоянию на август 2014 года она составила более 90 миллиардов рублей перед контрагентами, свыше миллиарда — по зарплате.

Свое мнение высказал и министр. «Система оказания услуг сторонними организациями позволила освободить более 65 тысяч военнослужащих и служащих от выполнения несвойственных им функций, однако аутсорсинг не стал универсальным средством обеспечения тыловых потребностей Российской армии, — сказал Сергей Шойгу. — Прежде всего это связано с низким качеством предоставляемых услуг, неудовлетворенностью конечного потребителя, резким ростом расходов бюджетных средств и непрозрачностью деятельности привлекаемых компаний».

Таким образом, анализ применения аутсорсинга в Министерстве обороны убедительно показывает пока неспособность этой системы положительно решать задачи материально-технического и других видов обеспечения Вооруженных Сил. Объективные попытки найти положительные примеры практики работы коммерческих компаний и особенно обеспечения надлежащего качества выполняемых работ и услуг не увенчались успехом.

2 июня 2014 года на совещании под председательством Министра обороны Российской Федерации С. К. Шойгу принято решение о реформировании ОАО «Оборонсервис».

Принято окончательное решение: до декабря 2014 года структура под названием «Оборонсервис» прекратит свое существование. Предлагается реформировать холдинг путем исключения из него девяти существующих субхолдингов. А во вновь создаваемую структуру, которая будет называться ОАО «Гарнизон», включить четыре субхолдинга, показавших себя с лучшей стороны. Это:

-        единый строительный и жилищно-коммунальный (ОАО «Оборонстрой», 7 предприятий);

-        ремонтно-производственный (ОАО «Ремвооружение», 21 предприятие);

-        бытового обслуживания и снабжения (ОАО «Военторг», 7 предприятий);

-        предоставления услуг связи и телекоммуникаций (ОАО «Воентелеком», 5 предприятий.

В настоящее время ОАО «Оборонсервис» осуществляет реализацию необходимых организационных и корпоративных мероприятий по реформированию Холдинга ОАО «Оборонсервис».

 

Литература:

 

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации

2.      Федеральный закон Российской Федерации от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах»,

3.      Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис»

4.      «О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 1359 «Об открытом акционерном обществе «Оборонсервис».

5.      Распоряжение правительства РФ от 6 февраля 2010 года № 155-р ОАО.

6.      Воробьев О. Журнал ВПК № 46 (463) за 21 ноября 2012 года.

Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, Сила, заказчик, интерес, Министерство обороны, ОАО, открытое акционерное общество, боевая подготовка, долгосрочная перспектива, материально-техническое обеспечение.

Похожие статьи

Особенности обеспечения денежным довольствием военнослужащих через Единый расчетный центр Министерства обороны РФ

Документационное обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных силах Российской Федерации

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Организация деятельности штаба военного округа по материально-техническому обеспечению

Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли

Организационные конструкты войсковых частей вооруженных сил РФ

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

Правовое регулирование контрактов при реализации государственного оборонного заказа

Государственно-правовое регулирование организации внутреннего контроля при обеспечении финансовой безопасности России

Анализ состава существующих систем навигации для подвижных наземных объектов и выбор наиболее перспективного состава, исходя из требований точности и надежности

Похожие статьи

Особенности обеспечения денежным довольствием военнослужащих через Единый расчетный центр Министерства обороны РФ

Документационное обеспечение безопасности дорожного движения в Вооруженных силах Российской Федерации

Роль огневой подготовки в процессе обучения курсантов вузов ФСИН России

Организация деятельности штаба военного округа по материально-техническому обеспечению

Структура профессиональной компетентности будущих техников автотранспортной отрасли

Организационные конструкты войсковых частей вооруженных сил РФ

Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

Правовое регулирование контрактов при реализации государственного оборонного заказа

Государственно-правовое регулирование организации внутреннего контроля при обеспечении финансовой безопасности России

Анализ состава существующих систем навигации для подвижных наземных объектов и выбор наиболее перспективного состава, исходя из требований точности и надежности