Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 15. Региональная экономика

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, февраль 2015)

Дата публикации: 10.02.2015

Статья просмотрена: 927 раз

Библиографическое описание:

Пидодний, А. В. Доверительные взаимоотношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности / А. В. Пидодний. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 118-123. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/6983/ (дата обращения: 15.11.2024).

Доверие — фундамент благосостояния? Можно ли утверждать, что более высокий уровень доверия служит причиной улучшения экономических показателей. То есть, верно ли, что при прочих равных условиях та компания, к которой уровень доверия выше, будет показывать более высокие темпы долгосрочного экономического роста?

Российское общество на 93 % недоверчиво в целом. Исключение россияне делают для друзей и коллег — верят в честные взаимоотношения с ними. [5]. В настоящее время в условиях глобализации рынков, увеличение спроса на товары и услуги необходимо налаживание партнерских отношений. Построение эффективной системы взаимоотношений в долгосрочной перспективе является одним из основных конкурентных преимуществ. Фундаментом успешного партнерства является создание доверительных отношений, в которых доверие основывается не на родственных отношениях. Доверие, прежде всего, воспринимается, как эмоционально-психологическое понятие, однако оно играет важную роль в экономических взаимоотношениях, в данной статье мы будем рассматривать доверие как экономическое понятие и как одно из важнейших условий функционирования рыночной экономики и фактора экономического развития. В соответствии с теорией доверия, родоначальником которой является Ф. Фукуяма, доверие рассматривается как количественная динамическая характеристика взаимоотношений различных экономических субъектов, которая основана на выгодности экономических результатов взаимодействия и на уверенности в их добросовестности при выполнении своих обязательств. Фукуяма говорил, что преобладание недоверия в обществе равносильно введению дополнительного налога на все формы экономической деятельности, от которого избавлены общества с высоким уровнем доверия. Если нет доверия, то издержки ведения хозяйственной деятельности растут примерно на 50 % из-за необходимости ведения надзора и контроля. [6, с. 89]. По мнению польского социолога П. Штомпки доверие становится необходимым условием развития в силу нарастания неуверенности людей в будущем. Неуверенность связывается с увеличением сложности и непрозрачности современных обществ. [7, с. 416]. Исследователь приходит к выводу, что доверие выполняет положительную функцию: мобилизует человеческие действия, поощряет творческую, инновационную, предпринимательскую активность по отношению к другим людям, снижает неопределенность и риск, связанные с человеческими действиями, и, в итоге, возможности действия возрастают пропорционально возрастанию доверия. По словам К. Эрроу, «в сущности, каждая коммерческая операция содержит в себе элемент доверия». [8, с. 357]. Доверительные отношения между субъектами рынка способствуют росту инвестиционной привлекательности бизнеса и увеличению оборотного капитала предприятий. В связи с этим актуальным является раскрытие экономической роли и значения использования доверия как одной из базовых категорий, определяющих развитие экономики предпринимательства.

Нами с 7 ноября 2014 года по 11 декабря 2014 было проведено социологическое исследование на тему доверительные отношения как фактор повышения экономических результатов предпринимательской деятельности в городе Екатеринбурге и Свердловской области (в опросе принимали участия предприниматели города Заречного, Асбеста и Нижнего Тагила). В каждом из городов были отобраны представители компаний малого бизнеса, в частности, собственников и руководителей, принимающих финансовые решения города Екатеринбурга и Свердловской области. Для обеспечения репрезентативности использовалась квотированная выборка, 50 % — торговля, 25 % — промышленность, 25 % — услуги. Объем выборочной совокупности составил 239 единиц наблюдения. Исследование проводилось методом онлайн-опроса. В ходе исследования подтвердилось предположение о том, что доверие действительно является ключевым условием любых взаимоотношений, партнерства в бизнесе, играет важную роль в системе деловых отношений, являясь одной из базовых ценностей взаимодействия.

Екатеринбург — четвертый по численности населения город в России. Численность населения на 2014 год составила 1412,356 человек. [1]. Екатеринбург — один из крупнейших в стране транспортно-логистических узлов, важный промышленный центр, здесь сконцентрированы офисы транснациональных корпораций, представительства иностранных компаний, большое количество федеральных и региональных организаций. Рассмотренные ниже города представляют собой разные типажи малых и средних поселений. Асбест — город областного подчинения в Свердловской области. Город расположен на восточной окраине Среднего Урала, в 86 км. к северо-востоку от Екатеринбурга. Численность населения на 01 января 2014 г. составила 66,855 человек. [2]. Нижний Тагил знаменит традиционно развитой черной металлургией, оборонной промышленностью, выставкой вооружений и пр. Численность населения по состоянию на 01 января 2014 г. составила 361,9 тыс. человек. [3]. В Нижнем Тагиле расположено несколько крупнейших индустриальных предприятий: НТМК, УВЗ и др. Расстояние до Екатеринбурга — около 125 км. Город входит в ряд Федеральных программ поддержки моногородов и относится к числу городов с высокими социально-экономическими рисками. Город Заречный расположен на реке Пышме, в 40 км. от Екатеринбурга. В Заречном находится градообразующее предприятие-Белоярская АЭС, также действует ряд научно-исследовательских структур, непосредственно связанных с развитием атомной энергетики. Численность населения составила 27,351 человек на 2014 г. [4].

В данной статье мы рассмотрим наиболее важные и интересные, на наш взгляд, выводы, полученные в ходе проведенного исследования. На вопрос «Что для Вас доверие? Укажите 2–3 ассоциации». Большинство ответивших респондентов связывали понятие доверие с честностью, статусом, имиджем, с семьей и друзьями. Некоторые определяли доверие как «Уверенность в другом человеке, т. е. способность принимать какие-то решения и знать, что другой человек отреагирует правильно на них»; «Это то, насколько просто людям договориться о каком-то совместном действии»; «Когда не боишься повернуться к человеку спиной». В ходе исследования респондентам предлагалось также ответить на вопрос «Важно ли доверие в экономике в целом? В Вашей сфере деятельности?» 78 % опрошенных предпринимателей отметили, что доверие в экономике важно, однако имели место быть и такие пояснения как «Если моя работа связана напрямую с финансами», «Если имеете крупных бизнес» или «Важно, если имеются сбережения или счета в банке». Что касается доверия в предпринимательской деятельности, то 98 % ответили утвердительно, при этом 67 % указали о взаимосвязи между доверием и временем. Чем больше времени знаком партнер по бизнесу, тем больше вероятность, что при выборе между ним и новым партнером предпочтение будет отдано ранее уже знакомому, не учитывая при этом финансовые потери. Однако на вопрос «Возможно ли довериться человеку на все сто процентов» 94 % опрошенных респондентов отвечали «Никто не может довериться кому-то на все сто процентов», что свидетельствует об осторожности и рациональности мышления российских предпринимателей. Доверие человека к каким-либо действиям, событиям, зависит, с одной стороны, от его субъективных суждений о добросовестности, искренности и правильности, а с другой — от сложившихся в обществе стереотипов, структуры социально-экономических ценностей. В России 19 века уровень доверия в обществе был на высоком уровне, в том числе и в экономической сфере. В конце ХХ века актуальным стал индивидуализм и личное обогащение, чаще при помощи недобросовестных методов конкурентной борьбы, что и возвело серьезные барьеры в развитии «здоровой» рыночной экономики. А когда экономические субъекты в своей деятельности используют нечестные «правила игры», построить доверительные взаимоотношения невозможно.

В ходе проводимого исследования важной задачей было рассмотреть критерии успешности развития доверия между взаимодействующими компаниями. Проанализировав ответы респондентов на вопрос «Перечислите три основных качества присущие компании, с которой Вы заключили договор, соглашение, за последний год», выяснилось, что наиболее часто повторяющимися качествами являются репутация, открытая политика ведения бизнеса и налаженные коммуникативные связи. Критериями недоверия в партнерских отношениях стали такие характеристики, как хитрость — 78 %, непредсказуемость — 67 %, неорганизованность — 63 %. Для наибольшей достоверности ответов, относительно качеств и критериев успешности развития доверия между взаимодействующими сторонами, респондентам был задан вопрос, касающийся факторов доверия. Так, проведенное нами исследование показало, что основными факторами определяющие развитие доверия между взаимодействующими сторонами (рис.1), являются деловая репутация — 17,8 %, исполнение договорных обязательств — 14,29 %, предоставление информации — 11,31 %, а также уровень личных отношений — 10,33 % и готовность партнера взять на себя финансовые риски — 7,84 %.

Рис. 1. Факторы доверительных отношений между предпринимателями, %

 

Доверительные отношения выгодны обеим взаимодействующим сторонам. Кредит доверия работает в том и в другом направлениях. Компании с незапятнанной деловой репутацией, имеющие открытую политику ведения бизнеса и добросовестно выполняющие свои обязательства будут иметь более высокий уровень доверия, а значит и наибольшее преимущество перед остальными компаниями.

На вопрос «Куда бы Вы предпочли вкладывать инвестиции в Россию или за рубеж?» Большинство опрошенных предпринимателей инвестировали бы заграницу — 72 % (рис. 2), страной-лидером по уровню доверия стал Китай — 43 %. В китайских партнерах, опрошенные предприниматели больше всего ценят прозрачность ведения бизнеса — 81 % и лишь — 19 % отмечают такой фактор как прибыль. В Германию инвестировали бы — 17 % опрошенных респондентов, в Испанию — 13 %. Ф. Фукуяма в своей книге «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию» пишет, что именно в Германии впервые появились крупные, рационально устроенные и профессионально управляемые корпорации современного типа, появление которых возможно лишь благодаря тому, что в них существовала высокая степень доверия, ставшего прочным фундаментом их общественного капитала. [6, с. 40]. Проведенное нами исследование позволяет сделать вывод и относительно нашей страны. Так, лишь 28 % опрошенных предпринимателей отдали свое предпочтение России. Интересно, что 21 % из них составляют предприниматели города Заречного — 7 %, Асбеста -9 % и Нижнего Тагила -5 %. Нежелание инвестировать в национальную экономику, опрошенные предприниматели аргументировали такими высказываниями: «Российские компании ведут нечестную «игру»»; «Россия в самом хвосте». Ссылались ответившие респонденты и на негативные рейтинги и исследования о деятельности российских компаний. По данным проведенного исследования, в формировании репутации российских компаний особое значение имеют мнения независимых ученых или экспертов. Им доверяют 75 % россиян. В наименьшей степени россияне формируют мнение о компании на основе высказываний госчиновников — представителей регулирующих органов — 27 %, сотрудников компании и представителей неправительственных организаций по 33 %.

Рис. 2. Инвестиционные предпочтения, %

 

На вопрос о предпочтении хранения денег — 67 % выбирают инвестиционные проекты (рис. 3), 42 % опрошенных респондентов ответили, что держат деньги в банке, а другие 8 % процентов заявили, что хранят деньги дома. Анализ данных проведенного исследования относительно вопроса о наиболее высокодоходном вложении денег показал, что большинство респондентов предпочли бы вложить деньги в недвижимость и золото — 64 %. Самым низкодоходным вложением, по результатам исследования, определены банковские счета — 36 %.

Рис. 3. Предпочтения респондентов в выборе места для хранения сбережений, %

 

В заключении, респондентам предлагалось ответить на вопрос «Зависит ли доверие от внешних характеристик человека? Одежда? Умение себя преподнести?». Так, 73 % ответивших мужчин-предпринимателей и 35 % женщин-предпринимателей отметили, что внешние качества влияют на первое впечатление, однако к доверию они не имеют никакого отношения. С опрятно одетым человеком приятно вести диалог. 56 % ответивших предпринимателей напыщенный и вызывающий внешний вид связывают с хитростью и обманом: «Такой человек пытается отвлечь внимание от сути»; «Пустить пыль в глаза».

Проведенное исследование позволяет сделать неутешительные выводы относительно Российского уровня доверия в экономической сфере. Отсутствие доверия лишает бизнес-партнеров уверенности в добросовестности выполнении обязательств и служит причиной ухудшения экономических показателей. Нарастание неуверенности тормозит предпринимательскую активность. Российские компании для минимизации риска и неопределенности вынуждены тратить время на отбор партнеров для сотрудничества, на заключение соглашения и контроль выполнения обязательств по контракту. При этом, несмотря на явные проблемы связанные с уровнем доверия в России в литературе крайне мало практических данных о факторах, влияющих на формирование доверительных отношений между рыночными субъектами в условиях российской экономики. В данной работе были проанализированы вопросы, касающиеся доверительных взаимоотношений как фактора повышения экономических результатов предпринимательской деятельности. Проведенное нами исследование подтвердило предположение о том, что доверие играет важную роль в системе партнерских отношений, являясь одной из базовых ценностей взаимодействия, которая помогает компаниям повышать эффективность и устойчивость их деятельности. При высоком уровне доверия к компании развивается большое количество социальных контактов. А это позволяет, в свою очередь, легче и шире продвигать товар или услугу. Компания с такими положительными качествами как незапятнанная деловая репутация, открытая политика ведения бизнеса, добросовестное выполнение обязательств будет иметь более высокий уровень доверия к себе, а значит и повышать устойчивость компании в условиях современных неопределенностей. Доверие между взаимодействующими сторонами не может возникнуть на пустом месте. Для того чтобы рос бизнес, ему постоянно нужен рост доверия. Доверие делает бизнес рентабельным.

 

Литература:

 

1.         О Екатеринбурге — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.rieltkazna.ru/about_ Ekaterinburg (дата обращения 17.12.2014)

2.         Официальный сайт города Асбеста— [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://asbestadm.ru/index.php/2010–07–26–16–10–24 (дата обращения 17.12.2014)

3.         Официальный города Нижний Тагил— [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://ntagil.org/gorod/pasport.php?ELEMENT_ID=3177 (дата обращения 17.12.2014)

4.         Официальный сайт города Заречного— [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.zar-city.ru/ (дата обращения 17.12.2014)

5.         Социальные настроения Россиян. Центр Изучения Общественного Мнения (ВЦИОМ) — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=115085 (дата обращения 15.12.2014)

6.         Фукуяма Ф. Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию. М, 2004.- 89 с.

7.         Штомпка П. Социология социальных изменений.-М.: Аспект Пресс, 1996.-416 с.

8.         Arrow K. J. Gifts and Exchanges // Philosophy and Public Affairs. 1974. Vol. 1. № 4. 357-p.

Основные термины (генерируются автоматически): доверие, Екатеринбург, высокий уровень доверия, компания, Россия, численность населения, Нижний Тагил, отношение, уровень доверия, Свердловская область.

Похожие статьи

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Хозяйственный расчет как фактор ускорения развития рыночной экономики АПК России

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Соревновательная деятельность в сфере туризма как системообразующее условие позитивной динамики внутригрупповых процессов

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Особенности вуза как субъекта предпринимательской деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Реализация конкурентных преимуществ трудовых ресурсов как фактор повышения производительности труда в электроэнергетике

Экономические интересы субъектов хозяйствования в условиях межфирменной кооперации

Похожие статьи

Фактор конкурентоспособности как обязательная составляющая стратегии развития малого предпринимательства

Хозяйственный расчет как фактор ускорения развития рыночной экономики АПК России

Сетевая организация бизнеса как фактор повышения конкурентоспособности гостиничных предприятий

Соревновательная деятельность в сфере туризма как системообразующее условие позитивной динамики внутригрупповых процессов

Документационное обеспечение управленческой деятельности как важный фактор эффективной работы предприятия

Взаимодействие семьи и образовательной организации как фактор воспитания семейных ценностей

Особенности вуза как субъекта предпринимательской деятельности в условиях развивающихся рыночных отношений

Педагогическая практика как фактор развития профессиональной компетенции

Реализация конкурентных преимуществ трудовых ресурсов как фактор повышения производительности труда в электроэнергетике

Экономические интересы субъектов хозяйствования в условиях межфирменной кооперации