Инновационные процессы в образовании
Авторы: Елжанова Роза Кенжебековна, Давлетгильдеев Эльдар Рашидович
Рубрика: 1. Экономическая теория
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 19.01.2015
Статья просмотрена: 1336 раз
Библиографическое описание:
Елжанова, Р. К. Инновационные процессы в образовании / Р. К. Елжанова, Э. Р. Давлетгильдеев. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7107/ (дата обращения: 19.12.2024).
Встав на путь рыночной экономики, наша страна должна внедряться в мировое экономическое пространство, в его рынки, в том числе и рынок инновационных технологий в профессиональном образовании. Важнейшей движущей силой развития мировой экономики становится инновация, то есть процесс постоянного обновления во всех сферах жизни. Общеизвестным фактом является то, что инновационные технологии в любой отрасли позволяют повышать свой рейтинг среди стран конкурентов в условиях жесткой экономической борьбы на мировых рынках, что способствует достижению желаемых результатов.
В связи с этим, целью данной работы является выявление актуальности проблем инновационной деятельности в сфере образования.
Для достижения данной цели была поставлена задача: по данным литературы проанализировать состояние образовательных инноваций на современном этапе.
Инновация: (англ. innovation нововведение, фактически означает «инвестиция в новацию») конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, или же нового усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Инновации в образовании — необходимое условие его развития в соответствии с постоянно меняющимися потребностями общества. Они с одной стороны способствуют сохранению непреходящих ценностей, а с другой несут отказ от всего устаревшего и отжившего, при этом закладывая основы социальных преобразований.
Система инноваций в сфере образования разделяется на 2 основных пункта:
1. Производственные инновации в сфере образования:
- технологические;
- педагогические (новые методы и приемы преподавания и обучения).
1. Управленческие инновации:
- экономические;
- организационные.
Президент Республики Казахстан Н. А. Назарбаев в своей программной лекции «Казахстан в посткризисном мире: интеллектуальный прорыв в будущее» определил три базовых аспекта проекта «Интеллектуальная нация — 2020»:
1. Прорыв в развитии системы образования Казахстана;
2. Развитие науки и повышение научного потенциала страны;
3. Развитие системы инноваций.
Пункты, перечисленные ранее, задают вектор инновационного развития интеллектуально-образовательных возможностей казахстанского общества. Основная социальная группа, на которую влияют инновации образования это казахстанское студенчество. Образование и наука являются приоритетами на национальном уровне государственной политики современного Казахстана, это обусловлено тем, что образование является вложением в будущее общества. Инвестиции в интеллектуальный капитал превращаются в наиболее эффективный способ размещения ресурсов. Все большую долю средств фирм и компаний начинают занимать нематериальные ресурсы. Система образования одна из немногих отраслей экономики, которая тесно связывает интересы всех членов общества. В современном мире возрастает значение образовательной системы как в развитии экономической, так и национальной безопасности государства. Для реализации современной модели образования указом президента была разработана «Государственная программа развития образования в Республике Казахстан на 2011–2020 годы». Целями данной программы являются: повышение конкурентоспособности образования и развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования. Реализация данной программы происходит путем: совершенствования системы финансирования, ориентированной на обеспечение равного доступа к образовательным услугам; повышения престижа профессии педагога; формирования государственно-общественной системы управления образованием; обеспечения равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим образовательным ресурсам и технологиям; удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех в быстро меняющемся мире; перехода на 12-летнюю модель обучения и многие другие пути реализации данной программы [1].
Задачами же данного проекта являются: разработка новых механизмов финансирования образования; обеспечение системы образования высококвалифицированными кадрами; усилие поддержки и стимулирование труда педагогов; совершенствование системы мониторинга развития образования; создание условий для внедрения автоматизации учебного процесса; решение проблем малокомплектных школ; развитие инфраструктуры подготовки кадров для отраслей экономики индустриально-инновационного развития страны и др. пункты [1].
Преобразования, проводимые данной программой, дают возможность сохранить образовательный потенциал народа и обеспечить его дальнейшее развитие. Основными ориентирами новой национальной модели образования являются: формирование интеллектуальной нации, переход на международные стандарты образования, повышение качества образовательных услуг и интеграция в мировое образовательное сообщество. Механизмом их реализации является разработка и внедрение инновационных образовательных программ. Главная цель инновационного образования это ориентация человека на сознательный выбор альтернатив и его быструю адаптацию к изменениям в окружающем его мире, оно позволяет развить в человека инновационное мышление через новые формы представления ситуаций.
Во многих образовательных учреждениях вследствие воздействия инновационных движений образуются два подхода к обучению: традиционный и инновационный. Среди инновационных подходов к организации учебного процесса активно внедряются интерактивное обучение, тренинги, групповая работа, проблемное обучение и многие другие виды неклассического обучения [3]. В педагогике различают несколько моделей обучения: активная, пассивная, интерактивная [3,4]. Пассивная модель характеризуется тем, что обучаемый выступает в роли «объекта» обучения; активная тем, что обучаемый выступает «субъектом» обучения. В интерактивном обучении основное внимание уделяется практической обработке изучаемого материала, в ходе моделирования специально заданных ситуаций студент имеет возможность развить и закрепить необходимые знания и навыки. Помимо интерактивного обучения широкую практику получили тренинги, где используются различные методы и техники активного обучения к ним можно отнести: деловые, ролевые, имитационные игры, разбор конкретных ситуаций и групповые дискуссии. По численности участвующих методы разделяют на: индивидуальные; групповые; коллективные и работающих в диадах, триадах. Так же они делятся по характеру учебно-познавательной деятельности на: имитационные и не имитационные. Имитационные делятся на: игровые, неигровые. Игровые включают в себя: учебные игры, деловые игры, игровые ситуации, тренинги в активном режиме, игровые приемы и процедуры. К неигровым относится разбор деловой почты, ТРИЗ-работа. Не имитационные делятся на: лекции пресс-конференции, лекции с заранее запланированными ошибками, поисковые лабораторные работы, семинары, дискуссии и СРС с литературой. Отличительной чертой данных методов обучения является то, что обучение происходит в более комфортных, для ученика, условиях, он ощущает себя успешным и интеллектуально состоятельным. Обучение, опирающееся на использование интерактивных методов обучения, организуется с учетом вовлечения в процесс познания всех студентов группы. Совместная деятельность позволяет каждому студенты внести свой, индивидуальный вклад, при этом идет обмен знаниями и идеями при этом преподаватель выполняет функцию помощника в работе и является одним из источников информации. Эти факторы делают образовательный процесс более продуктивным [5,6].
Мне, студенту медицинского университета более продуктивными кажутся инновационные методы обучения способствуют качественному усвоению материала, так как работа в группах более удобная, в таком случае каждый вносит свой вклад в общее дело, при этом проявляются коммуникативные качества, умение работать в команде, чувство ответственности перед коллегами, желание преуспеть в достижении цели, соревновательный дух, что требует детального изучения материала, работы с литературой.
Несмотря на приоритетность инновационной политики образования в Казахстане пока остается много нерешенных проблем: в инновационной системе отсутствуют важные элементы, связанные с практической реализацией инноваций; бюджетная поддержка слабо дополняется стимулирующими мерами; выбираемые приоритеты не сопровождаются конкретными мерами; инновационная политика пока не имеет системного характера, она не объединяет действий в области науки и технологий, промышленности, образования.
Литература:
1. Указ президента Республики Казахстан «Об утверждении Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011–2020 годы»
2. Бордовская Н. В. Педагогика / Бордовская Н. В., Реан А. А. — СПб: Питер, 2011. (Глава IV. Образование в мире: история и современность).
3. Гретченко А. И. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. — М.: КноРус, 2009.
4. Педагогика / Под ред. Л. П. Крившенко. — М.: Проспект, 2008.
5. Подласый И. П. Педагогика. — 2-е изд., доп. — М.: Юрайт, 2011
6. Хуторской А. В. Педагогическая инноватика. — М.: АCADEMIA, 2008.