Современная интернет-индустрия и ее влияние на экономику
Авторы: Сергеева Олеся Юрьевна, Хисамова Алина Салаватовна
Рубрика: 11. Маркетинг, реклама и коммуникации
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 21.01.2015
Статья просмотрена: 5874 раза
Библиографическое описание:
Сергеева, О. Ю. Современная интернет-индустрия и ее влияние на экономику / О. Ю. Сергеева, А. С. Хисамова. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7132/ (дата обращения: 15.11.2024).
В 21 веке интернет-индустрия переживает бум. Организации, применяющие Интернет в бизнесе, а именно, для реализации своего товара или услуг, взаимодействия с потребителями и поставщиками, экономически растут быстрее, увеличивая производственный потенциал. Самая высокая доля мировой интернет-торговли приходится на экономику Великобритании и составляет 8,5 % от ВВП (2,3 трлн. долл.). В 2010 году доля покупок британцев в Интернете составила13,5 %, по прогнозам к 2016 году этот показатель повысится до 23 %. Интернет-индустрия по своим показателям к ВВП Великобритании обошла строительный, образовательный и здравоохранительный сектора. Быстрый подъем интернет-экономики в Великобритании — хороший показатель для малых и средних предприятий, работающих в этом секторе.
Согласно исследованиям BCG (Бостонская консалтинговая группа), в течение последних трех лет доходы компаний, использующих Интернет в своем бизнесе, ежегодно росли на 12,5 %. У предприятий, не применяющих в своем бизнесе Интернет, рост составил только 4 %, в числе лидеров интернет-экономики оказались также: Южная Корея 7,3 % от ВВП; Китай 5,5 % от ВВП; Япония 4,7 % от ВВП; США 4,7 % от ВВП. В таблице 1 представлена доля интернет как медианосителя в мировом рекламном рынке.
Таблица 1
Доля медиа на мировом рекламном рынке (%)
Интернет-реклама на мировом рынке интенсивно продолжает увеличивать свой медиасегмент. По прогнозам к 2015 году его объем возрастет в 1,7 раза по сравнению с 2011годом (таб.1). Доля в рекламном рынке интернет-рекламы по прогнозам к 2015 году составит 23,4 % [3, с.46]. За этот же период медиасегмент газет сократится на 4,4 %, журналов на 2,1 %. Объем интернет-рекламы к 2015 году превысит совокупный объем на газеты и журналы на 727$ млн.
Интенсивный рост рынка интернет-рекламы обуславливается большим преимуществом Интернета в области таргентинга (нацеливания) рекламы на пользователей. Современные технологии интернет-рекламы нацеливают покупателей на конкретный вид товаров и услуг. Это приводит к значительному повышению эффективности интернет-рекламы по сравнению с существующими. Интернет превратился в становой хребет бизнеса, коммерции и торговли, как на местном, так и на государственном и глобальном уровнях [2, с.459]. Высказывание президента фирмы Intel в 1999 году Энди Гроув (Andy Grove) о том, что «…все компании станут интернет-компаниями или вообще не будут компаниями» в 21 веке стало особенно актуальным.
Интернет оказывает мощное влияние на развитие экономики. Маркетинг и индустрия услуг изменились под влиянием Интернета, используя его уникальные возможности: расширение географических границ возможность целевого подхода к интернет-аудитории и формирования организационных взаимосвязей с партнерами. Интернет способствует малому и среднему бизнесу добиться высоких показателей, ориентирует на новые каналы сбыта и услуг, а также предоставляет современные модели ведения бизнеса.
Повышение производительности организации является одним из главных факторов влияния Интернета, который упрощает коммуникации, ускоряет и автоматизирует многие бизнес-процессы, а также снижает транзакционные издержки. Кроме этого, Интернет предоставляет максимальный доступ к клиентам, помогая многим организациям оптимизировать свои каналы сбыта и логистику. Согласно статистическим данным Высшей Школы (ВШЭ) России, у 45 % организаций повысилась эффективность взаимодействия с бизнес-партнерами благодаря Интернету. Для 35 % организаций Интернет помог реорганизовать и унифицировать ряд бизнес-процессов. Весомую прибыль от применения Интернета ощутили 29 % предприятий.
В России, интернет–экономика по рейтингу G20 составляет 1,9 % от ВВП страны за 2012 год, она пока находится на 18-м месте. Россия лидирует среди стран Европы по числу пользователей, выходящих в Интернет в течение месяца. По данным аналитической компании TNS (февраль 2013г.) в России в месяц выходят 76,5 млн. пользователей Интернет, что составляет 53 % от всего населения страны и 19 % от всего интернет-населения Европы.
Интернет-аудитория России, начиная с 2000 года по 2013год, увеличилась более чем в 28 раз. Динамика развития российской интернет-аудитории представлена на рисунке 1 [4, с.103].
Рис. 1. Динамика интернет-аудитории в России.
Источник: АКАР
За последнее десятилетие население различных регионов России использует Интернет в равной мере, несмотря на дифференцированность в уровнях доходов. Интернет становится инструментом выравнивания развития регионов, которые разделены географически, у которых разный уровень жизни и разные бизнес-модели предприятий. С приходом Интернета в отдаленные российские регионы бизнес-модели становятся похожими на те, которые присущи крупным городам. В интернет-экономике преобладает большее равенство между бизнес-субъектами, чем в существующей экономике. Согласно прогнозам, к 2015 году в России ожидается стремительный подъем интернет-экономики, а ее доля в ВВП России может достигнуть 3,7 %, что соответствует текущим показателям интернет-экономик в развитых странах — Китая, Японии и США.
Интернет стал современным медийным магазином, где совершаются покупки и в котором собраны воедино: витрина, каталог и заказ по почте. Не выходя из сети, покупатель может посмотреть товар, сделать сравнительный анализ цен, размеров, разместить свой заказ. «Поощряя сетевую активность предприятий, государства могут улучшать конкурентную среду и перспективы экономического роста»,— утверждают авторы исследования BCG Дэвид Дин и Доминик Филд.
Возможность оказания банковских услуг из любой точки земного шара является величайшим достижением в области освоения Интернета. Выбор клиентом интернет — банка определяется набором сервисных услуг, которые ему предлагаются. В связи с консолидацией банковской отрасли предполагается значительный рост рынка онлайнового банкинга, который будет расширять свою географию.
Наибольшему воздействию Интернета подвергся инвестиционный сегмент бизнеса. Сегодня инвестируют все. Люди следят за торгами, и сами торгуют акциями через Интернет. Онлайновые брокеры зарабатывают капиталы на этом удобном способе игры на бирже. 21 век обещает стать продолжением эпохи великих перемен в интернете. Глобальная сеть — интернет еще не раскрыла весь свой потенциал.
По прогнозам к 2016 году мировой объем интернет-экономик в национальных ВВП составит 4,2 трлн. долл., что в 1,7 раза будет превосходить показатель 2010 г. (2,3 трлн. долл.), совокупно превысив ВВП Италии и Бразилии. Если бы Интернет был национальной экономикой, то через пять лет он мог бы занять пятое место по величине, уступив, лишь США, Китаю, Японии и Индии. Согласно расчетам BCG, такой подъем произойдет благодаря активному росту числа пользователей Всемирной сети, как в развитых, так и в развивающихся странах. К 2016 году число пользователей Сети достигнет 3 млрд.
Наиболее весомый вклад в рост онлайн-экономики по прогнозам внесут развивающиеся страны. Если в 2010 году на развивающиеся рынки приходилось лишь менее четверти объема всей интернет-экономики, то в 2016 году их доля вырастет до 34 %. Это объясняется тем, что к 2016 году почти 70 % пользователей интернет в G20 будут именно из развивающихся стран, тогда как в 2010г. их было 56 %. Только в Китае по прогнозам будет насчитываться около 800 млн. интернет-пользователей — примерно столько же, сколько Франция, Германия, Индия, Япония, Великобритания и США вместе взятые.
Значимыми темпами интернет-экономика будет развиваться в Индии и Аргентине, где годовой рост ожидается на уровне 23 и 24 % соответственно. «Интернет-экономика в ближайшие годы представит собой одну из немногих отраслей, где будет наблюдаться рост», — утверждает аналитик BCG Дэвид Дин.
В мировой интернет-экономике по прогнозам Boston Consulting Group значительные преимущества будут иметь те компании, которые научатся пользоваться инструментами «нового Веба», среди них:
1) мобильный интернет — новая пользовательская модель в отношении ресурсов сети. Фиксированный доступ больше не будет определяющим фактором для доступа в сеть, так как доступ в Интернет через мобильные устройства станет повсеместным явлением;
2) «Сеть становится всем» — согласно прогнозу IDC, к 2015 году количество ежегодно продаваемых смартфонов достигнет одного миллиарда. Они обеспечат повсеместный доступ в сеть, что может в корне изменить поведенческую модель между бизнесом и потребителями, а также создать угрозу традиционным отраслям экономики;
3) экосистема — первоначально она касалась только инфраструктуры компании Apple, теперь свои собственные экосистемы формируют и другие крупные компании, среди них Amazon, Facebook, Coogle в США, китайские Baidu и Tencent, российская «Яндекс» и пр.;
4) интернет как экономика — рост мировой интернет-экономики достигнет величины в 4,2 трлн. долл., инвестирование сети, создание новых рабочих мест с увеличат тем самым конкуренцию с экономикой традиционной;
5) бытовая направленность сети — интернет становится необходимым элементом в повседневной жизни;
6) появление нового интернет — поколения, у которого будут новые ожидания, новый образ мыслей, который будет непосредственно влиять на общество в целом и бизнес в частности.
Таким образом, компаниям, которые планируют занять лидирующее место в современной цифровой экономике, необходимо в корне изменить свою бизнес-модель и адаптировать ее к новым условиям. Учитывая быстроту изменений, многим предприятиям придется отказаться от долгосрочного и цикличного планирования своего бизнеса и тщательно изучать сущность этого нового медийно-технологического феномена «интернет-экономики», соизмеряя скорость и масштаб его влияния со своими силами и возможностями.
Литература:
1. Кеглер Т., Доулинг П. и др. Реклама и маркетинг в Интернете / пер. с англ. — М.: Альпина Паблишер, 2008.
2. Джефкинс Ф. Реклама. Учебное пособие / Пер. с англ. под ред. Б. Л. Еремина. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 544с.
3. Сергеева О. Ю., Гузаирова Г. Р. Анализ и прогноз развития медианосителей рекламной отрасли в современных условиях // Креативная экономика. — 2014. — № 8 (92). — с.39–48. -http://www.creativeconomy.ru/articles/33038/.
4. Сергеева О. Ю., Гузаирова Г. Р. Влияние интернет-рекламы на экономику в условиях активного развития информационных технологий // Экономика и управление. — 2014. — № 5 (121). — с.101- 105.
5. Реклама в России [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.rwr.ru-.