Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Пономарева, Т. В. Образовательный туризм: сущность, цели и основные сегменты потребителей / Т. В. Пономарева. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 139-143. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7188/ (дата обращения: 19.12.2024).

Желание путешествовать, стремление к перемене мест считается врожденным свойством человека. Цели путешествия могут быть самыми разнообразными — деловыми, познавательными, ради поиска приключений, получения сильных ощущений, для отдыха, для отвлечения от монотонности повседневной жизни.

Зачатки туристской деятельности появились еще в глубокой древности. Мотивами перемещения людей чаще всего служили такие факторы, как торговля, жажда познания, открытий, обучение, религия и просто отдых [1].

В настоящее время туризм превратился в массовое социально-экономическое явление международного масштаба. Туризм в представлении большинства людей связан с отдыхом, удовольствием, новыми впечатлениями. Он стал характерной чертой образа жизни современного человека, стремящегося к смене впечатлений, познанию яркого и разнообразного мира.

С экономической точки зрения туризм — это особый вид потребления туристами материальных благ, услуг и товаров, который выделяется в отдельную отрасль хозяйства. Она обеспечивает туристов всем необходимым: транспортными средствами, объектами размещения, питания, культурно-бытовыми услугами, развлечениями. Для многих стран туризм стал весомой статьей государственных доходов и входит в число наиболее перспективных отраслей национальной экономики [2].

Согласно Закону «Об основах туристкой деятельности в РФ» от 24 ноября 1996 г. «туризм» — это временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания [3].

Путешествия всегда носили целевой характер, зачастую сочетая в себе сразу несколько целей. Целью поездок определяется функциональная классификация видов туризма: рекреационный, лечебно-оздоровительный, познавательный, деловой, спортивный, этнический, религиозный, транзитный, образовательный [4].

Однако в целевой классификации видов туризма выделяют «рекреационный» и «познавательный» как самые распространенные виды туризма. В то же время поездка может включать в себя познавательные и рекреационные цели одновременно.

Понятие «образовательный туризм» является производным от таких понятий как «познавательный», «культурный», «культурно-познавательный», «экскурсионно-познавательный» туризм [5].

Поскольку в российском законодательстве отсутствует единый базовый термин образовательного туризма, различные авторы предлагают разнообразные трактовки рассматриваемого понятия. Вот как трактуется «образовательный туризм» отечественными учеными:

-        «туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов» (И. В. Зорин, В. А. Квартальнов);

-        «познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений» (В. П. Соломин, В. Л. Погодина);

-        «поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания» (Э. А. Лунин); [6]

-        «поездки с целью получения образования за рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин)» (В. Ю. Воскресенский); [7]

-        «туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам» (Д. Ш. Сангинов); [4]

-        «вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности» (А. Щербинина); [8]

-        «поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам» (Ю. М. Чеботарь) [9].

Зарубежный исследователь Б. Ричи в своем труде «Управление образовательным туризмом» дает следующее определение: «образовательный туризм — деятельность ночующих посетителей и экскурсантов, для которых образование и обучение — основная или второстепенная цель поездки». Другими словами есть определенный сегмент, для которого основная цель поездки — образование. К этому сегменту исследователь относит школьные экскурсии, учебу в языковых школах и университетах. Для другого сегмента первичным является туризм, а образование или обучение — есть второстепенная цель поездки. Сюда автор отнес экологический и культурный туризм, а также образовательный туризм для взрослых.

Согласно Международным рекомендациям по статистике туризма, разработанным Всемирной туристской организацией, поездки с целью «образование и профессиональная подготовка» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов. При этом понятие «туризм» относится к деятельности путешественников, совершающих поездку в какое-либо основное место назначения, находящееся за пределами их обычной среды, на срок менее года с любой главной целью, за исключением цели трудоустройства на предприятие, зарегистрированное в стране или месте посещения.

А. Р. Лебедев в своей статье «Образовательный туризм как экономическая категория» отмечает, что всеми авторами дефиниций термин «образовательный туризм» трактуется односторонне, с точки зрения деятельности потребителей, не отражая стадию производства туристского продукта. Автор формулирует определение образовательного туризма как экономической категории: система отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением образовательного туристского продукта, в рамках народного и мирового хозяйства. При этом под образовательным туристским продуктом Лебедев понимает материальные и нематериальные блага, необходимые для удовлетворения потребностей путешественников в овладении знаниями, умениями и навыками во время нерегулярного перемещения между постоянным местом жительства и местом учебы с главной целью «образование (формальное или неформальное)» в течение менее чем одного года [6].

В таблице 1 представлены систематизированные подходы к определению понятия «образовательный туризм».

Таблица 1

Подходы к определению понятия «образовательный туризм»

Подход

Определение

Автор

Экономический

Система отношений, связанных с производством, распределением, обменом и потреблением образовательного туристского продукта, в рамках народного и мирового хозяйства

А. Р. Лебедев

Деятельностный

Поездки с целью «образование и профессиональная подготовка» связаны с такими основными видами деятельности, как посещение краткосрочных курсов, прохождение определенных программ обучения (формальных или неформальных) или приобретение определенных навыков с помощью формальных курсов.

Всемирная туристская организация

Программно-ориентированный

Познавательные туры, совершаемые с целью выполнения задач, определенных учебными программами образовательных учреждений

В. П. Соломин, В. Л. Погодина

Потребностно-ориентированный

Туристские поездки, экскурсии с целью образования, удовлетворения любознательности и других познавательных интересов

И. В. Зорин, В. А. Квартальнов

Комбинированный (деятельностный+ потребностно-ориентированный

Вид отдыха, основной или второстепенной целью которого является изучение зарубежных языков, кулинарий или других дисциплин (экономики, менеджмента, маркетинга и др.), а также удовлетворение любознательности, повышение квалификации и приобретение нового опыта в той или иной профессии или сфере деятельности

А. Щербинина

Комбинированный (деятельностный+подход с выделением временного признака

Туры продолжительностью от 15 дней до 3 месяцев с целью повышения квалификации либо углубления знаний по тем или иным дисциплинам

Д. Ш. Сангинов

Комбинированный (деятельностный+ подход с выделением территориального признака

Поездки с целью получения образования за рубежом (с целью совершенствования языка, получения бизнес-образования, изучения специальных дисциплин)

В. Ю. Воскресенский

Комбинированный (программно-ориентированный+ подходы с выделением территориального признака и потребительского сегмента)

Поездки отдельных индивидов или их групп в определенные регионы и страны с целью получения образовательных услуг по определенным программам

Ю. М. Чеботарь

Комбинированный (деятельностный+ подходы с выделением территориального и временного признаков)

Поездки на период от 24 часов до 6 месяцев для получения образования (общего, специального, дополнительного), для повышения квалификации — в форме курсов, стажировок, без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания

Э. А. Лунин

 

Обобщая приведенные выше трактовки различных авторов, можем сказать, что «образовательный туризм» — это поездка или тур с образовательной целью, однако все авторы сходятся во мнении, что эта цель не единственная, а некоторые из них утверждают, что образовательная цель может быть и не главной в такой поездке. На наш взгляд, последнее утверждение в корне не верно, так как главная цель поездки должна определять вид туризма. Если она не является образовательной, то и вид туризма, к которому она должна относиться, здесь иной.

Также ошибочно выделять в образовательном туризме цель удовлетворения любознательности и других познавательных интересов, так как «туризм» неотделим от процесса познания, и любой его вид будет сопряжен с получением каких-либо знаний.

Кроме того, излишне упоминается авторами некоторых дефиниций временной промежуток, отведенный для образовательной цели поездки, поскольку туристом или путешественником считается лицо, находящееся в посещаемом месте (стране) не более одного года. Таким образом, если срок поездки превышает один год, то с точки зрения туризма лицо будет считаться мигрантом или постоянным жителем, а не туристом. Устанавливая период «от 24 часов до 6 месяцев» или «от 15 дней до 3 месяцев», авторы лишь заостряют внимание на срочности получения образования, что, в сущности, не имеет для понятия «образовательный туризм» особого значения.

Еще одним, по нашему мнению, недостатком, является отсутствие в представленных дефинициях упоминания о потребителях данного вида туризма, то есть целевом сегменте, для которого предназначены образовательные поездки. Лишь Ю. М. Чеботарь в своей трактовке определяет, что это «поездки отдельных индивидов или их групп», что, по сути, указывает исключительно на возможное количество потребителей одного туристского продукта и не отвечает на вопрос кто, с точки зрения социального статуса или возрастной градации, является туристом в образовательных турах.

Согласно статистическим данным, подавляющее большинство молодых людей в мире склоняются в сторону так называемого «полезного отдыха» и свободного стиля путешествия. Более 85 % путешественников отказываются называть себя туристами и ищут в поездках не тех стандартных туристических развлечений и экскурсионных маршрутов, что предлагает туроператор, а возможность увидеть страну изнутри, глазами местных жителей, почувствовать на себе новые социальные и культурные условия, а также совместить отдых с изучением или поддержанием существующего уровня иностранного языка. При этом возраст 57 % таких путешественников составляет 20–25 лет, но за последние пять лет путешествия «без границ» становятся все более популярными и у людей в возрастной категории от 25 до 35 лет, с 2005 по 2007 год их количество возросло с 23 % до 31 % [10].

Наиболее популярными стали следующие виды образовательного туризма:

-        учебные поездки с целью изучения иностранного языка или тех или иных общеобразовательных или специальных предметов;

-        ознакомительные поездки в учреждения, организации и предприятия;

-        научные и учебные стажировки в учреждениях, организациях и на предприятиях;

-        участие в семинарах, конференциях, съездах, конгрессах, творческих мастерских и мастер-классах, цель которых обмен опытом и получение новой профессионально важной информации;

-        экскурсионно-ознакомительные путешествия по различным городам, природным зонам и странам [11].

Туры с изучением иностранных языков популярны среди клиентов различных возрастов — от детей и их родителей, покупающих туры с целью облегчения изучения языка, до взрослых предпринимателей, интересующихся разговорным бизнес-языком для проведения различных переговоров. Языковые программы рассчитаны на детей с 5-летнего возраста. Но предложения для таких маленьких детей пока что не имеют большого спроса, а вот школьников 10–17 лет родители отправляют учиться гораздо охотнее. Градация языковых туров по возрасту следующая: школьники, студенты, взрослые (причем последние составляют 10 % всего потока).

Языковые туры организуются в основном в страны, где национальными языками являются распространенные в мире языки в качестве наиболее употребляемых в Англию, США, Францию, Испанию, Германию, Италию, Португалию. Языковые курсы могут быть: интенсивные и общие; бизнес-курсы, подготовка к международным экзаменам; курсы на каникулах (сочетание отдыха с изучением языка); обучение «один на один» и в группе; академические курсы, направленные на поступление в университет.

Основные программы обучающих туров — это учебные и экскурсионно-познавательные. В ряде случаев встречаются и спортивные программы (в основном в детско-юношеских турах). Групповые туры с размещением в лагерях, кемпингах, колледжах позволяют изучать язык среди своих сверстников, не слишком отрываясь от привычной среды. Здесь обучающие программы сочетаются со спортивными и досуговыми мероприятиями. Это так называемые развлекательно-образовательные туры.

Распространенным предложением является организация языковых туров для бизнесменов. Для взрослой клиентуры основной причиной обучения является необходимость владения одним или несколькими иностранными языками. Взрослая аудитория отправляется в подобные поездки за счет своих фирм и предприятий, индивидуально или с семьей. Любимыми турами данной категории являются туры, сочетающие курсы по интенсивной программе с большой культурной программой.

Таким образом, рынок образовательного туризма России пока еще находится на стадии формирования, хотя данный вид туризма уже получил достаточную популярность среди потребителей [10].

 

Литература:

 

1.                  Вавилова, Е. В. Основы международного туризма: учеб. пособие. [Текст] /Е. В. Вавилова. — Москва: «Гардарики», 2005.- 160 с.

2.                  Глушко, А. А. География туризма [Текст] / А. А. Глушко, А.М Сазыкин. — Владивосток: Издательство Дальневосточного университета, 2002. — 265 с.

3.                  Об основах туристской деятельности в Российской Федерации [Текст]: Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. N 132-ФЗ.

4.                  Сангинов, Д. Ш. К вопросу о видах туризма [Эл. ресурс] / Д. Ш. Сангинов. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://portalus.ru (дата обращения: 05.12.2014).

5.                  Лунин, Э. А. Совершенствование управления образовательным туризмом в РФ [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук (08.00.05) / Лунин Эдуард Андреевич; Санкт-Петербург. гос. ун. — Санкт-Петербург, 2009. — 156 с.

6.                  Лебедев, А. Р. Образовательный туризм как экономическая категория [Текст] / А. Р. Лебедев // Современная экономика: проблемы, тенденции, перспективы. — 2012. — № 6. — С. 5.

7.                  Воскресенский, В.Ю Международный туризм [Текст] /В. Ю. Воскресенский. –Москва: Юнити-Дана, 2008. — 464 с.

8.                  Щербинина Анна. Образовательный туризм [Эл. ресурс] / А. Щербинина. — Электрон. текст. дан. — Режим доступа http://womanwiki.ru/w/, свободный.

9.                  Чеботарь, Ю. М. Туристический бизнес. Практическое пособие для турфирм и их клиентов [Текст] / Ю. М. Чеботарь. — Москва: Мир деловой книги, 1997. — 80 с.

10.              Шкута, А.А., Образовательный туризм как мощный фактор повышения эффективности образования в высших учебных заведениях [Эл. ресурс] /А. А. Шкута Аракчеева З. В. — Материалы V Междунар. студ. эл. науч. конф. «Студенческий научный форум» — Режим доступа http://www.scienceforum.ru/2013/136/338 (дата обращения: 05.12.2014).

11.              Агеева, О. А. Управление развитием образовательного туризма в России [Текст] / О. А. Агеева // Инновации и инвестиции. — 2011. — № 3. — С. 201–205.

Основные термины (генерируются автоматически): образовательный туризм, поездка, вид туризма, тур, удовлетворение любознательности, автор, курс, образовательный туристский продукт, временное пребывание, временный признак.

Похожие статьи

Проектное финансирование: сущность, типы и риски

Рекламная кампания: понятие, особенности организации и оценка эффективности

Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса

Внешнеэкономическая безопасность региона: экономическая сущность, цели, задачи, инструменты и методы оценки

Проектная компетентность учителя технологии: сущность, содержание и пути ее развития

Инвестиции в строительство спортивных сооружений: экономический и социальный аспект

Кадровое обеспечение предприятия: практика, проблемы и пути их решения

Рынок факторинга в России: теоретические основы, особенности делового оборота и перспективы развития

Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности

Похожие статьи

Проектное финансирование: сущность, типы и риски

Рекламная кампания: понятие, особенности организации и оценка эффективности

Образовательный туризм как инновационный метод образовательного процесса

Внешнеэкономическая безопасность региона: экономическая сущность, цели, задачи, инструменты и методы оценки

Проектная компетентность учителя технологии: сущность, содержание и пути ее развития

Инвестиции в строительство спортивных сооружений: экономический и социальный аспект

Кадровое обеспечение предприятия: практика, проблемы и пути их решения

Рынок факторинга в России: теоретические основы, особенности делового оборота и перспективы развития

Гражданская активность в современной России: сущность понятия, формы проявления, факторы формирования

Преступность как форма девиантной активности: современные тенденции и территориальные особенности