Содержание налогового потенциала в системе планирования налоговых поступлений
Автор: Дедусенко Марина Леонидовна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Проблемы современной экономики» (Челябинск, февраль 2015)
Дата публикации: 30.01.2015
Статья просмотрена: 966 раз
Библиографическое описание:
Дедусенко, М. Л. Содержание налогового потенциала в системе планирования налоговых поступлений / М. Л. Дедусенко. — Текст : непосредственный // Проблемы современной экономики : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, февраль 2015 г.). — Челябинск : Два комсомольца, 2015. — С. 12-14. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/132/7265/ (дата обращения: 15.11.2024).
Основными целями современной налоговой политики Российской Федерации должны стать стимулирование развития рыночных механизмов хозяйствования, поддержка условий повышения эффективности функционирования производства, обновления и восстановления основных фондов, оптимизация налоговой нагрузки хозяйствующих субъектов. Проблема создания налоговой системы, обеспечивающей баланс, гармонию справедливости налогообложения и экономической эффективности, осталась нерешенной. То есть давно озвученные направления реформирования налоговой системы, а именно: снижение налоговой нагрузки в рамках решения задачи постепенного снижения ставок действующих налогов, оптимизация существующей системы льгот по основным федеральным налогам; дальнейшее совершенствование НДПИ, реформирование отчислений во внебюджетные фонды; снижение налоговой нагрузки на фонд оплаты труда, до настоящего времени остаются актуальными.
Одной из управленческих функций государства в современных условиях является прогнозирование и планирование поступлений налогов и сборов в бюджетную систему. Совокупное значение функций, выполняемых в процессе налогового планирования, заключается в объективной оценке потенциальных налоговых поступлений. Процесс планирования налоговых поступлений в бюджетную систему представляет собой единство следующих элементов:
- планирование налоговых поступлений основывается на концепции построения налоговой системы государства, ее состава и структуры;
- разграничение и перераспределение налоговых полномочий и источников доходов между органами власти и управления различных уровней;
- выявление размера налогового потенциала, контингента налогов, мобилизуемых на определенной территории;
- методическое и методологическое обеспечение процесса планирования налоговых поступлений.
Известный метод планирования «от достигнутого», то есть когда налоговый потенциал определяется на основе анализа данных о сложившихся и ожидаемых объемах налоговых поступлений в предшествующих периодах, ранее активно используемый в процессе налогового планирования, показал свою несостоятельность.
Последнее время Минфином России, ФНС России внедряется в практику разработанная методология планирования налоговых поступлений, основанная на использовании различных вариантов прогнозов, учитывающих совокупность факторов, влияющих на объемы поступлений налоговых доходов, в том числе оценку зависимости влияния вносимых в налоговое законодательство изменений на фактическое поступление доходов и оценку налогового потенциала.
Главной целью налогового планирования можно считать определение рациональных объемов изъятия в бюджетную систему части валового внутреннего продукта в разрезе основных налогов, имеющих конкретное экономическое обоснование. Задача налогового планирования состоит в определении: размера поступлений налогов в бюджет соответствующей территории на основе экономически обоснованного прогноза; объема налоговых поступлений, подлежащих уплате конкретным налогоплательщиком.
В настоящее время существует множество публикаций, посвященных анализу проблемы планирования налоговых поступлений в бюджетную систему. Основной акцент в данных исследованиях делается на описании возможных методологических подходов расчета налоговых поступлений. При этом мало внимания уделяется вопросам применения современных методов оценки налогового потенциала, проведение которой позволило бы обеспечить обоснованное планирование налоговых поступлений на различных уровнях бюджетной системы.
Категория «налоговый потенциал» по-разному трактуется в экономической литературе. Так, под налоговым потенциалом понимают «возможность налогов, используя налогооблагаемые ресурсы, приносить доходы в бюджет».
Также под налоговым потенциалом понимают часть финансового потенциала, представляющую собой «потенциально возможную сумму налоговых баз, являющихся основой для исчисления всей совокупности налогов и обязательных платежей на территории субъекта Российской Федерации» [1]. Или максимально возможный объем налоговых платежей, поступающих в бюджетную систему при существующих условиях построения налоговой системы.
Л. М. Архипцева определяет налоговый потенциал как часть доходов территории, которая изымается посредством налогов в бюджет в соответствии с действующим налоговым законодательством [2].
Е. В. Боровикова считает, что применение показателя налогового потенциалов при разработке среднесрочного финансового плана, проектов бюджетов в рамках скользящего трехлетнего планирования позволит «наиболее полно и обоснованно отразить движение финансовых потоков в финансовую систему России», будет способствовать системному видению и использованию бюджетных ресурсов» [3].
Можно отметить, что проведенный анализ позволяет выделить следующие основные подходы трактовки категории «налоговый потенциал»:
- фискальный — в соответствии с которым налоговый потенциал — это максимально возможная сумма налоговых поступлений на конкретной территории;
- ресурсный — возможный объем финансовых ресурсов, который подлежит аккумулированию путем использования механизмов действующей налоговой системы;
- межбюджетный — потенциальный доход на душу населения, аккумулируемый посредством функционирования системы межбюджетных отношений.
В целом можно отметить, что налоговый потенциал представляет собой совокупный объем налогооблагаемых ресурсов государства или территории с учетом уровня экономического развития, макроэкономических показателей, а также собираемости налогов и сборов и издержек, возникающих в процессе налогового администрирования [4].
Неоднозначность трактовки категории «налоговый потенциал» на практике приводит к возникновению множества методик его количественного определения. Нельзя отрицать тот факт, что количественное определение налогового потенциала необходимо как в целях повышения обоснованности рассчитываемой налоговой нагрузки на экономику в целом, так и отдельных регионов или муниципальных образований. Каждый из существующих методов имеет как достоинства, так и недостатки.
В экономической литературе широко обсуждаются два направления оценки налогового потенциала: оценка в широком и узком смысле. При этом налоговый потенциал в широком смысле определяется как совокупный объем финансовых ресурсов, которые могут быть мобилизованы через систему налогообложения или как максимум налоговых поступлений, которые может обеспечить территория. Налоговый потенциал в узком смысле представляет собой финансовые ресурсы, которые через систему налогообложения в соответствии с действующим законодательством должны поступить в бюджет.
В качестве корректирующего показателя при расчете налогового потенциала предлагается использовать показатель «налоговое бремя» или «налоговая нагрузка».
Необходимость использования корректирующего показателя объясняется двойственной природой оценки показателя «налоговый потенциал». С одной стороны, с помощью данного показателя можно произвести оценку объема финансовых ресурсов, которые могут трансформироваться в поток налоговых платежей, с другой — его уровень показывает предельно допустимую налоговую нагрузку для субъектов налоговых отношений по отдельно взятой территории.
При расчете налогового потенциала территорий в рамках достижения цели выравнивания уровня бюджетной обеспеченности используют индекс налогового потенциала, который показывает уровень дифференциации между регионами в уровне налоговой базы.
Налоговый потенциал характеризуется экономической структурой региона и его обеспеченностью налогооблагаемыми ресурсами, объем которых определяется размером налогооблагаемых баз. Поэтому наиболее целесообразно оценку налогового потенциала субъектов Российской Федерации осуществлять на основе анализа показателей, позволяющих оценить налоговую базу в разрезе отдельных налогов (налог на прибыль, на имущество организаций, на доходы физических лиц, на добычу полезных ископаемых, акцизы на алкогольную продукцию и нефтепродукты и другим).
Для регионов, у которых темпы роста баз налогообложения по отдельным налогам выше сложившегося в среднем по Российской Федерации, производится расчетное сокращение налогооблагаемых баз, исходя из среднероссийского темпа роста. Такая методика используется с целью сохранения стимулов для экономического роста и повышения собираемости налогов на отдельных территориях.
Данный подход предусматривает расчет налогового потенциала по основным видам налогов, поступающих в региональные и местные бюджеты, и дальнейшее распространение полученного результата на всю совокупность прочих налогов, поступающих в бюджеты, с учетом предположения, что доходная база по ним пропорциональна базе по основным видам налогов.
При количественной оценке налогового потенциала следует учитывать факторы, влияющие на его структуру и динамику, как в масштабах государства, так и в отдельно взятых регионах. Анализ различных факторов позволяет их сгруппировать следующим образом:
- экономические: налоговая политика, темпы роста экономики, уровень инфляции, отраслевая структура экономики и т. д.;
- правовые: налоговое и бюджетное законодательство, определяющее порядок распределения налоговых поступлений по уровням бюджетной системы, а также структуру налоговой системы, принципы ее функционирования;
- социальные: уровень жизни населения, налоговая культура, государственные социальные программы.
Перечисленные факторы могут оказывать разное влияние на налоговый потенциал, при этом необходимо учитывать, что такое влияние может быть разнонаправленным. Если анализировать результаты проводимой налоговой реформы с точки зрения оценки налогового потенциала, то необходимо обратить внимание на следующее. От системы перераспределения доходов между бюджетами разных уровней зависит структура налогового потенциала и возможность его увеличения. Порядок перераспределения доходов, в свою очередь, зависит от системы государственного устройства, объема функций, которые обязуется реализовать государство, а также от задач, которые возложены на каждый уровень бюджетной системы.
1. Орлова Е. Н. Формирование налогового потенциала в регионе. Иркутск. 2006.
2. Архипцева Л. М. Налоговый потенциал: теоретические и практические аспекты использования в планировании налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. 2008. № 7.
3. Боровикова Е. В. Финансовый потенциал как комплексный показатель эффективности финансово-бюджетной политики // Экономический анализ: теория и практика. 2008. № 18.
4. Арсеньева В. А., Янпольская Е. А. Налоговая политика в системе государственного регулирования экономики: анализ подходов, оценок и методов экономического управления // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2014. № 4.