Значение контроллинга в развитии молочного скотоводства
Авторы: Яров Борис Евгеньевич, Гундарь Виктория Ипполитовна
Рубрика: 10. Учет, анализ и аудит
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 17.02.2015
Статья просмотрена: 165 раз
Библиографическое описание:
Яров, Б. Е. Значение контроллинга в развитии молочного скотоводства / Б. Е. Яров, В. И. Гундарь. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 129-134. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7408/ (дата обращения: 18.12.2024).
В настоящее время ключевым моментом в реализации программы импортозамещения является увеличение производства молочной продукции, для достижения этого необходимы не только технологические инновации, но и мероприятия организационного характера.
На сегодняшний день в экономической науке и теории управления популярность набирает новое экономическое явление, возникшее на стыке менеджмента, экономического анализа и учета, такое как контроллинг. Контроллинг переводит управление предприятием на качественно новый уровень, интегрируя, координируя и направляя деятельность различных служб и подразделений предприятия на достижение оперативных и стратегических целей.
Контроллинг можно вполне обоснованно рассматривать как функционально обособленное направление экономической работы в организации. Координируя деятельность всей системы управления организацией на достижение всех поставленных целей, контроллинг выполняет функцию «управления управлением» и является синтезом планирования, учета, контроля, комплексного экономического анализа, организации информационных потоков, принятия решений.
Система контроллинга предполагает сегментирование деятельности организации, разработку для каждого из выделенных сегментов стратегии развития, разработку мероприятий и планирование осуществления выработанной стратегии, контроль за реализацией поставленных целей.
Этапы формирования системы контроллинга рассмотрены на примере ФГУП учхоз-племзавод «Комсомолец» Мичуринского района Тамбовской области, являющегося одним из ведущих производителей молока в регионе.
В современной экономике предприятия функционируют в условиях активной динамики цен и жесткой конкуренции. Поскольку основной целью любой коммерческой организации является получение прибыли, предприятиям необходимо грамотно распоряжаться своими ресурсами и получать максимум доходов при минимальных затратах. Сегментация является одним из основных инструментов, при помощи которых организации достигают поставленные цели.
Сегментировать можно как рынки поставщиков и потребителей, так и деятельность самого предприятия.
Перечень отчетных сегментов определяется организацией исходя из ее организационной и управленческой структуры.
При выделении сегментов учитывается информация, используемая полномочными лицами организации, сведения, размещаемые в средствах массовой информации, иная доступная информация, в частности, управленческие документы по планированию, отчеты высшего органа управления организации, сведения, опубликованные на Интернет-сайте организации и тому подобное.
Сегментирование рынков является важным моментом на этапе внедрения контроллинга на предприятии.
Сегментация подразумевает под собой разделение рынков по заранее выбранным критериям, разделяя крупные и неоднородные рынки на меньшие сегменты которые можно эффективно обслуживать, в соответствии со специфическими особенностями каждого из выделенных сегментов.
Универсального подхода к сегментированию не существует, важно отметить, что сегментирование производится организацией по определенным, целевым критериям. Сегменты могут быть выделены как по одному, так и по нескольким признакам сразу.
В ФГУП учхоз-племзавод «Комсомолец» нами выделены следующие операционные сегменты: растениеводство; животноводство (таблица 1).
Из таблицы 1 видно, что по рассматриваемым показателям объемы производства незначительно снизились. Объем продаж по мясу возрос почти в полтора раза, что связано с обновлением молочного стада, в то время как объем продаж по молоку снизился на 8 %, а объем продаж скота упал почти на треть. Себестоимость молока выросла на 13 %, вдвое выросла себестоимость мяса, однако себестоимость скота в живом весе снизилась на 15,5 %.
Что касается выручки, отметим, что наблюдается тенденция роста выручки от продаж молока и мяса (почти на 8 % и на 90 % соответственно). В то время как выручка от реализации скота в живом весе снизилась почти на 40 %, что объясняется снижением цены реализации одного центнера продукции. Цена на реализацию молока и мяса была повышена в среднем на 17 %.
За период с 2011г. по 2013г. стабильно прибыльным, а, следовательно, и рентабельным являлось только производство молока: уровень рентабельности — 12–19 %. Финансовый результат от реализации мяса КРС и скота в живом весе отрицательный и уровень убыточности увеличивается.
Таблица 1
Профиль сегмента «Животноводство» за 2011–2013 годы
Показатели |
Годы |
|||||
2011 |
2012 |
2013 |
Отношение 2013 к 2011 гг., % |
|||
Объем производства, ц: |
||||||
Молоко |
17494 |
17346 |
17035 |
97,38 |
||
Стадо КРС, привес |
782 |
810 |
756 |
96,68 |
||
Надой на 1 фуражную корову |
5145 |
5102 |
5010 |
97,38 |
||
Объем продаж, ц |
|
|
|
|
||
Молоко |
16551 |
15431 |
15284 |
92,34 |
||
Скот в живом весе |
782 |
293 |
506 |
64,71 |
||
Мясо |
213 |
303 |
345 |
161,97 |
||
Себестоимость, тыс. руб. |
||||||
Молоко |
24628 |
24846 |
27885 |
113,22 |
||
Скот в живом весе |
9441 |
3960 |
7983 |
84,56 |
||
Мясо |
2619 |
4097 |
5415 |
206,76 |
||
Выручка, тыс. руб. |
||||||
Молоко |
29380 |
27832 |
31670 |
107,79 |
||
Скот в живом весе |
10382 |
3158 |
6510 |
62,70 |
||
Мясо |
1096 |
2040 |
2078 |
189,60 |
||
Цена реализации, руб. за 1 ц. |
||||||
Молоко |
1775,12 |
1803,64 |
2072,10 |
116,73 |
||
Скот в живом весе |
13276,21 |
10778,16 |
12865,61 |
96,91 |
||
Мясо |
5145,54 |
6732,67 |
6023,19 |
117,06 |
||
Себестоимость 1 ц, руб. |
||||||
Молоко |
1488 |
1610,14 |
1824,46 |
122,61 |
||
Скот в живом весе |
12072,89 |
13515,36 |
15776,68 |
130,68 |
||
Мясо |
12295,77 |
13521,45 |
15695,65 |
127,66 |
||
Прибыль (убыток), тыс. руб. |
||||||
Молоко |
4752 |
2986 |
3785 |
79,65 |
||
Скот в живом весе |
941 |
(802) |
(1473) |
-156,54 |
||
Мясо |
(1523) |
(2057) |
(3337) |
219,11 |
||
Рентабельность, % |
|
|
|
|
||
Молоко |
19,29 |
12,02 |
13,57 |
70,35 |
||
Скот в живом весе |
9,97 |
-20,25 |
-18,45 |
-185,06 |
||
Мясо |
-58,15 |
-50,21 |
-61,63 |
105,98 |
||
Сегментирование деятельности организации включает и сегментирование рынка, то есть разделение совокупности потенциальных и существующих покупателей на отдельные группы, с целью оптимизации стратегии деятельности фирмы при работе с отдельными группами покупателей. В связи с этим предложим в рамках операционного сегмента выделить сегменты по группам покупателей или отдельным покупателям исходя из рыночной стратегии учхоз-племзавода «Комсомолец». Сегменты выделялись в разрезе отдельных видов продукции. В разрезе сегмента «Животноводство» проведено сегментирование покупателей: молока; скота в живой массе; мяса.
Более подробно рассмотрим сегмент «Молоко», как наиболее финансово привлекательный для данного товаропроизводителя.
Таблица 2
Сегментирование рынка покупателей молока в ФГУП учхоз-племзавод «Комсомолец»
Показатели |
Реализация населению |
Маслозавод «Дружба» |
Прочие покупатели |
Всего (в среднем) |
Объем продаж, ц. |
10698,8 |
3821 |
764,2 |
15284 |
Себестоимость 1 ц., руб. |
1824,46 |
1824,46 |
1824,46 |
1824,46 |
Цена продаж, руб. |
2098,74 |
2030,66 |
1906,33 |
2072,10 |
Выручка, тыс. руб. |
22454,03 |
7759,15 |
1456,82 |
31670 |
Прибыль, тыс. руб. |
2934,51 |
787,91 |
62,58 |
3785 |
Рентабельность, % |
15,03 |
11,30 |
4,49 |
13,57 |
Доля канала реализации в объеме выручки, % |
70,9 |
24,5 |
4,6 |
100 |
Из таблицы 2 видно, что продажа населению через собственные торговые точки является наиболее прибыльным каналом сбыта. В хозяйстве данному каналу отдается основное предпочтение (около 71 % выручки). Также следует поддерживать отношения и с таким покупателем как маслозавод «Дружба», так как маслозавод «Дружба» является крупным покупателем исследуемого хозяйства, доля выручки которого из общего объема достигает приблизительно четверти от общей.
О том какова доля молока в общем объеме товарной продукции ФГУП учхоз-племзавод «Комсомолец» можно судить по рисунку 1. Данный сегмент определяет результативность деятельности организации в целом.
Рис. 1. Доля выделенных сегментов в структуре товарной продукции в 2013 г.
Завершив этап сегментирования и имея четкую картину об основных финансовых показателях и покупателях организации, необходимо приступать к созданию бизнес плана и прогнозированию дальнейшей деятельности. Большинству организаций необходимо совершенствовать имеющиеся системы планирования и контроля. Для фирмы планирование является деятельностью высшего порядка, которая приводит к улучшению показателей сбыта и прибылей.
В бизнес-плане содержится краткая характеристика предстоящего бизнеса. В бизнес-плане дается обоснование предполагаемого бизнеса и предварительная оценка предполагаемых финансовых результатов.
Обычно бизнес-план содержит следующие разделы: определение целей и задач; поиск альтернативных вариантов решения целей и задач; сбор информации об альтернативных вариантах; оценка эффективности реализации каждого из альтернативных вариантов и выбор оптимального; составление планов.
Для того, чтобы иметь представление о возможном изменении себестоимости 1 ц продукции и цены реализации продукции необходимо провести анализ цен и себестоимости 1 ц за последние годы. В качестве основного вида продукции в сегменте животноводства выступает молоко. Анализ данных представлен в виде диаграмм на соответствующем рисунке.
Рис. 2. Динамика изменения цены и себестоимости молока за период с 2011 по 2013 гг.
Относительно цены и себестоимости 1 ц молока, динамика изменения которых изображена на рисунке 2, тенденции ярко выражены и обе линии графика стремятся к росту. При этом средний темп прироста себестоимости 1 ц выше, чем средний прирост цены реализации 1 ц молока (10,73 % против 8,04 % за три года). В прогнозе отразим изменения в соответствующем направлении.
На основании проведенного анализа покупателей и анализа средней цены за последние три года построим прогноз основных финансовых показателей.
Таблица 3
Прогноз основных финансовых показателей по сегменту «Молоко»
Показатели |
Предыдущий год, 2013 |
Прогноз |
Отклонение |
|
в натуральных единицах |
% |
|||
Объем производства, ц.: |
17035 |
17340 |
305 |
1,84 |
Объем продаж, ц. |
15284 |
15900 |
616 |
4 |
Себестоимость, тыс. руб. |
27885 |
28794 |
909 |
3,3 |
Выручка, тыс. руб. |
31670 |
35316 |
3646 |
11,5 |
Цена реализации, руб. за 1 ц. |
2072,10 |
1221,13 |
149,05 |
7,2 |
Себестоимость 1 ц., руб. |
1824,46 |
1810,94 |
-13,52 |
-0,7 |
Прибыль (убыток), тыс. руб. |
3785 |
6522 |
2737 |
72,3 |
Рентабельность, % |
13,57 |
22,65 |
9,08 |
66,9 |
Анализ показал, что сосредоточение усилий хозяйства на производстве молока позволит повысить как эффективность отрасли, так и деятельности предприятия в целом.
Внедрение системы контроллинга в практику организации АПК способствуют повышению их конкурентоспособности в современных условиях.
Литература:
1. Ананькина Е. А. Контроллинг как инструмент управления предприятием [Текст] / Е. А. Ананькина, С. В. Данилочкин, Н. Г. Данилочкина и др. / Под ред. Н. Г. Данилочкиной. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. — 279 с.
2. Андрейчиков А. В. Анализ, синтез, планирование решений в экономике [Текст] / А. В. Андрейчиков, О. Н. Андрейчикова. — М.: Финансы и статистика, 2012. — 368 с.
Похожие статьи
Актуальные вопросы молодежного предпринимательства в России
Активизация молодежного предпринимательства является одной из приоритетных задач экономической политики страны. С помощью данного сегмента предприятий имеется возможность развития инновационной активности в стране, которая необходима для повышения ур...
Инвестиционная привлекательность предприятий сферы торговли
В условиях быстрого и нестабильного изменения современного мира устойчивое развитие экономики приобретает особое значение. Для преодоления финансовых трудностей компаниям необходимо внедрять новые механизмы финансирования, направленные на обеспечение...
Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане в условиях финансового кризиса
В данной статье раскрываются особенности предпринимательства в Республике Казахстан в период кризиса и какие виды поддержки предусмотрены правительством. Данная тема очень актуальна, так как в настоящее время активизаций развития предпринимательской ...
Научно-техническое развитие производства — один из главных факторов экономической эффективности предприятий кондитерской промышленности
Проанализировано влияние научно-технического развития производства для повышения экономической эффективности предприятий кондитерской промышленности. Определены направления научно-технического и инновационного развития, способствующие росту объемов п...
Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)
В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...
Пути повышения эффективности молочной отрасли в ООО «Агрофирма «Победа»
В последние годы, с введением секторальных санкций в отношении Российской Федерации и функционированием экономики в стабильных условиях в условиях кризиса, организация совершенствования производства молока приобрела важнейшее значение. Поскольку моло...
Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации
В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...
Взаимодействие органов власти с предприятиями малого бизнеса: анализ проблем и путей их решения
Актуальность рассматриваемой темы высока, так как именно малый бизнес может повысить эффективность отечественной экономики. Малый бизнес формирует основу для развития совершенствования больших предприятий, является, в большинстве своем, обслуживающим...
Этапы формирования стратегии венчурного финансирования в условиях кризиса
В статье рассматривается важность необходимость проработанной стратегии при формировании механизмов венчурного финансирования, которая позволяет не только определить направления деятельности организации и пути ее развития, а также варианты снижения и...
Государственная поддержка молочного скотоводства в Орловской области
В данной статье отражена значимость молочного скотоводства. Проанализированы проблемы данной отрасли в Орловской области. Рассмотрены меры государственной поддержки молочного скотоводства, которые предусмотрены в рамках долгосрочной областной целевой...
Похожие статьи
Актуальные вопросы молодежного предпринимательства в России
Активизация молодежного предпринимательства является одной из приоритетных задач экономической политики страны. С помощью данного сегмента предприятий имеется возможность развития инновационной активности в стране, которая необходима для повышения ур...
Инвестиционная привлекательность предприятий сферы торговли
В условиях быстрого и нестабильного изменения современного мира устойчивое развитие экономики приобретает особое значение. Для преодоления финансовых трудностей компаниям необходимо внедрять новые механизмы финансирования, направленные на обеспечение...
Развитие малого и среднего бизнеса в Казахстане в условиях финансового кризиса
В данной статье раскрываются особенности предпринимательства в Республике Казахстан в период кризиса и какие виды поддержки предусмотрены правительством. Данная тема очень актуальна, так как в настоящее время активизаций развития предпринимательской ...
Научно-техническое развитие производства — один из главных факторов экономической эффективности предприятий кондитерской промышленности
Проанализировано влияние научно-технического развития производства для повышения экономической эффективности предприятий кондитерской промышленности. Определены направления научно-технического и инновационного развития, способствующие росту объемов п...
Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)
В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...
Пути повышения эффективности молочной отрасли в ООО «Агрофирма «Победа»
В последние годы, с введением секторальных санкций в отношении Российской Федерации и функционированием экономики в стабильных условиях в условиях кризиса, организация совершенствования производства молока приобрела важнейшее значение. Поскольку моло...
Актуальность и роль реализации программ неформального образования в реализации молодежной политики в образовательной организации
В статье авторы исследуют проблематику интеграции неформального образования в контексте российской образовательной системы. Согласно государственной программе «Развитие образования на 2018–2025 годы», акцент делается на развитие социального и культур...
Взаимодействие органов власти с предприятиями малого бизнеса: анализ проблем и путей их решения
Актуальность рассматриваемой темы высока, так как именно малый бизнес может повысить эффективность отечественной экономики. Малый бизнес формирует основу для развития совершенствования больших предприятий, является, в большинстве своем, обслуживающим...
Этапы формирования стратегии венчурного финансирования в условиях кризиса
В статье рассматривается важность необходимость проработанной стратегии при формировании механизмов венчурного финансирования, которая позволяет не только определить направления деятельности организации и пути ее развития, а также варианты снижения и...
Государственная поддержка молочного скотоводства в Орловской области
В данной статье отражена значимость молочного скотоводства. Проанализированы проблемы данной отрасли в Орловской области. Рассмотрены меры государственной поддержки молочного скотоводства, которые предусмотрены в рамках долгосрочной областной целевой...