Роль государства в инновационном развитии гражданской авиации в России
Авторы: Мантуленко Валентина Вячеславовна, Серёмина Регина Николаевна
Рубрика: 7. Отраслевая экономика
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)
Дата публикации: 16.03.2015
Статья просмотрена: 2598 раз
Библиографическое описание:
Мантуленко, В. В. Роль государства в инновационном развитии гражданской авиации в России / В. В. Мантуленко, Р. Н. Серёмина. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 48-51. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7584/ (дата обращения: 18.12.2024).
Рассматривая положение современных компаний и предприятий как на внутреннем, так и на мировом рынке, важно отметить, что для постоянного развития и повышения уровня их конкурентоспособности необходима не просто эффективная реализация собственной продукции или услуг, но и обновление ведущих видов деятельности, адекватное научно-техническому развитию, изменению потребительского спроса. В данном случае речь идет об инновациях, осуществление которых является смежным с финансовой поддержкой и обеспечением. Инновационное развитие представляет собой комплекс достаточно дорогостоящих мероприятий. Именно поэтому в большинстве случаев проблему финансового обеспечения инновационного развития невозможно решить без посильной помощи со стороны государства.
Авиационная сфера не является исключением с точки зрения необходимости государственной поддержки ее финансирования. Высокая инновационная развитость важнейших секторов, особенно таких, как авиационный, способствует более устойчивому и конкурентоспособному положению государства на мировой арене [1].
Гражданская авиация в нашем государстве представляет собой одну из наиболее важных отраслей народного хозяйства. Географическая протяженность страны, невозможность строительства автомобильных дорог или железнодорожных путей в отдельных ее частях обусловили особую роль и социальные функции данной сферы [2]. Доли годового оборота и объема перевозок гражданской авиации России не превышают 2 % в мировом авиатранспортном потоке и доходах. По мнению президента «Инновационного центра гражданской авиации» Р. Джураевой, причины этого состоят в том, что основные фонды авиапредприятий, технологии и персонал, доставшиеся нам из прошлого, за последние 20 лет за редким исключением практически не обновлялись, что сделало отрасль неконкурентоспособной как на внутреннем, так и на международном рынках. Без создания привлекательных условий для стратегических частных инвестиций, без применения рыночных механизмов управления и эффективного расходования ресурсов и средств, преодолеть системный кризис и выйти на конкурентноспособный уровень в авиационной отрасли сегодня невозможно [3].
Государство может различными методами воздействовать на реализацию инновационных и инвестиционных процессов в весьма широком диапазоне. Как правило, государственная поддержка заключается в создании благоприятных условий для развития отрасли, регулировании и активном участии самого государства в её финансировании [4].
Отечественными учеными были разработаны принципы государственной поддержки инновационного процесса применительно к народному хозяйству России в русле становления интегрированной экономики:
- принцип научности (государственная поддержка инновационно-инвестиционного процесса на научной основе при обеспечении научной обоснованности инновационно-инвестиционных проектов);
- принцип благоприятствования (создание государством благоприятных экономических условий для выполнения инновационно-инвестиционных процессов);
- принцип нормативности (формирование государством необходимого нормативно-правового пространства для инновационно-инвестиционного развития экономики);
- принцип безопасности (воздействие государства на инновационно-инвестиционные процессы с позиции обеспечения безопасности страны и населения);
- принцип глобальности (содействие государства интернационализации инновационно-инвестиционных процессов по ряду проектов с учётом национально-государственных интересов);
- принцип экологичности (отбор государством инновационно-инвестиционных проектов, соответствующих объективным требованиям охраны окружающей природной среды);
- принцип общественной пользы (поддержка государством тех необходимых или полезных для общества инновационно-инвестиционных проектов, на которые заведомо не выделят средств частные инвесторы);
- принцип масштабности (государственная поддержка ключевых инновационно-инвестиционных проектов, масштабы которых неподъёмны для частных инвесторов);
- принцип приоритетности (соблюдение иерархии приоритетов в инновационно-инвестиционных процессах, определяемых на основе стратегии социально-экономического развития страны);
- принцип госрегулирования (регулирующее воздействие государства на частную поддержку инновационно-инвестиционных процессов);
- принцип государственно-частного партнерства (активное задействование института государственно-частного партнёрства в поддержке инновационно-инвестиционных процессов);
- принцип эффективности (поддержка инновационно-инвестиционных процессов с учётом технико-экономической, социально-экономической и финансовой эффективности) [5].
Важно подчеркнуть, что для целостного понимания структуры оказания поддержки развитию инноваций необходимо быть осведомленным о базисных положениях данного вида процессной деятельности. Такие ключевые аспекты, как виды, формы и, соответственно, направления содействия развитию инноваций со стороны государства равным образом регламентированы в нормативных документах, а именно в федеральном законодательстве.
Правовое поле авиастроения в России в настоящее время не содержит специализированных нормативно-правовых актов, полностью посвящённых регулированию инновационной деятельности в этой важной отрасли народного хозяйства. Инновационная деятельность в авиастроении сейчас регулируется правовыми актами лишь вскользь затрагивающими инновационное развитие авиастроительной отрасли и авиационного сектора науки. При этом общие вопросы нормативно-правового регулирования инновационной деятельности также только лишь находятся на стадии обсуждения и на законодательном уровне пока не решены.
Основным документом, регулирующим развитие авиации (или даже, если точнее, развитие авиационного потенциала) является Федеральный закон от 8 января 1998г. № 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации», посвящённый, в том числе, и государственной поддержке авиастроительной отрасли и авиационного сектора науки. В данном законе под понятием «государственное регулирование развития авиации» понимается «система экономического и правового регулирования развития авиации и авиационной деятельности, государственной поддержки и защиты российских разработчиков, производителей, эксплуатантов и собственников авиационной техники».
В соответствии с законом, государство предусматривает формирование некоторого перечня (комплекса) мер, принципов, методов, способов экономического и правового характера, направленных на регулирование развития отечественной авиации. И даже более того, государство предполагает создание и поддержание в актуальном, «рабочем» состоянии не просто перечня разрозненных мероприятий, а функционирование специальной системы мер государственной поддержки развития авиации, некоторого комплекса связанных между собой программных мероприятий образующих целостную систему, то есть имеющих единый замысел, цель и, в совокупности, обладающих синергетическими свойствами и мультипликативными эффектами взаимного усиления.
В статье 2 закона сформулированы цели государственного регулирования развития авиации, среди которых инновационность представлена в качестве ответа на непрерывный научно-технический прогресс, а именно как укрепление обороны и обеспечение безопасности Российской Федерации, которые невозможны без постоянной модернизации и совершенствования военной, в том числе авиационной техники, а также развитие и расширение международного сотрудничества нашего государства в интересах дальнейшей интеграции Российской Федерации в систему мировых хозяйственных связей [6].
В целях модернизации отрасли также были приняты следующие документы: «Транспортная стратегия Российской Федерации на период до 2030 года» в части гражданской авиации, подпрограмма «Гражданская авиация» Федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)», «Концепция развития аэродромной (аэропортовой) сети Российской Федерации до 2020 года», в которых отражены мероприятия и основные показатели развития отрасли [3].
Целью государственной программы Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2015 годы» является создание высококонкурентной авиационной промышленности и закрепление ее позиции на мировом рынке. Для достижения поставленной цели были поставлены определенные задачи, а именно: создание корпорации мирового уровня в ключевых сегментах авиастроения; создание научно-технического задела, обеспечивающего мировое лидерство в авиационных технологиях; совершенствование нормативно-правового регулирования в области авиационной промышленности; развитие кадрового потенциала авиационной промышленности; продвижение продукции отечественной авиационной промышленности на внутренних и внешних рынках, локализация современных производств ведущих иностранных компаний отрасли и импортозамещение [7].
Данная государственная программа призвана увеличить долю отечественных самолетов на мировом рынке до 3,2 процента в гражданском секторе и до 10,9 процента — в военном. Всего за время реализации госпрограммы планировалось построить около 3,5 тысячи самолетов, 6 тысяч вертолетов, более 36 тысяч авиационных и иных двигателей. По итогам 2013 года Россия произвела всего 32 гражданских самолета, при этом авиакомпании закупили более 600 воздушных судов иностранного производства [8].
Ожидается, что государственная программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» обеспечит условия для реализации комплекса программных мероприятий, направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепление её позиций на третьем месте в мире по объёму выпуска продукции. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих основных задач: формирование научно-технического задела и технологий для создания перспективной авиационной техники; укрепление научного, проектно-конструкторского, производственного и кадрового потенциала отрасли; оптимизация продуктовой линейки путём создания семейств максимально унифицированных изделий; повышение инвестиционной привлекательности отрасли; достижение уровня передовых стран по качеству продукции; стимулирование спроса на отечественную авиационную технику; реализация мер государственной поддержки отрасли в соответствии с требованиями ВТО [9].
Кроме того, не будет лишним отметить, что в соответствии с «Основами государственной политики РФ в области авиационной деятельности до 2020 года», государственные интересы Российской Федерации в области авиационной деятельности предусматривают:
а) сохранение за Российской Федерацией статуса мировой авиационной державы;
б) обновление парка воздушных судов гражданской авиации и развитие сети воздушных сообщений для обеспечения транспортной доступности всей территории Российской Федерации;
в) поддержание научно-исследовательского, технического, производственно-технологического и кадрового потенциалов на уровне, обеспечивающем эффективную авиационную деятельность в Российской Федерации;
г) наращивание боевого потенциала государственной авиации в соответствии с требованиями обеспечения обороноспособности страны;
д) поддержание качества отечественной авиационной техники на уровне, обеспечивающем ее конкурентоспособность на мировом рынке;
е) развитие международного сотрудничества и расширение присутствия отечественных авиационных организаций на внутреннем и внешнем рынках авиационной техники и авиационных услуг.
Государственная политика в области реформирования авиационного сектора с точки зрения науки должна быть направлена на тесное взаимодействие государства и частного бизнеса, совершенствование отраслевого законодательства с целью создания более привлекательного инвестиционного климата, развитие научно-технического потенциала, создания надежных механизмов привлечения внебюджетных источников финансирования. Однако нормативно-правовое совершенствование законодательства авиастроительного сектора не решает основной проблемы внедрения научно-технических разработок в промышленный блок авиастроения, что связано не только с недостаточным финансированием со стороны государства, но и отсутствием оптимальных инструментов государственно-частного партнерства в целях привлечения внебюджетных источников финансирования [10].
Говоря непосредственно об авиационной сфере, подчеркнем, что, несмотря на увеличивающееся количество инновационно-ориентированных федеральных целевых программ в данном сегменте, пока еще трудно говорить об их полноценной эффективной отдаче. Причиной этому может служить недоиспользование значимых ресурсов инновационного подъема экономики, например, малый вклад в закупку патентов и лицензий на авиационные инновационные технологии за рубежом. Кроме того, необходимо уделить пристальное внимание развитию и разработке инноваций в авиационной сфере непосредственно в России, так как без устойчивой отечественной базы невозможно восполнить пробелы в технологическом отставании только путем заимствования иностранного опыта. Однако сотрудничество в авиационной сфере одинаково полезно для обоих участников кооперации, именно поэтому нужно с большей силой развивать отношения со всеми членами мирового сообщества в инновационном секторе [1].
Тем не менее, нельзя не отметить, что активная разработка законодательных актов, касающихся инновационной деятельности в авиационном кластере, а также все большее количество проектов и разработок, курируемых государственными структурами и ведомствами, говорит о положительной динамике в сфере инновационного развития авиационной сферы. Мировой опыт показывает, что именно поддержка и финансирование инноваций способствуют устойчивому развитию данного сегмента общественной жизни.
Достижение намеченной цели было невозможно без решения поставленных задач. Поступательный переход от задачи к задаче показал, что государственная поддержка инновационного процесса в авиационной сфере является одним из ключевых направлений деятельности государства, так как содействие инновационному развитию с точки зрения новых авиационных структурных разработок и нововведений способствует коренной перестройке как в сфере предоставления авиационных услуг, так и в сфере их потребления. Такие усовершенствования и преобразования не могут не оказать положительного влияния на развитие научно-технического сегмента нашей страны.
Литература:
1. Азиханова В. Т., Серёмина Р. Н. Инновационный аутсорсинг в авиационной логистической сфере // IV Международная конференция в области экономических наук, Вена, Австрия, 20 ноября 2014 г.
2. Богданов С. В. Проблемы перехода к инновационной модели развития рынка авиационных перевозок в России // Научно-практический журнал «Современная экономика: проблемы и решения», № 2, 2014. С. 46–54.
3. Сайт Инновационного центра гражданской авиации // [Электронный ресурс], режим доступа: http://c-ca.ru/ru/test.html, дата обращения: 9.03.2015.
4. Экономическая безопасность России. Общий курс [Электронный ресурс]: учебник / под ред. В. К. Сенчагова. — 4-ое изд. (эл.). — Москва.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. 815 с.
5. Кузнецов И. А. Принципы государственной финансовой поддержки инно-вационно-инвестиционного процесса // Журнал «Менеджмент в России и за рубежом» № 5 год, 2009. // [Электронный ресурс], режим доступа: http://mevriz.ru/articles/2009/5/5722.html, дата обращения: 1.03.2015.
6. Федеральный закон от 8 января 1998 г. N 10-ФЗ «О государственном регулировании развития авиации» (с изменениями и дополнениями) // [Электронный ресурс], Система ГАРАНТ: режим доступа: http://base.garant.ru/175962/#ixzz3Ty1nx0pf, дата обращения 1.03.2015.
7. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2015 годы» // в рамках I этапа Государственной программы «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» // распоряжение Правительства Российской Федерации № 2509-р от 24.12.2012г.
8. Интернет-портал «Lenta.ru», статья «На поддержку авиационной промышленности направят триллион рублей» // [Электронный ресурс]: режим доступа: http://lenta.ru/news/2014/04/24/avia/, дата обращения: 04.01.2015.
9. Государственная программа Российской Федерации «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» // распоряжение Правительства Российской Федерации № 2509-р от 24.12.2012 г.
10. Сливицкий А. Б. Проблемы формулирования государственной научно-технической и инновационной политики // Сборник статей межвузовской научно-практической конференции «Концепция развития гражданского законодательства» под ред. проф. Г. Ф. Ручкиной, ВГНА Минфина РФ, Москва, 2009, стр. 215–217.