Стратегия издательства с учетом фактора неопределенности | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Пермь, апрель 2015)

Дата публикации: 26.03.2015

Статья просмотрена: 719 раз

Библиографическое описание:

Кондратьев, Д. Д. Стратегия издательства с учетом фактора неопределенности / Д. Д. Кондратьев. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7700/ (дата обращения: 15.11.2024).

Каждое издательство, работающее на современном книжном рынке, уникально по своим характеристикам. Следовательно, и содержание стратегического управления инновационным развитием является уникальным, а его формы и методы не могут тиражироваться для других организаций. Вместе с тем, предложенные в настоящем исследовании система общих и специфических принципов формирования могут использоваться при разработке инновационной стратегии управления издательством. Автором представлена обобщенная взаимосвязь процесса формирования инновационной стратегии и ключевых элементов инновационной среды компании (рис. 1), которая предназначена для разработки стратегии инновационного развития и поддерживающих ее вспомогательных процессов и сервисов.

Рассмотрим основные элементы представленной схемы. На первом этапе в рамках философии организации должна быть определена ее предпринимательская, инновационная направленность.

Предлагаемая концепция не требует разработки особой инновационной управленческой стратегии в противовес или в дополнение к другим стратегиям издательства. Мы считаем, что основная задача обеспечения инновационного характера развития издательства — это формирование стратегии менеджмента, которая носит инновационный характер. По нашему мнению, рассматривать инновационную стратегию как функциональную стратегию — слишком узкий подход в современных динамичных социально-экономических условиях. Поэтому исходной позицией при формировании инновационной стратегии является философия бизнеса, в том числе отношение к инновациям. Инновационная философия организации должна учитывать следующие нижеперечисленные ключевые принципы [1].

Принцип 1. К инновации следует подходить как к дисциплине. Отношение к инновации как к дисциплине означает то, что сотрудникам необходимо показать, как продуцировать идеи и определять те из них, которые соответствуют целям организации, а также как отстаивать и предлагать свои идеи и преодолевать препятствия. Совершенствование в дисциплине инноваций влечет за собой снижение ошибок при поиске идей для новшеств и реализации инноваций, а также вырабатываются коллективные и индивидуальные навыки.

Принцип 2. Всесторонний подход к инновациям. Инновация не может быть ограничена одним отделом или дивизионом. Поиск идей для инновация должен охватывать всю деятельность издательства: новые продукты, услуги, процессы, стратегии, бизнес-модели, каналы сбыта и рынки. Всесторонний подход к инновациям означает, что эта деятельность становится обязанностью и способом деятельности всех подразделений издательства. Это касается сотрудников операционного и финансового отделов, производства и отдела кадров в той же степени, что и тех, кто занимается разработкой или маркетингом нового продукта.

 

Рис. 1. Взаимосвязь процесса формирование инновационной стратегии и ключевых элементов инновационной среды компании

 

Принцип 3. Инновация предполагает организованный, систематический и постоянный поиск новых возможностей. Сегодня приходится учитывать современную специфику рынка — турбулентность с высоким индексом неопределенности, поэтому те организации, которые полагаются на вчерашние идеи, продукты и допущения, оказываются уязвимыми. Именно поэтому издательства, рассматривающие инновацию как способ обеспечения роста, внедряют у себя системы и методы, помогающие им на неопределенном начальном этапе инновационного процесса, когда в поле зрения впервые попадают будущие возможности.

Принцип 4. К инновациям должны привлекаться все сотрудники организации. Сегодня новые идеи почти поступают сверху вниз. В большинстве организаций не только не ожидают инноваций от своих сотрудников, но даже не предполагают, что они могут участвовать в данном процессе. Также практически не применяются методы стимулирования или культивирования плодотворных идей, идущих сотрудников.

Принцип 5. Инновация должна быть ориентирована на потребителя. Инновация как дисциплина требует ориентации на потребителя, поиска и отслеживания невербализованных потребностей потребителей, и учета его мнения.

Следующий важный элемент подхода — учет и оценка неопределенности внешних факторов, влияющих на инновационную деятельность издательства. Деятельность должна осуществляться непрерывно, по двум основным направлениям:

-          Учет неопределенностей при формировании стратегии инновационного развития. Основная задача данного направления — подготовить различные сценарии реализации стратегии инновационного развития в зависимости от реализации рисков, связанных с неопределенностями. Данная деятельность должна проводиться на этапе 1 — Разработка предварительных сценариев и направлений инновационного развития организации и 5 — Разработка дорожной карты с триггерами заблаговременного заблаговременного предупреждения;

-          Анализ реализации неопределенностей на этапе выполнения стратегии инновационного развития. Основная задача состоит в непрерывном мониторинге внешней среды организации и анализе предпосылок реализации рисков и возможностей, связанных с неопределенностями. В случае их реализации — корректировка выполнения стратегии инновационного развития под изменившиеся обстоятельства. Данная деятельность проводится на этапе 6 — Выполнение дорожной карты с контролем по триггерам.

Как уже отмечалось выше, в инновационную деятельность издательства должны быть вовлечены все без исключения подразделения организации. Поэтому рассмотрим наиболее типовые ключевые подразделения издательства (см. рис. 2), и определим их роль при формировании и реализации инновационной стратегии. Подразделения могут быть разделены на следующие крупные категории:

Руководство, отвечающее за лидерство в области инновационной деятельности и обеспечивающее необходимыми ресурсами.

Подразделения, разрабатывающие стратегию. Ключевые подразделения, отвечающие за формулировку стратегии инновационного развития, обеспечение ее гибкости и актуальности в изменяющейся среде. Подразделение по исследованиям и разработкам несет ответственности за инновации, обладающие большим масштабом и реализующиеся в областях продукта, сервиса и рынков. Подразделение бизнес-анализа отвечает за организацию и проведение инновация в области процессов. Подразделение по стратегическому развитию обеспечивает формулировку стратегии инновационного развития и ее увязывание с общей стратегией организации.

Рис. 2. Ключевые подразделения издательства

 

Подразделения, создающие ценность. Особое внимание при внедрении концепции инновационного развития издательства следует уделять именно этим подразделениям. В большинстве организаций они незначительно вовлечены в процесс обеспечения инновационного развития, что не является эффективным. Именно в данных подразделениях находится ключевая экспертиза и компетенции издательства. Так или иначе все ключевые инновации затрагивают именно цепочку создания ценности, поэтому важной задачей становится именно поиск идей для новшеств именно силами подразделений, создающих ценность.

Вспомогательные подразделения. Задача данных подразделений в рамках стратегии инновационного развития — поиск, внедрение и обеспечения корректного и эффективного инструментария по поддержанию внедряемых инноваций. Со стороны информационных технологий это прежде всего различные информационные системы, обеспечивающие как хранение данных, необходимых для анализа внешней и внутренней окружающей среды, так и хранение знаний — процесса обеспечивающего сохранение и развитие инновационного знания в организации. Со стороны персонала — поддержание инновационной среды в организации, разработка систем, мотивирующих инновационность и поиск новшества, а также организация образовательной деятельности. Финансовое подразделение должно обеспечивать своевременное финансовое обеспечение инновационных проектов. В рамках данной категории подразделений также возможно появление инноваций, но существенно меньшего масштаба и прибыльности, нежели в подразделениях, создающих ценность.

 

Литература:

 

1.                           Инновации как формула роста: Новое будущее ведущих компаний / Роберт Б. ТАКЕР -М.: Олимп-бизнес, 2006.

Основные термины (генерируются автоматически): инновационное развитие, инновация, инновационная стратегия, подразделение, поиск идей, всесторонний подход, дорожная карта, инновационная деятельность издательства, инновационная среда компании, основная задача.