Комплексная туристическая услуга как инструмент межотраслевого взаимодействия государственных (муниципальных) учреждений | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Моисеева, Е. К. Комплексная туристическая услуга как инструмент межотраслевого взаимодействия государственных (муниципальных) учреждений / Е. К. Моисеева. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2015 г.). — Пермь : Зебра, 2015. — С. 203-205. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/133/7846/ (дата обращения: 16.10.2024).

Образовательный туризм в условиях рыночных преобразований в России должен быть направлен на подготовку менеджеров качественно нового уровня, соответствующего концепции «экономики знаний», имеющей исключительное важное значение для инновационно-инвестиционного направления развития предприятий среднего и малого бизнеса. В настоящее время для успешных предприятий среднего бизнеса характерен опережающий рост нематериальных активов по сравнению с материальными. Из европейской практики, начиная с 1980-х гг. также известно, что рыночная капитализация существенно превышает стоимость материальных активов предприятий. Выявленное превышение представляет стоимость нематериальных активов предприятий, а именно вложений в человеческий капитал, репутацию компаний, развитие компетенций, ноу-хау, совершенствование процессов управления, корпоративную культуру и т. п. Система рыночных отношений в России характеризуется постоянными экономическими изменениями, а также изменениями среды: социальной, демографической, природной. Поэтому управление нематериальными активами предприятий является наиболее важной и значимой проблемой в настоящее время. При решении данной задачи надо учитывать не только кардинальные изменения в технологии, информатизации, наукоемкости производства и продукции, но и изменения происходящие в культуре, образовании. Формирование единого культурного, образовательного и бизнес-пространства становится неотъемлемой части создания программ, способствующих реализации инновационной стратегии развития предприятий. Осуществление динамичной организации экономики предусматривает существенное возрастание роли государства в управлении инновационной деятельностью предприятий. В качестве инструмента, который использует возможности государственных учреждений (бюджетных, автономных, казенных) и направлен на подготовку менеджеров для инновационной экономики, является комплексная туристическая услуга. Комплексная туристическая услуга включает следующие направления: образовательный туризм, деловой туризм, культурный туризм. Руководство и администрирование данной услугой осуществляет тур-оператор, который также должен заниматься подготовкой необходимого управленческого персонала, продвижением, рекламой данной услуги, а также внедрением системы продажи, учитывая реализацию услуги в регионах России. К разработке программ, подготовки специалистов по направлениям (образование, культура, деловой туризм), включенных в комплексную услугу, должны привлекаться государственные учреждения (бюджетные, автономные). Основной целью реформы, проводимой в соответствии с Федеральным законом N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений» [1], является повышение качества и доступности государственных (муниципальных) услуг. На этой основе государственные (муниципальные) учреждения могут оказывать платные услуги. Платные услуги (работы) бюджетных и автономных учреждений можно разделить на две части:

-                   услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности учреждения, которые учреждение оказывает сверх государственного (муниципального) задания, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, эти услуги (работы) включаются в государственное (муниципальное) задание;

-                   услуги (работы), не отнесенные уставом к основным видам деятельности, но которые учреждение вправе оказывать (выполнять) для достижения целей, ради которых это учреждение создано (далее — неосновные платные услуги).

Таким образом, разработка продукта — комплексная туристическая услуга — может осуществляться за счет бюджетных средств или за счет средств внебюджетных фондов и должна быть ориентирована на инновационное развитие регионов России и учитывать социально-экономические стратегии регионов. Приносящая доход деятельность государственных (муниципальных) учреждений будет связана с реализацией комплексной туристической услуги. Для привлечения предприятий малого и среднего бизнеса на программы, включенные в комплексную туристическую услугу, необходимо разработать анкету. В анкете должны быть представлены программы по направлениям подготовки инновационных менеджеров (с указанием субъектов, осуществляющих эти программы), указана ориентировочно стоимость участия, а также стоимость сопутствующих услуг проживание, питание, транспорт и пр. с учетом класса обслуживания. Кроме этого, в анкету должны быть включены вопросы, касающиеся влияния данных программ на эффективность деятельности предприятий в будущем. Для составления этих вопросов может быть использована система сбалансированных показателей на верхнем уровне которой находится миссия, стратегия развития предприятия, на нижнем — вклад каждого работника в достижении поставленной миссии или цели предприятия.

Для того, чтобы деятельность различных субъектов инновационного бизнеса в долгосрочной перспективе не противоречила общественным интересам, государство должно обеспечить эффективное «встраивание» указанных субъектов в процессы разработки и реализации общегосударственной стратегии и политики [3]. Встраивание комплексной туристической услуги для подготовки специалистов для инновационной экономики в планы социально-экономического развития территорий предполагает активное участие в этих программах бизнес-сообщества и общественных организаций рассматриваемого региона (территории) [2].

Научиться создавать стоимость из нематериальных активов, овладевать искусством управления ими — эти задачи неумолимо выходят на первый план во всей деятельности по обеспечению непрерывного и устойчивого экономического роста. Для формирования инновационной модели развития необходимы значительные накопления капитала, повышенная мобильность всех ресурсов, преобразование всего организационного, культурного и мировоззренческого контекста развития. В такой момент ломаются прежние связи хозяйственных субъектов, многие устоявшиеся пропорции, нормы и стандарты, взаимосвязи и взаимозависимости, рассыпается большинство устоявшихся закономерностей.

Большинство функционирующих предприятий имеют устоявшуюся систему внутренних ценностных ориентиров и правил поведения, однако корпоративная культура предполагает проведение необходимых корректировок: замену устаревших ценностей, норм и правил на элементы, отвечающие современным реалиям. Прежде чем приступать к корректировке, необходимо провести диагностику имеющейся корпоративной культуры в целом и каждой ее составляющей в отдельности.

Разработка и реализация комплексной туристической услуги для туристической отрасли также является очень актуальным, так как в связи с экономической ситуацией в настоящее время увеличился спрос на российские туристические продукты. В таблице приведены статистические данные по въездному туризму в Санкт-Петербурге за 2005–2013гг. по данным Комитета по развитию туризма.

В России действует Федеральная целевая программа (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011–2018 годы». Федеральное агентство по туризму — государственный заказчик-координатор программы.

Въездной туризм в Санкт-Петербурге

год

млн. чел

2005

1,9

2006

2,0

2007

2,2

2008

2,5

2009

2,5

2010

2,8

2011

2,9

2012

3,1

2013

3,2

 

Общий объем финансирования программы 139,5 млрд. рублей, в том числе: за счет средств федерального бюджета — 32,8 млрд. рублей; за счет средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации — 9,0 млрд. рублей; за счет средств внебюджетных источников — 97,7 млрд. рублей. Руководство туристической отраслью говоря об успехах и эффективности реализации Программы, вместе с тем отмечает низкое освоение некоторыми субъектами Российской Федерации субсидированных бюджетных средств на реализацию мероприятий. Растущий внутренний туристический поток — залог устойчивого развития туризма в любой стране. Именно поэтому основной задачей, решаемой государственными туристическими администрациями во всех странах мира, является развитие, прежде всего, внутреннего и въездного туризма. Важной задачей является развертывание информационно-пропагандистских кампаний, создания сетей информационных центров и пунктов, проведения межрегиональных, общероссийских и международных выставок, форумов, пресс-туров и иных мероприятий, направленных на создание положительного имиджа России как привлекательного направления для туристов [4].

 

Литература:

 

1.                  Федеральный закон от 08.05.2010 N 83-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений»

2.                  Радионова С. П. Обоснование необходимости использования кластерного подхода для управления инвестиционными процессами территории (региона) как основы повышения социальной активности населения территории (региона)/Россия: технология и перспективы развития. Ежегодник. Вып.9, ч.2, РАН. ИНИОН, М. 2014.- 657–661с.

3.                  Экономика инновационного развития /под ред М. В. Кудиной и М. А. Сажиной. — М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2014. -256с.

4.                  http://www.russiatourism.ru

Основные термины (генерируются автоматически): комплексная туристическая услуга, въездной туризм, Российская Федерация, счет средств, Россия, услуга, учреждение, деловой туризм, инновационная экономика, корпоративная культура.

Похожие статьи

Туристическая деятельность как направление развития дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Проблемы и перспективы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением

Назначение и основы функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия в сфере таможенного дела

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства

Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам

Похожие статьи

Туристическая деятельность как направление развития дошкольного образовательного учреждения в современных условиях

Сетевое взаимодействие учреждений профессионального образования как эффективная форма самостоятельной работы обучающихся

Проблемы и перспективы рекреационно-экологической подготовки специалистов по туризму

Сетевое взаимодействие образовательных организаций как механизм подготовки будущих специалистов

Формирование и развитие компетенций учащихся в сфере дополнительного образования как компонент комплексной дополнительной общеобразовательной программы

Подготовка и проведение профессиональных конкурсов в рамках сетевого взаимодействия дошкольных организаций как средство повышения качества образования в ДОО

Сетевое взаимодействие семей воспитанников дошкольного образовательного учреждения с социальными институтами детства как общественная форма управления дошкольным образовательным учреждением

Назначение и основы функционирования системы межведомственного электронного взаимодействия в сфере таможенного дела

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов малого предпринимательства

Индивидуальная образовательная программа как ресурс реализации требований ФГОС к образовательным результатам