Методические основы выполнения дипломного проектирования студентами профиля «Финансы и кредит» | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 9. Финансы, деньги и кредит

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 20.05.2015

Статья просмотрена: 105 раз

Библиографическое описание:

Толмачева, И. В. Методические основы выполнения дипломного проектирования студентами профиля «Финансы и кредит» / И. В. Толмачева. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 49-53. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/6620/ (дата обращения: 19.12.2024).

В статье рассматриваются методические и нормативные документы, регламентирующие процесс обучения и непосредственно выполнения студентами дипломного проектирования. Описан процесс подготовки выпускных работ на кафедре «Финансы и кредит». Предлагается использование анкетирования в качестве обратной связи в процессе выполнения студентами дипломного проектирования.

Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт, типовой учебный план, учебный план, рабочий учебный план, дипломная работа, научный руководитель.

 

В современных условиях развития экономических процессов государства, банковской системы, немаловажное значение отводится подготовке качественного и знающего молодого специалиста. Банковская система государства нуждается в квалифицированных кадрах, которые должны обучаться и выпускаться университетом. В рамках их подготовки необходимо выполнение ряда важных и неизбежных условий, которые приведут к получению именно такого уровня специалиста. Процесс подготовки квалифицированного специалиста, в том числе и для банковской системы предполагает тесное результативное взаимодействие вуза как высшей школы подготовки и банков как субъектов практического обучения навыкам и умениям. Банки в условиях рыночной экономики должны быть заинтересованы в качественности проведения и реализации учебного процесса в рамках университета. Данное сотрудничество неизбежно, что выражается требованиями учебного процесса, а также учебными планами (учебная и производственная практика, преддипломная практика). Огромное внимание уделяется учебному процессу со стороны государственных органов.

Как любой процесс внутри общества учебный процесс подлежит выполнению норм ряда документов, которые составляются в соответствии с основными направлениями государства в области развития и реализации образования. Среди таких документов является, прежде всего, федеральный государственный образовательный стандарт, учебный план. Этот перечень документов непосредственно регламентирует реализацию учебного процесса в университете, факультете и кафедре. Кратко охарактеризуем упомянутые документы.

Федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность требований, определяющих обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки, уровень подготовки обучающихся, уровень кадрового, учебно-методического и материально-технического обеспечения учебного процесса. Требования федерального государственного образовательного стандарта обязательны для исполнения всеми организациями образования, реализующими основные образовательные программы уровней образования, за исключением организаций образования, имеющих свидетельство о государственной аккредитации на оказание образовательных услуг по образовательным программам данного уровня образования, направления подготовки (специальности), выданное в иностранном государстве [1].

Типовой учебный план — основной документ, устанавливающий государственный компонент соответствующей образовательно-профессиональной программы. Он устанавливает на государственном уровне минимальные объемы учебных часов и циклов (блоков), перечень обязательных дисциплин в них, предоставляя, таким образом, самостоятельность высшим учебным заведениям в разработке вузовского компонента рабочего учебного плана направления и профиля. В этом документе также указывается ступень квалификации выпускаемого студента, приводятся дополнительные данные (например, перечень государственных экзаменов, виды практик и т. п.) и примечания.

Учебный план — это документ, на основе которого осуществляется подготовка бакалавров.

Рабочий учебный план — это учебный план направления и профиля конкретного высшего учебного заведения, разработанный на основе типового учебного плана с его дополнениями и корректировками (в соответствии с нормативными документами), учитывающий местные условия, специализацию, уточняющий календарную структуру, этапы учебного процесса. Рабочий учебный план устанавливает график учебного процесса, свод данных по бюджету времени, перечень учебных дисциплин направления и профиля, их распределение по учебным годам, семестрам, неделям с указанием объема каждой из них в часах по видам занятий, сроки сдачи экзаменов, зачетов, курсовых и дипломных проектов (работ), организации различного вида практик обучающихся, виды и формы контроля знаний [2].

Учебный процесс является совокупностью различных методов и приемов обучения студента будущей специальности и профессии. Заключительным этапом завершения учебного процесса на кафедре «Финансы и кредит» является выполнение дипломного проектирования. Студенты, обучающиеся по учебному плану профиля «Финансы и кредит» выполняют дипломную работу по темам банковского направления, финансового управления хозяйствующих субъектов.

Немаловажную роль при выполнении дипломного проектирования принадлежит научному руководителю. Сам научный руководитель должен понимать ответственность за качество своего руководства. Студент обладает определенным уровнем теоретических знаний, имеет опыт выполнения курсовых работ по различным дисциплинам, но с выполнением дипломной работы сталкивается впервые, что его и пугает. В данной ситуации ведущая роль принадлежит научному руководителю.

Руководство дипломными работами студентов заключается в современном и качественном обеспечении и предоставлении результата исследовательской деятельности студента. Сущность научного руководства выражается в умении направить исследовательский поиск в соответствии с темой, адекватными методами исследования и освоении студентом экспериментальной методики. Научный руководитель должен понимать ответственность данной работы. Дипломная работа по финансовому менеджменту, банковскому делу — это результат накопленных навыков и умений, сформированных при выполнении курсовых работ по дисциплинам финансовой и банковской специализации, совокупность приобретенных теоретических знаний по читаемым дисциплинам.

Уровень выполнения дипломной работы по финансовому менеджменту, банковскому делу во многом зависит от грамотности, знаний как финансовых и, так и педагогических, практических навыков научного руководителя. Научный руководитель должен обязательно кроме высшего профильного образования иметь практический опыт работы на предприятиях, бюджетной сфере или же в банковской системе. Иначе научное руководство, возможно, будет выполняться не в полном объеме. Со стороны кафедры изданы единые методические требования к выполнению задания дипломного проектирования. Данные методические указания включают подробное описание процесса научного руководства со стороны руководителя и действия студента в процессе выполнения дипломного проектирования.

Обязательным элементом в дипломной работе является включение в теоретический аспект научных концепций, на основе которых разрабатывался и формировался в условиях реального историзма выбранный студентом элемент финансового управления на предприятии, в банковской системе или коммерческом банке. Методический и научный инструментарий исследуется по выбранной теме студентом. Для консультирования по теоретико-методологической части работы необходимы знания руководителя в области финансовых концепций, теоретических основ и исторических аспектов по теме.

Практически-исследовательский раздел основан также как и в курсовых работах по дисциплинам финансового, банковского направления на методах и системах финансового анализа. По результатам применения комплексного анализа и произведенных расчетов студент выделяет «слабые» области изучаемой темы, например, выявление признаков неплатежеспособности предприятия, коммерческого банка, снижения оборачиваемости оборотных активов, снижение рентабельности (доходности) деятельности предприятия, коммерческого банка, реализация финансовых рисков. Для качественного консультирования по второй главе научный руководитель должен не только знать сущность и принципы реализации методов и систем финансового анализа, формы бухгалтерской и статистической отчетности, а также правильность формирования и обработки результатов расчетов.

По аналогии с курсовой работой студенты экономического факультета при выполнении дипломного проектирования также предлагают к реализации мероприятия в области оптимизации выбранной проблемной темы дипломного проектирования. Процесс обоснования в зависимости от разрабатываемой квалификационной темы предполагает не только теоретическое, но и применение расчетов с элементами математического моделирования, финансовых расчетов и др. Для правильного консультирования по третьей главе научный руководитель должен знать последние и качественные разработки по теме исследования в Приднестровье, развитых странах [3, с.31].

Многие годы на кафедре фактически единственным лицом, выполняющим по отношению к студенту-дипломнику контрольные функции, являлся научный руководитель, с мая 2013 года на кафедре введена так называемая предварительная защита (предзащита) дипломной работы. К научному руководителю студент должен регулярно приходить подготовленным на консультации. В обязанности руководителя входит:

-     помощь студенту в разработке общего графика на период написания диплома;

-     подбор необходимой литературы по выбранной теме, источников интернет-ресурсов;

-     проведение регулярных консультаций, в ходе которых студент может задать вопросы, вызвавшие у него затруднения, показать тот или иной черновой фрагмент текста, поделиться пришедшими в голову идеями;

-     осуществление общего систематического контроля за деятельностью студента и информирование о ходе работы коллектива кафедры на заседаниях последней;

-     чтение представленного чернового варианта работы, целиком или по главам, внесение замечаний и рекомендаций, чтение исправленного в соответствии с рекомендациями текста, контроль за его оформлением и помощь в процессе оформления;

-     написание подробного отзыва на готовый текст работы, допуск ее к защите, подготовка студента к процедуре защиты;

-     присутствие на защите и при необходимости выступление с устной оценкой проделанного студентом труда.

Соответственно и студент-дипломник имеет определенные обязанности в процессе написания работы. Студент обязан:

-     вести систематическую подготовительную работу с научной литературой в библиотеках, источниками интернет-ресурсов;

-     поддерживать связь с научным руководителем, регулярно информируя его о ходе работы;

-     в установленные сроки и в случае возникшей необходимости отчитываться на кафедре о своей деятельности;

-     по мере написания глав и параграфов работы показывать черновой текст научному руководителю и вносить необходимые исправления и изменения в соответствии с его замечаниями и рекомендациями;

-     в установленный кафедрой срок сдать готовый текст дипломной работы на кафедру и рецензенту;

-     в назначенный срок явиться на защиту с подготовленным текстом выступления и презентацией или иллюстративным материалом.

Вернемся к такому мероприятию как предварительная защита дипломной работы. За месяц до официальной защиты дипломных работ студенты на кафедральную комиссию предоставляют распечатанный вариант дипломной работы, а также текст предполагаемого доклада на официальную защиту выпускной работы. Комиссия знакомится с работой, заслушивает доклад и формирует ряд рекомендаций. Студент получает дополнительную комиссионную консультацию по работе и докладу. Первая предзащита дала свои положительные результаты. Студенты действительно произвели исправления в дипломных работах, докладах в соответствии с методическими указаниями при их выполнении и с учетом замечаний комиссии.

В заключение данного взгляда на специфику руководства дипломными работами необходимо отметить и проблемы, с которыми сталкиваются и студенты при выполнении задания дипломного проектирования и научные руководители при консультировании студентов. При написании дипломной работы возникают трудности организационного характера при выборе базы преддипломной практики и субъекта дипломного исследования. В большинстве случаев хозяйствующие субъекты или коммерческие банки не выявляют должного интереса при организации преддипломной практики. Если даже и соглашаются взять студентов на практику, то она реализуется студентами самостоятельно без тщательного руководства со стороны руководителя от предприятия или банка. Заключительный этап учебного процесса не только предусматривает выполнение дипломного проектирования, но и выбор места работы, приобретение навыков и умений. Студенты могут приобрести практические умения и навыки, только находясь на настоящем рабочем месте и участвуя ежедневно в качестве практиканта деятельности предприятия или банка.

Студенты также сталкиваются с проблемой документального обеспечения при составлении отчета по преддипломной практике, так и для выполнения задания дипломного проектирования. Обычно это выражается либо не в предоставлении необходимых документов либо им выдаются финансовые документы, но за давно истекшие годы. Для реализации главной цели дипломного проектирования необходимы данные за последние периоды, например, за 2013–2014 годы. Тогда действительно возможно исследование в полном объеме и механизм совершенствования по разработанной теме финансового управления будет иметь ценность определенного уровня открытия (по меньшей мере, для самого студента).

Для решения возникающих проблем по обеспечению качественности выполнения дипломных работ на кафедре «Финансы и кредит» необходима обоюдная заинтересованность представителей профессорско-преподавательского состава кафедры и представителей предприятий и банков. Такая заинтересованность должна иметь место и в отношении подготовки будущих специалистов кафедры «Финансы и кредит», не исключая привлечение практиков-специалистов не только на конференции, проводимые экономическим факультетом, кафедрой, но и проведении практических и интерактивных занятий с целью обмена информацией, практических навыков и умений.

В качестве преподавательской альтернативы предлагается ввести на кафедре также метод обратной связи, предполагающий проведение анкетирования студентов после выполнения задания дипломного проектирования с целью выявления положительных моментов и трудностей, возникающих у студентов при выполнении дипломного проектирования. Для того, чтобы качественно осуществлять менеджмент необходима обратная связь, которая даст точные результаты. Результаты анкетирования как способа педагогического эксперимента предоставит научным руководителям и кафедре в целом возможность доработать до высшего уровня руководство дипломными работами студентов кафедры «Финансы и кредит». Любое взаимодействие студента и руководителя в учебном процессе должно быть результативным.

 

Литература:

 

1.      Закон ПМР «Об образовании» от 27.06.2003 № 294-З-III (редакция на 19.06.2012)

2.      Приказ Министерства образования и науки РФ «Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению «Экономика» квалификация бакалавр» от 21.12.2009 № 747

3.      Сафронов Ю. М., Юрова Т. Ф., Должикова М. К., Толмачева И. В. Методические указания по преддипломной практике, итоговой аттестации, разработке, оформлению, подготовке к защите и защите дипломных работ по специальности «Финансы и кредит» специализации «Финансовый менеджмент», «Банковское дело». Тирасполь — ООО «РВТ», 2013 год.

 

 

 

Основные термины (генерируются автоматически): дипломное проектирование, научный руководитель, учебный процесс, дипломная работа, студент, банковская система, выполнение задания, кафедра, преддипломная практика, федеральный государственный образовательный стандарт.

Ключевые слова

федеральный государственный образовательный стандарт, дипломная работа, учебный план, типовой учебный план, рабочий учебный план, научный руководитель., научный руководитель

Похожие статьи

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Профессиональное становление инженеров-технологов в процессе выполнения творческих проектов

В статье раскрываются основные моменты профессионального становления инженеров-технологов швейного производства при выполнении творческих проектов в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма».

Самостоятельная работа как компонент системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье описывается специфика организации самостоятельной работы магистров в процессе в процессе методической подготовки на базе факультета безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И, Герцена. Рассматривается содержание самостоятельной работы маг...

Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»

В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...

О предмете учебной дисциплины «Технический перевод» для студентов-переводчиков в высшем учебном заведении

Комплексный подход к формированию предмета учебной дисциплины «Технический перевод», формирующей специальную составляющую переводческой компетенции студентов-переводчиков, предопределяет полноту, системность и последовательность обучения техническому...

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)

В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...

Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности

В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...

Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением ...

Похожие статьи

Методические аспекты подготовки студентов специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» к педагогической практике

В предлагаемой статье описывается опыт преподавателя педагогического колледжа Л. П. Прокиной по подготовке студентов к профессиональной деятельности при изучении междисциплинарного курса «Русский язык с методикой преподавания в начальных классах». Ра...

Профессиональное становление инженеров-технологов в процессе выполнения творческих проектов

В статье раскрываются основные моменты профессионального становления инженеров-технологов швейного производства при выполнении творческих проектов в процессе изучения дисциплины «Рисунок и основы композиции костюма».

Самостоятельная работа как компонент системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье описывается специфика организации самостоятельной работы магистров в процессе в процессе методической подготовки на базе факультета безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И, Герцена. Рассматривается содержание самостоятельной работы маг...

Проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов»

В статье анализируются проблемы организации учебно-исследовательской деятельности студентов-бакалавров на младших курсах Тюменского государственного строительного университета по дисциплинам «Техническая механика» и «Сопротивление материалов» и предл...

О предмете учебной дисциплины «Технический перевод» для студентов-переводчиков в высшем учебном заведении

Комплексный подход к формированию предмета учебной дисциплины «Технический перевод», формирующей специальную составляющую переводческой компетенции студентов-переводчиков, предопределяет полноту, системность и последовательность обучения техническому...

Модель профессиональной подготовки будущих учителей физической культуры на основе контекстного и проектного обучения

В статье рассмотрена сущность моделирования в рамках проектирования, определены разновидности моделей, выделены основные концептуальные положения модели профессиональной подготовки будущего учителя физической культуры на основе контекстного и проектн...

Из опыта организации сотрудничества в проектной деятельности (на примере учебного проекта «Я — за мир! А ты?»)

В статье описывается опыт организации сотрудничества в ходе выполнения учебного локального проекта. Авторы рассматривают актуальность и значимость сотрудничества в проектной деятельности в условиях введения ФГОС. На конкретных примерах описываются ме...

Состав и структура дисциплины основы информационной безопасности

В статье показана важность обучения основам информационной безопасности студентов обучающихся в области информационных технологий. Описаны цели и задачи дисциплины «Основы информационной безопасности» учебного плана специальности 10.02.03 «Информацио...

Актуальные аспекты организации дополнительной образовательной программы «Переводчик в сфере профессиональной коммуникации»

В статье рассматриваются особенности организации дополнительного образования в неязыковом вузе. Авторами представлены подходы к определению содержания и требования к выбору технологии подготовки переводчиков в сфере профессиональной коммуникации. Опр...

Формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в рамках модульно-компетентностного подхода в профессиональных образовательных организациях

В статье рассматриваются актуальные вопросы модульного обучения, компетентностного подхода в обучении в профессиональных образовательных организациях. Рассматривается способ формирования общих и профессиональных компетенций у студентов с применением ...