Стратегический анализ возможностей развития предпринимательской деятельности медицинской организации | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

III международная научная конференция «Актуальные вопросы экономики и управления» (Москва, июнь 2015)

Дата публикации: 21.05.2015

Статья просмотрена: 1870 раз

Библиографическое описание:

Галкина, Н. Г. Стратегический анализ возможностей развития предпринимательской деятельности медицинской организации / Н. Г. Галкина, Е. В. Михайлова. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 87-90. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8166/ (дата обращения: 17.10.2024).

В статье изучены социальные, экономические, технологические и политические факторы, определяющие эффективность деятельности медицинской организации; представлены результаты SWOT-анализа, которые могут быть использованы при разработке мероприятий совершенствования ее деятельности.

Ключевые слова: здравоохранение, медицинское учреждение, платные медицинские услуги, предпринимательская деятельность.

 

На сегодняшний день медицинские организации, работающие в различных регионах страны, активно развивают и расширяют профиль оказываемых платных медицинских услуг (ПМУ). Это позволяет, с одной стороны, решать финансовые вопросы, с, другой стороны, максимально удовлетворять потребности населения в необходимых услугах. В связи с этим целью настоящего исследования стала разработка рекомендаций по совершенствованию предпринимательской деятельности Областного Центра медицинской профилактики комитета здравоохранения Курской области (ОБУЗ «ЦМП») по оказанию ПМУ. Для достижения поставленной цели нами использованы: контент-анализ, методы маркетингового анализа (STEP, SWOT-анализ), статистический и сравнительный анализы.

В ходе исследования на основе анализа организационных документов ОБУЗ «ЦМП» установлено, что организация проводит мероприятия среди населения г. Курска и области по гигиеническому обучению и воспитанию населения, оказывает организационно-методическую и консультативную помощь лечебно-профилактическим учреждениям. Согласно лицензии ОБУЗ «ЦМП» осуществляет доврачебную медицинскую помощь по лечебной физкультуре и спортивной медицине, амбулаторно-поликлиническую медицинскую помощь, медицинский массаж, функциональную диагностику. С целью более полного удовлетворения населения в получении отдельных видов лечебно-профилактической и реабилитационной помощи, а также для восполнения дефицита финансирования ОБУЗ «ЦМП» оказывает ПМУ. В соответствии с перечнем ПМУ, ОБУЗ «ЦМП» предлагает населению платные услуги. Это различные виды массажа, индивидуальные занятия в тренажерном зале, групповые занятия лечебной физкультурой. Средняя цена на медицинские услуги варьируется в размере 155 руб.

В ходе исследования макросреды ОБУЗ «ЦМП» с помощью STEP-анализа были выявлены основные социальные, технологические, экономические и политические факторы, определяющие рынок ПМУ г. Курска и Курской области. Основные социальные факторы включают в себя: численность населения, половозрастной состав населения, уровень заболеваемости населения, уровень рождаемости, среднюю продолжительность жизни, уровень образования, миграционные процессы и уровень урбанизации [3,5].

За период с 2008 года в Курской области число родившихся не превышает числа умерших, в связи с этим естественный прирост за данный период отрицательный. Анализируя общую тенденцию, следует сказать, что число родившихся постепенно возрастает к 2012 году и достигает значения 12,0 на 1000 человек, но в 2013 году начинается постепенное снижение их количества. Число умерших на протяжении пяти лет в незначительной степени уменьшается и составляет 16,6на 1000 человек в 2014 году. Естественный прирост (ЕП) с 2008 г. по 2014г. снизился (-4,9 %). Такие факторы как повышение рождаемости и снижение смертности в Курской области являются благоприятной возможностью для развития рынка платных медицинских услуг.

По данным всероссийских переписей население Курской области на 2014 год составляло 1 118 915 человек, среди них на городское население приходится 66,5 %, сельское составляет 33,5 %. Исследование показало, что численность населения Курской области сокращается в последнее время менее интенсивно, чем до 2008 года. За период с 2008 по 2014 годы население Курской области сократилось на 2,86 %. Таким образом, в числе социальных факторов, определяющих дальнейшие возможности развития рынка медицинских услуг Курской области, являются повышение рождаемости и замедление роста показателей смертности; рост миграции в регион; изменения в предпочтениях и в культуре потребления среди населения.

Практика последних лет свидетельствует о том, что современная медицина является одним из самых наукоемких секторов экономики, а своими успехами и достижениями она в значительной мере обязана результатам научно-технической революции. Заметную роль стал играть механизм обратных связей, посредством которого медицина оказывает стимулирующее воздействие на динамику научно-технического прогресса (НТП). Можно выделить два основных типа НТП: прогресс на микроуровне, который имеет качественную природу и связан с развитием и совершенствованием известных технических систем и технологий; прогресс, который определяется крупными, эпохальными открытиями и изобретениями, приводящим к качественным изменениям в соответствующем секторе экономики [7, 9]. В Курском регионе интенсивно развиваются сетевые медицинские технологии, появляются центры и открываются филиалы и офисы медицинских услуг, оснащенные новым оборудованием и предлагающие высокотехнологическую медицинскую помощь. Таким образом, достижения НТП позволяют производить современные аппараты, приборы, оборудование, удобные в эксплуатации, в соответствии с требованиями комфортности для пациентов, а также использовать современные технологии лечения. Это благоприятная возможность для развития и совершенствования рынка медицинских услуг.

Курская область — один из промышленно-развитых регионов Российской Федерации. Многоотраслевой хозяйственный комплекс исследуемого субъекта включает в себя почти 2,5 тысячи предприятий различных форм собственности, в том числе 228 — крупных. Около 90 % из них — с негосударственной собственностью. Наибольшую долю в структуре производства занимают электроэнергетика (26 %), добыча полезных ископаемых (24 %), машиностроение и металлообработка (12 %), химическая и нефтехимическая промышленность (7 %), пищевая и перерабатывающая промышленность (17 %) [1, 9].

Реализация в Курской области ряда антикризисных программ и мер по снижению последствий кризиса оказали положительное влияние на уровень жизни населения области. Среднедушевые денежные доходы увеличились на 11,7 % и составили 21 584 руб. в месяц. Уровень безработицы составляет 1 %, а количество людей, нуждающихся в трудоустройстве, сократилось в восьми городах и районах области. В регионе, как и в прошлом году, наблюдается тенденция снижения численности безработных. В 2014 году в области насчитывалось 5,8 тыс. безработных курян. В течение года 11,7 тыс. человек были признаны безработными, 23,6 тыс. человек — сняты с учета службы занятости [4].

Перед здравоохранением стоят такие стратегические задачи как модернизация и оптимизация, создание новых возможностей для оказания высокотехнологичной помощи населению, снижение уровня смертности. К 2014 году по программе модернизации здравоохранения заметно улучшилась оснащенность лечебных учреждений области — закуплено около 3,5 тысячи единиц современного оборудования на общую сумму 1,2 млрд. рублей. С принятием федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» сфера оказания медицинских услуг значительно расширилась, основной акцент сделан на вопросах формирования здорового образа жизни, который, при активной его пропаганде, должен минимизировать негативные социальные явления, возникающие в условиях экономического кризиса.

Правительство РФ ставит перед собой цели повышения эффективности расходов федерального бюджета, направленных на крепление здоровья граждан, повышение доступности и качества медицинской помощи, развитие первичной медицинской помощи, возрождение профилактического направления в здравоохранении и обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью [2].

На территории Курской области ведется деятельность по профилактики и укреплению здоровья граждан. Выполнение требований действующего законодательства под контролем Росздравнадзора способствует обеспечению потребителя только высококачественными услугами и помогает развитию рынка платных медицинских услуг [6].

В ходе проведенного исследования макросреды ОБУЗ «ЦМП» были выявлены благоприятные возможности и угрозы для деятельности организации. На заключительном этапе исследования в ходе изучения собственной маркетинговой деятельности ОБУЗ «ЦМП» определены сильные и слабые стороны медицинской организации. Полученная информация была систематизирована в форме SWOT-анализа (таблица 1).

Таблица 1

SWOT-анализ деятельности ОБУЗ «ЦМП»

S — Сильные стороны

O — Благоприятные возможности

1.                  1. Высококвалифицированный персонал.

2.                  2. Наличие лицензии на оказываемые услуги.

3.                  3. Удобное месторасположение ЛПУ.

4.                  Оптимальный уровень цен на

оказываемые услуги.

5.                  5 Современное медицинское оборудование.

6.                  6. Широкий спектр предоставляемых услуг.

7.                  7. Использование современных аппаратных методик.

8.                  8. Положительные отзывы потребителей.

9.                  9. Хорошая репутация ОБУЗ «ЦМП».

1.                  1. Совершенствование нормативной базы.

2.                  2. Увеличение спроса на ПМУ.

3.                  3. НТП в области медицины.

4.                  4. Повышение уровня рождаемости и снижение смертности.

5.                  5. Рост денежных доходов населения.

6.                  6. Развитие рыночных отношений.

W — Слабые стороны

T — Угрозы

1.                  1. Низкий маркетинговый потенциал.

2.                  2. Отсутствие рекламы.

1.                  1. Сокращение численности населения.

2.                  2. Появление новых конкурентов.

3.                  3. Рост безработицы и инфляции.

4.                  4. Увеличение стоимости платных услуг.

 

Результаты, полученные в ходе исследования, будут использованы при разработке рекомендаций по совершенствованию предпринимательской деятельности «ЦМП» по оказанию ПМУ населению.

 

Литература:

 

1.         Зюкин Д. А. О значении и роли инновационной восприимчивости в развитии экономики региона / Д. А. Зюкин, О. В. Святова, Н. А. Пожидаева, В. А. Левченко // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 9. С. 23–25.

2.         Зюкин Д. А. Эффективность процесса оптимизации ресурсов в системе финансирования здравоохранения в регионе / Д. А. Зюкин, М. А. Куркин // Экономика и предпринимательство. 2014. № 9. С. 287–290.

3.         Куркина М. П. Методические подход к оценке управления воспроизводством человеческого потенциала региона / М. П. Куркина, Д. А. Зюкин // Государство и общество: вчера, сегодня, завтра. Серия: Экономика. 2013. № 8. С. 74–86.

4.         Куркина М. П. Оценка социального потенциала региона // Казанская наука. 2014. № 7. С. 194–196.

5.         Куркина М. П. Оценка показателей развития базового человеческого потенциала в регионах ЦФО // Казанская наука. 2014. № 9. С. 222–224.

6.         Куркина М. П. Бизнес как субъект региональной системы управления // Экономика и предпринимательство. 2014. № 10. С. 347–351.

7.         Репринцева Е. В. Комплексное исследование материально-технического обеспечения лечебного учреждения // Научный альманах Черноземья. 2014. № 2. С. 100–102.

8.         Сафронов В. В. К вопросу адаптации российского агропромышленного комплекса к условиям членства России в ВТО / В. В. Сафронов, Н. В. Переверзева, Н. А. Пожидаева // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. 2014. № 1. С. 2–4.

9.         Сергеева Н. М. Маркетинговое исследование потребителей фармацевтических товаров // Научный альманах Черноземья. 2014. № 2. С. 98–100.

 

Основные термины (генерируются автоматически): Курская область, услуга, предпринимательская деятельность, STEP, благоприятная возможность, естественный прирост, курск, лечебная физкультура, медицинская организация, Российская Федерация.

Похожие статьи

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития

В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как фактора повышения его экономической эффективности (на примере Белгородской области)

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...

Активизация инвестиционного потенциала в условиях модернизации экономики

В данной статье проанализированы факторы и пути активизации инвестиционного потенциала с учетом регионального аспекта, привлечения иностранных инвестиций в экономику, льготы, предоставленные для их деятельности, приведены экономические показатели, ха...

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...

К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры

В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...

Похожие статьи

Современные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристических компаниях

В данной научной статье рассмотрены основные аспекты управления предпринимательской деятельностью в туристской сфере, описаны механизмы и принципы эффективного управления, определены тенденции текущего состояния управленческой деятельности в этой обл...

Методический подход к оценке эффективности деятельности медицинской организации

В данной статье рассмотрены понятия эффект и эффективность по отношению к деятельности медицинской организации, выделены четыре группы перспективных целей и проанализированы их индивидуальные особенности и направления реализации в разрезе их достижен...

Роль и значение государства в развитии инновационного предпринимательства в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Башкортостан)

В данной работе раскрыта сущность и особенности государственной поддержки, которая оказывается в сфере развития передовых технологий и предпринимательской деятельности, связанной с ними. Вместе с тем, в статье раскрывается актуальность и значимость г...

Развитие профессиональных компетенций студентов вуза в рамках концепции устойчивого развития

В статье проанализированы современные требования работодателей к выпускнику вуза. Определено содержание образовательной деятельности, обеспечивающей формирование профессиональных компетенций студента на этапе высшего образования.

Методы повышения эффективности менеджмента в сфере туристского бизнеса

Данная статья раскрывает роль туризма в мировой экономике. Автор акцентирует внимание на методах оценки эффективности менеджмента в сфере туризма. Выделяются и описываются две основные составляющие эффективности управления: экономическая и социальная...

Анализ внешнеэкономической деятельности региона как фактора повышения его экономической эффективности (на примере Белгородской области)

В статье раскрыта сущность внешнеэкономической деятельности как фактора, оказывающего влияние на развитие и повышение эффективности экономической природы Белгородского региона. Также произведен статистический анализ внешнеэкономического сотрудничеств...

Активизация инвестиционного потенциала в условиях модернизации экономики

В данной статье проанализированы факторы и пути активизации инвестиционного потенциала с учетом регионального аспекта, привлечения иностранных инвестиций в экономику, льготы, предоставленные для их деятельности, приведены экономические показатели, ха...

Проблемы совершенствования инвестиционной деятельности страховых компаний в Российской Федерации

В данной статье обозначены основные направления инвестиционной политики страховых компаний в России. Проведен сравнительный анализ инвестиционной деятельности двух крупных российских страховых компаний и предложены меры по совершенствованию инвестици...

К вопросу научного подхода к построению аутсорсинговой бизнес-модели современной предпринимательской структуры

В работе проанализированы различные подходы к определению бизнес -модели развития предпринимательских структур. Автор обосновывает необходимость аутсорсинговой бизнес-модели в качестве действенного инструмента повышения конкурентоспособности бизнеса,...

Проблемы развития внутрифирменного планирования на российских предприятиях

В статье анализируются основные вопросы, вязанные с недостатками действующей системы внутрифирменного планирования на предприятиях России. Рассматривается сущность и основные особенности процесса планирования на российских предприятиях, а также предл...