Проблема рациональных поставок промышленного оборудования (на примере фармацевтического)
Автор: Зубарев Михаил Михайлович
Рубрика: 19. Логистика и транспорт
Опубликовано в
Дата публикации: 02.06.2015
Статья просмотрена: 362 раза
Библиографическое описание:
Зубарев, М. М. Проблема рациональных поставок промышленного оборудования (на примере фармацевтического) / М. М. Зубарев. — Текст : непосредственный // Актуальные вопросы экономики и управления : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2015 г.). — Москва : Буки-Веди, 2015. — С. 151-155. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/134/8296/ (дата обращения: 19.12.2024).
Процесс поставки товаров, в том числе оборудования, в Россию образует целый комплекс взаимосвязанных операций, что повышает риск возникновения ошибок при организации и исполнении договоров поставки Статья посвящена вопросам ввоза импортного оборудования в Российскую Федерацию. Автор раскрывает одни из основных проблем транспортной логистики, а также методы для оптимизации импорта с учетом действующего законодательства.
Ключевые слова: логистика, таможенное оформление, импорт, договор поставки, фармацевтическое оборудование, ТН ВЭД, затраты на транспортировку.
За последние годы, даже в условиях кризисной ситуации и усиленной геополитической напряженности в стране, российский производственный комплекс в своих отдельных частях проявляет положительные тенденции роста. Одну из главных предпосылок развития промышленности образует инвестиционный климат, наличие которого позволяет обновлять производственный парк отечественным и импортным оборудованием.
Всемирный банк опубликовал очередной ежегодный рейтинг мирового инвестиционного климата Doing Business 2014. За год Россия поднялась в нем на 20 позиций, заняв в общем рейтинге 92-ю строчку из 189 возможных. [1] Такой результат — прямое следствие правительственного курса на вхождение в верхнюю двадцатку рейтинга к 2018 году. Однако, на фоне слабеющего рубля цены на импортное оборудование, начисленные в рублях, значительно выросли, приблизившись к своему апогею, превысив психологический максимум. Это обстоятельство пагубно влияет на формирование бюджета компаний и закупки оборудования, а при ввозе импортного оборудования в Россию зачастую возникают дополнительные трудности, обусловленные санкциями и возросшими затратами.
Процесс поставки товаров, в том числе оборудования, в Россию образует целый комплекс взаимосвязанных операций, что повышает риск возникновения ошибок при организации и исполнении договоров поставки. Рассмотрим разные аспекты проблемы рационализации удовлетворения потребностей в средствах производства на примере поставок фармацевтического оборудования в Россию из стран Евросоюза.
Отношения, касающиеся поставки товаров, регулируются действующим российским законодательством. Статья 506 ГК РФ определяет, что по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях. [2] В ходе такой сделки возможность получить выгодный производственный и финансовый результат для обеих сторон подталкивает к организации эффективного процесса поставки и минимизации финансовых рисков в условиях возникновения форс-мажорных обстоятельств в ходе поставки. При закупке технологического оборудования (в нашем случае фармацевтического) для непосредственного использования или в целях последующей перепродажи, компании необходимо оценить и просчитать инвестиционную привлекательность проекта. Ошибки, допущенные в ходе разработки и реализации проекта закупки и поставок, прямо или косвенно повлияют на конечный результат, занижая планируемую выручку от перепродажи оборудования, либо увеличивая срок окупаемости в условиях собственного производства.
Рассмотрим более подробным образом возможность оптимизировать транспортную и таможенную составляющую на этапе заключения договора поставки импортного фармацевтического оборудования.
Оптимизация таможенных платежей
Классификация товаров для расчета таможенных платежей с использованием ставок ввозных пошлин производится в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). В зависимости от назначения и идентифицирующих признаков (материал, назначение, состав и др.) товары подразделяются на группы. Каждая отдельная классификационная группа облагается таможенными пошлинами по различным ставкам. Начиная с 2001 года, Правительство РФ регулярно принимает меры по их снижению. Так в 2006 году обнулены ставки ввозных таможенных пошлин на более чем 700 видов технологического оборудования.
На сегодняшний день основные группы импортного фармацевтического оборудования и его комплектующих — элементы, которые не имеют отношения к основному технологическому процессу, но в отсутствие которых эксплуатация оборудования невозможна, подлежат таможенному оформлению с уплатой пошлин по сниженным ставкам — от 0 до 5 %. Как правило, в общий заказ входит большой процент иных товаров и частей оборудования, самостоятельный ввоз которых облагается более существенными пошлинами — от 10 до 15 % и выше. [3]
Таможенный орган определяет правильность исчисления импортером таможенных пошлин и идентифицирует товары на предмет соответствия коду ТН ВЭД. Эти процедуры сотрудники федеральной таможенной службы (ФТС) проводят на основе предоставленных импортером документов: инвойсов, спецификаций, грузовой таможенной декларации (ГТД), сертификатов, договора поставки. Документы должны подтверждать, что ввозимый товар в Россию составляет единый комплекс технологического оборудования, предназначенный для выполнения определенных технологических задач.
Как свидетельствует сложившаяся практика, на этапе составления спецификации импортеры стараются детализировать весь объем поставки, подробно описывая, образно говоря каждый «зубец шестеренки». Такой подход оправдан с точки зрения преодоления предупреждений со стороны таможни, касающихся некомплектной поставки или устранения несоответствий. Однако чрезмерная детализация поставки приводит к негативным эффектам. Таможенный орган получает возможность рассмотреть поставляемый товар не как единое целое, а в виде самостоятельных частей с индивидуальными кодами ТН ВЭД. В итоге импортера обязуют оплатить пошлины по каждому виду товара. Запасные части не входят в состав основного комплекса оборудования и подлежат отдельному таможенному оформлению. Некоторых расходные материала (краски, масла, электроника, запасные части.) нуждаются в особом оформлении и облагаются специальными пошлинами. Как правило, пошлины на запасные части существенно отличаются от основной группы технологического оборудования.
По логике и смыслу, в интересах облегчения поставок, предоставленные в таможню документы должны недвусмысленно указывать на единое предназначение поставляемого оборудования, например в одну фармацевтическую линию розлива жидкости в ампулы. В этом случае комплектующие попадают под пониженную ставку ввозной пошлины, равно как и оборудование. Во избежание избыточного обложения таможенными пошлинами следует прибегать к услугам специалиста в области декларирования и таможенного оформления импортных поставок оборудования.
Затраты на транспортировку
При поставке импортного оборудования на территорию РФ стоимость транспортной составляющей наряду со стоимостью оборудования закладывается в базу для последующего расчета ввозных таможенных пошлин и налогом на добавленную стоимость (НДС). Если фактические затраты на транспортирование и потери превысят запланированные, то это приведет к увеличению налоговой нагрузки при ввозе оборудования (повысятся пошлина и НДС).
При планировании величины транспортной составляющей в затратах на поставку импортного оборудования необходимо получить достоверные сведения о грузе: данные о тоннаже, перечень мест, габариты отдельных мест, специальные требования к перевозке, включая данные о наличии в составе поставки негабаритных грузов, и другие существенные сведения. Необходимо учитывать, что при поставках автотранспортом рыночная стоимость аренды транспортного средства для негабаритных перевозок в два с половиной — три раза превышает стоимость аренды стандартного грузовика. Помимо прочего, провоз негабаритного груза сопряжен с необходимостью получения специальных разрешений на транспортировку по территории стран транзита. Процедура получения разрешений как свидетельствует практика, может занять от трех до шести календарных недель. Очевидно, что поставка товаров должна производиться с учетом максимально эффективного использования перевозочных средств. При организации поставки следует принимать во внимание и учитывать следующие обстоятельства:
- оборудование незначительных габаритов может быть перевезено в составе сборных грузов, что снижает оплату за их перевозку;
- перевозка многокомпонентного оборудования может быть организована путем предварительного согласования с отгружающей компанией. При этом необходимо утвердить с партнером содержание погрузочных ведомостей и схему размещения всех компонентов груза в транспортном средстве. Таким способом в грузовых отсеках транспортных средств удастся исключить пустые, не занятые грузом зоны;
- отгрузка негабаритного оборудования должна быть запланирована заблаговременно.
При невыполнении этого условия обнаружение в составе поставки негабаритного груза непосредственно в момент отгрузки товара влечет дополнительные финансовые потери для компании-импортера. Здесь можно назвать:
- оплата штрафов за отказ от поданного под погрузку габаритного транспорта;
- дополнительная стоимость транспортировки заказа с применением негабаритного транспорта;
- неизбежное продление периода поставки — как минимум на срок от трех до шести недель — вплоть до даты получения от компетентных органов стран транзита разрешений на провоз негабаритного груза по их территории;
- оплата услуг по хранению импортного груза на складе за рубежом — до даты отгрузки товара с такого склада;
- оплата штрафных санкций покупателю товара в России, если поставляемый товар предназначен для последующей перепродажи и т. п.
В связи с задержкой поставки компания-импортер может понести косвенные убытки, к примеру, в виде недополученной прибыли от использования оборудования в производственных целях, если оно ввозилось для собственных нужд.
Предупредить эти потери не так уж сложно, достаточно тщательно продумать все заранее. Вместе с тем ошибки, связанные с отсутствием планирования транспортной составляющей, на практике встречаются довольно часто.
Помимо перечисленных сложностей, связанных с исполнением договора поставки импортного технологического оборудования на этапе до завершения таможенных процедур и выпуска товара в свободное обращение, существуют и другие проблемы. Они касаются дальнейшего использования товара.
Специфические риски
Хозяйственный интерес стороны, получающей технологическое оборудование для собственных производственных нужд, напрямую связан с возможностью своевременно ввести оборудование в эксплуатацию и получить планируемую прибыль от его использования. Неправильно оформленный договор поставки данного имущества способен не только отдалить момент ввода оборудования в эксплуатацию, но и исключить саму возможность его использования на территории России. Препятствием может стать отсутствие у российского покупателя необходимого комплекта разрешительной документации. Дело в том, что для различных групп оборудования могут быть установлены требования о необходимости сертифицировать товар и регистрировать его компоненты (к примеру, контрольно-измерительные приборы) в стандартизированных российских реестрах, получать разрешения Ростехнадзора на применение технических устройств и т. п. И не оформив необходимые документы, предприятие импортер просто не сможет воспользоваться уже ввезенным новым оборудованием.
Рассмотрим подробнее проблемы, с которыми может столкнуться закупающая компания после покупки и ввоза станков, требующих получение разрешения Ростехнадзора на применение технологических устройств. Существует перечень документов, которые необходимо представить для получения такого разрешения. В ряде случаев разрешения на применение оборудования в России получают сами зарубежные производители, чаще всего это имеет место в отношении массово поставляемого в Россию оборудования. Если у производителя данный документ отсутствует, он должен быть получен самой российской компанией — покупателем. В тексте договора поставки необходимо четко оговорить условие о том, согласно которому продавец обязан представить достаточный объем документации для возможного самостоятельного получения разрешения российским покупателем импортного оборудования.
Отсутствие такого условия в договоре поставки может повлечь для российской компании расходы на:
- оплату дополнительных услуг импортного производителя, связанных с представлением пакета документов;
- оплату экспертиз, в том числе экспертизы промышленной безопасности;
- оплату стоимости услуг посреднических организаций, оказывающих услуги в области согласования разрешительной документации в органах Госгортехнадзора;
- погашение кредита (займа) и процентов в случае, если оборудование приобретено за счет кредитных (заемных) средств;
- прочие расходы, необходимые для получения разрешений.
Представление документации со стороны зарубежного контрагента является его правом, а не обязанностью, если другое не оговорено контрактом. Следовательно, гипотетически возможно то, что партнер по сделке просто откажется представлять необходимые документы российскому покупателю. Уполномоченные органы также вправе отказать в выдаче разрешений на применение поставленного в Россию оборудования.
Если отечественный покупатель не сможет получить необходимую документацию, то он понесет серьезные издержки. Прямой ущерб российской компании при невозможности получения разрешения на применение техники будет равен суммарной совокупности стоимостей оборудования, затрат на таможенное оформление, стоимости прохождения всех разрешительных процедур и оплаты прочих необходимых расходов. Косвенный ущерб будет связан с невозможностью использования поставленного оборудования и, соответственно, неполучением ожидаемой прибыли. Кроме того, расходы на получение разрешений будут отнесены на повышение балансовой стоимости имущества, что увеличит отчисления компании по налогу на имущество.
Очевидно, что, когда речь идет о поставках дорогостоящего оборудования, крупных технологических линий, финансовые вложения и ожидания инвесторов крайне высоки. В результате серьезного просчета экономическая эффективность сделки может быть сведена к нулю. Поэтому подготовке договора поставки должна предшествовать серьезная предварительная проработка. Рассмотренные аспекты должны быть заблаговременно проанализированы с привлечением специалистов в области логистики (для расчета транспортной составляющей), технических специалистов (для установления потребностей в разрешительной документации) и декларантов (для отнесения товаров к ТН ВЭД и обоснования ставок ввозных таможенных пошлин). Такой квалифицированный подход к организации поставки, предварительный анализ всех условий, подлежащих включению в договор, привлечение к работе экспертов позволит компании минимизировать возможные риски и избежать необходимости исправлять ошибки при исполнении заключенного договора поставки.
Литература:
1 Проект «Ведение бизнеса» [Электронный ресурс] // URL: http://russian.doingbusiness.org/data/exploreeconomies/russia (дата обращения: 14.05.2015)
2 ГК РФ ч.2, § 4. Поставка товаров для государственных или муниципальных нужд (в ред. Федерального закона от 02.02.2006 N 19-ФЗ) Справочно-правовая система «Консультант Плюс»: [Электронный ресурс] / Компания «Консультант Плюс». // URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_170140/?frame=4
3 TKS.RU — все о таможне. Таможня для всех — российский таможенный портал © 2000–2015 [Электронный источник] // URL: http://www.tks.ru/db/tnved
4 Миротин Л. Б. Транспортная логистика. — М.: Экзамен, 2003. — 512 с.
5 Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика снабжения. — СПб.: Питер, 2010. — 336 с.
Ключевые слова
импорт, логистика, таможенное оформление, договор поставки, фармацевтическое оборудование, ТН ВЭД, затраты на транспортировкуПохожие статьи
Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования
В данной научной статье автор рассмотрит и раскроет таможенные платежи, их роль в структуре бюджета РФ, а также роль таможенных органов в формировании бюджета РФ. Актуальность статьи заключается в том, что несоответствие потребностей развития экономи...
Обоснование учета потребительной стоимости судна при определении уровня ставок таможенных пошлин
В статье исследуются вопросы, связанные с формированием стоимости судна, влиянием на данный процесс мер таможенно-тарифного регулирования, применяемых государством для содействия развитию судостроения в России. Предложено с целью поддержки судостроит...
Способы и направления снижения издержек в цепях поставок
В статье анализируются логистические издержки, возникающие при выполнении логистических операций как собственными силами компании, так и с привлечением сторонних организаций. Основные составляющие логистических затрат включают снабженческо-транспортн...
Повышение эффективности транспортировки в цепях поставок
Актуальность исследуемой темы вызвана нарастающей модернизацией экономико-политической ситуации России, и эти изменения в первую очередь, коснулись логистического обеспечения грузоперевозок, поскольку они требуют создания новых механизмов для повышен...
Проблемы применения рамочного договора в сфере поставки продукции
Актуальность настоящего исследования обусловлена циклом взаимосвязанных вопросов, касающихся применения рамочного договора при поставке продукции. Автором рассмотрены общие положения заключения рамочного договора, проанализированы возникающие в связи...
Система совершенствования расчета транспортного налога Российской Федерации при соблюдении требований международного законодательства
Транспорт всегда являлся частью производственного процесса при доставке грузов и пассажиров на территории Российской Федерации, но с развитием новых технологических процессов необходимо вносить коррективы в законодательство, в том числе при расчете т...
Современные проблемы учета затрат на отечественных элеваторах
В статье на основе проведенного исследования условий функционирования организаций элеваторного комплекса и факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность их деятельности, определены информационные потребности современной системы управлен...
Категорирование товарных партий как перспективное направление развития системы управления рисками и её влияние на участников внешнеэкономической деятельности
Статья посвящена нововведениям в работе системы управления рисками, переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, влияние данного направления на деятельность участников ВЭД и работы таможенных органов. Автором разобраны...
Совершенствование механизмов ценообразования в оборонно-промышленном комплексе
Существенной проблемой, что мешает эффективному использованию новейших разработок в оборонной отрасли, является проблема ценообразования на продукцию военного назначения, выпускаемой на предприятиях различных форм собственности. Оптимальный механизм ...
Особенности квалификации преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
В статье автор исследует особенности квалификации составов преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На примере статистических исследований выделяются деяния, составляющие группу преступл...
Похожие статьи
Анализ деятельности таможенных органов в администрировании таможенных платежей: проблемы и направления совершенствования
В данной научной статье автор рассмотрит и раскроет таможенные платежи, их роль в структуре бюджета РФ, а также роль таможенных органов в формировании бюджета РФ. Актуальность статьи заключается в том, что несоответствие потребностей развития экономи...
Обоснование учета потребительной стоимости судна при определении уровня ставок таможенных пошлин
В статье исследуются вопросы, связанные с формированием стоимости судна, влиянием на данный процесс мер таможенно-тарифного регулирования, применяемых государством для содействия развитию судостроения в России. Предложено с целью поддержки судостроит...
Способы и направления снижения издержек в цепях поставок
В статье анализируются логистические издержки, возникающие при выполнении логистических операций как собственными силами компании, так и с привлечением сторонних организаций. Основные составляющие логистических затрат включают снабженческо-транспортн...
Повышение эффективности транспортировки в цепях поставок
Актуальность исследуемой темы вызвана нарастающей модернизацией экономико-политической ситуации России, и эти изменения в первую очередь, коснулись логистического обеспечения грузоперевозок, поскольку они требуют создания новых механизмов для повышен...
Проблемы применения рамочного договора в сфере поставки продукции
Актуальность настоящего исследования обусловлена циклом взаимосвязанных вопросов, касающихся применения рамочного договора при поставке продукции. Автором рассмотрены общие положения заключения рамочного договора, проанализированы возникающие в связи...
Система совершенствования расчета транспортного налога Российской Федерации при соблюдении требований международного законодательства
Транспорт всегда являлся частью производственного процесса при доставке грузов и пассажиров на территории Российской Федерации, но с развитием новых технологических процессов необходимо вносить коррективы в законодательство, в том числе при расчете т...
Современные проблемы учета затрат на отечественных элеваторах
В статье на основе проведенного исследования условий функционирования организаций элеваторного комплекса и факторов, оказывающих существенное влияние на эффективность их деятельности, определены информационные потребности современной системы управлен...
Категорирование товарных партий как перспективное направление развития системы управления рисками и её влияние на участников внешнеэкономической деятельности
Статья посвящена нововведениям в работе системы управления рисками, переход от категорирования участников ВЭД к категорированию товарных партий, влияние данного направления на деятельность участников ВЭД и работы таможенных органов. Автором разобраны...
Совершенствование механизмов ценообразования в оборонно-промышленном комплексе
Существенной проблемой, что мешает эффективному использованию новейших разработок в оборонной отрасли, является проблема ценообразования на продукцию военного назначения, выпускаемой на предприятиях различных форм собственности. Оптимальный механизм ...
Особенности квалификации преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд
В статье автор исследует особенности квалификации составов преступлений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. На примере статистических исследований выделяются деяния, составляющие группу преступл...