Сущность и необходимость управленческого мониторинга регионов на современном этапе развития России
Автор: Сурмай Зинаида Ахметовна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2012)
Статья просмотрена: 3165 раз
Библиографическое описание:
Сурмай, З. А. Сущность и необходимость управленческого мониторинга регионов на современном этапе развития России / З. А. Сурмай. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 172-175. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1480/ (дата обращения: 19.12.2024).
Понятие «мониторинг» все более широко вторгается во все сферы жизни общества. Применение мониторинга в научной сфере началось в почвоведении, затем распространилось на экологическую деятельность, а затем практически во все аспекты научной и практической работы. Именно многоплановость его применения и вызывает на сегодняшний день неоднозначность понимания, толкования, а отсюда – и его использование.
Мониторинг (от лат. monitor — предостерегающий) - это технология наблюдения и анализа изменений объекта управления, характеризуемая постоянством, регулярностью осуществления в течение всего управленческого цикла. Традиционные объекты мониторинга сегодня - это политические, экономические, социальные и научно-технические явления.
Термин «мониторинг» появился впервые в 1972 году перед проведением Стокгольмской конференции ООН по вопросам окружающей среды и первоначально относился исключительно к сфере биологии и к процессам, происходящим во внешней среде [4, с.70].
Так, учеными - экологами мониторинг характеризуется как комплексная система наблюдений за изменениями состояния биосферы или отдельных ее элементов под влиянием хозяйственной деятельности человека (антропогенных воздействий) [6, с.7].
В рамках социологических исследований мониторинг определяется как необходимый элемент в процессе решения различного рода управленческих задач. Так, И. В. Бестужев-Лада рассматривает мониторинг как средство обеспечения эффективного функционирования системы прогнозирования [2, с.39]. Представленная им система построения прогноза основана на специально организованном опросе экспертов об изменении ситуации. В дальнейшем И. В. Бестужев-Лада охарактеризовал мониторинг как постоянное, систематическое и последовательное наблюдение, оценку состояния окружающей среды, обусловленное хозяйственной деятельностью человека [1, с.101].
По мнению Т. А. Гавриловой и В. Ф. Хорошевского мониторинг - непрерывная интерпретация данных в реальном масштабе времени и сигнализация о выходе тех или иных параметров за допустимые пределы [3, с.42].
Б. В. Дубинин и A.B. Толстых, исследуя сущность социологического мониторинга, отмечают его систематический, повторяющийся характер. Основной целью мониторинга они считают не учет изменений или фактического состояния объекта (процесса), а создание научной информационной основы для реализации социальных программ, позволяющей учитывать социально-культурные особенности различных поколений населения [7, с.18].
С. Загрядских, Е. Антосенков и О. Петров определяют мониторинг, как инструмент управления социально-экономическим развитием региона, обеспечивающий оперативный сбор данных о явлениях и процессах, описываемых небольшим количеством особо важных показателей с целью оперативной диагностики объекта исследования в динамике, т.е. как процесс формирования информационной базы управления [8, с.221].
Для Т.А. Оводовой мониторинг - инструмент наблюдения и анализа, применяемый для отслеживания преобразований количественного и качественного характера с целью получения их объективной характеристики и последующего ее использования в диагностике объекта мониторинга по основным индикаторам [9, с.15].
В.В. Дик считает, что мониторинг представляет собой систему и, прежде всего - расчетно-диагностическую, целью которой является наблюдение за состоянием объекта или процесса и своевременная сигнализация о появлении негативных явлений, для того, чтобы также своевременно предоставить рекомендации по их ликвидации [5, с.64].
Н.М. Ульяницкая рассматривает мониторинг в системе, состоящей из нескольких последовательных этапов, которые начинают реализоваться после принятия управленческих решений. Этими этапами являются: диагностика текущего состояния, непосредственное управление текущим состоянием, разработка и принятие новых управленческих решений с учетом оценки прежних результатов на основе сопоставления отчетной информации с базисной [11, с.24].
На взгляд же Ю.В. Якишина, наиболее соответствующим заявленной теме исследования является определение социально – экономического мониторинга, под которым понимается система наблюдения, оценки, анализа и прогноза экономической и социальной обстановки, складывающейся на территории субъекта федерации, местного самоуправления [12].
В такой трактовке главная цель функционирования социально-экономического мониторинга состоит, по мнению Ю.В. Якишина, в обеспечении органов территориального управления полной, своевременной и достоверной информацией о процессах, протекающих в различных сферах экономики, о складывающейся социальной ситуации для принятия решений, направленных на поддержку позитивных и ослабление негативных тенденций [12].
Следует отметить, что в настоящее время не сложилось единого мнения и об основных задачах социально-экономического мониторинга территорий и это несмотря на то, что мониторинг давно стал составной частью деятельности управления, единого подхода к этому понятию в этой сфере деятельности до сих пор не выработано. Недостаточно разработаны основные проблемы его использования в управлении, четко не определены его цели и задачи, не создана система мониторинговых исследований, нет отлаженной системы реализации и распространения полученной информации, не сформирована система сбора данных, нет единого подхода к понятию индикаторов (критериев). Эти недостатки приводят к тому, что до сих пор не разработаны удобные методики анализа данных мониторинга, что создает трудности в управлении регионами. Для решения имеющихся практических проблем применения исследуемого понятия необходимо, прежде всего, определиться с сущностным содержанием управленческого мониторинга. Формирование этого понятия необходимо также и с научной точки зрения с целью более глубокого изучения такого сложного явления, каким выступает мониторинг.
В настоящее время мониторинг социально – экономического развития регионов должен рассматриваться с позиций управления, в связи с чем интересным является определение мониторинга Э.Н. Рычихиной, в соответствии с которым он представляет собой специально организованное, целенаправленное и систематическое наблюдение за состоянием элементов, явлений, процессов и взаимодействий с целью их оценки, контроля или прогноза. Систематичность мониторинга означает, что он представляет собой постоянно действующий информационный процесс [10].
Под управленческим мониторингом понимаем процесс систематического отслеживания и сбора данных об объекте управленческой деятельности как системе и внешних факторах, влияющих на него, обработка полученных результатов, их сохранение, использование и распространение с целью эффективного воздействия субъекта управления на управляемый объект [10].
Таким образом, в предлагаемом Э.Н. Рычихиной определении фиксируются следующие характерные черты управленческого мониторинга:
управленческий мониторинг представляет собой протяженное постоянное во времени действие;
он включает в себя систематическое отслеживание определенных постоянных параметров социально-экономической системы, то есть представляет собой проводимый с определенной периодичностью сбор данных о важнейших характеристиках подсистем и элементов изучаемой большой системы;
системный характер управленческого мониторинга является важным условием его эффективности, что подразумевает изучение параметров как внутренней, так и внешней среды, а также взаимосвязи всех ее составляющих;
важной сущностной характеристикой управленческого мониторинга является то, что он должен проводиться не только сам систематически, но и представлять собой систему, включающую данные всех подсистем, входящих в большую систему, какой является организация. Именно системность мониторинговой деятельности позволяет выступать ему максимально эффективно и давать системе управления организацией необходимую информацию о состоянии системы в динамике, выявлять и прогнозировать возможные направления ее трансформации;
сбор мониторинговых данных осуществляется при помощи разнообразных методов в зависимости от того, какие составные части системы изучаются. в основу выбора должны быть положены общенаучные и частные методы исследования;
полученные данные должны подвергаться обработке при помощи различных методов, прежде всего сравнения и анализа;
при проведении управленческого мониторинга должны создаваться условия для упорядоченного хранения полученных данных, их систематизация, применение современных информационных технологий;
полученные мониторинговые данные должны быть востребованы системой управления для прогнозирования и принятия на этой основе управленческих решений, а также распространяться для их использования на различных уровнях организационной системы;
эффективность управленческого мониторинга связана с правильной постановкой цели его проведения и использования его результатов.
Выделенные и описанные выше сущностные черты управленческого мониторинга на уровне региона отражены схематично на рисунке 1.
Рис. 1 - Схематическое отражение сущности понятия «управленческий мониторинг» на региональном уровне
Управленческий мониторинг должен опираться на теорию управления, учение о развитии, концепцию циклов, кризисов и катастроф и т. п. Это позволит:
- посредством сравнения выявлять происходящие в объектах наблюдения изменения;
- на основе корреляций между переменными устанавливать механизмы происходящих в объектах наблюдения процессов и явлений;
- посредством статистических заключений обогащать знания, повышая тем самым достоверность представлений об исследуемом объекте.
Таким образом, мониторинг представляет собой специально организованное, целенаправленное и систематическое наблюдение за состоянием элементов, явлений, процессов и взаимодействий с целью их оценки, контроля или прогноза. Систематичность мониторинга означает, что он представляет собой постоянно действующий информационный процесс.
На наш взгляд, на сегодняшний день наиболее приемлемым для изучения социально – экономического положения регионов является проведение управленческого мониторинга, основой которого должен являться стратегический анализ, по результатам которого будет осуществляться дальнейшее планирование их развития.
Важность управленческого мониторинга регионов определяется тем, какие он должен выполнять функции, к которым отнесем следующие:
наблюдение за состоянием региона на основе установленных системой показателей (индикаторов);
определение степени отклонения фактически полученных данных о деятельности региона от предусмотренных;
проведение диагностики с целью выявления состояния региона, причины появления проблем в управлении и на основе полученных данных об отклонениях или серьезных ухудшениях в состоянии и развитии сформировать основания для возможных путей ее решения;
предложение оперативных, своевременных управленческих решений по нормализации деятельности всего региона в соответствии с поставленными стратегическими целями и выработанными плановыми показателями;
позволяет осуществлять регулярную текущую корректировку целей и показателей развития региона в случае ее необходимости, включая стратегические.
Литература:
Бестужев-Лада И.В. Нормативное социальное прогнозирование: возможные пути реализации целей общества. Опыт систематизации. / И.В. Бестужев-Лада - М.: Наука,1987.- 214 с.
Бестужев-Лада И.В. Экспертный сценарно-прогностический мониторинг: принципы организации. / И.В. Бестужев-Лада // Социологические исследования. - 1993. - № 8. - С.100-104.
Гаврилова Т.А. Базы знаний интеллектуальных систем. / Т.А.Гаврилова, В.Ф. Хорошевский - СПб.: Питер, 2001. – 382 с.
Гашев С. Н. Динамика численности млекопитающих в экологическом мониторинге / С.Н. Гашев // Вестник экологии, лесоведения и ландшафтоведения. - Вып. 1. - Тюмень: Изд-во ИПОС СО РАН, 2000. – 70 – 78 с.
Дик В.В. Методология формирования решений в экономических системах и инструментальные методы их поддержки. / В.В. Дик - М.: Финансы и статистика, 2000. – 300 с.
Дмитриев В.В. Методологические основы создания экологического мониторинга урбанизированных территорий / Под ред. А.И. Чистобаева и Н.И.Тертычного. // Мониторинг природы и общества. Теоретические и прикладные аспекты. - СПб., 2001. – 135 с.
Дубинин Б.В. Феноменальный мир слухов / Б.В. Дубинин, А.В Толстых // Социологические исследования. - 1995. - №1. - С. 17-20.
Загрядских С.А. Мониторинг как инструмент управления социально-экономическим развитием региона. / Загрядских С. А.//Управление развитием региона и города: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, октябрь 1999 г. - М.: Изд-во РАГС, 2000. – 220 – 222 с.
Оводова Т.А. Развитие региональной системы рыночного хозяйства: диагностика, мониторинг, прогнозирование (на примере Республики Адыгея): Автореф. дис. ... канд. экон. наук / Т.А. Оводова. - Майкоп, 2002. – 45 с.
Рычихина, Э.Н. Роль мониторинга в формировании перспективного плана социально-экономического развития муниципального образования / Э.Н. Рычихина // Региональная экономика и управление: электр. науч. журн. / ГОУ ВПО "ВятГУ", ООО "МЦНИП" - [Электронный ресурс]. – Киров: ООО "Международный центр научно-исследовательских проектов", 2008. - №1 (13). - № рег. статьи 0035 - Режим доступа к журн.: http://region.mcnip.ru.
Ульяницкая Н.М. Мониторинг локального уровня управления. / Н.М. Ульяницкая -Ростов-на-Дону: СКНЦ ВШ, 1999. – 136 с.
Якишин Ю.В. Социально-экономический мониторинг как инструмент информационно-аналитического обеспечения управления структурной перестройкой экономики города. // Проблемы современной экономики. – 2011. - № 2 (30) [Электронный ресурс]: http://www.m-economy.ru/