Особенности региональной бюджетной политики в современных условиях (на примере Республики Саха (Якутия) | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Михайлов, А. В. Особенности региональной бюджетной политики в современных условиях (на примере Республики Саха (Якутия) / А. В. Михайлов. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1725/ (дата обращения: 16.11.2024).

7 октября 2011г. Президент Республики Саха (Якутия) (РС(Я)) обратился к парламенту республики с Бюджетным посланием, в котором обозначены наиболее перспективные направления экономической и социальной политики, требующие новых подходов, грамотного использования всех ресурсов, а также, возможно, некоторого переосмысления взаимоотношений власти и населения, власти и бизнеса, переоценки устоявшихся взглядов на запросы общества и на его реальные возможности.

Бюджетное послание содержит предложения по решению следующих конкретных задач:

- во-первых, децентрализация межбюджетных отношений. Процесс децентрализации бюджетных отношений заключается в выделении муниципальных бюджетов как самостоятельного и исходного звена системы, в увеличении доли региональных бюджетов в доходах и расходах консолидированного бюджета страны, а доходов и расходов муниципальных образований - в региональных бюджетах; в появлении новых источников формирования доходов и направлений использования бюджетных средств регионов и муниципалитетов, санкционированных нормативными актами, принимаемыми на уровне субъектов федерации. В республике в 2012 году должен быть завершен процесс передачи отдельных государственных полномочий в области сельского хозяйства муниципалитетам, что позволит муниципальным образованиям самостоятельно разрабатывать экономическую политику поддержки сельхозтоваропроизводителей с учетом рационального и обоснованного использования бюджетных средств;

- во-вторых, выполнение всех социальных обязательств. Основная доля средств бюджета будет иметь социальную направленность – развитие образования, здравоохранения, культуры и спорта, повышение оплаты труда работников бюджетной сферы. Предстоит повысить эффективность бюджетных расходов, усилить работу органов местного самоуправления, создать приемлемые условия для населения при приобретении жилья. При этом существенного увеличения налоговых поступлений до 2015 года ожидать не стоит. Основным инструментом для выполнения поставленных задач будут программно-целевой метод контроля над расходами средств бюджета и обеспечение доступности информации.

Особенностью бюджетной политики в РС (Я) в 2012 - 2014 годах является то, что будет осуществлен переход на программно-целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти при безусловном обеспечении сбалансированности консолидированного бюджета республики. Под сбалансированностью понимается обеспечение соответствия полномочий (обязательств) различных уровней государственной власти: федеральной, региональной и местного самоуправления, с их финансовыми ресурсами. При этом переход на новые принципы финансирования коснется всех бюджетных организаций, со временем они будут получать средства не на исполнение определенной сметы, как было до этого, а через субсидии. Полномочия руководителей госучреждений будут расширены, повысится их ответственность. Фактически они должны превратиться в топ-менеджеров, эффективность работы которых будет чётко прослеживаться при планировании бюджетных расходов.

На ближайшие три года основными целями бюджетной политики будут:

- повышение качества человеческого капитала - развитие образования и реализация проекта «Наша новая школа»; улучшение здоровья граждан и модернизация здравоохранения; приобщение к духовно-культурным ценностям; формирование здорового образа жизни; развитие массовой физической культуры и спорта; повышение эффективности социальной защиты населения; обеспечение комплексной безопасности социальных объектов;

- повышение доступности жилья;

- развитие транспортной инфраструктуры и создание дорожного фонда;

- поддержка инновационных проектов и проектов, направленных на повышение энергетической эффективности;

- развитие малого предпринимательства;

- обеспечение сбалансированности консолидированного бюджета республики;

- обеспечение нацеленности бюджетной системы на достижение конечных результатов.

Доля социально-ориентированных расходов государственного бюджета в 2012 году составит более 75%, что приведет к повышению фонда оплаты труда в бюджетной сфере, индексации социальных пособий и стипендий.

Для повышения эффективности бюджета требуется соблюдение следующих принципов ответственной бюджетной политики:

• консервативность и надежность экономических прогнозов и предпосылок, положенных в основу бюджетного планирования;

• учёт долгосрочной программы социально-экономического развития республики;

• ограничение и управляемость государственного долга;

• недопустимость использования разовых (краткосрочных) доходов для финансового обеспечения постоянных расходных обязательств или увеличение их объемов;

• принятие новых расходных обязательств только при наличии чёткой оценки последствий принятия такого решения на возможности бюджета;

• создание необходимых финансовых резервов.

Останутся неизменными приоритеты государственной инвестиционной политики: строительство школ взамен ветхих и аварийных зданий, строительство детских садов, объектов здравоохранения, обеспечение пожарной безопасности социальных объектов с круглосуточным пребыванием людей. В жилищной политике основными направлениями будут: мероприятия по обеспечению доступности жилья для граждан; рост объёмов на строительство индивидуального жилья в сельской местности; сокращение доли ветхого и аварийного жилья.

В рамках проведения в 2012 году Международного форума «Россия – спортивная держава» и V Международных спортивных игр «Дети Азии» значительные инвестиции будут направлены на строительство спортивных объектов.

Еще одним важным направлением бюджетной политики станет реализация Концепции создания информационной системы управления общественными финансами, так называемый электронный бюджет – достижение максимальной открытости, прозрачности и подотчётности финансовой деятельности. Таким образом, будет обеспечены электронное взаимодействие по исполнению бюджета (электронное казначейство) и обмен информацией с применением электронно-цифровой подписи (ЭЦП) и переход на безбумажный документооборот по всем операциям.

В целях осуществления перехода на программно-целевое планирование расходов государственного бюджета на основании Указов Президента РС (Я) от 08 мая 2011 г. №№ 635 - 636 постановлением Правительства республики от 18 июня 2011 г. № 260 утвержден перечень 37 государственных программ на 2012 - 2016 годы по приоритетным направлениям социально-экономического развития республики. За каждой государственной программой закреплен один ответственный исполнитель, что будет способствовать повышению ответственности руководителей органов исполнительной власти за достижение конечных результатов. При переходе на программно-целевой принцип организации деятельности органов исполнительной власти будет усилена работа по внедрению оценки качества осуществления бюджетного процесса органами местного самоуправления. Основное внимание при проведении такой оценки необходимо направить на проведение муниципальными образованиями следующих работ:

1) соблюдение условий предоставления межбюджетных трансфертов;

2) соблюдение нормативов расходов на содержание органов местного самоуправления;

3) недопущение роста кредиторской задолженности по расходным обязательствам муниципального образования.

Результаты оценки деятельности органов местного самоуправления будут применяться при предоставлении межбюджетных трансфертов из государственного бюджета республики, в том числе дотаций, на поддержку мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов, субсидий на софинансирование расходных обязательств местного значения.

Также в Бюджетном послании Президента РС (Я) были подведены основные итоги социально-экономического развития республики в 2010 году и в первом полугодии 2011 года, которые свидетельствуют о смещении вектора экономической политики республики с антикризисного на стабилизационный. Темпы развития не только не сбавились, но и постепенно наращиваются.

Якутия – один из немногих субъектов в Дальневосточном и Сибирском регионах, которому присвоены кредитные и инвестиционные рейтинги международных агентств, которые ежегодно повышаются и подтверждаются.

Основные параметры прогноза социально-экономического развития Республики Саха (Якутия) до 2014 года, в %

Показатели

2010 отчет

2011 оценка

Прогноз

2012

2013

2014

Темп роста ВРП

102,6

106,1

104,3

106,3

107,2

ИФО промышленного производства

118,0

109,5

106,1

109,6

110,3

в том числе без учета добычи алмазов

135,0

118,2

109,8

114,2

116,2

Темп роста инвестиций в основной капитал

57,3

118,7

109,8

100,6

131,8

Реальные располагаемые денежные доходы населения

102,8

106,7

103,2

103,4

103,7

Основным обобщающим показателем, характеризующим социально-экономическое развитие республики, является валовой региональный продукт (ВРП). Якутия входит в пятерку регионов с наибольшими показателями объема ВРП на душу населения, среди регионов ДФО занимает третье место после Сахалинской области и Чукотского автономного округа.

Если в 2009 году валовой региональный продукт республики сложился со снижением уровня предыдущего года (97,6%), то, начиная с 2010 года, продолжается восстановление положительного роста ВРП.В 2011 году рост ВРП прогнозируется на 106,1 % к уровню 2010 года, объём ВРП вырастет до 411 млрд. рублей.

Ключевыми видами деятельности, обеспечивающими основной объем ВРП в 2011 году, являются: добыча полезных ископаемых (35% к общему объему), строительство (10%), транспорт (11%), торговля (8%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (5,8%) и сельское хозяйство (3,2%).

В 2012 - 2014 годы темпы роста ВРП прогнозируются в пределах 105 - 107%. В целом по России темпы роста ВВП на 2012 - 2014 годы составят 103,7 - 104,6%, что базируется на относительно благоприятных оценках внешних условий: восстановление мировой экономики темпами 3,7 - 4,0% в год.

Росту экономики развитых стран в ближайшей перспективе будет способствовать оживление производства, пост кризисное восстановление потребления и инвестиций. В США рост экономики на 2012-2014 годы прогнозируется в пределах 1,6 - 2,8%, в Еврозоне на 1,0 - 1,4%, Японии 1,6 - 2,6% и в Китае на 7,8 - 8,0%.

Объём ВРП на душу населения в 2011 году составит 429 тыс. руб., что на 37% выше, чем средний по ДФО и на 36% выше, чем средний по стране.

В 2010 году положительная динамика развития республики базировалась на интенсивном росте промышленного производства (118%), в том числе за счет активизации потребительского спроса на фоне повышения денежных доходов населения (102,8%), прибыли предприятий (в 3,6 р.), грузооборота транспорта (104,8%), оборота розничной торговли (103,6%), платных услуг населению (105,7%) и увеличения ввода жилья на 3,4%.

За январь - август 2011 года индекс промышленного производства составил 116,2% к январю-августу 2010 года. Достижение индекса промышленного производства в основном связано с ростом добычи алмазов (109,1% к прошлому году), золота – 105,1%, нефти, включая газовый конденсат 170,5%.

Тенденция наращивания объема выработки электроэнергии в значительной степени связана с ростом промышленного производства в энергоемких отраслях республики - в алмазодобывающей промышленности (109,1% к уровню прошлого года) и в нефтедобывающей промышленности (164%).

В 2011 году объем добычи алмазов оценивается в 2 609,6 млн. долларов США с увеличением к уровню предыдущего года на 8,3%.

Объем работ по виду деятельности «строительство» за январь-август 2011 года составил 30,5 млрд. рублей или 119%.

В результате сохранения стабильности бюджетной и финансовой системы, государственной поддержки системообразующих предприятий 6 отраслей экономики, создания оптимальных условий для развития предпринимательства и стабильной работы предприятий на 1 августа 2011 года сложился положительный сальдированный финансовый результат отраслей экономики в размере 50,4 млрд. руб. или увеличился в 2,7 раза к уровню 2010 года в основном за счет добычи полезных ископаемых. В 2011 году прибыль оценивается в 76,2 млрд. рублей, что выше уровня 2010 года в 2 раза.

Вместе с тем, имеется значительная доля убыточных предприятий организаций – 44%, в основном по связи (почта), по добыче каменного, бурого угля и производству, передаче и распределению тепловой энергии.

Продолжаются модернизация социальной сферы, реализация приоритетных национальных проектов, пилотных проектов и совершенствование новой системы оплаты труда. Среднемесячная заработная плата по республике в январе - августе 2011года составила 33 094,8 рублей и возросла к соответствующему периоду прошлого года на 13,6%, при этом реальная заработная плата составила 107,6%. В текущем году с превышением темпов роста заработной платы над уровнем индекса потребительских цен рост реальной заработной платы ожидается до 109,6% по отношению к прошлому году. Оценочный уровень среднемесячной заработной платы в 2011 году составит 33,7 тысяч рублей. В целом по России среднемесячная заработная плата в 2011 году составит 23,5 тыс. рублей, реальная при этом увеличится на 3,6%.

Просроченная задолженность по заработной плате в республике на 1 сентября 2011 года составила 1,4 млн. рублей.

Инфляция на потребительском рынке Якутии по итогам 2010 года составила 106,0% (декабрь 2010 года к декабрю 2009 года) при расчетном среднегодовом значении 106,0%.

Темп инфляции на 2011 год спрогнозирован исходя из факта по состоянию на август 2011 года. Минэкономразвития России прогнозирует рост инфляции на 2011 год до 6,75% (декабрь к декабрю) и 8,6% в среднем за год. В республике, исходя из факта в августе 2011 года 5,7% к декабрю 2010 года, темп инфляции в целом за 2011 год ожидается на уровне 7,8% декабрь к декабрю или 7,2% в среднем за год.

Основным фактором замедления инфляции становится снижение роста цен на продовольственные товары после их роста с августа 2010 года по февраль 2011 года на 10,9 процента. Ослабление роста цен на продовольствие и потребительской инфляции началось уже в марте 2011 года, на что повлияло:

- увеличение предложения продуктов за счет роста продовольственного импорта, в том числе в результате принятых мер по его стимулированию (отмена ввозных пошлин на картофель, ряд овощей и другие продукты);

- начавшееся снижение мировых цен на продовольствие: с февраля – на сахар, с марта – на масла, зерно и замедление роста цен на мясо, молочные и другие товары на мировых рынках, что отразилось на замедлении роста внутренних цен на сельхозпродукцию – в марте рост цен замедлился до 1,3% после 4,8% за январь - февраль. До конца года ожидается дальнейшее снижение мировых цен на зерно и продовольствие, в том числе за счет позитивных ожиданий урожая в России, что на фоне укрепления курса рубля будет сдерживать рост внутренних цен на сельскохозяйственные и продовольственные товары. На остальные товары и рыночные услуги сохраняется умеренный рост цен.

На 2012 год темпы инфляции ожидается немного выше предложенных сценарными условиями функционирования экономики в РФ: 6,2% против 5,1% прогнозируемых по стране.

В 2013 году инфляция планируется на уровне 5,5-5,9%, в 2014 году 5,0 – 5,2%, что соответствует темпам инфляции в России.

Приоритетной задачей тарифной политики согласно сценарным условиям РФ в 2012 - 2014 годах является ограничение темпов роста тарифов субъектов естественных монополий, при сохранении текущей надежности и качества снабжения потребителей товарами и услугами субъектов естественных монополий.

В целях снижения роста инфляции в начале 2012 года принято решение о переносе на середину года индексации повышения регулируемых тарифов на энергоносители, когда традиционно снижается их потребление. За счет переноса индексации рост тарифов на услуги организаций коммунального комплекса в 2012 году снизится до 4,8% в среднем за год к предыдущему году.

Средний рост конечных цен на электроэнергию для всех категорий потребителей за 2012 год к 2011 году составит 11%, для населения – 3% (с ростом с 1 июля в размере 6 процентов). При этом совокупный платеж граждан (при сопоставимых объемах потребления услуг) поднимется с 1 июля 2012 года не более чем на 12%. В случае преобладания в структуре платежа оплаты за услуги газоснабжения, прирост платы граждан с 1 июля 2012 года составит не более 15%.

Расходы консолидированного бюджета республики в2012 году составят 125,1 млрд. рублей, со снижением к оценке 2011 года на 1,3%.

Расходы на инвестиционные программы за счет государственных источников в 2012 году оцениваются 49,3 млрд. рублей, что незначительно ниже оценки расходов на указанные цели в 2011 году. За счет средств государственного бюджета РС (Я) в 2012 году расходы на инвестиции запланированы в объеме 9,3 млрд. рублей.

Всего объем средств, расходуемых на территории республики, на 2012 год прогнозируется в размере 374,9 млрд. рублей, что выше оценки 2011 года на 5,8%.

Таким образом, определенные в Бюджетном послании президента РС (Я) и основных направлениях социально-экономического развития республики цели и задачи, пути их реализации должны стать залогом успешного развития республики в ближайшие годы, ответом на те риски и вызовы, которые существуют.

Основные термины (генерируются автоматически): местное самоуправление, промышленное производство, Россия, рубль, темп инфляции, якутия, бюджетная политика, государственный бюджет, исполнительная власть, консолидированный бюджет республики, млрд, расход, социально-экономическое развитие республики, среднемесячная заработная плата.

Похожие статьи

Особенности налогообложения коммерческих организаций (на примере нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия)

Анализ дифференциации населения по уровню доходов (на примере Республики Саха (Якутия)

Реализация права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Саха (Якутия)

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Медико-социальные аспекты здоровья населения на примере Республики Северная Осетия — Алания

Проблемы мировой юстиции в Республике Тыва и пути их решения

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия) и их структура за ряд лет

Оценка динамики социально-экономической дифференциации южных регионов Кыргызской Республики

Статистический анализ дифференциации доходов населения в условиях реформирования экономики Брянской области

Похожие статьи

Особенности налогообложения коммерческих организаций (на примере нефтегазового комплекса Республики Саха (Якутия)

Анализ дифференциации населения по уровню доходов (на примере Республики Саха (Якутия)

Реализация права законодательной инициативы в субъектах Российской Федерации (на примере Республики Саха (Якутия)

Региональная налоговая политика: проблемы и перспективы реализации на примере Республики Дагестан

Государственное регулирование малого и среднего бизнеса в Российской Федерации: проблемы и перспективы

Медико-социальные аспекты здоровья населения на примере Республики Северная Осетия — Алания

Проблемы мировой юстиции в Республике Тыва и пути их решения

Бюджетные и налоговые показатели Республики Саха (Якутия) и их структура за ряд лет

Оценка динамики социально-экономической дифференциации южных регионов Кыргызской Республики

Статистический анализ дифференциации доходов населения в условиях реформирования экономики Брянской области