Электронная торговля (e-trading) в Болгарии – состояние и проблемы
Автор: Велковска Гена Цветкова
Рубрика: 17. Внутренняя и внешняя торговля
Опубликовано в
международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, февраль 2012)
Статья просмотрена: 389 раз
Библиографическое описание:
Велковска, Гена Цветкова. Электронная торговля (e-trading) в Болгарии – состояние и проблемы / Гена Цветкова Велковска. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 183-186. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1757/ (дата обращения: 19.12.2024).
Введение
Традиционная ежегодная выставка электронной торговли в Великобритании (Expo) является одним из крупнейших мероприятий, представляющих интерес в области электронной торговли (e-trading) в европейском и мировом масштабе. В этом году (2012 году) мероприятие запланировано на октябрь.
Как составная часть глобального информационного пространства Республика Болгария, в качестве современной европейской страны, активно использует широкий спектр электронных услуг. Электронная торговля играет важную роль в экономике Болгарии. Она регулируется конкретными болгарскими правовыми актами в соответствии с установленной директивой Европейского союза – Директивой (31), принятой Европейским Парламентом и Советом Европы 08.06.2000 г. о некоторых правовых аспектах услуг информационного общества и, в частности, электронной торговли на внутреннем рынке (Директива об электронной торговле). В соответствии с философией этой Директивы развитие электронной торговли в информационном обществе предоставляет значительные возможности для трудоустройства по месту жительства, особенно в малых и средних предприятиях, и стимулирует экономический рост и инвестиции европейских компаний в инновационные технологии. Таким образом, повышается конкурентоспособность европейской промышленности, при условии, что каждый человек имеет доступ к Интернету.
В связи с вышеизложенным целью данной работы является анализ фактического положения в Болгарии с точки зрения практического применения электронной торговли. Задачи работы:
Рассмотреть некоторые ключевые моменты в болгарском законодательстве, касающиеся электронной торговли;
Сделать обзор работающих юридических лиц в области защиты электронной торговли;
Проанализировать некоторые официальные данные Национального статистического института Болгарии (NSI) об электронной торговле;
Систематизировать некоторые проблемы и барьеры, связанные с развитием электронной торговли в Болгарии.
1. Общие замечания
Как известно, электронная торговля (e-trading - английский) является коммерческой практикой, состоящей в осуществлении коммерческой сделки (покупка - продажа) с помощью электронных систем, таких как Интернет и другие компьютерные сети.
Практика электронной торговли осуществляется в различных формах, в зависимости от участников:
B2C – „business to customer“ или «от бизнеса к клиенту». Эта форма электронной торговли находит применение прежде всего в интернет-магазинах, созданных на основе каталога маркетинга;
B2B – „business to business“ или «от бизнеса к бизнесу», когда компании интегрируют свои информационные системы для автоматизации обмена товарами с информацией между ними;
C2C – „customer to costumer“ или «от клиента к клиенту». Как правило, это схемы, где торговля происходит между пользователями платформы. Платформа поставщика только обеспечивает инфраструктуру;
B2G – „business to government“ или «от бизнеса к правительству». В этом случае компании предлагают услуги правительству с необходимой специфичностью (например, прозрачность).
Обзор болгарского законодательства в области электронной торговли
А. Закон об электронной торговле
Электронная торговля по смыслу этого закона является предоставлением услуг информационного общества (статья 1, пункт 2). Что характерно для электронных услуг: Во-первых, они обеспечивают услугу на расстоянии; Во-вторых, они предоставляют услугу с помощью электронных средств; Во-третьих, они обеспечивают явное заявление со стороны получателя.
В соответствии с Законом об электронной торговле услуги информационного общества предоставляются свободно (ст. 2).
В этом обмене услуг участвуют две лица: поставщик и получатель. Поставщик и получатель - физические или юридические лица.
Обязательства по предоставлению информации записаны в главе II закона. Основными из них являются:
Обеспечение прямого доступа получателю;
Обеспечение четкой информации о целях хранения информации.
И т.д.
Закон регулирует также сущность коммерческих сообщений. В ст. 5 (1) они могут быть идентифицированы как реклама или другие сообщения, прямо или косвенно, товары и услуги. К коммерческим сообщениям существуют конкретные требования:
Легко идентифицировать их как коммерческие;
Четкая идентификация физических и/или юридических лиц, от имени которых будут сделаны коммерческие сообщения;
Определить четкие и однозначные условия использования рекламных предложений.
Закон регулирует и еще один тип сообщения - нежелательные коммерческие сообщения. Для них существует специальный порядок, установленный Постановлением Совета Министров Болгарии. Реализации потенциала электронной торговли предшествует договорное предложение поставщика. Поставщик обязан представить точную информацию для получателя по договору.
Контроль за осуществлением закона об электронной торговле осуществляется комиссией по защите прав потребителей. Комиссия по защите прав потребителей является юридическим лицом и финансируется из бюджета правительства. Это еще и компетентный орган Министерства экономики, энергетики и туризма, с региональными структурными единицами.
Основные положения функционирования этой Комиссии намечены в Законе о защите
потребителей.
Б. Закон о защите потребителей
В разделе II, главы IV этого Закона "Договор о продаже на расстоянии" регулируются средства дистанционного обмена информацией между поставщиком и потребителем. Некоторые из этих средств: электронная почта, Интернет и т.д. Если все в коммерческой сделке отвечает требованиям закона, оплата услуг и принципиально денежные отношения между участниками в обмене регулируются в соответствии с другим законом - Закон о денежных переводах, электронных платежных инструментах и платежных системах.
В. Закон о денежных переводах, электронных платежных инструментах и платежных системах
В главе III этого Закона характеризируются электронные платежные инструменты.
Электронные платежные инструменты и платежные системы это:
Платежные инструменты для удаленного доступа;
Инструменты для электронных денег.
Платежный инструмент - такое средство удаленного доступа, которое позволяет уполномоченным держателям доступ средств на банковский счет с использованием электронных или иных технических средств, таких как:
Банковские платежные карты;
Электронные банковские платежные заявления, вкл. при дистанционном банковском обслуживании.
Электронные деньги в соответствии с законом имеют денежную стоимость, но в электронном виде, хранятся на электронном инструменте и принимаются в качестве платежного средства лицами, не являющимися эмитентами. Электронные деньги могут быть выданы только после поступления денежных средств в размере не менее денежной стоимости выпущенных электронных денег. Электронные деньги хранятся на электронном инструменте.
Платежная система, согласно этому закону, - это система, которая:
Обеспечивает перевод денежных средств между участниками;
Имеет как минимум три участника, за исключением расчетного агента;
Действует на основании письменного соглашения, содержащего общие правила и стандартные процедуры для проведения переводов в соответствии с законами Республики Болгарии и подписывается всеми участниками системы.
Защита прав и интересов участников электронных сделок отражается в электронном документе об электронной подписи.
Г. Закон об электронном документе и электронной подписи
Электронный документ, согласно закону, является электронной выпиской на магнитных, оптических или других средствах информации, что позволяет ему воспроизвести информацию. Электронное заявление - это словесное заявление, представленное в цифровой форме через общий стандарт для конвертации, чтения и визуального представления информации.
Электронной подписью является любая информация в электронном виде, которая логически ассоциируется с электронной выпиской, устанавливая его авторство.
Закон квалифицирует два вида электронной подписи:
Усовершенствованные;
Квалифицированные.
Усовершенствованная подпись:
Позволяет идентификацию автора;
Связывается уникальным способом с автором;
Находится под контролем автора;
Связана с заявлением, чтобы обеспечить установление каких-либо последующих изменений.
Квалифицированная электронная подпись является передовой электронной подписью, которая должна отвечать следующим требованиям:
Сопровождаться сертификатом, выданным поставщиком сертификационных услуг с квалифицированной электронной подписью;
Наличие устройства для безопасного создания подписи.
Квалифицированная электронная подпись имеет значение собственноручной подписи. Защита персональных данных подлежит специальному закону.
Д. Закон о защите личных данных
Целью этого закона является обеспечение конфиденциальности и неприкосновенности частной жизни болгарских граждан путем защиты лиц от злоупотреблений. Защита отдельных лиц при обработке их персональных данных и в обеспечении доступа к этим данным и мониторинга по смыслу Закона осуществляется независимым государственным органом - Комиссией по защите личных данных.
Электронная торговля - ситуация в Болгарии в настоящее время
В Болгарии работает Болгарская ассоциация электронной торговли (БАЭT). Целями, преследуемыми БАЭТ, являются:
Защита общественных интересов и прав членов ассоциации перед государственными органами и учреждениями и перед другими организациями в стране и за рубежом.
Повышение общественного доверия к электронной торговле.
Оказание помощи членам ассоциации относительно новых требований, стандартов закона и других положений, связанных с электронной торговлей.
Создание профессиональных стандартов среди членов этики БАЭТ, обслуживания и повышения безопасности интернет-магазинов.
Увеличение объема и повышение безопасности электронной торговли.
Соблюдение профессиональной этики и создание справедливых отношений в Интернет-пространстве в свободной и прозрачной конкуренции.
Сотрудничество с органами государственной власти в создании законов и нормативных актов, связанных с осуществлением торговли через Интернет, а также контроль за их выполнением.
Ассоциация призвана помогать в распространении и продвижении электронной торговли в стране и мире.
Развивать отношения с другими национальными и международными организациями, работающими в области электронной торговли.
Сама по себе ассоциация является экономически и юридически независимой организацией.
Анализ статистических данных об электронной торговле в Болгарии
Болгарская национальная статистика (Национальный статистический институт) сообщает об электронной торговле некоторые основные показатели, характеризующие эту отрасль в сфере "информационного общества".
Показатели:
А. Данные о людях, которые заказали товары и услуги в сети (интернет) в личных целях.
Данные показывают, что в течение 2004-2011 г., постоянно растет число таких лиц:
В 2004 г. - 58366 человек (1%);
В 2006 г. - 132214 человек (2,2%);
В 2007 г. - 161 971 человек (2,7%);
В 2008 г. - 158292 человека (2,7%);
В 2009 г. - 277530 человек (4,7%);
В 2010 г. - 298078 человек (5,1%);
В 2011 г. - 363964 человека (6,7%).
Наиболее активными в приобретении товаров и услуг по Интернету являются жители густонаселенных районов Болгарии, а именно:
В 2004 г. - 42892 человека (1,6%);
В 2006 г. - 100504 человека (3,8%);
В 2007 г. - 121262 человека (4,6%);
В 2008 г. - 130863 человека (4,8%);
В 2009 г. - 211431 человек (7,9%);
В 2010 г. - 223115 человек (8,7%);
В 2011 г. - 255215 человек (10,2%).
В средних поселениях также наблюдается тенденция к росту интереса к электронной торговле, а именно:
В 2004 г. - 2691 человек (0,6%);
В 2006 г. - 6575 человек (1,5%);
В 2007 г. - 9348 человек (2,4%);
В 2008 г. - 10352 человека (2,5%);
В 2009 г. - 10511 человек (2,6%);
В 2010 г. - 11352 человека (2,5%);
В 2011 г. - 14142 человека (3,4%).
В малонаселенных районах Болгарии наблюдается та же тенденция следующим образом:
В 2004 г. - 12783 человека (0,4%);
В 2006 г. - 25134 человека (0,9%);
В 2007 г. - 31361 человек (1,1%);
В 2008 г. - 17077 человек (0,6%);
В 2009 г. - 55588 человек (2,0%);
В 2010 г. - 63611 человек (2,2%);
В 2011 г. - 94608 человек (3,7%).
Б. Виды товаров и услуг, заказанных физическими лицами, представлены следующими данными (как и в предыдущем пункте о доле, которая рассчитывается исходя из числа лиц, которые заказали/купили товары и услуги через Интернет в течение последних 12 месяцев) :
Главное место занимают такие предметы, как книги, журналы и электронные учебные материалы: 2004 г. - 43,7% в 2006 г. - 52,2%, в 2007 г. - 40,6% в 2008 году - 31,5% , в 2009 г. - 30,3%, в 2010 г. - 31,6% в 2011 г. - 20,6%.
На втором месте - фильмы и музыка: 2004 г. - 28,7%, в 2006 г. - 31,0%, в 2007 г. - 21,2%, в 2008 г. - 21,0% , в 2009 г. - 19,6%, в 2010 г. - 16,8%, в 2011 г. - 11,0%.
Доля электронной торговли одеждой и спортивными товарами тоже возрастает: в 2004 г. - 8%, а в 2011 г. - 52,5%.
И т.д.
Заключение
Электронная торговля в Болгарии расширяется и будет расширять свой диапазон и ассортимент товаров и услуг. Увеличивается количество людей, заинтересованных в такого рода современной удобной торговле. Тем не менее, часть населения все еще не использует электронную торговлю, с точки зрения проблем, возникающих в договорах или приобретении товаров и услуг через Интернет. Эти причины обобщены НСИ Болгарии:
Технический сбой на веб-сайте во время заказа или оплаты;
Трудности в поиске информации по гарантийному и другим законным правам;
Срок поставки больше, чем в договорных условиях;
Окончательная цена больше, чем указано раньше;
Товары или услуги доставляются поврежденными;
Другие проблемы (непоставка товаров или услуг, мошенничество с кредитными картами и т.д.).
Трудности при подаче жалоб и отсутствие удовлетворительного ответа на жалобу.
На мой взгляд, необходимо ужесточение контроля за соблюдением требований нормативно-правовой базы электронной торговли, в том числе обеспечение:
Прозрачности информации;
Соблюдения условий договора;
Корректности в платежах;
Защиты личных данных;
И т.д.
- Литература: