Теоретико-практическое воззрение к вопросу «О формировании трудового потенциала» (на базе МБУ КСДЦДМ «Истоки»). Теоретическая часть | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шпак, А. А. Теоретико-практическое воззрение к вопросу «О формировании трудового потенциала» (на базе МБУ КСДЦДМ «Истоки»). Теоретическая часть / А. А. Шпак. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, февраль 2012 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2012. — С. 139-142. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/14/1892/ (дата обращения: 16.11.2024).

Статья посвящена теоретико-практическому вопросу «О формировании трудового потенциала». Исследование состоит из двух взаимосвязанных частей: теоретической и практической. В рамках теоретической части в блоках «Конкуренция» и «Трудовой потенциал» выделены основные аспекты. Практическая часть выполнена на базе МБУ КСДЦДМ «Истоки».

Ключевые слова: труд, трудовая деятельность, конкуренция, трудовая конкуренция, специфическая конкуренция, вертикальная конкуренция, трудовой потенциал, ограниченные ресурсы, человеческие ресурсы, трудовые ресурсы.


Складывающуюся в нынешнее время обстановку «конкуренции во всем» можно назвать не иначе, как словами английского философа Томаса Гоббса: «Bellum omnium contra omnes» (переводится с латинского языка как «Война всех против всех»). Именно так, работая над произведением «Левиафан», Т. Гоббс характеризует естественное состояние человека, трактуя о появлении государства.

В последнее время, названное социально-экономическое явление имеет ярко выраженный оттенок, отражающийся на фоне развивающегося человеческого общества. Что, несомненно, не может и не должно оставаться в стороне от научного сообщества.

По своему существу, «конкуренция была, есть и будет существовать». На наш взгляд, ее «всеобъемлемость» зависит от развития общества, в том числе его открытости.

Термин «конкуренция» является междисциплинарным. В широком смысле, определение конкуренции в общих чертах равнозначно для всех направлений. Когда как в более узком смысле, процесс накапливает в себя всю массу связей, от каких только может зависеть, «вступая в разногласия по предмету».

В статье «Теоретико-практическое воззрение к вопросу «О формировании трудового потенциала» автором на базе МБУ КСДЦДМ «Истоки»1 будет рассмотрен основной вопрос «О конкуренции в области трудовой деятельности (= труда)2».


I. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

Блок «Конкуренция». Конкуренция – это борьба заинтересованных лиц за ограниченные ресурсы. В настоящем случае ими являются трудовые (человеческие) ресурсы. Как продавец (производитель) борется за покупателя, а потребитель за благо (товар). Так и работодатель борется за трудовой потенциал, как работник за благо (рабочее место) (см. рис. 1).

В последнее время все чаще стало заметно борьбу работника за работодателя. На первый взгляд, в том (связь «работник за благо») и в другом (связь «работник за работодателя») варианте интерес работника составляют определенные блага. Только вот разница – отношения работника к работе – разная. В первом случае, работник менее устремлен к повышению показателей, в том числе производительности труда, чем во втором. И это понятно, ведь, во втором случае, работник держится за рабочее место, которое ему предоставил работодатель, а не кто-то другой. То есть у работника на психологическом уровне возникает понимание этой экономической аксиомы.



Рисунок 1. «Модель «Вертикаль конкуренции»3


В первую очередь, такая специфическая конкуренция4 образуется на рынке труда, составляющем определенную часть трудового потенциала Российской Федерации (см. рис. 2). Рынок труда функционирует через государственные органы занятости населения и негосударственные кадровые агентства. Все эти учреждения, независимо от формы собственности, являются участниками площадки по формированию трудового потенциала, а точнее его аккумулированию.

В иных случаях, конкуренция проявляется (образуется) вне рынка труда и также составляет трудовой потенциал государства (см. рис. 2). Источником трудового потенциала вне рынка труда выступают все хозяйствующие субъекты (организации), а также учреждения, готовящие специалистов (университеты, академии, институты и т.д.).

Во всех этих случаях, конкуренция в области труда способствует формированию трудового потенциала (см. рис. 2). Почему? См. вывод по теоретической части.



Рисунок 2. «Образование конкуренции в области трудовой деятельности (труда)»


Блок «Трудовой потенциал». Потенциал от латинского слова «potentia» («потенциа») – сила, мощность, возможность. В общих чертах понятие «трудовой потенциал» означает трудовые мощности (возможности) определенного хозяйствующего субъекта, либо в целом государства.

Трудовой потенциал является составляющей человеческих (трудовых) ресурсов5 (см. рис. 3).



Рисунок 3. «Модель «Человеческие (трудовые) ресурсы общества»6


Человеческие (трудовые) ресурсы – это социально-экономический показатель, характеризующий население конкретного государства. Стоит отметить, что иногда как синоним употребляют «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал». Между двумя понятиями существует следующая разница: трудовой потенциал – понятие более узкое, чем трудовые ресурсы; трудовой потенциал – это показатель, который включает в себя с точки зрения законодательства только трудоспособное население.

Кадровый потенциал предприятия – это социально-экономический показатель, характеризующий потенциал персонала отдельно взятого предприятия. На наш взгляд, сюда следует включить также и кадровый резерв, создающийся на предприятии, в отрасли и т.д.

Индивидуальный потенциал человека – это социально-экономический показатель, характеризующий совокупность свойств, присущих конкретному сотруднику предприятия.

Поскольку трудовой потенциал является социально-экономическим показателем, то он подлежит соответствующему расчету. Существует множество методик для расчета трудового потенциала государства (предприятия). Мы не будем углубляться в решение этого вопроса. Только отметим, что для расчета данного показателя используются различные количественные и качественные характеристики. Не стоит заблуждаться, утверждая, что «трудовой потенциал» и «производительность труда» – это синонимы.

Выводы по теоретической части. В ходе рассмотренных нами теоретических основ трудовой конкуренции, определился главный вопрос: «Может ли конкуренция способствовать формированию трудового потенциала индивидуума?».



Рисунок 4. «Взаимосвязь конкуренции и трудового потенциала»


В самом начале исследования, автором был поставлен вопрос «О конкуренции в области трудовой деятельности (труда)». В качестве возможного решения, исследователь разграничивает вопрос на два блока: «Конкуренция» и «Трудовой потенциал». Характеризуя каждый блок, выделяются основные аспекты, основываясь на которых можно сделать следующий вывод.

Поскольку проявление конкуренции как борьбы, известно издревле, то перед нами не возникает вопроса о том, существует ли она вообще. Конкуренция существует и ее действие возможно в различных синтезированных способах: от самого простого (примитивного) до самого сложного (изощренного)7.

Совокупный трудовой потенциал, как мы уже отметили, включает индивидуально каждого гражданина, признанного законом работоспособным; такой показатель используется экономистами в повседневных расчетах. Трудовой потенциал индивидуума8 выражается в его способностях к труду, в том числе: навыках, умениях и т.п. Потенциал каждого человека различен и это, безусловно, понятно.

Следуя изложенным положениям, мы считаем, что конкуренция есть процесс борьбы. Отношение каждого участника к такой борьбе различно. Появление новых игроков на поле боя оценивается по-разному. Конкуренция – это образовавшийся процесс, но не самостоятельный субъект взаимоотношений. Поэтому действия этого механизма возможно регулировать. Так как трудовая конкуренция воздействует на человека, то он в свою очередь способен иметь обратную связь, то есть выступать одной из сторон отношений. Таким образом, мы можем утверждать, что между конкуренцией и трудовым потенциалом существует связь (см. рис. 4), следовательно, конкуренция способна формировать трудовой потенциал. Почему? См. практическую часть работы.

Вместо заключения. Трудовая конкуренция – это особый, специфический вид конкуренции, процесс, в ходе которого, лица, заинтересованные в отношениях, складывающихся в борьбе за ограниченные трудовые ресурсы, выраженные в трудовом потенциале участников этого процесса, проявляют свой интерес, в большинстве случаев непосредственно заключающийся в завладении всевозможными способами потенциальными трудовыми ресурсами.


Примечание. Ознакомиться с практической – заключительной частью можно будет на международной научной конференции «Проблемы и перспективы экономики и управления», которая будет проходить в апреле 2012 года в г. Санкт-Петербурге.

1 Муниципальное бюджетное учреждение «Комплекс социально-досуговых центров детей и молодежи «Истоки» сферы молодежной политики городского округа – город Волжский Волгоградской области.

2 Труд и трудовая деятельность. Не всякая деятельность – труд, но труд – деятельность. Следовательно, труд и трудовая деятельность – равнозначны. Трудовая деятельность подчинена общему понятию труд. Понятие труд шире, чем трудовая деятельность. Деятельность – деятель, «деять» (делать) – делать труд, иными словами, заниматься трудом. Таким образом, в общем смысле, понятия «труд» и «трудовая деятельность» возможно употреблять на паритетных основах.

3 Модель является примерной, и отображает схематическое построение указанных связей в части работника и работодателя.

4 Имеется в виду конкуренция за трудовые ресурсы.

5 Не существует таких людей, которые бы были не способы трудиться. Даже люди с ограниченными способностями могут приносить пользу обществу.

6 Возможно разнообразное сегментирование трудового потенциала.

7 В настоящем исследовании мы не будем проводить классификацию процесса конкуренции. Только остановимся на том, что, на наш взгляд существует две формы участия в конкуренции: активная (непосредственная) и пассивная (опосредованная).

8 В рамках настоящего исследования невозможно дать точное определение понятию «индивидуальный трудовой потенциал» (или «трудовой потенциал индивидуума»), поэтому требуется детальное (глубокое) изучение этого вопроса.

Основные термины (генерируются автоматически): трудовой потенциал, трудовая деятельность, конкуренция, труд, ресурс, рынок труда, социально-экономический показатель, теоретическая часть, трудовая конкуренция, последнее время.

Похожие статьи

Теоретико-практическое воззрение к вопросу «О формировании трудового потенциала» (на базе МБУ КСДЦДМ «Истоки»). Практическая часть

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

План-конспект занятия по направлению «Познавательное развитие». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Комнатные растения: размножение и уход»

Об использовании методов и приемов ТРКМЧП при изучении модуля «Выражение субъектно-предикатных отношений» на занятиях по дисциплине «Русский язык»

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Анализ дискурсивной стратегии продвижения вуза: стилистический аспект (на примере сайтов ТПУ и ВКПУ)

К вопросу о проблеме формирования компетенций студентов в ходе освоения курса «Психология журналистики»

Похожие статьи

Теоретико-практическое воззрение к вопросу «О формировании трудового потенциала» (на базе МБУ КСДЦДМ «Истоки»). Практическая часть

О методическом подходе к формированию практических занятий для студентов направления подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (профиль «Безопасность жизнедеятельности»)

Способствование развитию творческого потенциала учащихся ДМШ и СПО в рамках дисциплины «Музыкальной литературы»: к вопросу о формах работы и методическо-материальном обеспечении

Изучение социально-психологического образа (модели) современного гимназиста (на примере МБОУ «Гимназия №13» г.Магадан)

Методические приемы по формированию адекватной самооценки у учащихся как метапредметного результата: из опыта работы МБОУ г. Астрахани «НОШ № 19»

План-конспект занятия по направлению «Познавательное развитие». Опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе «Комнатные растения: размножение и уход»

Об использовании методов и приемов ТРКМЧП при изучении модуля «Выражение субъектно-предикатных отношений» на занятиях по дисциплине «Русский язык»

Методические материалы к курсу «Общеметодические аспекты обучения в специальных образовательных учреждениях» (раздел «Дети с речевыми и интеллектуальными нарушениями в общеобразовательной школе»). Часть 1. Программа курса

Данные материалы могут быть использованы для подготовки студентов по направлению 44.03.03 «Специальное (дефектологическое) образование», направленность (профиль) подготовки «Логопедия», квалификация (степень) выпускника «бакалавр» и в качестве дополн...

Анализ дискурсивной стратегии продвижения вуза: стилистический аспект (на примере сайтов ТПУ и ВКПУ)

К вопросу о проблеме формирования компетенций студентов в ходе освоения курса «Психология журналистики»