Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур
Автор: Иванова Ирина Витальевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
Статья просмотрена: 2726 раз
Библиографическое описание:
Иванова, И. В. Факторы конкурентоспособности предпринимательских структур / И. В. Иванова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 175-178. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/15/2110/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье дано представление о конкурентоспособности и рассмотрены уровни конкурентоспособности предпринимательской структуры. Изучены факторы по степени влияния на уровень конкурентоспособности предпринимательской структуры. В зависимости от факторов, используемых для повышения конкурентного статуса предпринимательских структур, определены основные направления по повышению ее конкурентоспособности.
Достижение устойчивого развития российских предпринимательских структур в условиях изменяющейся среды является одной из наиболее актуальных проблем текущей экономической политики государства: от успеха ее решения зависит положение страны в мировой экономической системе. Однако необходимо отметить, что основой данного процесса является человеческий фактор, выступающий как устойчивый элемент роста производства, производительности труда, эффективности функционирования и конкурентоспособности предприятий. Под воздействием научно-технического прогресса, интеллектуализации практически всех сфер хозяйствования возрастает значение работника как личности со всем спектром её характеристик. С этими изменениями, в том числе формированием новых потребностей и ценностных установок человека, руководству организаций, работодателям приходится считаться, учитывать их при формировании трудовых отношений, мотивационных механизмов активизации труда на предприятии. Всё это предполагает серьёзное исследование внутренних ресурсов предприятий, сложившегося в них механизма мотивации труда, а также разработку новых подходов к его совершенствованию и развитию, учитывающих все аспекты человеческого фактора [8, с. 59].
За период рыночных преобразований в сфере труда произошли кардинальные изменения: ликвидировано принуждение к труду, созданы альтернативные места трудоустройства для населения, развито трудовое законодательство, сформирована инфраструктура рынка труда, разработаны механизмы социальной защиты работников, обеспечены государственные гарантии реализации их прав. В целом сложившиеся макроэкономические условия для развития трудовой активности населения следует признать как благоприятные. Однако степень этой активности не отвечает поставленной государством задаче построения инновационной экономики. На микроэкономическом уровне развитие персонала по-прежнему рассматривается не целью, а средством решения экономических задач. Во многом это обусловлено недооценкой роли мотивационного развития персонала, несовершенством инструментов воздействия на это развитие, снижающих эффективность управления предпринимательскими структурами при реализации управленческой функции мотивации.
В условиях относительно стабильного и планомерного развития обеспечение конкурентоспособности предпринимательских структур происходит как за счет внешних факторов, обусловленных отношениями с потребителями и конкурентами на рынке (цена, качество товара, уровень обслуживания, имидж предприятия, доля на рынке), так и за счет внутренних возможностей (совокупность инвестиционного, кадрового, производственного и иных видов потенциалов), среди которых первостепенное значение имеет финансовое обеспечение предпринимательской деятельности, реализуемое на основе разработки финансовой политики предпринимательской структуры [2, c. 145].
Для того, чтобы более полно осветить сущность конкурентоспособности предприятия, на наш взгляд, необходимо дать представление о конкурентоспособности.
Конкурентоспособность - это свойство объекта, характеризующееся степенью реального или потенциального удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке [1, c. 187].
В
рыночной экономике понятие конкурентоспособности является базовым
для любого предприятия и должна рассматриваться на уровне
предпринимательской структуры, уровне производства и уровне
продукции (рис. 1) [5, c.
149].
Рис. 1. Уровни конкурентоспособности предпринимательской структуры
Исследование показало, что разные факторы конкурентоспособности по разному влияют на уровень конкурентной борьбы, осуществляемой предпринимательской структурой. Причем важное место занимают факторы внешней составляющей конкурентоспособности, поскольку именно они предопределяют уровень потребительского отношения к предприятию и его продукции и уровень конкурентной борьбы на рынке. Другая группа факторов больше влияют на внутреннюю среду предпринимательской структуры, позволяя через них управлять конкурентоспособностью предпринимательской структуры в целом.
Данная зависимость потребовала систематизации этих факторов по степени влияния на уровень конкурентоспособности предпринимательской структуры (табл.1.) [5, c. 210].
Таблица 1
Факторы по степени влияния на уровень конкурентоспособности предпринимательской структуры
Среда существования факторов |
Виды факторов |
Факторы |
Внешняя среда |
Отношение с потребителями |
Цена, качество, бренд, сервис, распространенность, маркетинг |
|
Отношение с конкурентами |
Доля рынка, географический охват, участие на фондовом рынке |
|
Отношение с государством |
Поддержка государства, уровень лоббирования |
Внутренняя среда |
Предопределяющие конкурентное преимущество |
Технологии, инновации, уровень затрат |
|
Обеспечивающие конкурентное преимущество |
Управление финансами, кадровое обеспечение, управление активами |
Из этого следует вывод о том, что влияние тех или иных факторов на уровень конкурентоспособности во многом зависит от особенностей предпринимательской структуры, уровня конкуренции на рынке, условий функционирования и финансовых возможностей организации.
Экономический кризис ухудшил финансовое положение многих предпринимательских структур, что привело к падению их доходов и как следствие - снижение конкурентоспособности.
Конкурентное преимущество предпринимательских структур определяется совокупностью внутрисистемных, системных и внешне системных факторов. Каждая из указанных совокупностей является значимой для формирования конкурентного преимущества и его конкурентоспособности. В то же время конкурентное преимущество определяется целевыми факторами, их структурой и пропорциями, организацией эффективного использования факторов и условий развития предпринимательских структур, скоростью создания, совершенствования и обновления, степенью развитости и специализированности факторов [4, c. 325].
Таким образом, в зависимости от факторов, используемых для повышения конкурентного статуса предпринимательских структур, будут определены и основные направления по повышению ее конкурентоспособности. В общем виде указанные направления приведены ниже (табл.2.) [3, c. 59].
Таблица 2
Направления повышения конкурентоспособности предпринимательской структуры
№ п/п |
Направления |
Направление мероприятий |
Мероприятия |
1. |
Реализация организационных возможностей |
Внутриорганизационное |
1. Совершенствование организационной структуры 2. Реинжиниринг бизнес-процессов |
Интеграция |
1. Создание интегрированных структур на уровне отрасли 2. Расширение сфер деятельности в соответствии с производственными возможностями |
||
Новая структура собственности |
1. Выход предпринимательской структуры на рынок ценных бумаг (эмиссия ценных бумаг)
|
||
2. |
Реализация рыночной ситуации за счет маркетингового потенциала |
Повышение доли рынка |
1. Повышение качества реализуемого товара 2. Гибкая ценовая политика
|
Повышение эффективности работы маркетингового отдела |
1. Поиск новых сбытовых каналов 2. Удержание старых клиентов 3. Мониторинг деятельности конкурентов |
||
3. |
Реализация производственно-технологического потенциала |
Производственное перевооружение |
1. Модернизация и техническое перевооружение 2. Диверсификация производства |
Инновации |
1. Поддержка инновационных процессов 2. Разработка и осуществление НИ-ОКР |
||
|
|||
4. |
Реализация финансово- экономического потенциала |
Взаимодействие с государством |
1. Отношения по отдельным видам налогов и сборов 2. Ресурсное обеспечение за счет средств федерального и местных бюджетов |
Инвестиции |
1. Стимулирование инвесторов и лизинговых компаний 2. Привлечение капитала для расширения деятельности предпринимательской структуры 3. Эмиссия ценных бумаг |
||
5. |
Реализация возможностей персонала |
Научная основа труда |
1. Совершенствование системы планирования подготовки и закрепления рабочих, инженерных, научных и административных кадров, а также переподготовки кадров |
Стимулирование |
1. Повышение инициативности работников 2. Материальное стимулирование |
Большая часть указанных направлений определяет основные способы повышения уровня конкурентоспособности и достаточно изучена отечественными и зарубежными учеными. Однако в условиях экономического кризиса первостепенное значение имеют такие способы ведения деятельности, которые обеспечивают предпринимательской структуре приток ликвидных средств.
Таким образом, можно выделить ряд направлений, способствующих достижению вышепоставленной цели. Данные направления выделены жирным курсивом в табл. 2. Тем не менее, анализ указных направлений показал, что в литературе недостаточно полное внимание уделяется вопросам финансового обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур.
Внутренние механизмы финансовой стабилизации должны обеспечить реализацию срочных мер по возобновлению платежеспособности и восстановлению финансовой устойчивости предпринимательских структур за счет внутренних резервов. Эти механизмы должны быть основаны на последовательном использовании определенных моделей управленческих решений, выбираемых в соответствии со спецификой хозяйственной деятельности ПС и масштабами кризисных явлений в его развитии [7, c. 190].
По результатам проведенного исследования можно сделать ряд следующих выводов.
Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке и определяется внешней и внутренней составляющими. При этом приоритетное значение должно уделяться факторам внутренней составляющей, поскольку они отражают реализацию внутреннего потенциала предпринимательской структуры, позволяя через него управлять конкурентоспособностью организации в целом.
Антикризисная финансовая политика предполагает анализ возможных источников получения финансовых средств и ориентирована на привлечение предпринимательской структурой в краткосрочном периоде времени необходимых финансовых ресурсов для обеспечения её финансовой стабилизации. Обеспечение предпринимательской структуры необходимыми финансовыми ресурсами приведет к увеличению её внутреннего потенциала, что в свою очередь, позволит увеличить силу отдельных факторов конкурентоспособности и как следствие повысить общую конкурентоспособность предпринимательской структуры в целом [6, c. 693].
- Литература:
1. Азоев Г. Л. Конкуренция: анализ, стратегия и практика. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2007. – 272.
2. Галанова И.В. Экономико-организационные проблемы оценки эффективности результатов финансового менеджмента предпринимательских структур // Вестник Политехнического государственного университета (экономические науки). - №3, 2008.
3. Кротков А. М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к обеспечению, критерии, методы оценки // Маркетинг в России и за рубежом. - 2007. - № 6. - С. 59 - 68.
4. Мазилкина Е. И., Паничкина Т. Г. Управление конкурентоспособностью. - М: Изд-во «Омега-Л», 2007. - 325 с.
5. Мухаметзянов И.И. Методологические основы формирования стратегии поэтапного создания предпринимательских структур//Современные проблемы экономики, социологии и права: Сб. науч. ст. асп. СПбГИЭУ. Вып. 6 - СПб.: СПбГИЭУ, 2009.
6. Предпринимательское право Российской Федерации /Под. ред. Е. П. Губина, П. Г. Лахно. - М.: Инфра-М, 2010. - 1008с.
7. Степанов Л. В. Конкурентоспособность предприятия в условиях рынка. - Воронеж: Научная книга, 2010. - 203 с.
8. Трегубова Р.Д. Мотивация и стимулирование труда как метод внутриорганизационного поведения // МИР (Модернизация. Инновации. Развитие).- 2011.- № 7.