Анализ развития внешней торговли Японии за последнее десятилетие и перспективы развития в будущем | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Меркулов, К. А. Анализ развития внешней торговли Японии за последнее десятилетие и перспективы развития в будущем / К. А. Меркулов. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, апрель 2012 г.). — Санкт-Петербург : Реноме, 2012. — С. 213-216. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/15/2217/ (дата обращения: 19.12.2024).


Страна, бедная природными ресурсами, смогла весьма успешно за последние годы интегрироваться в мировую экономику. Изначально Япония превратилась в мировой центр обрабатывающий промышленности, после получили развитие наукоёмкие отрасли. Сегодня Япония является одной из самых значительных торговых держав в современной экономике. Экономика Японии во многом завязана на импорте топлива и промышленного сырья. На сегодняшний день структура импорта значительно поменялась: приоритет сделан на ввоз большего количества готовой продукции, нежели на ввоз сырьевых товаров. Нельзя не отметить тот факт, что для Японии на всех этапах её становления было характерно положительное сальдо торгового баланса. Однако, положительное сальдо внешней торговли Японии, обеспечивавшее в течение многих лет приток финансов в экономику страны, имеет тенденцию к снижению. За минувший финансовый год, экономика Японии выросла на 2,3% [8].

Экономика Японии нацелена на создание благоприятных внешнеэкономических связей с целью развития и создания конкурентоспособного государства. Для экономики страны характерна внешнеторговая ориентация. Внешнеторговый показатель на душу населения в Японии (в 2010 г. – 12189,37 долл. США[5]) нельзя назвать большим в связи с тем, что объем торгового оборота высок, а по численности населения Япония занимает десятую строчку в мире.

Япония является третьей крупнейшей торговой державой в современной экономике. Внешняя торговля играет в стране, лишенной природных ресурсов, жизненно важную роль. Масштабы экспорта намного превышают уровень, необходимый для аккумулирования валюты для импорта. 98,6% всех продаж в другие страны приходится на готовые промышленные изделия, в том числе 74,1% - на машины и оборудование. По внешнеторговому обороту она за 2009 г. (1006,9 млрд. долл. США) уступает только США, ФРГ и Китаю (соответственно 2439,7, 2209 и 2,115 млрд. долл. США). Изделия, выпущенные зарубежными представительствами японских корпораций, сбываются в основном на местных рынках, однако также поставляются и в Японию [3,12].

В целом мировой финансово-экономический кризис оказал существенное влияние на экономическое развитие Японии. Потребовалось много усилий, чтобы снова встать на путь активного развития, темпы роста постоянно увеличиваются. Так, в 2011 г. внешнеторговый оборот, рассчитанный по методологии платежного баланса, достиг 1595,5 млрд. долл. против 1006,9 в 2009 г.




Динамика развития внешней торговли Японии за 2002–2010 годы. [5]


2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Оборот внешней торговли (млн. долл. США)

858718

752805

753939

855084

1020335

1109974

1229557

1329513

1549009

Экспорт (млн. долл. США)

479227

403616

416730

471999

565743

594986

649948

709668

786434

Импорт (млн. долл. США)

379491

349189

337209

383085

454592

514988

579609

619845

762575

Коэффициент покрытия (%)

126,3

115,6

123,6

123,2

124,5

115,5

112,1

114,5

103,1

Доля Японии в мировом экспорте

7,9

6,9

5,1

6,7

6,5

6,1

5,7

5,5

5,2

Доля Японии в мировом импорте

6,0

5,8

5,4

5,3

5,3

5,2

5,1

4,7

4,9


В период с 2002 по 2010 года объем внешней торговли Японии вырос практически в два раза, однако рост проходил нестабильно. Особенно это хорошо заметно в 2003 и 2004 года. Объем внешней торговли упал сначала с 858718 млрд. долл. США в 2002 г. до отметки 752805 млрд. долл. США в 2003 г., а потом зафиксировался на отметке в 753939 млрд. долл. США в 2004 г. Данные обусловлены снижением, как и экспорта, так и импорта Японии за эти года. Преодолеть показатель 2002 г. Япония смогла только в 2006 году. Впоследствии показатель оборота внешней торговли увеличивался в период с 2006 по 2010 гг. Нельзя не отметить тот факт, что на всем протяжении развития внешней торговли Японии коэффициент покрытия превышал отметку в 100%, что свидетельствует о том, что экспорт превышал значения импорта. Но в тоже время значение коэффициента покрытия постепенно уменьшалось, в 2002 г. показатель составлял 126.3%, а в 2009 г. он составлял 114,5%, что безусловно свидетельствует о повышении роли импорта в экономике Японии. В 2010 г. коэффициент покрытия составил 103.1%, в связи с чем можно отметить тот факт, что в скором времени, возможно, что импорт в обороте внешней торговли Японии будет иметь доминирующее значение. Доля страны в мировом экспорте в временном промежутке с 2002 по 2010 гг. постепенно уменьшалась, в тоже время сам объем экспорта повышался. То же самое происходило с импортом Японии. Из этого следует отметить то, что Япония, несмотря на постепенный рост, уступает свои доминирующие позиции, такие страны как Китай всё более и более упрочняют свои позиции и закрепляются в современной экономике.

Также как и в России, рост стоимостных объемов импорта до наступления мирового финансово-экономического кризиса был обусловлен наличием платежеспособного спроса на внутреннем рынке, но в тоже время очень большой сектор занимала торговля на внешнем рынке. Рекордные количественные показатели экспортно-импортной деятельности были достигнуты страной за прошедший 2011 г. (1595,5 млрд. долл. США). Не смотря на экономический кризис, Япония в период с 2006 г. по-прежнему успешно развивает свою экономику. Основными позициями по импортируемым товарам являются машины и оборудование, топливо, продовольствие, химикаты, текстиль, руды и прочее сырье. Именно сокращение спроса на внутренних рынках страны на данные категории продукции, в большей мере на машины и оборудование сформировало основную часть снизившегося объема импорта в период с 2003 по 2004 гг. Импортирует Япония в первую очередь минеральное топливо (нефть, уголь, газ), на его долю приходится 27,7% всего импорта. Импорт электроники составляет 12,8%, промышленных товаров – 9,7%, машинное оборудование – 9,3%. Также Япония импортирует продукты питания (8,5%), химические продукты (7,3%) и сырье (7%) [6].

Экспорт и его товарная структура, также как и в 2000-ые годы, привязан к вывозу из страны готовой продукции. Основными группами товаров, на которые наблюдался повышенный спрос за последние годы, явились: транспортное оборудование, транспортные средства, электроника, электротехника, продукция химической промышленности. Япония заняла первое место в мире по производству ряда электро- и радиотоваров, стали, при этом, не имея ни руды, ни угля, и т.д. Внешнеэкономическую деятельность Японии отличает товарная насыщенность и большие объемы товарооборота. В товарно-отраслевой структуре японского экспорта за последний 2011 год доминирует транспортное оборудование (24,2%), несколько меньшая доля экспорта приходится на электротехнику и электронику (21,4%) и машиностроение (19,7%). Промышленные товары (включая стальные и чугунные изделия, а также цветные металлы, текстильную нить и ткань) составляют 11,5%, а химические продукты – 9% [8].

По показателям среднегодового темпа роста, наиболее динамично развивающимися статьями экспорта Японии являются непродовольственное сырье (кроме топлива) и товары и сделки, не заключенные в соответствующие разделы СМТК, хотя их доля в общем экспорте Японии остается сравнительно невысокой.

Рекордные количественные показатели экспортно-импортной деятельности, достигнутые в последние годы, нельзя рассматривать как однозначно положительные, поскольку сохраняются негативные моменты, связанные с внешней торговлей, а некоторые из них даже усилились. В частности – уменьшение роли Японии по сравнению с рядом других стран. В тоже время для японских товаров характерна высокая конкурентоспособность. Основным положительным качеством японской продукции является тот факт, что количество брака составляет не более 0.01% от произведенной продукции. Опережающий рост производительности труда, значительно меньшие потери рабочего времени в случае возникновения тех или иных конфликтов, самый высокий уровень частных накоплений также играют свою немаловажную роль в упрочнении позиций Японии в современной мировой экономике [1].

На сегодняшний день, в посткризисный период, крупные Японские компании сталкиваются с колоссальными проблемами на экспортном рынке. Снижаются капитальные вложения и сокращаются запасы продукции в связи с ожиданием длительной рецессии и уменьшением экспорта. К концу 2009 финансового года были произведены массовые увольнения во всех отраслях экономики. Работодатели Японии Toyota Motor Corp., Komatsu Ltd., Sharp Corp., Sony Corp. сократили свои рабочие места. Сегодня ситуация меняется медленно, но целенаправленно, уровень безработицы в Японии за июль 2011 г. составил 4.7%

ВВП Японии в III квартале 2010 года, по окончательным данным, сократился на 0,5% по сравнению с предыдущим кварталом. При этом в годовом исчислении снижение ВВП составило 1,8%. При этом на сегодняшний день Япония занимает третье место в мире по ВВП (5 458 млрд. долл. США). По секторам ВВП Японии подразделяется на сельское хозяйство - 1,5 %, промышленность - 22,8 %, сферу услуг - 75,7 %. За последний год ВВП страны снизилось на 0,2%. При этом инвестиции в негосударственном секторе сократились на 2,0% [5].

Чрезвычайно высокая концентрация импорта Японии на узкой группе топливно-сырьевых товаров и материалов делает экономику страны очень чувствительной к колебаниям мировой конъюнктуры и ограничивает возможности эффективного участия в международном разделении труда. С каждым годом экономика Японии всё более и более становится зависимой от мировых цен на энергоносители (прежде всего на нефть) становится все большей угрозой для социально-экономической стабильности в стране. То же самое происходит и с импортом сырья, импорт продукции для обрабатывающей промышленности в Японии играет очень значимую роль.

Одной из благоприятных особенностей японского экспорта продукции обрабатывающих отраслей промышленности является то, что большая его часть приходится на высокотехнологичную продукцию.

Основными внешнеторговыми партнерами Японии являются: Китай, США, страны западной Европы, страны Юго-Восточной Азии. Япония активно сотрудничает с Китаем, экспорт за 2010 год туда вырос на 17.5%, а импорт прибавил 9.8%. В конечном счете за 2010 год сальдо торговли с Китаем оказалось положительным. Экспорт в США за 2010 год вырос всего на 4.8%, но импорт показал ещё более негативную динамику – он сократился на 6.5% за год. Экспорт в Западную Европу за 2010 год, по сравнению с показателем 2009 г., не изменился, а импорт снизился на 0.4%. В значительной мере рост импорта был вызван ростом цен на ресурсы, экспорт за последние 3 месяца 2010 г. был стабилен, но даже сегодня есть риски ухудшения ситуации, т.к. эффект от роста йены ещё далеко не отработан. Риски нестабильности в японской экономике будут нарастать. [7]

Нынешняя специализация Японии в международном разделении труда на поставках готовой продукции - вполне объективное явление. Оно отражает географически сложившееся положение Японии, в частности отсутствие ряда полезных ресурсов на территории страны. Экспортные отрасли Японии являются наиболее сильными и эффективными в современной экономике, именно поэтому сокращение экспорта повлияло бы на уровень производительности, экономический рост и процветание Японии, что непременно поставило бы под сомнение экономическое лидерство страны.

Увеличение спроса на экспортные товары ежегодно упрочняет конкурентоспособность японских товаров транспортных и наукоёмких отраслей, которая постепенно увеличивается в связи с их высоким качеством и ценовыми преимуществами.

В структуре внешней торговли Японии основное место как крупнейший экономический партнер занимает Китай, на долю которого в рассматриваемом периоде приходилась наибольшая часть внешнеторгового оборота страны. В 2010 г. экспорт в Китай составил 18,88 %, импорт - 22,2 %.

Приоритетным направлением во внешнеэкономической политике Японии, оказывающим существенное влияние на развитие японской экономики, является экономическое сотрудничество с такими странами как Китай и США. В рассматриваемом периоде торгово-экономические отношения Японии с данными государствами развивались достаточно неравномерно, но в целом видны тенденции к значительному росту доли экспорта и импорта именно в эти страны.

Выявленные в результате проведенного анализа основные тенденции развития внешнеторговой сферы Японии в 2002-2012 гг. фактически сводятся к следующим: с одной стороны, наблюдается рост количественных показателей, характеризующих ее состояние, омраченный спадом 2003 и 2004 гг. и также кризисным явлением, начавшимися в 2008 г. В то же время, очевидно постоянное улучшение качественных характеристик состояния сферы внешней торговли Японии. В целом внешнеэкономический сектор развивается динамично, чутко реагируя на изменения среды. Однако для оптимизации его структуры необходимо выработать стратегически ориентированный комплекс мероприятий. Некоторые отрасли японской промышленности, такие, как производство синтетических волокон и черная металлургия, постепенно сворачивают мощности и переориентируются на производство более дорогой индивидуальной и мелкосерийной наукоемкой продукции, такой как лекарственные препараты, ракеты, микропроцессоры, программное обеспечение, биотехнология, т.е. переключаются в те отрасли, которые рассматриваются многими как последний оплот американского превосходства.

Кроме того, Япония не может себе позволить сбрасывать со счетов таких конкурентов, как Австралия, которая уже длительное время имеет высокие экономические показатели, страны АСЕАН - Малайзию, Таиланд и Индонезию, у которых достаточно потенциала для развития, а также новые индустриальные страны в других регионах мира, например Бразилию. Чувство "изолированности" от остального мира может стать препятствием для превращения Японии в мирового лидера.

Япония - страна с развитой внешней торговлей, но в то же время она не стала еще страной с развитым интернациональным мышлением и соответствующей организацией [4]. В начале ХХII века Япония стоит перед необходимостью вернуться к устойчивой экономике и сохранить за собой место одного из лидеров мировой экономики.


Литература:
  1. Economic survey of Japan 2008: Reforming the labour market to cope with increasing dualism and population ageing.

  2. Europe Japan Centre, Kaizen Strategies for Improving Team Performance, Ed. Michael Colenso, London: Pearson Education Limited, 2000

  3. International Journal of Theory and Policy “Japan and the World Economy” June 2010

  4. Japan - Economic forecast summary (November 2011) URL: http://www.oecd.org

  5. Всемирная книга фактов ЦРУ, Центральное разведывательное управление США, оценка с 2000 по 2012 гг.. URL: https://www.cia.gov/library/publications/the-world-factbook/geos/ja.html

  6. Официальный сайт Всемирного банка. URL: http://worldbank.org

  7. Официальный сайт Международного валютного фонда, World Economic Outlook Database. URL: http://www.imf.org

  8. Официальный сайт японского бюро статистики. URL: http://www.stat.go.jp


Основные термины (генерируются автоматически): Япония, США, Китай, внешняя торговля Японии, внешняя торговля, экономика Японии, долл, современная экономика, готовая продукция, коэффициент покрытия.

Похожие статьи

Анализ и перспективы развития международной торговли России

Современное состояние и перспективные направления развития сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО

Анализ тенденций и перспектив развития рынка слияний и поглощений за рубежом

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России

Отраслевой анализ деятельности компаний на рынке бумажной промышленности Вьетнама

Анализ финансового положения и тенденций информатизации российских банков в период кризиса

Современное состояние формирования электронной коммерции в условиях развития экономики страны

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения

Анализ и перспективы развития рынка информационных технологий в России

Основные аспекты и распределение ролей при формировании внешней политики Китая на современном этапе

Похожие статьи

Анализ и перспективы развития международной торговли России

Современное состояние и перспективные направления развития сельского хозяйства в условиях вступления в ВТО

Анализ тенденций и перспектив развития рынка слияний и поглощений за рубежом

Анализ состояния и перспективы развития въездного туризма в современной России

Отраслевой анализ деятельности компаний на рынке бумажной промышленности Вьетнама

Анализ финансового положения и тенденций информатизации российских банков в период кризиса

Современное состояние формирования электронной коммерции в условиях развития экономики страны

Проблемы развития малого и среднего предпринимательства в России и направления их решения

Анализ и перспективы развития рынка информационных технологий в России

Основные аспекты и распределение ролей при формировании внешней политики Китая на современном этапе