Краудфандинг как инструмент стимулирования стартапов в Российской Федерации
Автор: Седельников Сергей Романович
Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2015)
Дата публикации: 29.09.2015
Статья просмотрена: 1040 раз
Библиографическое описание:
Седельников, С. Р. Краудфандинг как инструмент стимулирования стартапов в Российской Федерации / С. Р. Седельников. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8821/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассмотрена проблема стимулирования стартапов в Российской Федерации. В качестве одного из способов решения этой проблемы предлагается использовать краудфандинг. Приведена динамика зарубежного портала «Kickstarter», иллюстрирующая эффективность использования краудфандинга для стимулирования стартапов. Рассмотрены российские краудфандинговые площадки «Planeta» и «Boomstarter» и правовые аспекты краудфандинга в нашей стране. Проанализированы перспективы краудфандинга.
Ключевые слова:краудфандинг, стартапы, финансирование, стимулирование, Kickstarter, Planeta, Boomstarter.
Startup development problem is considered in this article. Crowdfunding is viewed as one of the possibilities to solve this problem. With help of Kickstarter dynamics the effectiveness of crowdfunding is illustrated. Russian crowdfunding platforms «Planeta» and «Boomstarter» and Russian crowdfunding legislation aspects are described. Perspectives of crowdfunding are analyzed.
Key words: Crowdfunding, startup, financing, stimulation, Kickstarter, Planeta, Boomstarter.
Неотъемлемой частью любой здоровой рыночной экономики является наличие достаточного количества стартапов или начинающих проектов. Большая часть из них не состоится, не выдержит конкуренции, но те что останутся будут создавать рабочие места, платить налоги, развивать свой бизнес, вносить вклад в рост экономики страны. Стартапы крайне важны для продвижения передовых идей и инноваций. В некоторых случаях могут формироваться целые рыночные ниши, предлагающие новый товар, услугу или подход к решению проблемы. Сегодня в РФ стартапам уделяется не мало внимания — создаются кластеры («Сколково», «Зеленоград», «Саров»), инкубаторы (Инкубатор при НИУ-ВШЭ, МГУ) и акселераторы («ФРИИ», «Яндекс.Фабрика»), помогающие талантливым людям воплотить свои идей в работающий бизнес. Такие платформы организуются как на государственной, так и на частной основе. Тем не менее, потенциал для увеличения численности качественных стартапов в нашей стране очень существенный. Так, по данным исследования «The Global Startup Ecosystem Ranking 2015» Москва занимает 2 место по количеству талантов [2], то есть, людей с по-настоящему передовыми идеями, знаниями и навыками. Исследование не охватывало другие крупные города России, но их потенциал не меньше. Такое несоответствие талантов и стартапов означает, что необходимо искать новые методы стимулирования стартапов, побуждать талантливых людей с идеями к их созданию и развитию в полноценный бизнес. Одним из таких методов является краудфандинг.
Краудфандинг
Краудфандинг — современный экономический феномен, суть которого заключается в привлечении средств на коммерческие и некоммерческие проекты среди широкой аудитории, в подавляющем большинстве случаев, посредством сети Интернет. Истории успеха проектов, профинансированных с помощью краудфандинга, достойны внимания и важны для понимания практической составляющей этого феномена.
«Oculus rift»
Технологический стартап молодого инженера Палмера Лаки. «Oculus» (лат. око, глаз) представляет собой шлем виртуальной реальности [3], в доступной ценовой категории. Схожие продукты были на рынке и до «Oculus», но особенность проекта заключается в том, что часть средств на создание и продвижение продукта были собраны в рамках краудфандинговой кампании. За месячный раунд на платформе «Kickstarter» было собрано 2.5 млн. долларов США [7]. Более 9.5 тыс. человек стали дарителями (даритель — участник краудфандинга, тот кто отдаёт свои средства в проект, на возмездной или безвозмездной основе, англ. baker) в этом проекте. Проект был тепло встречен целевой аудиторией — поклонниками видеоигр и стал коммерческий успешным. В 2014 году было объявлено о том, что «Facebook» приобретает компанию «Oculus VR» за 2 млрд. долларов США [6]. Несомненно, это успех Палмера Лаки, его инженерного таланта и краудфандинга.
Но заслуга проекта «Oculus» не только в создании нового, инновационного продукта и выводе его на рынок — после него краудфандинг стал рассматриваться как серьёзный источник финансирования для стартапов. Осознав этот источник, люди с идеями пересмотрели свои взгляды на создание стартапа. Барьеров стало меньше, а соответственно, создать стартап –проще. Об этом свидетельствует динамика роста крупнейшей краудфандинговой площадки за рубежом «Kickstarter»:
На диаграмме видно, что краудфандинг является мощным стимулом для создания стартапов. Рассмотрим различные области, в которых использование краудфандинга упрощает решение задач, стоящих перед стартапом.
Финансирование.
До появления краудфандинга источниками финансирования стартапов являлись:
- Личные сбережения
- Займы / кредиты
- Гранты
- Инвестиции
Главным преимуществом краудфандинга перед перечисленными способами поиска средств является широта охвата аудитории потенциальных спонсоров. Краудфандинговые площадки посещают миллионы пользователей. Так «Kickstarter» и «Indiegogo» в день посещают 3,5 и 1,5 млн. человек соответственно. Шанс найти поддержку среди такого большого количества людей значительно выше, чем, например, пытаться добиться участия бизнес-ангела в своём проекте. Интересно то, что чем популярнее становиться проект, тем больше людей обращают на него внимание. Это является дополнительным стимулом для поиска финансирования с помощью краудфандинговых площадок.
Не маловажным является и несколько иной подход к самой процедуре получения средств. В зависимости от законодательства страны резидента действуют свои нормы, регулирующие правовой аспект отношений между дарителем и получателем средств (см., например, JOBS Act [8]). Но в каждом случае задача стартапа — понравиться дарителям. Нет необходимости говорить о финансовых потоках, рентабельности бизнеса, многочисленных документах и прочих обязательных спутниках банковских кредитов или инвестиций с внешней стороны. Описание проектов должно быть интуитивно понятным для дарителей.
Маркетинг
Одной из ключевых задач маркетинга является исследование, анализ и оценка нужд потенциальных потребителей. Для стартапа это жизненно важный элемент стратегии развития. В случае некорректного понимания нужд потребителей, с высокой долей вероятности, стартап обречён на неудачу. Используя возможности краудфандинговых площадок, стартапы могут получать ценную информацию о потребительских свойствах и желаемых характеристиках товара или услуги ещё до того, как он попадёт к потребителям или будет оказана услуга. Механизм такой обратной связи действует очень эффективно, потому что даритель изначально участвует в тех проектах, которые ему нравятся. А в процессе сбора средств стартап обновляет информацию о проекте и получает комментарии дарителей. Затем анализирует эти комментарии и улучшает то, что дарители хотели бы увидеть в улучшенном виде. Таким образом, к моменту вывода на рынок у стартапа сформируется целевая аудитория клиентов, которая будет осведомлена о потребительских характеристиках товара или услуги с учётом пожеланий и улучшений.
Краудфандинг в Российской Федерации
Мы рассматриваем краудфандинг, как способ стимулирования деятельности стартапов, но до определённого момента сами краудфандинговые площадки также являются стартапами и проходят все те же стадии, которые затем будут проходить проекты, размещённые на этих площадках. То есть нужно заявить о себе, найти финансирование и целевую аудиторию, получить одобрение у этой аудитории. На сегодняшний день, несколько площадок для краудфандинга, созданные в нашей стране, прошли этап, на котором они сами являются стартапами. Речь идёт о порталах «Planeta» и «Boomstarter», начавших свою работу в июне и августе 2012 года.
«Planeta»
Портал planeta.ru считается сегодня одной из главных площадок для краудфандинга в России. За три года с момента основания, «Planeta» способствовала финансированию проектов на сумму в 160 млн. рублей в таких областях как фильмы/видео, музыка, благотворительность, искусство и многих других. «Planeta» популярна среди прогрессивной молодежи крупнейших российских городов. Также активно развиваются спецпроекты в сотрудничестве с крупными брендами [5]. Портал демонстрирует уверенный рост объёмов финансирования[1] [2]:
«Boomstarter»
Второй крупный российский портал для краудфандинга. В отличие от «Planeta» упор делается на технические стартапы (что схоже с моделью западного лидера — «Kickstarter»). Примечательно, что в 2012 году «Boomstarter» стал лауреатом премии “стартап года 2012” от бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ в номинации “лучший социально значимый стартап”. По состоянию на 2014 год за всё время на «Boomstarter» было привлечено 100 млн. рублей [2].
Перспективы краудфандинга в РФ
Сегодня краудфандинг в развитых странах рассматривается как серьёзный источник роста и развития экономики, а также создания рабочих мест. По прогнозам всемирного банка, объём рынка краудфандинга может достичь 90 млрд. долларов США [4]. Сумеют ли в России воспользоваться этим новым феноменом? Краудфандинг — глобальное явление. Чем проще и понятнее будет законодательство, чем больше средств можно привлечь без утомительных бумажных процедур, тем быстрее будет развиваться краудфандинг. На данный момент, финансирование с помощью краудфандинга регулируется ст. 572 ГК РФ о договоре дарения [9,с.143]. Никаких специальных положений относительно краудфандинга нет (в отличии от развитых стран, где ведётся активная работа в этом направлении, например, JOBS Act в США). Однако в нашей стране при каждом послаблении велик риск мошенничества, урон экономике от которого может быть больше пользы от краудфандинга. На начальных этапах развития стартапа оптимальный баланс правового регулирования и возможностей для выхода на рынок без обременяющих бумажных процедур могут сыграть ключевую роль в развитии краудфандинга в нашей стране.
Выводы
Потенциал краудфандинга, как инструмента стимулирования стартапов велик. С его помощью можно существенно упростить решение проблемы финансирования и маркетинга и тем самым побудить большее количество людей с идеей стартапа реализовать её. За рубежом принимаются значительные усилия для развития этого феномена. В нашей стране краудфандинг появился в 2012 году и быстро набирает обороты. Основные порталы «Planeta» и «Boomstarter» за период своего существования собрали более 250 млн. рублей. Дальнейшие перспективы краудфандинга в нашей стране во многом будут зависеть от законодательного регулирования этого феномена.
Литература:
1. http://startup-ecosystem.compass.co/ser2015/ (режим доступа 23.09.2015)
2. http://crowdhunters.ru/crowd2014/ (режим доступа 23.09.2015)
3. http://dic.academic.ru/dic.nsf/fin_enc/21081 (режим доступа 23.09.2015)
4. http://documents.worldbank.org/curated/en/2013/01/18806928/crowdfundings-potential-developing-world (режим доступа 23.09.2015)
5. http://planeta.ru/search/projects/query=&categories=RUSAL (режим доступа 23.09.2015)
6. https://www.facebook.com/zuck/posts/10101319050523971 (режим доступа 23.09.2015)
7. https://www.kickstarter.com/projects/1523379957/oculus-rift-step-into-the-game (режим доступа 23.09.2015)
8. https://www.sec.gov/spotlight/jobs-act.shtml (режим доступа 23.09.2015)
9. Котенко Д. А. «Краудфандинг — инновационный инструмент инвестирования», журнал «Закон», 05–2014, изд. Группа «Закон»
[1] Каждый год считается с марта по март. Данные за 2012 год получены в результате подсчётов и являются приблизительными.
Ключевые слова
стимулирование, финансирование, краудфандинг, стартапы, Kickstarter, Planeta, Boomstarter., BoomstarterПохожие статьи
Возможность применения системы краудфандинга при реализации проектной деятельности
В статье рассмотрена проблема взаимодействия системы краудфандинга при реализации проектной деятельности. Проанализированы различные краудфандинг-платформы и статистические данные. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования системы...
Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка
В статье автор рассматривает применение искусственного интеллекта в банковской сфере России. На основании исследования аналитического агентства «РАЭксперт» проводится сопоставление российских банков и их классификация. Отдельно рассмотрен «Сбербанк» ...
Стартапы: состояние и развитие
В статье раскрывается проблема определения понятия «стартап» и основных характеристик стартап-проектов. Также проанализированы причины неудач стартапов и рассмотрено развитие стартапов в России.
Перспективы ICO как инструмента масштабного финансирования
Статья посвящена анализу нового финансового инструмента ICO (InitialCoinOffering), перечислены его основные преимущества и недостатки. Было рассмотрено общее положение токенов на международном рынке криптовалют, описаны основные тренды и выявлены рис...
Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России
В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...
Печатные СМИ и Интернет как инструменты продвижения бренда автодилера
В статье проанализированы два основных канала дилерской коммуникации — Пресса и Интернет. Рассмотрены основные каналы интернет-маркенинга и их особенности с точки зрения задач, решаемых в процессе их применения для продвижения товара и брендирования....
Медиапроект как бизнес цифровой эпохи
Рассмотрены варианты использования различных медиа для продвижения проекта, а также заработка на предлагаемом контенте и увеличения его популярности. Представлены пути развития и финансирования медиапроекта на примере работы телекомпании. Отмечены сп...
Таргетинговая реклама в социальной сети «ВКонтакте»
Уже на протяжении нескольких лет классический маркетинг и PR всё дальше уходит в прошлое. Всё больше PR-специалистов используют социальные сети как инструмент продвижения компаний, брендов, товаров и услуг. Социальные сети на сегодняшний день являютс...
Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях
В статье рассматриваются особенности развития франчайзинга в РФ, анализируется использование модели франчайзинга для развития малого бизнеса в стране, рассматриваются прогнозы развития франчайзинга в России, указываются основные факторы, затрудняющие...
Сбор денег: новые возможности через информационные технологии в Интернете
В статье представлена информация о технологии по сбору денег и ее активному вхождению в Интернет. Рассмотрен исторический аспект сбора денег и новые направления его развития в глобальной сети. Исследованы особенности и характеристики, которые предста...
Похожие статьи
Возможность применения системы краудфандинга при реализации проектной деятельности
В статье рассмотрена проблема взаимодействия системы краудфандинга при реализации проектной деятельности. Проанализированы различные краудфандинг-платформы и статистические данные. Выявлена и обоснована необходимость совместного использования системы...
Применение искусственного интеллекта в банковской сфере на примере Сбербанка
В статье автор рассматривает применение искусственного интеллекта в банковской сфере России. На основании исследования аналитического агентства «РАЭксперт» проводится сопоставление российских банков и их классификация. Отдельно рассмотрен «Сбербанк» ...
Стартапы: состояние и развитие
В статье раскрывается проблема определения понятия «стартап» и основных характеристик стартап-проектов. Также проанализированы причины неудач стартапов и рассмотрено развитие стартапов в России.
Перспективы ICO как инструмента масштабного финансирования
Статья посвящена анализу нового финансового инструмента ICO (InitialCoinOffering), перечислены его основные преимущества и недостатки. Было рассмотрено общее положение токенов на международном рынке криптовалют, описаны основные тренды и выявлены рис...
Сферы применения искусственного интеллекта в бизнесе России
В статье автор рассматривает возможные сферы применения искусственного интеллекта в различных бизнесах в России. Для исследования были использованы статистические данные опросов, проведенных «Инфосистемы Джет» и «Tadviser». Также проанализированы осн...
Печатные СМИ и Интернет как инструменты продвижения бренда автодилера
В статье проанализированы два основных канала дилерской коммуникации — Пресса и Интернет. Рассмотрены основные каналы интернет-маркенинга и их особенности с точки зрения задач, решаемых в процессе их применения для продвижения товара и брендирования....
Медиапроект как бизнес цифровой эпохи
Рассмотрены варианты использования различных медиа для продвижения проекта, а также заработка на предлагаемом контенте и увеличения его популярности. Представлены пути развития и финансирования медиапроекта на примере работы телекомпании. Отмечены сп...
Таргетинговая реклама в социальной сети «ВКонтакте»
Уже на протяжении нескольких лет классический маркетинг и PR всё дальше уходит в прошлое. Всё больше PR-специалистов используют социальные сети как инструмент продвижения компаний, брендов, товаров и услуг. Социальные сети на сегодняшний день являютс...
Развитие франчайзинга как фактор поддержки малого бизнеса в современных условиях
В статье рассматриваются особенности развития франчайзинга в РФ, анализируется использование модели франчайзинга для развития малого бизнеса в стране, рассматриваются прогнозы развития франчайзинга в России, указываются основные факторы, затрудняющие...
Сбор денег: новые возможности через информационные технологии в Интернете
В статье представлена информация о технологии по сбору денег и ее активному вхождению в Интернет. Рассмотрен исторический аспект сбора денег и новые направления его развития в глобальной сети. Исследованы особенности и характеристики, которые предста...