Особенности менеджмента в малом предпринимательстве | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

II международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2015)

Дата публикации: 30.09.2015

Статья просмотрена: 6224 раза

Библиографическое описание:

Швед, С. С. Особенности менеджмента в малом предпринимательстве / С. С. Швед, А. Е. Коняхина, Ю. С. Прочанкина. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8836/ (дата обращения: 18.12.2024).

Современный менеджмент — это многогранное явление, которые имеет положительные и отрицательные стороны, особенно важна система менеджмента в сфере малого предпринимательства. Малое предпринимательство — наиболее распространенная сфера экономики на современном этапе.

Ключевые слова:менеджмент, руководитель, организация, система, фирма, персонал, проблемы, современность.

 

На современном этапе развития экономики развитие малого бизнеса актуально и значимо. Именно малый бизнес формирует направление развития региона и края, именно малый бизнес пополняет в большей степени бюджет малых городов. Говоря о малом бизнесе необходимо уделять пристальное внимание менеджменту в данный организациях, так как менеджмент на мало предприятии отличается от системы управления на крупном, многоструктурном предприятии, где обычно формируется разветвленная система менеджмента с руководителями различных уровней.

На малом же предприятии система упрощена и практически не имеет уровней, но это не делает процесс управления малым предприятием проще, наоборот зачастую усложняет управление [1].

Учитывая специфику малого бизнеса необходимо четко определить критерии отнесения предприятия к малому, так например в соответствии с федеральным законом о малом предпринимательства к малому предприятию можно отнести структуру, имеющую: численность не более чем 100 человек [2].

В малых городах именно малый бизнес формирует основную нишу предпринимательства. Малый бизнес имеет преимущества и выгодные стороны развития по сравнению с крупными предприятиями в современных рыночных условиях.

Но как и крупные предприятия, так и малые подвергаются воздействию различных факторов внешней и внутренней среды, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на процесс формирование и реализации менеджмента.

Эффективный процесс управления малым бизнесом способен создать выгодные условия для дальнейшего его развития.

Актуальным вопросом в сфере менеджмента на малом предприятий является возможность применения современных технологий.

Значение малого бизнеса в современной России сложно переоценить, так как именно данное направление способно поддержать настоящую конкурентную среду и противостоять процессу монополизации всего внутреннего рынка. В сфере малого предпринимательства формируется основная часть национального ресурса, который служит основой для развития крупного и среднего предпринимательства. В масштабе экономики страны положительная роль малого бизнеса выражается в том, что он более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, создает дополнительные рабочие места [3].

Затрагивая вопрос создания малого предприятия, по целям функционирования предприятия можно разделять на две основные группы: коммерческие и некоммерческие.

Коммерческая организация — это юридическое лицо, которое ставит основной целью получение максимальной прибыли от своей деятельности.

Некоммерческая организация — юридическое лицо, которое не ставит цели получение прибыли от реализации основной деятельности, а значит и не распределяющее прибыль среди участников (собственников) [4].

Именно некоммерческая организация формируется в виде кооператива, фонда, общественной (религиозной) организации и т. д.

На сегодняшний день значительный удельный вес в экономики приходится именно на коммерческие организации. Важно уделить детальное внимание именно коммерческим организациям, так как процесс менеджмента в коммерческой и некоммерческой организации различен.

В первую очередь на процесс менеджмента на малом предприятия играет именно процесс зарождения системы управления

Формирование системы управления решает несколько вопросов:

-                   создание оптимальной организационной структуры;

-                   распределение должностных полномочий;

-                   формирование системы оценки деятельности сотрудников как руководящего, так и не руководящего состава.

Формируя организационную структуру в отличие от крупных предприятий, в сфере малого предприятия чаще всего встречается такая система, при которой во главе стоит один руководитель — директор, чаще всего он же является собственником предприятия в целом.

Единоличное хозяйствование и управление позволяет сократить разногласия в процессе выбора цели и задач, а также в процессе принятия тех или иных управленческих решений.

Если же все-таки предприятие имеет несколько собственников, то на таком предприятии в должность вводится генеральный директор или директор, который берет на себя обязательства по принятию решений, а до сособственников доносит только окончательные возможные варианты, которые способны проявиться и повлечь за собой ряд последствий — как позитивных, так и негативных. При сомнительном положении дел организации или при спорном положении в части принятия управленческих решений, решение принимается путем голосования среди учредителей (собственников) организации.

При единоличном управлении именно директор (собственник) принимает решения в сфере финансов, снабжения, заготовления, реализации, производства, налогообложения и т. д., то есть собственник несет полную ответственность за «выигрыш» и «проигрыш» организации.

Если же в организации несколько учредителей (собственников), а во главе стоит генеральный директор, то в таких организациях существует подчиненность и разделение полномочий: вопросами финансов заведует коммерческий директоров, вопросами подбора и обучения персонала заведует директор по персоналу и т. д.

С расширением деятельности организации, возникает необходимость формирования управленческой группы.

Такая группа может состоять из управляющего (собственника фирмы), специалиста по снабжению, коммерческого директора главного бухгалтера и т. д. Но даже при такой несложной структуре и системе управления множество малых предприятий сталкиваются со значительными проблемами. Основной причиной возникновения проблем является нехватка квалифицированных управленческих кадров, а именно нехватка знаний у собственников и управляющих предприятиями [5].

Исходя из этого для функционирования и процветания в условиях конкурентной среды предприятия вынуждены использовать услуги консалтинговых фирм или привлекать на работу опытных менеджеров.

Таким образом, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.

Основное лицо, которое в целом организует функционирование всего предприятия — это руководитель. Именно руководящее лицо — основное должностное лицо фирмы и именно он отвечает за всю ее деятельность.

На сегодняшний день выделяют три главных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.

В результате можно выделить пять характерных типов управленческого поведения: диктатор, демократ, пессимист, манипулятор, организатор.

Менеджер-диктатор чаще всего ориентируется на уровень производства и не уделяет детального внимания отдельным сотрудникам. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор — плохой управляющий.

Менеджер-демократ прямая противоположность диктатору. Работа у такого менеджера реализуется сами собой, контроля минимум. Польза от этого не очень большая.

Менеджер-пессимист руководствуется девизом «Не вмешивайся в естественный ход событий». Польза от таких руководителей очень малая.

Менеджер-манипулятор во всем пытается достичь компромисса. Здесь проявляется склонность менеджера к манипулированию людьми.

Менеджер-организатор самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации.

Таким образом, в малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.

На этапе перехода малого бизнеса к среднему необходимо учитывать, что для эффективного управления предприятием необходимо соблюдать два простых принципа — распределение полномочий и четкое структурирование предприятия.

Менеджмент в малом бизнесе имеет свои характерные особенности, управленец, работающий на малом предприятии должен быть универсалом, который может работать в нескольких областях менеджмента.

Довольно часто менеджмент в малом бизнесе включает в себя и подбор персонала, и расчет возможных рисков, и поиск клиентов, и непосредственное управление предприятием.

Одной из основных особенностей менеджмента в малом бизнесе является неформальное исполнение власти, поэтому к менеджеру, работающему в малом бизнесе, предъявляются особые требования.

Прежде всего, он должен нести ответственность не только за результат работы, но и за атмосферу в коллективе; менеджер должен обладать большой гибкостью и работоспособностью; он также должен уметь четко ставить задачи и контролировать их выполнение, и обладать возможностью решать несколько задач одновременно.

Кроме того, менеджер должен уметь выстраивать отношения с различными людьми, пользоваться авторитетом в коллективе, быть хорошим наставником и жестким руководителем.

Иными словами, менеджмент в малом бизнесе представляет собой сплав нескольких направлений искусства управления предприятием и людьми, что дано далеко не каждому предпринимателю.

Обобщая вышесказанное, необходимо подвести итог, что менеджмент в сфере малого предпринимательство отличен от менеджмента крупной организации, в основе этого факта лежат некоторые моменты: руководитель чаще всего является собственником; отсутствует система подразделений, а значит, отсутствует необходимость руководителя структурного подразделения; на мало предприятии складывается небольшой коллектив сотрудников, к которые проще применять невербальные способы управления и которые чаще всего чувствуют ответственность за деятельность малого предприятия.

 

Литература:

 

1.                  Смагина И. А. Малый бизнес: большой справочник/ Смагина И. А., Сергеева Т. Ю. — М.: Юркнига, 2014.

2.                  О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г., № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».

3.                  Дорофеева О. Н. Особенности менеджмента в малом бизнесе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=13456315.

4.                  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изменен. на 23.07.2013) // Российская газета. — 1994. — № 238–239.

5.                  Дамдинов Д. Д. Малое предпринимательство в современной системе социально-экономических отношений [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17787633.

Основные термины (генерируются автоматически): малый бизнес, малое предприятие, предприятие, малое предпринимательство, некоммерческая организация, собственник, генеральный директор, детальное внимание, коммерческий директор, юридическое лицо.

Похожие статьи

Корпоративная социальная ответственность

Статья посвящена анализу корпоративной социальной ответственности, приведены различные интерпретации этого явления в современной науке. Подчеркнута роль корпоративной социальной отчетности во взаимоотношениях общества и государства, определены основн...

Предпринимательство и бизнес-строение: актуальность и факторы дальнейшего развития

В современном мире предпринимательская деятельность стала неотъемлемой частью развития экономики и общества. Они являются двигателями прогресса и источником инноваций, обеспечивающих рост и процветание.

Стиль управления как неотъемлемая часть успешной деятельности организации

В данной статье автор раскрывает понятие термина «стиль управления» и его появление, также определяется значимость места, которое занимает стиль управления в деятельности организации.

Управление талантами — реальность современного менеджмента

В статье рассматриваются проблемные вопросы современного менеджмента в контексте поиска и управления талантами. Обозначены существующие модели, применяемые за рубежом и основные направления, которые рационально развивать применительно к российской би...

Особенности управления предприятиями малого бизнеса

В статье рассматриваются такие вопросы как актуальность малого бизнеса, а также его преимущества и недостатки. Выявлены функции менеджмента и их реализация путем различных методов. Выведены предложения для эффективного функционирования предприятия.

Инновационное управление сотрудниками малого предприятия

В статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредством управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.

Особенности формирования экономики промышленных предприятий

В статье раскрыто понятие предпринимательства, рассмотрены некоторые способы роста эффективности промышленных предприятий, представлены факторы их устойчивого экономического развития.

Малый бизнес в России. Пути развития

Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.

Социальный менеджмент как форма управления процессами социального обслуживания

В статье рассматривается понятие социального менеджмента, его основные принципы. Автор отмечается значимость социального менеджмента в управлении процессами социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста.

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.

Похожие статьи

Корпоративная социальная ответственность

Статья посвящена анализу корпоративной социальной ответственности, приведены различные интерпретации этого явления в современной науке. Подчеркнута роль корпоративной социальной отчетности во взаимоотношениях общества и государства, определены основн...

Предпринимательство и бизнес-строение: актуальность и факторы дальнейшего развития

В современном мире предпринимательская деятельность стала неотъемлемой частью развития экономики и общества. Они являются двигателями прогресса и источником инноваций, обеспечивающих рост и процветание.

Стиль управления как неотъемлемая часть успешной деятельности организации

В данной статье автор раскрывает понятие термина «стиль управления» и его появление, также определяется значимость места, которое занимает стиль управления в деятельности организации.

Управление талантами — реальность современного менеджмента

В статье рассматриваются проблемные вопросы современного менеджмента в контексте поиска и управления талантами. Обозначены существующие модели, применяемые за рубежом и основные направления, которые рационально развивать применительно к российской би...

Особенности управления предприятиями малого бизнеса

В статье рассматриваются такие вопросы как актуальность малого бизнеса, а также его преимущества и недостатки. Выявлены функции менеджмента и их реализация путем различных методов. Выведены предложения для эффективного функционирования предприятия.

Инновационное управление сотрудниками малого предприятия

В статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредством управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.

Особенности формирования экономики промышленных предприятий

В статье раскрыто понятие предпринимательства, рассмотрены некоторые способы роста эффективности промышленных предприятий, представлены факторы их устойчивого экономического развития.

Малый бизнес в России. Пути развития

Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.

Социальный менеджмент как форма управления процессами социального обслуживания

В статье рассматривается понятие социального менеджмента, его основные принципы. Автор отмечается значимость социального менеджмента в управлении процессами социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста.

Социокультурный подход в социальной политике организации

В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.