Особенности менеджмента в малом предпринимательстве
Авторы: Швед Сергей Сергеевич, Коняхина Анна Евгеньевна, Прочанкина Юлия Сергеевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2015)
Дата публикации: 30.09.2015
Статья просмотрена: 6159 раз
Библиографическое описание:
Швед, С. С. Особенности менеджмента в малом предпринимательстве / С. С. Швед, А. Е. Коняхина, Ю. С. Прочанкина. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 98-100. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8836/ (дата обращения: 15.11.2024).
Современный менеджмент — это многогранное явление, которые имеет положительные и отрицательные стороны, особенно важна система менеджмента в сфере малого предпринимательства. Малое предпринимательство — наиболее распространенная сфера экономики на современном этапе.
Ключевые слова:менеджмент, руководитель, организация, система, фирма, персонал, проблемы, современность.
На современном этапе развития экономики развитие малого бизнеса актуально и значимо. Именно малый бизнес формирует направление развития региона и края, именно малый бизнес пополняет в большей степени бюджет малых городов. Говоря о малом бизнесе необходимо уделять пристальное внимание менеджменту в данный организациях, так как менеджмент на мало предприятии отличается от системы управления на крупном, многоструктурном предприятии, где обычно формируется разветвленная система менеджмента с руководителями различных уровней.
На малом же предприятии система упрощена и практически не имеет уровней, но это не делает процесс управления малым предприятием проще, наоборот зачастую усложняет управление [1].
Учитывая специфику малого бизнеса необходимо четко определить критерии отнесения предприятия к малому, так например в соответствии с федеральным законом о малом предпринимательства к малому предприятию можно отнести структуру, имеющую: численность не более чем 100 человек [2].
В малых городах именно малый бизнес формирует основную нишу предпринимательства. Малый бизнес имеет преимущества и выгодные стороны развития по сравнению с крупными предприятиями в современных рыночных условиях.
Но как и крупные предприятия, так и малые подвергаются воздействию различных факторов внешней и внутренней среды, которые в свою очередь оказывают непосредственное влияние на процесс формирование и реализации менеджмента.
Эффективный процесс управления малым бизнесом способен создать выгодные условия для дальнейшего его развития.
Актуальным вопросом в сфере менеджмента на малом предприятий является возможность применения современных технологий.
Значение малого бизнеса в современной России сложно переоценить, так как именно данное направление способно поддержать настоящую конкурентную среду и противостоять процессу монополизации всего внутреннего рынка. В сфере малого предпринимательства формируется основная часть национального ресурса, который служит основой для развития крупного и среднего предпринимательства. В масштабе экономики страны положительная роль малого бизнеса выражается в том, что он более гибок, быстрее реагирует на изменения внешней среды, создает дополнительные рабочие места [3].
Затрагивая вопрос создания малого предприятия, по целям функционирования предприятия можно разделять на две основные группы: коммерческие и некоммерческие.
Коммерческая организация — это юридическое лицо, которое ставит основной целью получение максимальной прибыли от своей деятельности.
Некоммерческая организация — юридическое лицо, которое не ставит цели получение прибыли от реализации основной деятельности, а значит и не распределяющее прибыль среди участников (собственников) [4].
Именно некоммерческая организация формируется в виде кооператива, фонда, общественной (религиозной) организации и т. д.
На сегодняшний день значительный удельный вес в экономики приходится именно на коммерческие организации. Важно уделить детальное внимание именно коммерческим организациям, так как процесс менеджмента в коммерческой и некоммерческой организации различен.
В первую очередь на процесс менеджмента на малом предприятия играет именно процесс зарождения системы управления
Формирование системы управления решает несколько вопросов:
- создание оптимальной организационной структуры;
- распределение должностных полномочий;
- формирование системы оценки деятельности сотрудников как руководящего, так и не руководящего состава.
Формируя организационную структуру в отличие от крупных предприятий, в сфере малого предприятия чаще всего встречается такая система, при которой во главе стоит один руководитель — директор, чаще всего он же является собственником предприятия в целом.
Единоличное хозяйствование и управление позволяет сократить разногласия в процессе выбора цели и задач, а также в процессе принятия тех или иных управленческих решений.
Если же все-таки предприятие имеет несколько собственников, то на таком предприятии в должность вводится генеральный директор или директор, который берет на себя обязательства по принятию решений, а до сособственников доносит только окончательные возможные варианты, которые способны проявиться и повлечь за собой ряд последствий — как позитивных, так и негативных. При сомнительном положении дел организации или при спорном положении в части принятия управленческих решений, решение принимается путем голосования среди учредителей (собственников) организации.
При единоличном управлении именно директор (собственник) принимает решения в сфере финансов, снабжения, заготовления, реализации, производства, налогообложения и т. д., то есть собственник несет полную ответственность за «выигрыш» и «проигрыш» организации.
Если же в организации несколько учредителей (собственников), а во главе стоит генеральный директор, то в таких организациях существует подчиненность и разделение полномочий: вопросами финансов заведует коммерческий директоров, вопросами подбора и обучения персонала заведует директор по персоналу и т. д.
С расширением деятельности организации, возникает необходимость формирования управленческой группы.
Такая группа может состоять из управляющего (собственника фирмы), специалиста по снабжению, коммерческого директора главного бухгалтера и т. д. Но даже при такой несложной структуре и системе управления множество малых предприятий сталкиваются со значительными проблемами. Основной причиной возникновения проблем является нехватка квалифицированных управленческих кадров, а именно нехватка знаний у собственников и управляющих предприятиями [5].
Исходя из этого для функционирования и процветания в условиях конкурентной среды предприятия вынуждены использовать услуги консалтинговых фирм или привлекать на работу опытных менеджеров.
Таким образом, главным требованием к управлению малым предприятием в условиях рынка является обеспечение его приспособляемости к меняющимся условиям хозяйствования.
Основное лицо, которое в целом организует функционирование всего предприятия — это руководитель. Именно руководящее лицо — основное должностное лицо фирмы и именно он отвечает за всю ее деятельность.
На сегодняшний день выделяют три главных стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.
В результате можно выделить пять характерных типов управленческого поведения: диктатор, демократ, пессимист, манипулятор, организатор.
Менеджер-диктатор чаще всего ориентируется на уровень производства и не уделяет детального внимания отдельным сотрудникам. Работа в таких условиях никому не приносит удовлетворения. Диктатор — плохой управляющий.
Менеджер-демократ прямая противоположность диктатору. Работа у такого менеджера реализуется сами собой, контроля минимум. Польза от этого не очень большая.
Менеджер-пессимист руководствуется девизом «Не вмешивайся в естественный ход событий». Польза от таких руководителей очень малая.
Менеджер-манипулятор во всем пытается достичь компромисса. Здесь проявляется склонность менеджера к манипулированию людьми.
Менеджер-организатор самый продуктивный тип менеджера, учитывающий нужды производства, а также потребности и интересы людей. Важнейшей характеристикой данного типа является устремленность к инновациям и нацеленность на постоянное развитие организации.
Таким образом, в малом бизнесе предпочтительнее тот стиль управления, который осуществляется преимущественно на неформальной основе, нацелен на создание творческой атмосферы в коллективе, ориентированной на достижение результатов.
На этапе перехода малого бизнеса к среднему необходимо учитывать, что для эффективного управления предприятием необходимо соблюдать два простых принципа — распределение полномочий и четкое структурирование предприятия.
Менеджмент в малом бизнесе имеет свои характерные особенности, управленец, работающий на малом предприятии должен быть универсалом, который может работать в нескольких областях менеджмента.
Довольно часто менеджмент в малом бизнесе включает в себя и подбор персонала, и расчет возможных рисков, и поиск клиентов, и непосредственное управление предприятием.
Одной из основных особенностей менеджмента в малом бизнесе является неформальное исполнение власти, поэтому к менеджеру, работающему в малом бизнесе, предъявляются особые требования.
Прежде всего, он должен нести ответственность не только за результат работы, но и за атмосферу в коллективе; менеджер должен обладать большой гибкостью и работоспособностью; он также должен уметь четко ставить задачи и контролировать их выполнение, и обладать возможностью решать несколько задач одновременно.
Кроме того, менеджер должен уметь выстраивать отношения с различными людьми, пользоваться авторитетом в коллективе, быть хорошим наставником и жестким руководителем.
Иными словами, менеджмент в малом бизнесе представляет собой сплав нескольких направлений искусства управления предприятием и людьми, что дано далеко не каждому предпринимателю.
Обобщая вышесказанное, необходимо подвести итог, что менеджмент в сфере малого предпринимательство отличен от менеджмента крупной организации, в основе этого факта лежат некоторые моменты: руководитель чаще всего является собственником; отсутствует система подразделений, а значит, отсутствует необходимость руководителя структурного подразделения; на мало предприятии складывается небольшой коллектив сотрудников, к которые проще применять невербальные способы управления и которые чаще всего чувствуют ответственность за деятельность малого предприятия.
Литература:
1. Смагина И. А. Малый бизнес: большой справочник/ Смагина И. А., Сергеева Т. Ю. — М.: Юркнига, 2014.
2. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 г., № 209-ФЗ (ред. от 28.12.2013) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
3. Дорофеева О. Н. Особенности менеджмента в малом бизнесе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=13456315.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (с изменен. на 23.07.2013) // Российская газета. — 1994. — № 238–239.
5. Дамдинов Д. Д. Малое предпринимательство в современной системе социально-экономических отношений [Электронный ресурс] Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=17787633.
Ключевые слова
персонал, система, организация, менеджмент, руководитель, проблемы, фирма, современностьПохожие статьи
Корпоративная социальная ответственность
Статья посвящена анализу корпоративной социальной ответственности, приведены различные интерпретации этого явления в современной науке. Подчеркнута роль корпоративной социальной отчетности во взаимоотношениях общества и государства, определены основн...
Предпринимательство и бизнес-строение: актуальность и факторы дальнейшего развития
В современном мире предпринимательская деятельность стала неотъемлемой частью развития экономики и общества. Они являются двигателями прогресса и источником инноваций, обеспечивающих рост и процветание.
Стиль управления как неотъемлемая часть успешной деятельности организации
В данной статье автор раскрывает понятие термина «стиль управления» и его появление, также определяется значимость места, которое занимает стиль управления в деятельности организации.
Управление талантами — реальность современного менеджмента
В статье рассматриваются проблемные вопросы современного менеджмента в контексте поиска и управления талантами. Обозначены существующие модели, применяемые за рубежом и основные направления, которые рационально развивать применительно к российской би...
Особенности управления предприятиями малого бизнеса
В статье рассматриваются такие вопросы как актуальность малого бизнеса, а также его преимущества и недостатки. Выявлены функции менеджмента и их реализация путем различных методов. Выведены предложения для эффективного функционирования предприятия.
Инновационное управление сотрудниками малого предприятия
В статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредством управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.
Особенности формирования экономики промышленных предприятий
В статье раскрыто понятие предпринимательства, рассмотрены некоторые способы роста эффективности промышленных предприятий, представлены факторы их устойчивого экономического развития.
Малый бизнес в России. Пути развития
Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.
Социальный менеджмент как форма управления процессами социального обслуживания
В статье рассматривается понятие социального менеджмента, его основные принципы. Автор отмечается значимость социального менеджмента в управлении процессами социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста.
Социокультурный подход в социальной политике организации
В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.
Похожие статьи
Корпоративная социальная ответственность
Статья посвящена анализу корпоративной социальной ответственности, приведены различные интерпретации этого явления в современной науке. Подчеркнута роль корпоративной социальной отчетности во взаимоотношениях общества и государства, определены основн...
Предпринимательство и бизнес-строение: актуальность и факторы дальнейшего развития
В современном мире предпринимательская деятельность стала неотъемлемой частью развития экономики и общества. Они являются двигателями прогресса и источником инноваций, обеспечивающих рост и процветание.
Стиль управления как неотъемлемая часть успешной деятельности организации
В данной статье автор раскрывает понятие термина «стиль управления» и его появление, также определяется значимость места, которое занимает стиль управления в деятельности организации.
Управление талантами — реальность современного менеджмента
В статье рассматриваются проблемные вопросы современного менеджмента в контексте поиска и управления талантами. Обозначены существующие модели, применяемые за рубежом и основные направления, которые рационально развивать применительно к российской би...
Особенности управления предприятиями малого бизнеса
В статье рассматриваются такие вопросы как актуальность малого бизнеса, а также его преимущества и недостатки. Выявлены функции менеджмента и их реализация путем различных методов. Выведены предложения для эффективного функционирования предприятия.
Инновационное управление сотрудниками малого предприятия
В статье анализируется малое инновационное предприятие и его сильные стороны в современной экономике, посредством управления персоналом. Так же рассмотрена система внедрения инноваций, как наиболее тяжелой части развития.
Особенности формирования экономики промышленных предприятий
В статье раскрыто понятие предпринимательства, рассмотрены некоторые способы роста эффективности промышленных предприятий, представлены факторы их устойчивого экономического развития.
Малый бизнес в России. Пути развития
Данное исследование направлено на анализ малого бизнеса и выявление оптимальных путей для его развития.
Социальный менеджмент как форма управления процессами социального обслуживания
В статье рассматривается понятие социального менеджмента, его основные принципы. Автор отмечается значимость социального менеджмента в управлении процессами социального обслуживания населения, в том числе граждан пожилого возраста.
Социокультурный подход в социальной политике организации
В статье рассматриваются связь социокультурного подхода и социальной политики организации на современных российских предприятиях, важность и актуальность социальных вопросов в производственной сфере.