Экономико-географические особенности развития межрегиональных экономических отношений Чеченской Республики
Авторы: Гайсумова Лиза Джунидовна, Гакаев Рустам Анурбекович, Халикова Лариса Бакиевна
Рубрика: 15. Региональная экономика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Инновационная экономика» (Казань, октябрь 2015)
Дата публикации: 05.10.2015
Статья просмотрена: 751 раз
Библиографическое описание:
Гайсумова, Л. Д. Экономико-географические особенности развития межрегиональных экономических отношений Чеченской Республики / Л. Д. Гайсумова, Р. А. Гакаев, Л. Б. Халикова. — Текст : непосредственный // Инновационная экономика : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 108-111. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/170/8927/ (дата обращения: 15.11.2024).
Происходящие позитивные изменения в социально-экономическом положении Республики стали основой для дальнейшего развития инвестиционной деятельности и использования ее значительного инвестиционного потенциала, подтверждением чему является высокий интерес к республике со стороны российских и иностранных инвесторов. Выгодное географическое положение республики, запасы различных полезных ископаемых для развития промышленности, стройиндустрии и нефтеперерабатывающего производства, природно-климатические условия для развития АПК, а также значительные материальные и трудовые ресурсы дают республике уникальные возможности по превращению её в субъект Российской Федерации с привлекательным инвестиционным климатом.
Пространство региона образуется в результате локализации пространства глобального социального взаимодействия. Это пространство характеризуется двумя типами траекторий взаимодействий: межрегиональными и внутрирегиональными. В межрегиональные траектории регион включается преимущественно внешним образом. Наличие этих траекторий определяет открытость региона для взаимодействий. Внутрирегиональные траектории, несмотря на определенную замкнутость в регионе, частично вписываются в межрегиональные траектории.
Регионы в России исторически образовались по административно-территориальному принципу, который во многом сохранил свое доминантное значение и сегодня. Это существенно определяет содержание, стиль и методы управления регионом и продуцирует многие проблемы не только в настоящем, но и неизбежно в будущем времени. Ранее управление регионом, по сути, представляло собой администрирование, таким во многом оно остается и сегодня. Пространство региона образуется в результате локализации пространства глобального социального взаимодействия. Это пространство характеризуется двумя типами траекторий взаимодействий: межрегиональными и внутрирегиональными. В межрегиональные траектории регион включается преимущественно внешним образом. Наличие этих траекторий определяет открытость региона для взаимодействий. Внутрирегиональные траектории, несмотря на определенную замкнутость в регионе, частично вписываются в межрегиональные траектории. В современных условиях межрегиональный товарообмен как фактор экономической интеграции сохраняет доминирующее значение. Бурное и хаотичное развитие в России финансового рынка мало способствует межрегиональной интеграции [6].
В настоящее время разработана стратегия социально-экономического развития СКФО до 2025 года, где с учетом географических, почвенно-климатических и других особенностей регионов данного округа определены приоритетные направления развития всех отраслей народного хозяйства, а для отрасли сельского хозяйства конкретно указано объемы производства мясной, молочной продукции, зерна, овощей и так далее. В этом документе указано, что производить, а проблемы развития региональной экономической интеграции, функционирования единого рыночного пространства, каналы товародвижения, ввоза и вывоза продукции в регионах внутри СКФО и по Российской Федерации, останутся открытыми.
В процессе углубления рыночных реформ в России все большее значение приобретают вопросы развития региональной экономической интеграции. Эффективность функционирования единого рыночного пространства в значительной мере зависит от скоординированного взаимодействия региональных рыночных структур и развития интеграционных отношений на разных уровнях экономической системы. Вместе с тем затянувшийся этап региональной дезинтеграции в России предопределяет необходимость диагностики интеграционного процесса, активного изучения межрегиональных экономических связей и разработки механизма регулирования территориальной интеграции. За годы постпланового функционирования российская экономика перестала быть единым народнохозяйственным комплексом, где внутренний спрос и предложение сориентированы друг на друга. Переориентация сырьевых компаний на внешние рынки и большая зависимость от импорта потребительских товаров привели к тому, что экономическое развитие регионов в большей степени стало зависеть от внешнеэкономических связей, чем от связей внутрироссийских. Ситуация, при которой внешние экономические связи ряда регионов начинают превалировать над внутренними межрегиональными связями, свидетельствует о том, что национальная экономика утрачивает основное системное свойство, а ее элементы компании и целые территориально — производственные комплексы в большей степени работают на укрепление экономических систем других стран, а не своей собственной, превращаясь в сырьевые придатки транснациональных компаний. В данной ситуации действенная политика государства в области усиления внутренней интегрированности региональных систем является необходимым условием экономической стабилизации и предпосылкой экономического роста в России.
Российские регионы характеризуются резким различием условий, определяющих их продовольственное положение: наличием ресурсов сельскохозяйственных земель и их биоклиматическим потенциалом; состоянием материально-технической базы производства и переработки сельскохозяйственной продукции; развитием транспортной системы, обеспечивающей связи с поставщиками и потребителями продовольствия других регионов и стран; уровнем покупательной способности населения; региональными и национальными традициями потребления продовольствия, а также возможностями удовлетворения спроса на него за счет собственного производства. Перераспределение правовых и бюджетных полномочий существенно расширило обязанности регионов в решении такой сложной и многогранной проблемы, какой является обеспечение их продовольствием. Вместе с тем отсутствие единой национальной политики в области продовольственного обеспечения, необходимость учета особенностей снабжения отдельных регионов продовольствием, не разработанность нормативно-правовой базы и государственной поддержки отраслей агропромышленного комплекса, ее сокращение приводят к тому, что эта проблема в каждом регионе страны решается самостоятельно, зачастую методом проб и ошибок, в зависимости от имеющихся у него возможностей.
Развитие межрегиональных и межгосударственных продовольственных и сырьевых связей — составная часть процесса социально-экономического развития Чеченской Республики и одно из условий надёжного обеспечения её населения продовольствием. Объём и структура ввоза и вывоза продовольствия и сельскохозяйственного сырья в этом регионе определяются уровнем платежеспособного спроса населения республики на продовольственные товары, предложением продукции АПК собственного производства, поступающей на региональный рынок и минуя рынок [1,4].
Для увеличения инвестиционной привлекательности Чеченской Республики как значимого фактора для дальнейшего развития международного сотрудничества и внешнеэкономических связей, руководством республики проводится целенаправленная работа в этой сфере:
1. Сформирована нормативно-правовая база регулирования инвестиционной деятельности, предусматривающая различные формы государственной поддержки инвесторов: предоставление государственных гарантий Чеченской Республики; субсидирование процентных ставок по привлеченным кредитам; предоставление льгот по уплате налога на прибыль и налога на имущество; предоставление налоговых каникул.
2. Законодательно установлены финансовые и имущественные формы участия Чеченской Республики в проектах государственно-частного партнерства (далее — ГЧП), в частности: использование в интересах ГЧП госимущества и имущественных прав Чеченской Республики, в том числе долевого участия в уставных капиталах юридических лиц; выкуп результатов деятельности частного партнера в рамках Соглашений о ГЧП.
3. Для обеспечения исполнения обязательств инвесторов, привлекающих заемные средства под госгарантии РФ создана некоммерческая организация «Специальный гарантийный фонд Чеченской Республики» [3].
Главным источником в общем объеме инвестиций в основной капитал республики являются привлеченные средства. В связи с переходом с 2014 года к программному методу формирования республиканского бюджета было разработано 16 государственных программ Чеченской Республики (97 подпрограмм).
Реализация государственных программ направлена на решение социально-экономических проблем и оздоровление экономики республики.
В распределении инвестиций (без субъектов малого предпринимательства и объемов инвестиций, не наблюдаемых прямыми статистическими методами) по видам экономической деятельности в году наибольшая доля приходится на следующие виды деятельности: государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное страхование — 17,1 %; строительство — 17,1 %; образование — 13,6 %; транспорт и связь — 11,7 %.
Наиболее значимыми инвестиционными проектами, реализацию которых планируется начать в текущем году, являются:
- «Строительство всесезонного горнолыжного курорта «Ведучи» (стоимость проекта — 18600,0 млн.руб. Инициатор проекта — ООО «ВЕДУЧИ»). Проект предполагается реализовать с привлечением кредитных ресурсов «Внешэкономбанка» под государственные гарантии Российской Федерации и средств инициатора проекта;
- «Комплексная застройка спортивно-оздоровительного туристического комплекса «Грозненское море» (Стоимость проекта — 19304,3 млн.руб.). Реализация проекта планируется за счет внебюджетных инвестиций;
- «Строительство Грозненской ТЭС» (Стоимость проекта — 24000,0 млн.руб. Инициатор проекта — ОАО «Аргунэнерго»). Реализация проекта планируется за счет привлечения внебюджетных средств;
- «Строительство отеля в Грозном» (Стоимость проекта — 6500,0 млн.руб.). Реализация проекта планируется за счет привлечения внебюджетных средств.
Разработана нормативно-правовая база, гарантирующая защиту прав инвесторов и предусматривающая меры поддержки инвестиционной деятельности.
В рамках Государственной программы «Экономическое развитие и инновационная экономика Чеченской Республики» принята подпрограмма «Создание благоприятных условий для привлечения инвестиций в экономику Чеченской Республики на 2014–2016 годы».
Ведется целенаправленная работа по реализации задач, поставленных Президентом РФ по созданию благоприятных условий для привлечения инвестиций.
Во исполнение п. 2 перечня поручений Президента РФ от 31 января 2013 г. № Пр-144 ГС по итогам заседания Госсовета Российской Федерации от 27 декабря 2012 года Минрегионом России разработаны методические рекомендации по внедрению Стандарта деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе.
Постановлением Правительства ЧР от 3 декабря 2013 года за № 316 была утверждена «дорожная карта» внедрения Стандарта, состоящая из 15-ти мероприятий с указанием сроков реализации мероприятий и ответственных исполнителей.
Наиболее значимыми нормативно-правовыми актами, принятыми в рамках внедрения Стандарта являются: Закон Чеченской Республики от 12.05.2014 № 20-РЗ «Об индустриальных парках в Чеченской Республике»; Указ Главы Чеченской Республики от 22.01.2014 № 11 «О Совете по инвестициям при Главе Чеченской Республики»; Указ Главы Чеченской Республики от 05.05.2014 № 54 «Об Инвестиционной декларации Чеченской Республики»; постановление Правительства ЧР от 11 марта 2014 года № 32 «О внедрении оценки регулирующего воздействия в Чеченской Республике»; постановление Правительства ЧР от 06.05.2014 № 86 «Регламент сопровождения инвестиционных проектов по принципу «одного окна»; распоряжение Правительства ЧР от 12.05.2014 № 125-р «Об утверждении Инвестиционной стратегии Чеченской Республики до 2025 года».
Актуализирован перечень приоритетных инвестиционных проектов Чеченской Республики, включающий 55 инвестиционных проектов на общую сумму 178,55 млрд. рублей.
Основным источником инвестиций в республику до сих пор оставались средства федерального бюджета, поступающие по линии федеральных целевых программ. Завершение этих программ потребует привлечения средств с инвестиционных рынков, конкурируя на равных с другими участниками рынка. В этой ситуации важно заблаговременно создать необходимую инвестиционную и институциональную инфраструктуру в республике и подготовить кадры, способные работать в конкурентной среде, в условиях состязательности [5].
Позитивные изменения в социально-экономическом положении и стабилизация общественно-политической ситуации позволили вывести на новый уровень развития отношения Чеченской Республики со всеми регионами Российской Федерации и административно-территориальными образованиями зарубежных стран. Чеченская Республика имеет договорные отношения с 39 субъектами Российской Федерации, зарубежными городами (странами) — Минском (Беларусь), Стамбулом (Турция), провинцией Чжэцзян (КНР) и различными бизнес-структурами России и зарубежных стран. В ближайшей перспективе планируется подписание ряда соглашений о торгово-экономическом, научно-техническом и культурном сотрудничестве с зарубежными странами: между Правительством Азербайджанской Республики и Правительством Чеченской Республики (Российская Федерация) — в рамках развития сотрудничества между регионами осуществлены двусторонние официальные визиты, последний из которых состоялся в апреле 2012 года в г.Баку; между Правительством Государства Кувейт и Правительством Чеченской Республики (Российская Федерация) — проведены ряд рабочих встреч.
Доля Чеченской республики среди субъектов Северо-Кавказского федерального округа в 2014 году составляет всего 0,16 % стоимостных объемов округа, вместе с тем, имеется положительная динамика ежегодного увеличения данных объемов. Крупнейшими торговыми партнерами, ввозившими продукцию в республику были из стран дальнего зарубежья (в процентах от стоимости импорта республики) Китай (54,63 %), и Германия (8,59 %), а из стран СНГ — Украина (22,92 %) и Армения (2,23 %) [3].
Управление развивающимся регионом, по сути, представляет собой администрирование, таким во многом оно остается и сегодня. Благоприятное экономико — географическое положение, богатая минерально-сырьевая база, наличие квалифицированного работоспособного населения — это часть факторов, делающих Чеченскую Республику одним из наиболее перспективных регионов для ведения бизнеса, развития внешнеэкономических связей и инвестиционной деятельности в Северо-Кавказском федеральном округе и на Юге России в целом.
Литература:
1. Асхабов Р. Ю., Даудов М. Х., Магомадов В. А. Проблемы и перспективы развития межрегиональных продовольственных связей Чеченской Республики. Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2014. № 11 (71). С. 46.
2. Гайсумова Л. Д., Алиханова Д. В., Давлаков М. В. Формирование экономического механизма реализации региональных программ развития лесного хозяйства (на примере Чеченской Республики). Молодой ученый. 2011. № 5–1. С. 160–162.
3. Информация по развитию международного сотрудничества и внешнеэкономических связей Чеченской Республики, улучшению инвестиционного климата республики. www.ChechnyaTODAY.com
4. Латыпов Р. А. Методология регулирования межрегиональных торгово-экономических связей. Автореферат докторской диссертации. Казань., 2009.
5. Пояснительная записка к прогнозу социально-экономического развития Чеченской Республики на 2015 год и плановый период до 2017 года. Электронный ресурс: http:// economy-chr.ru
6. Рашидов М. У., Гакаев Р. А. Регионализация, как фактор устойчивого развития стран мира в условиях глобализации. В сборнике: Научные работы, практика, разработки, инновации 2013 года Cборник научных докладов. Sp. z o. o. «Diamond trading tour». Warszawa, 2013. С. 29–33.