Шанхайская организация сотрудничества как инструмент укрепления мира, безопасности и стабильности в азиатском регионе
Авторы: Сергеева Олеся Юрьевна, Шалыгина Дарья Олеговна, Бойцова Ангелина Андреевна
Рубрика: 8. Мировая экономика
Опубликовано в
Дата публикации: 11.11.2015
Статья просмотрена: 577 раз
Библиографическое описание:
Сергеева, О. Ю. Шанхайская организация сотрудничества как инструмент укрепления мира, безопасности и стабильности в азиатском регионе / О. Ю. Сергеева, Д. О. Шалыгина, А. А. Бойцова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы экономики и управления : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2015 г.). — Санкт-Петербург : Свое издательство, 2015. — С. 85-88. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/171/9020/ (дата обращения: 18.12.2024).
Основы к созданию Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) были заложены еще в 60-е годы ХХ века, когда Советский Союз и Китай вступили в переговоры по разрешению территориальных споров. В 1996 году была образована «Шанхайская пятерка», созданная в результате подписания между Казахстаном, Киргизией, Китаем, Россией и Таджикистаном соглашений об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооружённых сил в Азиатском регионе. В 2001 году пять стран-участниц приняли в состав организации Узбекистан, что повлекло переименование организации в Шанхайскую организацию сотрудничества, или «Шанхайскую шестерку». 10 июля 2015 года в ШОС вступили Индия и Пакистан [5,6]. В таблице 1 представлены страны-участницы ШОС и государства-наблюдатели, а также партнеры по диалогу [3].
Таблица 1
Страны — участницы ШОС |
Государства — наблюдатели |
Казахстан |
Афганистан |
Киргизия |
Белоруссия |
Китай |
Иран |
Индия |
Монголия |
Пакистан |
Камбоджа |
Россия |
Бангладеш |
Таджикистан |
Непал |
Узбекистан |
Турция |
|
Египет |
|
Сирия |
|
Шри-Ланка |
Партнеры по диалогу |
|
Азербайджан |
|
Армения |
|
Цели и задачи Шанхайской организации сотрудничества [3]:
укрепление взаимного доверия, дружбы и добрососедства между странами-участницами;
развитие и поддержание многопрофильного сотрудничества в целях укрепления мира, безопасности и стабильности в азиатском регионе, построения нового демократического, рационального политического и экономического международного порядка;
совместное противодействие терроризму, сепаратизму и экстремизму во всех их проявлениях, борьба с незаконным оборотом наркотиков и оружия, другими видами транснациональной преступной деятельности, а также незаконной миграцией;
развитие эффективного регионального сотрудничества в политической, торгово-экономической, оборонной, правоохранительной, природоохранной, культурной, научно-технической, образовательной, энергетической, транспортной, кредитно-финансовой и других областях, представляющих общий интерес;
содействие всестороннему и сбалансированному экономическому росту, социальному и культурному развитию в регионе посредством совместных действий на основе равноправного партнерства в целях неуклонного повышения уровня и улучшения условий жизни народов государств-участниц;
координирование подходов при интеграции в мировую экономику;
содействие обеспечению прав и основных свобод человека в соответствии с международными обязательствами государств-участниц и их национальным законодательством;
поддержание и развитие отношений с другими государствами и международными организациями;
взаимодействие в предотвращении международных конфликтов и их мирном урегулировании;
совместный поиск решений проблем, которые возникнут в ХХI веке.
Встречи глав государств ШОС проходят ежегодно. По итогам каждого саммита принимается ряд документов. В таблице 2 представлены даты проведения саммитов и принятые на них документы [3].
Таблица 2
Период проведения саммитов |
Принятые документы |
Июнь 2001 год Китай, Шанхай |
— Декларация о создании Шанхайской организации сотрудничества; — Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом |
Июнь 2002 год Россия, Санкт-Петербург |
— Декларация глав государств-членов ШОС; — Хартия ШОС |
Май 2003 год Россия, Москва |
— Программа торгово-экономического сотрудничества, рассчитанная на 20 лет |
Июнь 2004 год Узбекистан, Ташкент |
— Конвенция о привилегиях и иммунитетах ШОС |
Июль 2005 год Казахстан, Астана |
— Декларация сотрудничества глав государств-членов ШОС |
Июнь 2006 год Китай, Шанхай |
— Декларация пятилетия сотрудничества ШОС |
Август 2007 год Киргизия, Бишкек |
— Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве государств-членов ШОС; — Бишкекская декларация глав государств-членов ШОС |
Август 2008 год Таджикистан, Душанбе |
— Душанбинская декларация |
Июнь 2009 год Россия, Екатеринбург |
— Екатеринбургская декларация сотрудничества глав государств-членов ШОС |
Июнь 2010 год Узбекистан, Ташкент |
— Декларация десятого заседания Совета глав государств-членов ШОС |
Июнь 2011 год Казахстан, Астана |
— Астанинская декларация десятилетия ШОС |
Июнь 2012 год Китай, Пекин |
— Декларация глав государств-членов ШОС о построении региона долгосрочного мира и совместного процветания |
Сентябрь 2013 год Киргизия, Бишкек |
— Бишекская декларация глав государств-членов ШОС |
Сентябрь 2014 год Таджикистан, Душанбе |
— Душанбинская декларация глав государств-членов ШОС |
Июль 2015 год Россия, Уфа |
— План мероприятий, включающий более ста совместных проектов в различных областях |
Активное участие всех членов ШОС в области региональной экономики привело к большим результатам. Во-первых, это положительная динамика объемов двусторонней торговли между государствами-членами ШОС. Во-вторых, активная конструктивная деятельность всех стран-участниц в областях таможенной взаимопомощи, таможенной статистики и упрощения таможенных процедур. В-третьих, это достижение значительных результатов в области технико-экономического сотрудничества с целью улучшения инфраструктуры региона, направленных на создание энергетических, транспортных программ и применение современных медийных технологий. В-четвертых, это внедрение мероприятий и механизмов технической модернизации здравоохранения и экологии с применением современных технологий и достижений.
В 2014 году ВВП стран-членов ШОС достиг 12,5 трлн. $,внешнеэкономическая деятельность в сумме составила 5,27 трлн. $. В настоящее время Китай является лидирующим торгово-экономическим партнером России, Казахстана. Несмотря на мировой финансово-экономический кризис, взаимный товарооборот стран-членов «ШОС» характеризуется высокой динамикой роста. В таблице 3 представлены торгово-экономические показатели стран-членов ШОС за 2014 год.
Таблица 3
Страна |
Население, млн. чел. |
Территория, млн. м2 |
ВВП, млрд. $ |
Импорт, млрд. $ |
Экспорт, млрд. $ |
Россия |
143,8 |
17,1 |
1860,6 |
308,0 |
496,7 |
Узбекистан |
30,7 |
0,4 |
62,6 |
13,9 |
13,3 |
Таджикистан |
8,4 |
0,1 |
9,2 |
4,5 |
1,2 |
Киргизия |
5,8 |
0,2 |
7,4 |
5,5 |
1,5 |
Казахстан |
17,3 |
2,7 |
212,2 |
41,2 |
78,2 |
Китай |
1364,3 |
9,6 |
10360,1 |
1960,3 |
2342,7 |
Население стран «ШОС» составляет 1,6 млрд. человек (таб.3), это соответствует 21,8 % населению Земли. Совокупный ВВП стран «ШОС» за 2014 год составил 12,5 трлн. $ — это 16,1 % от мирового ВВП. На Китай и Россию приходится 98 % населения и 97 % суммарного ВВП интеграционного объединения. Эксперты отмечают, что уже в ближайшие 20 лет в рамках своей организации государства ШОС будут иметь свободное обращение товаров, капитала, технологий и услуг [2]. Объем ВВП стран, входящих в Шанхайскую организацию сотрудничества, на Азиатском континенте (это 12,5 трлн. $ за 2014 год) составляет более половины всего валового национального продукта, который вырабатывают на континенте другие государства. Вхождение новых государств в ШОС позволит сосредоточить огромный людской ресурс — 3 млрд. человек, половину мировых запасов нефти и газа, а также почти половину мирового оборонного комплекса, что составит в мировом масштабе большую силу. Экономическое сотрудничество между странами «ШОС» развивается очень быстрыми темпами. Так, товарооборот между Россией и Китаем в ближайшем будущем прогнозируется увеличить в два раза.
ШОС в последние годы стремительно развивает экономическое сотрудничество внутри самой организации между ее членами. Так на долгосрочной основе создана зона свободной торговли для увеличения потока товаров в азиатском регионе, ослабления торговых ограничений, среди них тарифы на экспорт и импорт, таможенные тарифы. Китай также определил особый акцент энергетическим проектам, включая исследования новых запасов углеводородов, совместное их использование с государствами-участниками ШОС. В экономическом смысле эта организация, как полагают аналитики, является дополнительным инструментом создания многополярного мира.
Таким образом, государства ШОС сосредотачивая в своем распоряжении большой людской ресурс, половину мировых запасов нефти и газа, а также почти половину мирового оборонного комплекса, являются в мировом масштабе глобальной силой, влияющей на экономические и политические процессы.
Литература:
- Мировая экономика Кишнер И. 1970–2013 гг. — http://www.be5.biz/store/wmr2013.html.
- http://old.redstar.ru/2006/12/06_12/3_04.html.
- http://ria.ru/infografika/20150708/1120666045.html.
- http://russian.people.com.cn/95181/7646474.html.
- http://www.ereport.ru/articles/ecunions/sco.htm.
- http://www.sgvavia.ru/forum/107–5401–1.
Похожие статьи
Развитие регионов Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс — один путь»
В современном научном сообществе все больший интерес вызывают внешнеполитические стратегии, предлагаемые Китаем, раскрывающие подход китайского политического руководства к современной системе глобального управления и международных отношений. Актуальн...
Похожие статьи
Развитие регионов Китая в контексте реализации инициативы «Один пояс — один путь»
В современном научном сообществе все больший интерес вызывают внешнеполитические стратегии, предлагаемые Китаем, раскрывающие подход китайского политического руководства к современной системе глобального управления и международных отношений. Актуальн...