Процесс кластеризации в мировой экономике | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 6. Организация и управление хозяйством страны

Опубликовано в

VI международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2016)

Дата публикации: 29.12.2015

Статья просмотрена: 1098 раз

Библиографическое описание:

Скворцов, Е. Н. Процесс кластеризации в мировой экономике / Е. Н. Скворцов. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 23-26. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9406/ (дата обращения: 19.12.2024).



 

В управленческих кругах разного уровня широкое распространение получило мнение, что кластерная концепция — это в первую очередь новая управленческая технология, которая как повышает рейтинг штата (региона) или отрасли, так и страны в целом. Данное мнение подтверждается рядом исследований, которые выявили, что кластерные образования являются более конкурентоспособными, чем одиночно или дисперсно расположенные фирмы в схожих отраслях. Например, опрос 160 региональных кластеров, проведенный М. Энрайтом, выявил, что около 60 % кластеров являются мировыми или национальными лидерами и только чуть более 20 % — образованиями со слабой конкурентоспособностью [3, c. 8].

Кластеризацией уже охвачено более 60 % экономик ведущих стран, она выступает как новый вектор развития мировой экономической системы. Рост конкурентоспособности в результате внедрения кластерных инициатив становится ключевым инструментом долгосрочной стратегии развития развитых и развивающихся стран. Практически все кластерные инициативы, реализованные за последние десятилетия, показывают, что конкурентоспособность развитых стран (США, Западная Европа, Япония) заключается в ограниченном числе кластеров — «локомотивах экономики».

Большинство исследователей в качестве основных мотивов создания кластера рассматривают следующие аргументы:

          эффективное внедрение новых технологий;

          повышение инновационной активности в регионе;

          привлечение инвестиций (внешних) в экономику региона;

          подготовка квалифицированного персонала;

          создание новых рабочих мест;

          выход региональных производителей на межрегиональный и экспортный рынки.

В последние годы главными аргументом при создании кластеров являются повышение инновационной активности и эффективное применение результатов данной активности. Активное участие компаний кластера в процессе создания инноваций подтверждена многими статистическими исследованиями. Исследования, проведенные в ЕС показали, что роль кластеров в развитии инноваций достаточно велика. Как показала статистика 60 % кластерных компаний активно занимаются инновационной деятельность (разработка новых продуктов или услуг), в сравнении с компаниями, которые не состоят в кластерах (лишь 40–45 %).

Специфика управления кластерами по сравнению с вертикально-интегрированными холдингами заключается в более гибкой системе управления. Управление кластерам осуществляется за счет косвенных связей, как правило, без прямого подчинения. Данная специфика управления усиливает инновационные процессы в кластерах и повышает активность его участников, что повышает конкурентоспособность кластера и его участников в частности.

Первым признанным инновационным кластером по праву считается «Кремниевая долина» (так же используется название «Силиконовая долина») которая располагается на территории штата Калифорния (США). Данная агломерация включает более 87 тысяч компаний и около 50 научно-исследовательских центров и университетов. По мимо этого на территории кластера действует более 200 венчурных фондов, более 800 коммерческих банков [4].

Показателен опыт Японии по формированию промышленных кластеров, еще в 1983 г. японским правительством была принята концепция развития технополисов. Реализация данной концепции показала, динамика экономического роста в пределах данных технополисов выше среднестатистических показателей. В начальной стадии реализации данной концепции по всей Японии было создано около 100 технопарков.По своей сути Технопарки стали точкой соприкосновения научно-исследовательские организаций и промышленных предприятий, в первую очередь в сфере коммерциализации инновационных разработок. Успешность данного взаимодействия так же объясняется активным участием государственных органов власти. На данной стадии был заложен фундамент будущих кластеров. На второй стадии с целью ускорения развития территорий (на которых базируются кластеры) были созданы специальные региональные центры, задачей которых является поиск и поддержка стратегически важных для региона проектов. Данные центры решают так же вопросы кооперации усилий в процессах создания инноваций (проведение исследований, обучение персонала, технический консалтинг). Центры занимаются организацией различных встреч (круглые столы) и конференций для участников кластера, в рамках которых решаются все вопросы, связанные с развитием кластеров. Для Японии характерны «Лучевые дистрикты» (по типологии Э.Маркузен), крупная компания является ядром кластера вокруг которой (в относительной территориальной близости) сосредоточено множество небольших компаний, осуществляющих субподряды.

В отличие от вертикально-интегрированных холдингов, небольшие компании кластера связаны с якорным предприятием контрактами на поставку товаров и услуг. Для примера можно рассмотреть кластер компании «Тойота» самого крупного производителя автомобилей в Японии. Данный кластер имеет развитую сеть из более 130 крупных поставщиков и около 36 тыс. небольших субподрядных компаний. [2, с.147].

Следует отметить, что автомобильная промышленность, производителей при выпуске автомобилей затрагивает большой перечень отраслей. Автомобильная отрасль является индикатором состояния всей промышленности, так как она оказывает самый большой мультипликативный эффект на экономику стран. В связи с этим в регионах с высокой концентрацией компаний занятых производством или обслуживающих автомобильную промышленность возникают кластеры. С 2009 года на территории Евросоюза располагается более 30 автомобильных кластеров. Глобализация мировой экономики привела с переносу производства товаров в страны с более дешевыми ресурсами (природные ресурсы, труд и т. д.). Данная тенденция привела к формированию новых автомобильных кластеров на территории стран Восточной Европы и стран Юго-Восточной Азии.

Для примера рассмотрим специфику формирования автомобильных кластеров в Западной Европе. В Австрии отправной точной создания кластера послужила государственная программа развития кластеров. Данная программа была направлена на ликвидацию барьеров на пути инновационного процесса. Координаторами программы выступили Австрийский институт экономических исследований и Национальный исследовательский центр. Координаторы программы в рамках своей деятельности провели сбор информации о потенциальных кластерах, результатом анализа данной информации послужили рекомендации по созданию и развитию инновационных кластеров.

Программа развития кластеров имела достаточно распространенную форму (в сравнение с кластерными инициативами, реализуемыми в других странах), и состояла из следующих блоков: создание механизмов стимулирования создания инноваций; рост производительности на предприятиях; создание новых рабочих мест; изменение технических регламентов (приведение к мировым стандартам); консалтинг участников программы.

Учитывая многочисленный состав кластера, консолидацией его участников занимались две структуры Национальная консалтинговая компания Австрии и Австрийское деловое агентство. Данные структуры имеют разветвленную сеть филиалов по всей Австрии, что значительно упростило задачу по формированию кластеров.

Автомобильный кластер Штирии — объединение, включающее более 100 компаний автомобильной промышленности и около 200 компаний из смежных отраслей. Участники кластера охватывают весь технологический цикл от производства автомобилей и комплектующих до утилизации старых автомобилей. Продукция кластера обеспечивает более 50 автоконцернов по всему миру.

Интересно рассмотреть французский опыт формирования кластеров [1, с. 36]. В решении этой задачи французское правительство исходило из того факта, что малые и средние предприятия, сконцентрированные в определённых географических областях выпускают однородную продукцию и создают значительное количество рабочих мест (значительная доля населения локации занята на данных предприятиях). Объединения таких предприятий в форме кластеров делают их способными извлекать выгоду из совместной работы и избегать излишних расходов.

Во Франции насчитывается около 200 территориальных кластеров. На конкурсной основе выделено 60 кластеров, которым оказывается национальная поддержка. Согласно принятой в обществе точке зрения федеральное, региональное и местное правительства могут и должны создавать благоприятную среду для стабильного функционирования и развития кластеров. Государственная техническая политика, реализуемая в таких развивающихся странах, как Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика и др., также направлена на объединение в кластеры малых и средних предприятий.

Так, в Индии действуют около 2000 кластеров, в их числе 388 –промышленных и 1657 кластеров, которые объединяют небольшие частные предприятия. Доля кластеров в экспорте Индии составляет более 60 %, при этом определенные кластеры являются монополистам в своих отраслях. Специфика размещения малых индийских компаний заключается в их концентрации вблизи крупных промышленных организаций, которые как правило находятся в крупных городских агломерациях (Бомбей, Дели, Калькута и т. д.). Ключевым фактором размещения в данном случае является значительные трудовой ресурс — дешевая рабочая сила (высокая плотность населения в сочетании с низким уровнем жизни). В 15 самых крупных городских агломерациях Индии располагаются более 80 крупнейших кластеров, в состав которых входят более 25 тыс. предприятий, из числа которых 7 тыс. предприятий являются экспортерами. Индийский кластеры имеют различную специфику, как правило состав данных кластеров колеблется от 30 до 2000 участников. Индийское правительство при поддержке кластеров в отличие от правительства других стран руководствуется одним критерием. Если кластер является экспортно-ориентированным, то его поддержка имеет высокий приоритет, если нет то приоритет низкий.

В противовес мировому опыту в России процессы кластеризации стали развиваться сравнительно недавно (с 2010 года). В промышленных регионах России создание инновационных промышленных кластеров является стратегической задачей. Наличие на территории данных районов потенциала в виде предприятий бывших территориально-производственных комплексов является уникальной компетенцией для успешного создания кластеров. Данные предприятия является уже созданными крупными промышленными центрами со всей необходимой инфраструктурой, в ряде случаев они являются градообразующими предприятиями. В подобных моногородах более 80 % населения занято на данных предприятиях, создана уникальная инфраструктура, налажены долгосрочные кооперационные связи. Промышленные моногорода, большинство из которых стали наукоградами, являются центрами созданных (в период СССР) территориально-производственных систем. Предприятия данных систем объединяют производственные, технологические, организационные, административные и другие виды связей. Создание промышленных кластеров на базе бывших территориально-производственных комплексов это наиболее логичный (зарекомендовавший себя в западных странах) и эффективный подход к реализации региональных стратегий долгосрочного развития.

 

Литература:

 

  1. Дранев Я. Н. Кластерный подход к экономическому развитию территорий/ Практика экономического развития территорий: опыт ЕС и России. М.: «Сканрус», 2001.
  2. Ускова Т. В., Барабанов А. С., Попова О. И., Иогман Л. Г., Ильин В. В. Производственные кластеры как инструмент повышения конкурентоспособности региона / Коллектив авторов под рук. Т. В. Усковой. — Вологда: Ин-т социально-экономического развития территорий РАН, 2010. — 246 с.
  3. Enright M. J. Survey on the Characterization of Regional Clusters: Initial Results. Working Paper, Institute of Economic Policy and Business Strategy: Competitiveness Program, University of Hong Kong, 2000. — 21 p.
  4. Solvell O., Lindqvist G., Ketels Ch. The Cluster Initiative Greenbook. The Competitiveness Institute/VINNOVA, Gothenburg, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): кластер, предприятие, Япония, Австрия, автомобильная промышленность, компания, Западная Европа, инновационная активность, координатор программы, США.