Сущность налогового мониторинга в России и особенности его осуществления в зарубежных странах
Авторы: Баландина Анна Сергеевна, Герб Анна Александровна
Рубрика: 4. Экономическое развитие и рост
Опубликовано в
VI международная научная конференция «Экономика, управление, финансы» (Краснодар, февраль 2016)
Дата публикации: 03.02.2016
Статья просмотрена: 780 раз
Библиографическое описание:
Баландина, А. С. Сущность налогового мониторинга в России и особенности его осуществления в зарубежных странах / А. С. Баландина, А. А. Герб. — Текст : непосредственный // Экономика, управление, финансы : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар : Новация, 2016. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/172/9720/ (дата обращения: 19.12.2024).
Налоговый мониторинг как форма налогового контроля был введен Федеральным законом № 348-ФЗ от 4 ноября 2014 года. Налоговый мониторинг — форма налогового контроля, осуществляемая в добровольном порядке в соответствии с регламентом информационного взаимодействия налогоплательщика и налоговой инспекции по представлению информации или доступа к информационным системам организации. Цель налогового мониторинга соответствует основной цели налогового контроля — проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налогов и сборов, но, естественно, существует ряд особенностей, характерных именно для этой формы контроля. Главной из них является то, что инициатором проведения мониторинга является не налоговые органы, а сами предприятия. Преимущество для налогоплательщиков заключается в том, что процедура мониторинга избавляет от возможности подвергнуться выездным или камеральным налоговым проверкам. Для того чтобы осуществить мониторинг, предприятию необходимо направить в налоговую инспекцию заявление не позднее 1 июля текущего года. Однако не все компании могут претендовать на налоговый мониторинг. Налоговым кодексом определены три критерия: [6]
1) совокупная сумма НДС, налога на прибыль, НДПИ, акцизов (без налогов, связанных с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза) должна быть не менее 300 млн. рублей за календарный год, предшествующий году подачи заявления;
2) суммарный объем полученных доходов по данным годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности за календарный год, предшествующий году подачи заявления, должен быть не менее 3 млрд. рублей;
3) совокупная стоимость активов организации по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности по состоянию на 31 декабря календарного года, предшествующего году подачи заявления, должна быть не менее 3 млрд. рублей.
Организации имеют право отозвать заявление до принятия налоговым органом решения о проведении мониторинга, которое принимается последним не позднее 1 ноября.
Предполагается, что введение процедуры налогового мониторинга сократит затрачиваемое на налоговые проверки время и позволит работникам налоговых органов расходовать его более эффективно.
Немало плюсов в нововведении и для самих предприятий. Самый явный из них — это возможность избежать выездной налоговой проверки, которая является несомненным стрессом для компании. Модель налогового мониторинга устраняет саму процедуру проверки и спор по ее результатам — длительной административной и судебной тяжбы. Все спорные ситуации решаются в процессе. [2]. Второе несомненное преимущество — планировать организацию деятельности с помощью тесной координации с налоговыми органами. Деятельность компании согласуется с позицией налоговых органов путем мотивированных мнений. Мотивированные мнения компания может запросить самостоятельно, имея сомнения или налоговые риски и в последующем действуя исходя из позиции налогового органа, либо предоставить свои аргументы для согласования. Компании, регулярно подвергающиеся налоговому контролю, могут рассчитывать на увеличение инвестиционной привлекательности.
Однако компаниям-претендентам на прохождение процедуры налогового мониторинга стоит помнить о ряде проблем, с которыми они могут столкнуться. Первое это то, что по критериям отбора пройти могут только крупные налогоплательщики с большим объёмом доходов и солидной стоимостью активов, то есть имеющие существенную налоговую базу. Неудобства может составить наличие множества отсылочных норм в тексте закона, которые имеют меньшую юридическую силу по сравнению с основным текстом закона, что может вызвать множество споров и разночтений.
Однако главным недостатком для фирм является обязанность раскрывать информацию: организации используют различные электронные системы учета, хранения и передачи данных, которые охраняются правилами информационной безопасности.
Следует обратить внимание на то, как осуществляется налоговый контроль в разных странах мира. В развитых странах собираемость налогов и сборов превышает показатели развивающихся стран в разы. В России по ряду оценок экономистов показатель собираемости варьируется от 40-60 %, при том, как в ведущих индустриальных странах со сложившейся и успешно функционирующей системой налогообложения показатели составляют примерно 90-92 %.
Самой первой страной, которая ввела горизонтальный налоговый мониторинг в систему осуществления налогового контроля, была Нидерланды. В 2005 году налоговая служба впервые предложила налогоплательщикам взаимодействие по поводу правильности исчисления налогов по средствам добровольного заключения соглашений. Соглашения охватывали все виды налогов и устанавливали обязательство субъекта налогообложения сообщать в налоговые органы обо всех операциях, содержащих возможные налоговые риски, давать собственную оценку юридическим последствиям сделки. В свою очередь, налоговая служба в оперативном порядке сообщает свое мотивированное мнение относительно такой операции, оценивает сумму налога, обсуждает возможные риски с хозяйствующем субъектом. [5, с. 36,37] Опыт внедрения налогового мониторинга был позитивным — большинство компаний, заключивших соглашения захотели продолжить сотрудничество с налоговыми органами по средствам соглашений.
Согласно налоговому законодательству Франции, у налогоплательщика есть право отправить запрос в налоговый орган для уточнения правомерности планируемой операции и получить консультацию по интересующим вопросам, связанным с налогообложением. В случае отсутствия ответа от налоговых органов в предусмотренные сроки, налогоплательщик совершает действия с позиции их полной правомерности и в этом случае налоговые органы не имеют права расценивать это действие как правонарушение. [4, с. 68]
Наиболее примечателен опыт США, т. к. система налогообложения этого государства признана одной из самых эффективных — при низких административных издержках, налоговая служба добивается высоких результатов собираемости налогов и высокой дисциплины налогоплательщиков в части добровольности уплаты налоговых платежей. [7, с. 39,40] Органом, осуществляющий контроль и администрирование в США является Служба внутренних доходов (СВД) — крупнейшее подразделение Министерства финансов США. Налоговый мониторинг отсутствует как таковой, но имеются механизмы, действующие аналогично. Каждый налогоплательщик может получить консультацию, по имеющемуся вопросу, в том числе по сделке, которую он намеревается заключить в форме информационных писем. [1, с. 34] Ответы, полученные налогоплательщиком, могут быть использованы в судах, при решении спорных ситуаций.
В Великобритании бухгалтеры и налоговые консультанты обязаны уведомлять налоговые и таможенные органы при смене действующего порядка организации бизнеса. [3, с. 42]
В странах СНГ так же уже несколько лет успешно применяется налоговый мониторинг. Как и в России, распространяется он на крупные предприятия. В Казахстане в список проверяемых входит триста крупнейших компаний, на Украине всего пять, которые впоследствии из — за нечетких условий организации взаимодействия отказались от сотрудничества с налоговыми органами. [5, с. 38]
Интересен опыт организации системы мониторинга в Белоруссии. Данная форма налогового контроля была введена в 2012 году и была ориентирована на компании, злоупотребляющие занижением доходов для целей налогообложения. Налоговые органы курируют деятельность таких налогоплательщиков. В случае выявления недоимок, такие предприятия обязаны предоставить корректировочную декларацию и доплатить налог, в таком случае никакой ответственности за правонарушение она не понесет. Это характеризует большую степень доверия государства к субъектам хозяйственной деятельности. Однако если такой субъект не прислушается к рекомендациям налоговых органов и не устранит нарушения в срок, то нести ответственность он будет в полном объеме.
С 2014 года в Белоруссии введен повышенный контроль по отношению к крупнейшим налогоплательщикам. Список таковых утверждается до 1 октября и действует в течение следующих двух лет. Организации, попавшие в список, будут обязаны предоставлять помимо стандартной отчетности дополнительных сведений о ходе ведения деятельности. Решение о проведении мониторинга в отношении этих организаций исходит от налоговых органов и является принудительным для субъектов хозяйственной деятельности.
В заключение можно сделать вывод, что с введением налогового мониторинга как формы налогового контроля, Россия приблизилась к модели организации налогового администрирования ведущих стран мира. Налоговая система Российской Федерации еще молодая и ей есть куда стремиться, поэтому необходимо использовать положительный опыт зарубежных стран в части успешно функционирующих механизмов налогового контроля, стремиться к совершенствованию законодательства и выработке налоговой дисциплины у налогоплательщиков.
Литература:
- Васильева М.В., Надточий Е.В. Зарубежный опыт организации сотрудничества налогоплательщиков и налоговых органов в сфере налогового контроля [Текст] / М.В. Васильева / Е.В. Надточий // Финансы и кредит. — 2010. — № 4(388). — С. 31-36.
- Дмитрий Кириллов: Кому и зачем нужен налоговый мониторинг. URL: http:// www.vedomosti.ru/opinion/articles/2015/01/26/komu-i-zachem-nuzhen-nalogovyj-monitoring. Дата обращения: 20.01.2016 г.
- Линовицкий Ю.А. Практика налогового контроля в зарубежных странах [Текст]/ Ю.А. Линовицкий // Налоги и налогообложение. — 2009. — № 11. — С. 40-44.
- Максимовских Д.В. Перспективы совершенствования налогового контроля в Российской Федерации: сближение механизмов налогового контроля в России и за рубежом [Текст]/ Д.В. Максимовских // Академический вестник. — 2015. — № 2(32). — С. 57-70.
- Мониторинг как новая форма налогового контроля: обзорная информация [Текст] // Вестник Приднестровского республиканского банка. — 2014. — № 3. — С. 32-39.
- Налоговый кодекс РФ. Часть 1 (в ред. Федерального закона от 29.12.2015 № 386-ФЗ). Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс». Дата обращения: 12.01.2016 г.
- Пономарева Н.В. США: опыт организации контрольной работы в налоговых органах [Текст] / Н.В. Пономарева // Международный бухгалтерский учет. — 2012. — № 28. — С. 37—42.