Применение методов фактического контроля при проверке расчетов коммерческих организаций | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием

Опубликовано в

IV международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2016)

Дата публикации: 24.03.2016

Статья просмотрена: 132 раза

Библиографическое описание:

Котельник, Ю. С. Применение методов фактического контроля при проверке расчетов коммерческих организаций / Ю. С. Котельник. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10100/ (дата обращения: 19.12.2024).



Самый распространенный метод фактического контроля — инвентаризация, с помощью которой не только осуществляется контроль за сохранностью собственности организации, но и обеспечивается достоверность фактических данных.

Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств юридических лиц (кроме банков) и организаций, которые финансируются за счет средств бюджета, определяется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 [5]).

Инвентаризация расчетов является частью обязательной инвентаризации имущества и обязательств, которая проводится перед составлением годовой отчетности в независимости от организационно-правовой формы и применяемых на предприятии налоговых режимов. Инвентаризация расчетов является наиболее сложным и проблемным вопросом в современных условиях.

Инвентаризация расчетов включает проверку расчетов:

 с покупателями;

 с поставщиками;

 с банками по займам (кредитам);

 с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам;

 работниками, в том числе подотчетными лицами;

 другими дебиторами и кредиторами.

Предлагаем семь правил, которым в обязательном порядке надо следовать при проведении инвентаризации расчетов и при отражении ее результатов в бухгалтерском учете.

Правило первое. Создать специальную комиссию.

Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия, состав которой утверждается руководителем в обязательном порядке. В состав инвентаризационной комиссии могут входить: представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (экономисты, инженеры и другие). Следует обратить особое внимание на важные аспекты данного правила, такие как:

  1. В состав инвентаризационной комиссии не могут входить материально-ответственные лица, но они в обязательном порядке должны присутствовать при ее проведении.
  2. Ни один из членов комиссии не должен отсутствовать во время проведения инвентаризации, в обратном случае, что все результаты могут быть признаны недействительными.

Также важно знать другие случаи обязательного проведения инвентаризации расчетов:

 ликвидация или реорганизация организации;

 смена руководителя организации;

 имущество подлежит выкупу или передается в аренду;

 выявление факта хищения, порчи имущества, пожар и другое.

Правило второе. Издать приказ руководителя.

Приказ о проведении инвентаризации (либо другой распорядительный документ) является обязательным аспектом. Унифицированная форма приказа № ИНВ-22 утверждена Госкомстатом России (Постановление от 18.08.1998 г. № 88) И хотя с 1 января 2013 года с вступлением в силу Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [3] формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, большинство бухгалтеров предпочитают использовать именно эту форму приказа.

В приказе нужно обязательно отразить: состав инвентаризационной комиссии, причину и срок инвентаризации, объекты инвентаризации.

Правило третье. Подготовка кпроведению инепосредственно проведение инвентаризации расчетов.

Инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками.

Инвентаризация расчетов с покупателями, заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами, кредиторами заключается в проверке сумм, которые числятся на счетах:

 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:

 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:

 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Порядок проведения инвентаризации прочих расчетов.

Обязательной инвентаризации в бухгалтерском учете подлежат расчеты, отражаемые на следующих счетах:

 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;

 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;

 68 «Расчеты по налогам и сборам»;

 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;

 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;

 71 «Расчеты с подотчетными лицами»;

 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Правило четвертое. Занести полученные данные винвентаризационные описи сприложением справок.

Формы инвентаризационных описей (актов) можно разработать самостоятельно либо использовать формы представленные в приложениях к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и обязательств № 34 н [4].

Результаты инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками, например, оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме № ИНВ-17. В этой справке указываются:

 реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;

 дата и причина возникновения задолженности;

 сумма задолженности.

Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17. В нем отражаются:

 наименование организации дебитора (кредитора);

 счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;

 суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);

 суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.

Правило пятое. Полученные результаты сверить сданными бухгалтерского учета.

Если в результате инвентаризации комиссия выявила отклонения, то оформляется сличительная ведомость, в которой отражаются эти отклонения. То есть сличительная ведомость необходима для отражения расхождений между данными инвентаризационных описей и данными бухгалтерского учета.

Правило шестое. Отразить итоги инвентаризации расчетов витоговой ведомости.

Итоги проведенной инвентаризации расчетов обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Ведомость учета результатов можно организацией разработать самостоятельно, либо воспользоваться унифицированной формой № ИНВ-26(утв. Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 г № 26) [2], в которой отражаются все выявленные недостачи, излишки и пр.

Правило седьмое. Отразить результаты инвентаризации вбухучете.

Расхождения между данными бухучета и фактическим наличием состояния расчетов в организации, выявленным в ходе инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете согласно «Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ» (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34 н) (п. 5.1 Методических указаний) [4]

Литература:

  1. Тепляков А. Б. Все о расчетах организации. Гросс Медиа Росбух, 2009 г. — 312 с.
  2. Формы первичных документов по учету результатов инвентаризации утверждены Госкомстатом России Постановлением от 27.03.2000 г. № 26.
  3. Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
  4. Положение по бухучету, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34 н.
  5. Порядок проведения инвентаризации в Методических указаниях, утвержденный приказом Минфина России от 13.06.1995 г № 49.
Основные термины (генерируются автоматически): бухгалтерский учет, инвентаризация расчетов, Расчет, дебитор, инвентаризационная комиссия, кредитор, обязательный порядок, правило, сумма задолженности, сличительная ведомость.