Применение методов фактического контроля при проверке расчетов коммерческих организаций
Автор: Котельник Юлия Самедовна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 24.03.2016
Статья просмотрена: 132 раза
Библиографическое описание:
Котельник, Ю. С. Применение методов фактического контроля при проверке расчетов коммерческих организаций / Ю. С. Котельник. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 62-64. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10100/ (дата обращения: 19.12.2024).
Самый распространенный метод фактического контроля — инвентаризация, с помощью которой не только осуществляется контроль за сохранностью собственности организации, но и обеспечивается достоверность фактических данных.
Порядок инвентаризации имущества и финансовых обязательств юридических лиц (кроме банков) и организаций, которые финансируются за счет средств бюджета, определяется Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (приказ Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49 [5]).
Инвентаризация расчетов является частью обязательной инвентаризации имущества и обязательств, которая проводится перед составлением годовой отчетности в независимости от организационно-правовой формы и применяемых на предприятии налоговых режимов. Инвентаризация расчетов является наиболее сложным и проблемным вопросом в современных условиях.
Инвентаризация расчетов включает проверку расчетов:
с покупателями;
с поставщиками;
с банками по займам (кредитам);
с бюджетом по налогам и сборам и внебюджетными фондами по страховым взносам;
работниками, в том числе подотчетными лицами;
другими дебиторами и кредиторами.
Предлагаем семь правил, которым в обязательном порядке надо следовать при проведении инвентаризации расчетов и при отражении ее результатов в бухгалтерском учете.
Правило первое. Создать специальную комиссию.
Инвентаризацию проводит специально созданная комиссия, состав которой утверждается руководителем в обязательном порядке. В состав инвентаризационной комиссии могут входить: представители администрации организации, работники бухгалтерии, другие специалисты (экономисты, инженеры и другие). Следует обратить особое внимание на важные аспекты данного правила, такие как:
- В состав инвентаризационной комиссии не могут входить материально-ответственные лица, но они в обязательном порядке должны присутствовать при ее проведении.
- Ни один из членов комиссии не должен отсутствовать во время проведения инвентаризации, в обратном случае, что все результаты могут быть признаны недействительными.
Также важно знать другие случаи обязательного проведения инвентаризации расчетов:
ликвидация или реорганизация организации;
смена руководителя организации;
имущество подлежит выкупу или передается в аренду;
выявление факта хищения, порчи имущества, пожар и другое.
Правило второе. Издать приказ руководителя.
Приказ о проведении инвентаризации (либо другой распорядительный документ) является обязательным аспектом. Унифицированная форма приказа № ИНВ-22 утверждена Госкомстатом России (Постановление от 18.08.1998 г. № 88) И хотя с 1 января 2013 года с вступлением в силу Закона «О бухгалтерском учете» № 402-ФЗ [3] формы первичных учетных документов, содержащиеся в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, не являются обязательными к применению, большинство бухгалтеров предпочитают использовать именно эту форму приказа.
В приказе нужно обязательно отразить: состав инвентаризационной комиссии, причину и срок инвентаризации, объекты инвентаризации.
Правило третье. Подготовка кпроведению инепосредственно проведение инвентаризации расчетов.
Инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками.
Инвентаризация расчетов с покупателями, заказчиками, с поставщиками и подрядчиками, а также с прочими дебиторами, кредиторами заключается в проверке сумм, которые числятся на счетах:
60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»:
62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»:
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Порядок проведения инвентаризации прочих расчетов.
Обязательной инвентаризации в бухгалтерском учете подлежат расчеты, отражаемые на следующих счетах:
66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам»;
67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам»;
68 «Расчеты по налогам и сборам»;
69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»;
70 «Расчеты с персоналом по оплате труда»;
71 «Расчеты с подотчетными лицами»;
73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;
76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Правило четвертое. Занести полученные данные винвентаризационные описи сприложением справок.
Формы инвентаризационных описей (актов) можно разработать самостоятельно либо использовать формы представленные в приложениях к Методическим указаниям по инвентаризации имущества и обязательств № 34 н [4].
Результаты инвентаризации расчетов с покупателями и поставщиками, например, оформляются следующим образом. Сначала итоги проверки каждого дебитора и кредитора заносятся в справку, являющуюся приложением к акту по форме № ИНВ-17. В этой справке указываются:
реквизиты каждого дебитора и кредитора организации;
дата и причина возникновения задолженности;
сумма задолженности.
Затем на основании этой справки составляется акт инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17. В нем отражаются:
наименование организации дебитора (кредитора);
счета бухгалтерского учета, на которых числится задолженность;
суммы задолженности, согласованные и не согласованные с дебиторами (кредиторами);
суммы задолженности, по которым истек срок исковой давности.
Правило пятое. Полученные результаты сверить сданными бухгалтерского учета.
Если в результате инвентаризации комиссия выявила отклонения, то оформляется сличительная ведомость, в которой отражаются эти отклонения. То есть сличительная ведомость необходима для отражения расхождений между данными инвентаризационных описей и данными бухгалтерского учета.
Правило шестое. Отразить итоги инвентаризации расчетов витоговой ведомости.
Итоги проведенной инвентаризации расчетов обобщаются в ведомости учета результатов, выявленных инвентаризацией. Ведомость учета результатов можно организацией разработать самостоятельно, либо воспользоваться унифицированной формой № ИНВ-26(утв. Постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 г № 26) [2], в которой отражаются все выявленные недостачи, излишки и пр.
Правило седьмое. Отразить результаты инвентаризации вбухучете.
Расхождения между данными бухучета и фактическим наличием состояния расчетов в организации, выявленным в ходе инвентаризации, отражаются в бухгалтерском учете согласно «Положению о бухгалтерском учете и отчетности в РФ» (утв. Приказом Минфина РФ от 29.07.1998 г. № 34 н) (п. 5.1 Методических указаний) [4]
Литература:
- Тепляков А. Б. Все о расчетах организации. Гросс Медиа Росбух, 2009 г. — 312 с.
- Формы первичных документов по учету результатов инвентаризации утверждены Госкомстатом России Постановлением от 27.03.2000 г. № 26.
- Закон от 06.12.2011 г. № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете».
- Положение по бухучету, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 г. № 34 н.
- Порядок проведения инвентаризации в Методических указаниях, утвержденный приказом Минфина России от 13.06.1995 г № 49.