Совершенствование системы отбора персонала в сфере услуг
Автор: Надыкто Мария Евгеньевна
Рубрика: 14. Экономика и организация предприятия, управление предприятием
Опубликовано в
IV международная научная конференция «Экономическая наука и практика» (Чита, апрель 2016)
Дата публикации: 04.04.2016
Статья просмотрена: 2670 раз
Библиографическое описание:
Надыкто, М. Е. Совершенствование системы отбора персонала в сфере услуг / М. Е. Надыкто. — Текст : непосредственный // Экономическая наука и практика : материалы IV Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 71-74. — URL: https://moluch.ru/conf/econ/archive/173/10174/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье исследованы механизмы совершенствование системы отбора персонала в сфере услуг на примере действующего предприятия ООО «Бастион Лайн», г. Находка Приморского края.
Ключевые слова: организация, подбор, отбор, наем, персонал, кадры, претендент, методы, анализ, технологии.
В условиях постоянно изменяющейся структуры национальной экономики, увеличения конкуренции первостепенное значение приобретает человеческий ресурс организаций. Именно от компетентности персонала, его профессиональных и личностных качеств зависит стабильное развитие как организации, так и самого общества. В связи с этим возникает потребность создания и использования в фирмах современных и эффективных технологий отбора, подбора и найма персонала. Такие технологии создаются с учетом внешних (состояние экономики в стране и мире, ситуация на рынке труда и другие) и внутренних (периоды жизненного цикла фирмы, ее позиции в отрасли и другие) факторов. Многие ученые рекомендуют разработку профессиональных требований с учетом определения будущих навыков сотрудника, создание (или адаптирование) эффективных методик оценки и отбора рабочего персонала применительно к конкретной организации, расчет экономического эффекта от их применения и т. д. [1, с. 54]. Современные российские организации нуждаются во внедрении эффективной системы подбора, отбора и найма персонала по ряду причин.
Первая из них заключается в том, что отсутствие системного видения процесса отбора, подбора и найма персонала часто приводит к ошибке, обуславливающей повышение текучести кадров, рост затрат на наем персонала, уменьшение производительности труда, рост уровня травматизма, формирование негативной репутации фирмы и др. Вторая причина кроется в том, что зачастую при отборе персонала используются устаревшие, неэффективные технологии, заимствованные из заграничной практики, как правило, без учета российских условий. Эти технологии отбора в ряде случаев уже морально устарели и нуждаются в принципиальном обновлении [2, с. 130].
В отечественной же научной литературе по теории управления и экономике труда наблюдается явный недостаток работ, посвященных осмыслению новейших технологий отбора, подбора и найма персонала. Третья причина заключается в том, что в некоторых фирмах не проводятся предварительные расчеты затрат на применение той или другой технологии отбора, подбора и найма персонала, что приводит к дополнительным финансовым затратам.
Таким образом, необходимость анализа системы подбора, отбора и найма персонала характеризуется проблемами, с которыми встречаются российские фирмы в своей рабочей деятельности: это отсутствие отлаженного механизма отбора кандидатов на вакантные должности; отсутствие в некоторых фирмах разработанных требований к кандидатам; отсутствие связи целей подбора, отбора и найма персонала, с одной стороны, с задачами и целями фирмы на определенном периоде ее развития, с другой; недостаток штата специалистов, способных квалифицированно провести подбор, отбор и наем персонала [3, с. 123].
Существует необходимость доработки заграничных технологий отбора, подбора и найма персонала и создания отечественных разработок в этой области; проведения экономических обоснований при выборе той или другой технологии подбора, отбора и найма персонала; обучения современным технологиям отбора, подбора и найма персонала; проведения экономической проверки эффективности подбора, отбора и найма персонала.
Общество с ограниченной ответственностью «Бастион Лайн» создано одним учредителем в 2009 году. В кафе обеспечен высокий уровень комфортности за счет великолепного дизайна зала, оборудования удобной мебелью, создания надлежащего микроклимата путем кондиционирования воздуха, интерьера и т. д.
В табл. 1 представлены технико-экономические показатели деятельности ООО «Бастион Лайн» за 2014–2015 гг.
Таблица 1
Технико-экономические показатели деятельности ООО «Бастион Лайн» за 2014–2015гг.
Показатель |
2014г. |
2015г. |
Абсолютный прирост |
Темп роста,% |
Выручка от продажи товаров, тыс. руб. |
2604 |
3502 |
898 |
26 |
Себестоимость, тыс. руб. |
1630 |
2090 |
460 |
22 |
Валовая прибыль, тыс. руб. |
974 |
1412 |
438 |
31 |
Прибыль до налогообложения, тыс. руб. |
524 |
707 |
183 |
26 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
344 |
480 |
136 |
28 |
Уставной капитал, тыс. руб. |
1500 |
1500 |
0 |
0 |
Дебиторская задолженность, тыс. руб. |
85 |
94 |
9 |
10 |
Кредиторская задолженность, тыс. руб. |
155 |
277 |
122 |
44 |
Собственный капитал, тыс. руб. |
1927 |
2443 |
516 |
21 |
Заемный капитал, тыс. руб. |
338 |
471 |
133 |
28 |
Рентабельность производства, % |
59,75 |
67,56 |
7,81 |
12 |
Рентабельность предприятия, % |
11,81 |
52,41 |
40,60 |
77 |
Фондоотдача |
0,06 |
0,06 |
0,00 |
2 |
Экономическая эффективность предприятия, % |
17,85 |
19,65 |
1,80 |
9 |
Из табл. 1 видно, что с 2014 г. возрос объем выручки от продажи в абсолютных показателях на 898 тыс. руб., темп роста составил 26 %. Данный фактор объясняется увеличением спроса на услуги предприятия. В связи с ростом объема выручки увеличились показатели себестоимости, валовой и чистой прибыли, уровень темпа роста у данных показателей колеблется от 22 до 28 %. Следует также отметить тенденцию к увеличению уровней дебиторской и кредиторской задолженностей на 9 и 122 тыс. руб. соответственно. Темп роста уровня кредиторской задолженности составил 44 %, что свидетельствует о нехватке оборотного капитала на предприятии.
В целом в 2014–2015 гг. отмечается равномерный рост собственного и заемного капитала, характерного для развивающейся организации. Увеличение рентабельности производства на 7,81 % произошло в связи с преобладанием в 2015 г. такого вида услуг, как огнезащита, чья рентабельность выше иных видов услуг, оказываемых предприятием. Темп роста в 77 % рентабельности предприятия также связан с увеличением объема услуг по огнезащите, которые имели завышенную стоимость в 2015 г., обусловленную высоким уровнем спроса. Экономическая эффективность предприятия с 2014 г. увеличилась на 1,8 %. Краткая экономическая характеристика организации была бы неполной без качественного и количественного анализа персонала ООО «Бастион Лайн» (табл. 2).
Таблица 2
Состав сотрудников ООО «Бастион Лайн» по трудовому стажу
Общий стаж работы, лет |
Количество сотрудников, чел. |
Удельный вес сотрудников,% |
||
2014 |
2015 |
2014 |
2015 |
|
Менее 1 |
1 |
0 |
4 |
0 |
1–3 |
2 |
3 |
8 |
11 |
3–5 |
8 |
9 |
32 |
33 |
5–10 |
8 |
9 |
32 |
33 |
10–20 |
5 |
4 |
20 |
15 |
Свыше 20 |
1 |
2 |
4 |
7 |
Итого |
25 |
27 |
100 |
100 |
На основании табл. 2 можно сделать вывод, что за 2014–2015 гг. число работников ООО «Бастион Лайн» увеличилось, что косвенно подтверждает стабильность работы организации. Состав персонала ООО «Бастион Лайн» по гендерному признаку, возрасту и уровню профессионального образования приведен в табл. 3.
Таблица 3
Состав персонала по гендерному признаку, возрасту иуровню образования, чел.
Показатель |
2014г. |
2015г. |
Отклонение 2014/2015гг. |
Темп роста 2014/2015гг.,% |
||||
По гендерному признаку |
||||||||
Мужчины |
15 |
16 |
1 |
107 |
||||
Женщины |
10 |
11 |
1 |
110 |
||||
По возрасту |
||||||||
18–25 лет |
4 |
2 |
-2 |
50 |
||||
25–35 лет |
19 |
20 |
1 |
105 |
||||
35–45 лет |
1 |
3 |
2 |
300 |
||||
45 лет и старше |
1 |
2 |
1 |
200 |
||||
По уровню образования |
||||||||
Среднее |
2 |
1 |
-1 |
50 |
||||
Среднее специальное |
3 |
2 |
-1 |
67 |
||||
Высшее |
20 |
25 |
5 |
125 |
||||
Данные табл. 3 наглядно показывают, что самая многочисленная группа работников предприятия — люди от 25 до 35 лет с высшим профессиональным образованием. Положительная динамика в уровне образования сотрудников в 2015 г. связана с политикой руководства организации, отдающей предпочтение при найме на работу лицам, заканчивающим профессиональное обучение по заочной форме. В табл. 4 представлены методы оценки кандидатов на вакантные должности.
Таблица 4
Методы оценки кандидатов на вакантные должности вООО «Бастион Лайн»
Метод |
Краткое описание |
Биографический метод |
Оценка работника по биографическим данным. |
Произвольные устные или письменные характеристики |
Устное или письменное описание того, что собой представляет работник и как он себя проявляет (включая достижения и упущения). |
Тестирование |
Определение знаний, умений, способностей и других характеристик на основе специальных тестов. |
Ранжирование |
Определение экспертным или другим путем ранга (места) оцениваемого среди других работников и расположение всех оцениваемых по порядку убывания рангов. |
Метод критического инцидента |
Оценивается, как вел себя работник в критической ситуации (понятие ответственного решения, разрешение незнакомой проблемы, преодоление сложной ситуации и др.). |
Метод свободного или индивидуального обсуждения |
В свободной форме или по заранее составленной программе проводится обсуждение с оцениванием планов и практических результатов работы кандидата, сотрудника. |
Метод альтернативных характеристик |
Отдельный работник характеризуется с точки зрения наличия или отсутствия того или иного качества. |
В целом система подбора и отбора персонала в ООО «Бастион Лайн» организована на достаточно высоком уровне; в то же время анализ движения персонала выявил значительное выбытие персонала по определенному показателю, связанному с внутренней ситуацией в организации. Как правило, это претенденты, не прошедшие испытательный срок. Причиной послужил неэффективный подход к системе подбора и отбора персонала.
В качестве направлений совершенствования системы отбора и подбора персонала в ООО «Бастион Лайн» предлагаются оптимизация затрат на отбор персонала, использование комплексного подхода к процессу:
а) системы оценки деятельности отдела кадров в области подбора, отбора и найма персонала;
б) технологии проведения личных собеседований;
в) методов выявления дезинформации, неискренности в процессе личного собеседования.
Оценку полезности предлагаемых направлений усовершенствования системы отбора и подбора персонала предлагается проводить по следующим количественным показателям:
1) уровень текучести кадров, особенно среди новых работников;
2) доля рабочих кадров, не прошедших испытательный срок, от общего числа взятых на работу;
3) финансовые траты на поиск и отбор кандидатов;
4) уровень дисциплинарных нарушений среди новых работников (отсутствие на рабочем месте, опоздания, прогулы);
5) уровень ошибок и брака, создаваемых новыми работниками;
6) уровень производственного травматизма среди новых рабочих;
7) количество жалоб и претензий со стороны потребителей, клиентов, поставщиков, полученных по вине новых работников [4, с. 120].
С экономической стороны использование в рабочей практике организации этих направлений увеличит эффективность траты средств из-за экономии их на обучении вследствие подбора уже профессионально подготовленных кадров. Предложенные направления усовершенствования позволят сделать отбор рабочих кадров в организации более эффективным.
Литература:
1. Валиева О. В. Управление персоналом. — М.: Приор-Издат, 2010. — 175 с.
2. Дейнека А. В. Управление персоналом: Учебник. — М.: Дашков и К, 2010. — 291 с.
3. Бунатян А. Н. Методологические аспекты подбора персонала в современных условиях //Вестник Университета Российской академии образования. — 2010. — № 3. — С. 123–129.
4. Сидорчук А. П. Методы оценки и принятия решения о приеме кандидата на работу // Московское научное обозрение. — 2011. — № 5(9). — С. 118–127.
Ключевые слова
анализ, персонал, методы, организация, кадры, отбор, подбор, наем, претендент, техно-логииПохожие статьи
Современные логистические технологии в складской деятельности
В статье автор рассказывает про инновационные технологии, которые применяются при организации складской деятельности.
Технологии отбора персонала на предприятии
В статье проанализированы основные технологии отбора персонала в современных организациях. Эффективные технологии отбора персонала в коммерческих организациях позволяют проводить отбор высококвалифицированных сотрудников, способных удерживать конкуре...
Организация системы развития персонала в компании, оказывающей услуги по деловым, корпоративным и частным поездкам
В статье рассмотрены проблемы организации систем развития персонала на примере компании ООО «Морское агентство группы Посейдон».
Организация анализа рисков предприятия ООО «Альянс»
В статье представлена методика анализа рисков текстильного предприятия ООО «Альянс», направленная на повышение антикризисного управления экономического субъекта в отрасли.
Модель организации управленческого учета в торговле
В статье рассмотрена сущность управленческого учета и модель его организации. Рассмотренная модель была применена к торговле банковскими продуктами в условиях современного рынка России.
Оценка качества менеджмента ООО «Красотинское»
В статье обоснована актуальность проблемы качества менеджмента на предприятиях РФ, доказана важность оценки качества менеджмента для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к оценке качества менеджмента в компании. Представлены резуль...
Управление мотивацией на примере сотрудников АО «Мегафон Ритейл»
В статье рассматривается система управления организацией на примере мотивации сотрудников. Анализируются виды мотивации и их влияние на персонал организации.
Современные подходы в системе обучения и повышения квалификации персонала с использованием дистанционных технологий
В статье автор исследует современные подходы в системе обучения и повышения квалификации персонала с использованием дистанционных технологий на примере компании PVH.
Совершенствование основных бизнес-процессов транспортной компании
В статье автор рассматривает методы оптимизации бизнес-процессов организации, способы улучшения работы предприятия.
Разработка моделей процесса продаж предприятия ООО «Росса-пром»
В данной статье проведен анализ процесса продаж предприятия ООО «Росса-пром», построены функциональные и операционные модели процессов, а также выявлены проблемы бизнес-процессов продаж и пути их решения для предприятия.
Похожие статьи
Современные логистические технологии в складской деятельности
В статье автор рассказывает про инновационные технологии, которые применяются при организации складской деятельности.
Технологии отбора персонала на предприятии
В статье проанализированы основные технологии отбора персонала в современных организациях. Эффективные технологии отбора персонала в коммерческих организациях позволяют проводить отбор высококвалифицированных сотрудников, способных удерживать конкуре...
Организация системы развития персонала в компании, оказывающей услуги по деловым, корпоративным и частным поездкам
В статье рассмотрены проблемы организации систем развития персонала на примере компании ООО «Морское агентство группы Посейдон».
Организация анализа рисков предприятия ООО «Альянс»
В статье представлена методика анализа рисков текстильного предприятия ООО «Альянс», направленная на повышение антикризисного управления экономического субъекта в отрасли.
Модель организации управленческого учета в торговле
В статье рассмотрена сущность управленческого учета и модель его организации. Рассмотренная модель была применена к торговле банковскими продуктами в условиях современного рынка России.
Оценка качества менеджмента ООО «Красотинское»
В статье обоснована актуальность проблемы качества менеджмента на предприятиях РФ, доказана важность оценки качества менеджмента для целей управления. Проведен обзор теоретических подходов к оценке качества менеджмента в компании. Представлены резуль...
Управление мотивацией на примере сотрудников АО «Мегафон Ритейл»
В статье рассматривается система управления организацией на примере мотивации сотрудников. Анализируются виды мотивации и их влияние на персонал организации.
Современные подходы в системе обучения и повышения квалификации персонала с использованием дистанционных технологий
В статье автор исследует современные подходы в системе обучения и повышения квалификации персонала с использованием дистанционных технологий на примере компании PVH.
Совершенствование основных бизнес-процессов транспортной компании
В статье автор рассматривает методы оптимизации бизнес-процессов организации, способы улучшения работы предприятия.
Разработка моделей процесса продаж предприятия ООО «Росса-пром»
В данной статье проведен анализ процесса продаж предприятия ООО «Росса-пром», построены функциональные и операционные модели процессов, а также выявлены проблемы бизнес-процессов продаж и пути их решения для предприятия.